«ЛЮДИ ДОЖДЯ» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

«ЛЮДИ ДОЖДЯ» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Это чудесное одиночество, какое не может подарить ни один город в мире. Но каково, если это одиночество становится неотъемлемой формой жизни? Миллионы людей струятся мимо, из тоннелей метро, к автобусам, к вокзалам, в закусочные, молочные бары, в бюро и конторы. Никто не бросит даже мимолетного взгляда на встречного, имей он даже третий глаз во лбу – никто не обратит внимания. Как будто люди не имеют ни взгляда, ни тела – так без трения смешиваются и разделяются течения. Можно в течение дня в час пик или в тихие часы гулять по Парк-Авеню, пересекать Мэдисон Авеню, осматривать до опустошения Рокфеллер-центр, так не ощутив ни малейшего контакта, не перехватив взгляда и не испытав ни малейшего порыва. Постепенно приучаешься держать свои глаза в узде, глядя в пустоту. Иначе одиночество, которым большинство лиц окружены здесь как невидимой стеной, было бы невыносимо». Эти строки написал Фридрих Сибург о Нью-Йорке. В своем высказывании автор говорит о том, что информационное общество, пришедшее на смену индустриальному, делает людей безликими, превращает в вещи, компьютерные программы, не имеющие сердца и сознания. Новый человек сам толкает себя в страшные руки аутизма.

Наш мир тихой сапой охватывает эпидемия аутизма - болезни «людей дождя». Для нее не существует ни расовых, ни этнических, ни социальных границ. По данным Министерства образования США, за последнее десятилетие минувшего века прирост больных аутизмом в этой стране составил 273 процента. И если в 1992/93 учебном году в Америке обучались 15,5 тысячи детей, страдающих аутизмом, то в 1997/98 году их число выросло до 42,5 тысячи. А вот общемировые цифры: из 10 000 новорожденных 15 - 20 - аутисты. Два года назад называли цифру 4 из 10 000; тогда их было два с половиной миллиона. Кстати, в России взрослых аутистов нет. На Западе их стараются адаптировать к окружающему миру, помочь всевозможными социальными программами. В США государство, без учета денег от благотворительных фондов, выделяет около 30 тысяч долларов в год на каждого аутичного ребенка. Но пока это мало помогает. 70% больных не имеют друзей, а 95% никогда не женились и не выходили замуж. Устроиться на работу могут только 20 - 30% «людей дождя». И это притом, что их число постоянно и неуклонно растет. На сегодняшний день аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые.

Оказывается, аутизмом в четыре раза чаще страдают мальчики, чем девочки. Болезнь воздействует как на психические функции вроде речи или интеллекта, так и на восприятие мира. Так, больные зачастую не имеют собственного мнения и не понимают общего смысла происходящих вокруг событий. Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. Ребенок не играет, не улыбается, никак не реагирует на собственную мать, а когда к двум-трем годам начинает говорить, то переставляет местоимения или использует штампы. Затем болезнь прогрессирует следующим образом: ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы, слабо реагирует на происходящее эмоционально, подвержен неофобии - боязни всего нового, однообразно ведет себя, например, постоянно постукивая или тряся руками. Привлечь его внимание очень и очень сложно.

Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. То есть человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу. Поэтому те самые однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение.

Выделяют четыре группы аутизма. Первая является самой тяжелой. Она характеризуется полной отрешенностью человека от происходящего. К сожалению, вероятность того, что он выйдет из своего «заколдованного» состояния, мизерно мала. Вторая группа включает в себя тех, кто активно отвергает происходящее. В речи такие больные любят использовать штампы типа: «Здравствуйте! Как дела? У меня все хорошо», здороваясь с любым знакомым или незнакомым человеком. Проявляют способности только в том, что нравится делать. Для них характерен избыточный консерватизм.

Третья группа объединяет людей, способных воспринимать окружающий мир, но погруженных в собственные интересы. Они абсолютно не приспособлены к жизни, не интересуются мнением или потребностями окружающих. Годами могут увлекаться одними и теми же действиями или родом деятельности. А вот чем именно, вы можете никогда и не узнать.

Наконец, четвертая группа аутистов наиболее приближена к обычным людям. Больные кажутся несколько заторможенными, живо реагируя только на определенные образы или ситуации. Ранимы и беззащитны. Дети обычно сильно зависимы от взрослых. В стереотипах руководствуются понятием «правильности». До мелочей законопослушны.

Почему же аутизм, становящийся все более и более распространенным, почти не вызывает серьезной реакции в обществе? Просто многие сразу вспоминают аутиста Баббитта из «Человека дождя», который помнил, кто в каком году выиграл матч на первенство НБА, мог высчитать в уме квадратный корень четырехзначного числа и знал наизусть весь телефонный справочник. Исследователи подтверждают: умственный коэффициент аутичных детей зачастую превышает 70 баллов по сто балльной шкале. Таких детей обычно интересуют лишь три сферы деятельности: рисование, музыка, конструирование. Таким образом, целых 10% аутистов обладают выдающимися способностями, тогда как среди обычных людей этот показатель меньше 1%. С другой стороны, если одни аутисты легко справляются со сложнейшими математическими вычислениями, могут по памяти воспроизвести услышанную мелодию и с точностью до мельчайших нюансов скопировать Рембрандта, то другие, которых около 50%, по своему умственному развитию приближаются к олигофренам. Причины подобного разделения, а также необычных способностей оставшихся 50% науке неизвестны. Сами аутисты утверждают, что как бы «видят» ответ. Множество цифр и букв в их мозгу складываются в нужные суммы или слова. Ученые пытаются объяснить это высокой скоростью химических реакций в голове больных.

Джоэл Смит, исполнительный директор Autism Services Association, к примеру, считает, что при аутизме характерна резкая неравномерность развития. «Умственная отсталость, - говорит он, - обычно характеризуется равномерным, но только очень низким уровнем развития личности. А при аутизме какие-то способности проявляются на исключительно высоком уровне, а другие, наоборот, остаются на очень низком».

Кроме этого, у аутистов много других очень эксцентричных черт. Например, они ненавидят беспорядок и приводят все окружающее в некую стабильную, а еще лучше - в замкнутую систему. Кстати, именно эта маниакальная страсть к порядку так роднит их с компьютерами. Большинство аутистов обладают способностью к программированию и могут, к примеру, за несколько дней освоить любой компьютерный язык только по исходным кодам приложений. Недаром, по неофициальным данным, в известной всему миру компании «Майкрософт» число аутистов среди сотрудников составляет от 5 до 20%.

Аутизм приобретает все новые и новые формы, а масштабы его увеличиваются. Психологи приходят к выводу, что новое поколение в процессе своего становления аутично.

«Во времена моей юности каждую неделю приходил торговец яйцами; весной в его коробке были, кроме того, пихтовые побеги, которые моя мать перерабатывала в чудесный мед. Все эти годы осенью крестьянин привозил в своей повозке яблоки и груши, которые мы потом оставляли на зиму в погребе. Мыло и хвойный бальзам доставлял коммивояжер из Брюгге. И, естественно, ежедневно в ранние часы появлялся молочник со своими молочными кувшинами и брусками масла.

Сегодня молоко – это пакеты в рядах и шеренгах, пастеризованное и гомогенизированное. Вместо кондуктора, продававшего мне в свое время билет, я путешествую теперь с автоматами. Маленькая булочная на углу исчезла; о стеллажах в супер-магазинах лучше не говорить. Постепенно исчезли почтальоны: проводник моей связи с миром заменен почтовым ящиком. Коммуникация посредством самообслуживания более рациональна, но, несмотря на это, нелепа…» - так написано в статье Августа Хойлера, в которой рассматривается прогрессирующая ликвидация межчеловеческих отношений в современной жизни. Он приходит к выводу: «Сумма этой убыли контактов постоянно понижает качество жизни, и при отсутствии связей человек окончательно погибнет».

Официальная наука бессильна в этом вопросе. Существование подобной ситуации в познании разумом приводит к появлению «ненаучных» методов лечения. В мире уже около ста лет известны труды Рудольфа Штайнера – создателя антропософии. Его теория долго не признавалась в научных кругах, но, тем не менее, в Европе появилась вальдорфская школа – альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании.

Задачей нашего исследования – в целом, беря за основу идеи Штайнера, предложить инвариантный подход, основанный на модульной технологии, разработанной заслуженным учителем Р.Ф., профессором Шоганом В.В. Его модульная технология многогранна, но все в ней закономерно, подобно году, который движется по принципу природо-сообразности и ритмо-сообразности. Так же данная методика не противоречит общим идеям, выдвинутым Рудольфом Штайнером, они прекрасно могут дополнить друг друга в решении данной проблемы.

Литература

  1. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Ростов н/Д. Феникс, 2007.

  2. Штайнер Р., Ита В. Основы развития врачебного искусства: согласно исследованиям духовной науки. СПб.: Деметра, 2008.

  3. Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М.: Парсифаль, 1993.

4

Просмотров работы: 1193