ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время существуют разнообразные технологии обучения. Одной из них является проблемное обучение.

Проблемное обучение – это тип обучения, при котором преподава­тель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя дея­тельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оп­тимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей объяснительно-иллюстративного обучения.

Выделяют несколько типов проблемных ситуаций:

  1. учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос;

  2. учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых обстоятельствах, заданных проб­лемной ситуацией;

  3. имеется противоречие между теоретическим путем решения за­дачи и практической неосуществимостью данного способа;

  4. имеется противоречие между практическим результатом выпол­нения задачи и отсутствием у учащихся знаний для его теорети­ческого обоснования.1

В процессе учебной или другой работы у человека (школьника) возникает, возможно, не одна проблемная ситуация. Но он одни из них принимает, а другие - нет. Иначе говоря, не всякое возникшее затруднение его затронет, т.е. станет проблемой.

Проблема – это та проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: систему знаний, практический опыт поиска и др. Значит, важной задачей преподавателя является формирование ценностного отношения ученика к знанию, познавательного интереса.2

Проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мыш­ления.

Повышается эмоциональная активность обучаемых, обусловленная, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятель­ность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности.

Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируя мышление.

Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы. Основной установкой педагога является общение, взаимопонимание с учениками, совместное решение проблемных ситуаций. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка, доброжелательность и сотрудничество, внимательное приветливое отношение учителя.

На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом к организации обучения, проявляющимся, прежде всего, в характере организации познавательной деятельности обучаемых.

Литература

  1. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: «Знание», 1991.

  2. Дидактика средней школы. URL: http://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html.

  3. ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

  4. Педагогика. URL: http://paidagogos.com/?p=108.

1 Дидактика средней школы. URL: http://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html

2 Педагогика.URL: http://paidagogos.com/?p=108

2

Просмотров работы: 1365