ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОСТРАНСТВЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОСТРАНСТВЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в Российской Федерации проблемы формирования здоровья и физических способностей допризывной молодежи вышли на уровень национально значимых. Наибольшую тревогу общества вызывает их физическая готовность к службе в армии, компоненты которой определяют качество оборонных, трудовых и социальных ресурсов населения.

Важной задачей в системе подготовки допризывников к службе в армии остается укрепление их здоровья, повышение уровня физической подготовленности, формирование у них гражданского долга защищать Родину, культивирование необходимых здоровьесберегающих знаний, умений и навыков. Наиболее выражено, это должно проявляться у старшеклассников и студентов ВУЗов, так как после окончания учебы многие из них должны служить в Вооруженных силах России.

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни.

Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, способствуя формированию разносторонней личности.

В процессе занятий физической культурой и спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска, вырабатывается смелость, сила, быстрота, осмотрительность и умение не сдаваться.

Поэтому физическая культура и спорт в пространстве физкультурно-патриотического воспитания, имеет большое влияние на формирование у молодежи патриотических порывов, повышении мотивации допризывников к систематическим занятиям спортом с целью подготовки к службе в Вооруженных силах России, что на данном этапе развития нашего общества и государства является насущной потребностью.

Хорошая физическая подготовленность допризывников помогает им быстрее пройти адаптивный период в новой для них армейской среде сопутствующей определенными физическими и психологическими трудностями, тяготами и лишениями армейских будней, быстрее влиться в коллектив и освоить военную специальность, что очень важно для боевой готовности воинской части особенно в условии годичного прохождения службы.

Сложившаяся в России система образования и воспитания не формирует у допризывной молодежи должной мотивации к здоровому образу жизни, не обеспечивает достаточного уровня физической подготовленности и оптимальных двигательных возможностей. Нестабильность в обществе, деформация многих норм и правил в отношениях людей усложнили процесс социализации личности и снизили физическую готовность допризывников к службе в армии.

Так в ноябре 2012 года при выполнении трех нормативов по физической подготовке (подтягивание на перекладине, бег на 100 метров и 1км.) военнослужащими нового пополнения по призыву одной из воинских частей внутренних войск МВД России показали следующий результат. Из 74 проверенных военнослужащих по результатам были оценены на оценку:

- «отлично» - 2 чел. (2.7 %);

- «хорошо» - 9 чел. (12.2 %);

- «удовлетворительно» - 30 чел. (40.5 %);

- «неудовлетворительно» - 33 чел. (44.6 %).

Особенно показаны низкие результаты по такому физическому качеству, как выносливость (бег на 1 км.).

Впоследствии эти военнослужащие были протестированы по вопросам:

1 вопрос: «Гордитесь ли вы, что являетесь гражданином России» - 47 чел. (63.5 %) военнослужащих дали утвердительный ответ но, к сожалению, почти треть опрошенных - 22 чел. (29,7 %) не испытывают таких патриотических чувств к Родине, а отдельные юноши - 5 чел. (6,8 %) высказали даже отрицательное отношение по этому вопросу.

2 вопрос: «Считаете ли вы, своим гражданским долгом службу в Российской армии» - 12 чел. (16.2 %) военнослужащих ответили – да, а остальные ответили отрицательно.

3 вопрос: «Воспользовались бы вы возможностью не служить в Российской армии» - 46 чел. (62,2 %) военнослужащих при возможности не стали бы служить совсем.

4 вопрос: «Вы готовили себя физически и морально к службе в армии» - только 17 чел. (23.0 %) военнослужащих подтвердили.

5 вопрос: «Вы занимались регулярно до службы в армии физической подготовкой и спортом» - 19 чел. (25.7%) военнослужащих ответили, что занимались регулярно.

6 вопрос: «Вы считаете, занятия физической подготовкой поможет при выполнении служебно-боевых задач» - 21 чел. (28.4%) военнослужащих убежденны в этом.

Анализ анкетирования военнослужащих нового пополнения вскрывает негативные тенденции в формировании их физической готовности к службе в армии, снижается двигательная активность, увеличивается количество юношей, не желающих служить в армии, снижается уровень здоровья и психострессорная устойчивость, повышается боязнь служить в армии, проявляется неуверенность при возникновении экстремальных условий.

Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют о серьезных проблемах в формировании морально-нравственных качеств у допризывной молодежи. Многие респонденты концентрируют свое внимание на материальных ценностях, считают личные интересы доминирующими, обладают низким уровнем нравственного самосознания, общественная деятельность для них не привлекательна

При рассмотрении испытуемых, которых разделили на две группы по принципу: первая (кто физической подготовкой и спортом занимались регулярно) и вторая (кто физической культурой и спортом не занимались).Выявлена следующая закономерность, что в первой группе положительных ответов на 1,2,4,6 вопросы было в процентной составляющей гораздо больше (1 вопрос – на 28.1%; 2 вопрос – на 36.8.%; 4 вопрос – на 43.7%; 6 вопрос – на 51.9%).

Низкий уровень патриотизма проявляется у контингента не занимающихся спортом, и более высокий у занимающихся.

Что из этого следует? Следует, что физическая культура и спорт с патриотическим воспитанием тесно взаимосвязаны и могут быть инструментом для взаимного увеличения мотивационных составляющих, так как у военнослужащих приобщенных к занятиям физической подготовкой и спортом оказались более высокая мотивация в патриотическом аспекте, а именно в плане гордости за свою Родину и готовностью, встать на ее защиту.

В этой связи необходимо кардинально изменить работу современных образовательных учебных учреждений в направлении физической подготовки допризывной молодежи к службе в армии, воспитании патриотизма и гражданственности.

В сложившейся ситуации я вижу выход в создании традиций и условий, которые, могли бы сопутствовать продвижению сознания молодежи в сторону приобщения к физической культуре и выработку физкультурно-патриотической готовности к службе в армии. Для этого необходимо использовать так же богатый опыт прошлых летпо патриотическому воспитанию и подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах.

В соответствии с проблемой, необходимо сформулировать задачи и реализовать следующие мероприятия:

- создать единую целостную систему подготовки молодежи, включающую развитие физических способностей, нравственных, моральных, волевых и патриотических качеств;

- формировать мотивы и потребности к физическому совершенствованию в комплексе с чувством любви к Родине, пониманием необходимости для Отечества физически развитого поколения;

- определять мотивацию к занятиям физической культурой и спортом как социально-ценностной и значимой для государства деятельности;

- оптимально сочетать содержание личностно ориентированного физического воспитания с процессом создания патриотической среды физического самосовершенствования;

- использовать интегрированный подход в процессе подготовки допризывников к службе в армии, применяя физкультурное, спортивное и патриотическое сопровождение;

- введения в программу подготовки в школе предмета начальной военной подготовки;

- возрождение системы ГТО (готов к труду и обороне) и ДОСАФ;

- повышение статуса преподавателя физического воспитания;

- введение обязательного экзамена по ФК в школе (опираясь на опыт системы образования во Франции, что подтолкнет родителей обратить внимание на физическую культуру и посещение их детьми дополнительных занятий в спортивных секциях);

- составление клятвы студентов педагогических ВУЗов, особенно физической культуры о личной обязанности быть положительным примером в формировании здорового образа жизни у себя и своих обучаемых, жить по принципу: «Я в ответе за здоровье своих воспитанников;

- проведение ежегодных походов и туристических слетов, военно-патриотических игр посвященных знаменательным датам;

- создание военно-спортивных и технических клубов под поддержкой государства;

- организация встреч с ветеранами спорта и с людьми, пропагандирующими ЗОЖ, которые на личном примере доказывают, что занятие физической культурой являются основными факторами долголетия;

- создание цензуры в средствах массовой информации и уничтожения образа самодостаточного человека с сигаретой в руках и мнимой романтикой воровского мира.

В заключение хочется подытожить, что практика физической подготовки будущих защитников Родины в пространстве физкультурно-патриотического пространства помогает воспитывать у них стойкие положительные мотивы на преодоление будущих сложностей армейской жизни. В результате формирования устойчивых положительных мотивов на преодоление таких препятствий у допризывной молодежи появляется желание заниматься физической культурой и спортом, формировать навыки здорового образа жизни, проявляется желание служить в армии. Именно поэтому формирование физических способностей, мировоззрения, нравственных идеалов, ценностной ориентации, мотивации поведения должны стать центральной проблемой учебно-тренировочного занятия допризывника. Эти психолого-педагогические аспекты в конечном итоге определяют основные формы физкультурно-спортивной деятельности данного контингента занимающихся. В настоящее время тренеру и учителю физической культуры нельзя не учитывать, что осуществление программы перехода к рынку - это не только практическая реализация фундаментальных преобразований в экономике, но и формирование новых социально-нравственных, философских, психологических ориентаций всей общественно-политической жизни страны.

Литература:

  1. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. М.: Советский спорт, 2003.

  2. Любецкий Н.П. Социальное здоровье. Массовый спорт как фактор социализации российской молодежи. Ростов н/Д, 2004.

  3. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. М.: Академия, 2008.

Просмотров работы: 4843