СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как будет развиваться система высшего образования в будущем? Каковы перспективы развития негосударственных вузов? Эти вопросы задают себе сегодня политики, ученые, педагоги. Несомненно, что стратегическое направление развития будет определяться общим курсом политических реформ. Но есть все основания говорить о том, что Россия будет двигаться на пути рыночных преобразований. В связи с этим сегодня всех заботит вопрос о том, как не потерять на этом пути те достижения, которые были у России в области образования.

Многие из возникших сейчас проблем, в частности падение уровня высшего образования, обусловлены не объективными причинами, а отсутствием законодательной базы, а часто и неисполнением существующих законов. Если исходить из существующих реалий, думается, что ситуация будет усугубляться и система высшего образования будет находиться в тупике, все больше отставая от европейских стран, до тех пор, пока окончательно не решится вопрос о единых правах и обязанностях всех вузов – и государственных, и негосударственных. В настоящее время реальные требования намного выше к негосударственным вузам и они находятся в гораздо более тяжелых конкурентных условиях. Поэтому они становятся более мобильными в плане ответов на потребности населения, так как гораздо больше вынуждены думать о качестве учебного процесса, о том, чтобы привлекать к нему лучших преподавателей. Именно эти вузы вынуждены стремиться к тому, чтобы у них было соответствующее нормативам количество докторов и кандидатов наук, они стараются приглашать на работу лучших ученых и педагогов и достаточно быстро избавляются от преподавателей, которых студенты оценивают негативно. Этот процесс для них облегчается благодаря более гибкой контрактной системе. В государственных вузах студенты годами вынуждены слушать лекции преподавателей, которые не соответствуют требованиям высшей школы, но избавиться от них практически невозможно.

Все видят, как бурно развивается материальная база негосударственных вузов по сравнению с государственными, хотя внебюджетные вливания в последние намного больше за счет платной формы обучения, стоимость которого здесь, как правило, выше. Несмотря на то, что за период с 2000 по 2005 годы бюджетные расходы на образование выросли в сопоставимых ценах в общем образовании практически вдвое, а в профессиональном – в 1,7 раза, по сравнению со странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития они остаются крайне низкими1.

И самое важное, о чем хотелось бы сказать особо, это стремление негосударственных вузов избавиться от взяточников. Их руководители хорошо понимают, что это компрометирует имидж института в городе, и быстро избавляются от нечистых на руку сотрудников. Государству же это невыгодно потому, что с этих сумм не платятся налоги. А во многих государственных вузах система поборов поставлена на поток. Именно поэтому становятся массовыми переводы студентов из государственных вузов в негосударственные. При этом они говорят: «Их бесплатное обучение обходится мне дороже, чем ваше платное». Моральный урон при этом никто не подсчитает. Ректор государственного вуза часто не в состоянии бороться с данной системой, поскольку преподаватель избран по конкурсу на пятилетний срок, а студенты, как правило, боятся выносить это на судебное рассмотрение, опасаясь за свою дальнейшую судьбу в системе бесплатного обучения.

Именно в негосударственных вузах педагог может не стесняться за свою заработную плату перед студентами, ему нет необходимости искать всеми путями средства к существованию, зачастую теряя при этом свое лицо. Действительно, трудно говорить о нравственном облике профессора, который пытается с трибуны вещать о гуманистических ценностях, а студенты хорошо понимают, что он не имеет на это никакого права, поскольку занимается систематическими поборами с них.

Преподаватели же государственных вузов получают нищенскую зарплату и часто вынуждены идти на это, чтобы прокормить свою семью, купить лекарства своим близким. Но даже это не оправдывает их в глазах обучающихся, которые перестают уважать и такого педагога, и свой родной вуз, и профессию учителя. Но самое страшное, что именно из этого вуза они выйдут с жизненной установкой – все продается и все покупается, а затем будут делать то же самое на своем рабочем месте.

Необходимо понять, что государственные вузы борются с негосударственными по всем законам конкурентной борьбы, которая всегда обостряется весной и летом, в период вступительных экзаменов. Руководители государственных вузов понимают, что время работает не на них, и они проигрывают позиции.

Я считаю, что будущее в крупных государственных учреждениях, с обширной материальной базой, своей культурой, где к каждому студенту могут найти индивидуальный подход. Такие ВУЗы не обязательно должны быть государственными, в данный момент есть много хороших коммерческих заведений, с хорошей подготовкой молодых специалистов.

По мнению бывшего министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, модернизация российского образования в первую очередь должна коснуться профессионального образования: «На сегодняшний день мы считаем, что приоритетом мы можем и должны сделать развитие системы профессионального образования». В числе задач также, А. Фурсенко назвал формирование общенациональной системы оценки качества и создание общегосударственной сети передовых вузов: «Мы должны создать жесткую рамку, которая держала бы на себе структуру высшего образования в России». Требованиями к ведущим вузам должны выступать: ведение фундаментальных и прикладных исследований, участие в практических задачах развития экономики, перспективные разработки в области образовательных технологий2.

Как это ни удивительно, но в настоящее время нельзя найти точный ответ на вопрос о том, сколько же в России вузов, ибо данные официальной статистики расходятся с материалами из других источников. В 2007 г., по свидетельству официальной статистики, было 1108 высших учебных заведений. По данным Рособрнадзора, в РФ функционирует более 1400 вузов, филиальная же сеть насчитывает 2164 образовательных учреждения. Суммируя эти цифры, часто говорят о 3-3,5 тыс. вузов в России. Рособразование сообщает, что в настоящее время в России 972 аккредитованных вуза. 3

Зачастую эти филиалы находятся в арендуемых помещениях, без должной материальной части. Делят помещения со школами и детскими садами. Подобное размножение учебных заведений, конечно, влияет на общий уровень высшего образования в РФ, причем не лучшую сторону.

Встает вопрос; каковы должны быть критерии качества высшего образования? Сейчас их устанавливает Министерство. Данные критерии отражены в Государственных образовательных стандартах (ГОС) высшего профессионального образования. Стандарты предназначены для профессоров и преподавателей, но как показывает практика, к сожалению, большинство из них никогда этих стандартов не видели и уже многие годы преподают студентам либо по старым программам, либо то, что знают. Необходимо обеспечить стандартами каждого преподавателя и обязательно сделать это под расписку, подтверждающую, что все ознакомлены с их содержанием.4 Однако Министерство во многом заинтересованный орган, поскольку является учредителем только государственных вузов. Можно ли в этом случае говорить о его объективности, какими бы компетентными, высокоинтеллигентными и патриотично настроенными людьми ни были его руководители? В настоящее время решение о лицензировании новых специальностей в негосударственных вузах принимается Советом ректоров государственных вузов. Аналогичный казус отсутствует в других сферах социального развития. Странно было бы предположить, что кто-либо пожелает помочь конкуренту.

Высокое качество образования является одной из главных целей реформирования не только европейской, но и российской систем высшего образования. Об актуальности проблемы повышения качества образования свидетельствует тот факт, что вопросы качества образования находят свое отражение в документах Министерства образования и науки, постоянно обсуждаются на научных конференциях и в СМИ. Повышение качества образования сегодня является предметом внимания Ученых советов, ректоратов, факультетов и кафедр российских вузов, рассматривающих свою роль в системе высшего образования России, и органов управления образованием РФ.5 Поэтому требование времени сегодня определяет необходимость создания в каждом вузе системы менеджмента качества образования. Идея применения менеджмента качества в вузах была высказана В. Качаловым на страницах журнала «Стандарты и качество».6 Несмотря на то, что ГОСТ Р ИСО 9001-2001, созданный на основе стандартов ИСО 9000, не содержит конкретных требований к системам менеджмента в образовании, многие его требования могут быть использованы при формировании системы менеджмента качества в высших учебных заведениях. Система менеджмента качества строится с учетом общих требований и типа учебного заведения (университет, академия, институт).7

Востребованность выпускников того или иного вуза на рынке труда – это показатель высокого качества подготовки специалистов в вузе и эффективности образовательного учреждения. Фактор востребованности выпускников самым прямым образом влияет на престиж и имидж высшего учебного заведения, и как следствие, на дальнейшее существование высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг.8

В настоящее время можно определить несколько основных проблем, характеризующих современное образование в Российской Федерации. Во-первых, существенное увеличение численности российских вузов и стремительное увеличение числа студентов за последние 10 лет повлекло за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия. С уверенностью можно сказать, что структура рынка труда в РФ на данный момент и в ближайшем будущем не в состоянии найти применение для растущего числа выпускников вузов, что приведет к росту социальной напряженности в стране.

Во-вторых, в настоящее время ощущается острая нехватка технических специальностей. Оканчивая школу, многие выпускники стремятся поступить в высшее учебное заведение, считая среднетехническое образование не достаточно престижным. Однако сложившаяся ситуация на рынке труда, показывает, что грамотный слесарь, сварщик, токарь, могут найти достойное рабочее место.

Необходимо принять во внимание и тот факт, что две трети родителей и вузовских преподавателей считают уровень подготовки абитуриентов в средней школе неудовлетворительным, а свыше трети родителей студентов утверждают, что поступление в вуз невозможно без взятки. При этом множество вузов и колледжей, государственных и частных, не имеет условий для качественной подготовки специалистов, поскольку существующая бюджетная система финансирования не рассчитана на обновление дорогостоящего оборудования.

Также очевидно, что в этих обстоятельствах без решительного рывка невозможно выйти на уровень требований единого европейского образовательного пространства, к чему нас обязывает как подписание Болонской конвенции, так и вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Следовательно, необходим качественно новый подход к задаче развития сферы образования как с учетом меняющейся конъюнктуры на рынке труда, так и с учетом продолжающегося сокращения населения страны.

Хотелось бы верить, что государство в лице Министерства образования и науки Российской Федерации будет способно разрешить в ближайшее время вышеназванные проблемы, что позволит развиваться как теоретическим, так и практическим областям знания.

Литература:

  1. Брекоткина Е.С. Социально-экономические проблемы развития системы высшего образования в России // Российское предпринимательство. 2007. № 10 Вып. 2 (100). С. 129-134. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/12223/

  2. Качалов В. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. 2000. № 5. С. 82-85; № 6. С. 43-49; № 7. С. 68-73 и др.

  3. Николаева М.Н. Качество образования и управление качеством образования – главные проблемы современной системы высшего образования // Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции. – Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2010. С. 22-26.

  4. Проблемы и перспективы развития системы образования. URL: http://arbir.ru/articles/a_3254.htm

  5. Сколько ВУЗов и студентов нужно России? Публикация в газете «Вузовский Вестник» № 24 декабрь 2008 г. URL: http://ispu.ru/files/Vuz_Vestnik.pdf

  6. Титов В.И. Размышления о качестве государственных образовательных стандартов // Российское предпринимательство. 2004. № 1(49). С. 107-109. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/8825/

1 Брекоткина Е.С. Социально-экономические проблемы развития системы высшего образования в России // Российское предпринимательство. 2007. № 10 Вып. 2 (100). c. 129-134. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/12223/

2 Проблемы и перспективы развития системы образования. URL: http://arbir.ru/articles/a_3254.htm

3 Сколько ВУЗов и студентов нужно России? Публикация в газете «Вузовский Вестник» № 24 декабрь 2008 г. URL: http://ispu.ru/files/Vuz_Vestnik.pdf

4 Титов В.И. Размышления о качестве государственных образовательных стандартов // Российское предпринимательство. 2004. № 1(49). c. 107-109. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/8825/

5 Николаева М.Н. Качество образования и управление качеством образования – главные проблемы современной системы высшего образования // Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции. – Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2010. С. 22-26.

6 Качалов В. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. 2000. № 5. С. 82-85; № 6. С. 43-49; № 7. С. 68-73 и др.

7 Там же.

8 Николаева М.Н. Качество образования и управление качеством образования – главные проблемы современной системы высшего образования // Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции. – Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2010. С. 22-26.

6

Просмотров работы: 4981