Проблемное обучение – это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей объяснительно-иллюстративного обучения.
Выделяют несколько типов проблемных ситуаций:
учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос;
учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых обстоятельствах, заданных проблемной ситуацией;
имеется противоречие между теоретическим путем решения задачи и практической неосуществимостью данного способа;
имеется противоречие между практическим результатом выполнения задачи и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.1
В процессе учебной или другой работы у человека (школьника) возникает, возможно, не одна проблемная ситуация. Но он одни из них принимает, а другие - нет. Иначе говоря, не всякое возникшее затруднение его затронет, т.е. станет проблемой.
Проблема – это та проблемная ситуация, которую учащийся принял к решению, опираясь на имеющиеся у него средства: систему знаний, практический опыт поиска и др. Значит, важной задачей преподавателя является формирование ценностного отношения ученика к знанию, познавательного интереса.2
Проблемное обучение – наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления.
Повышается эмоциональная активность обучаемых, обусловленная, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности.
Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируя мышление.
Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск. Выход из проблемной ситуации всегда связан с осознанием проблемы. Основной установкой педагога является общение, взаимопонимание с учениками, совместное решение проблемных ситуаций. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка, доброжелательность и сотрудничество, внимательное приветливое отношение учителя.
На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов, его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом к организации обучения, проявляющимся, прежде всего, в характере организации познавательной деятельности обучаемых.
Литература
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: «Знание», 1991.
Дидактика средней школы. URL: http://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html.
ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
Педагогика. URL: http://paidagogos.com/?p=108.
1 Дидактика средней школы. URL: http://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html
2 Педагогика.URL: http://paidagogos.com/?p=108
2