СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема сотрудничества семьи и школы в контексте воспитания нравственности личности школьника остаётся одной из наиболее значимых и далеко не в полной мере решённой в системе образования. Но отсутствие у ребёнка знаний о моральных нормах и принципах, невоспитанность нравственных чувств и поведения в будущем может помешать его нормальной жизни в обществе, что противоречит реформированию и развитию образования в России. К сожалению, сложившаяся в России ситуация взаимодействия школы и семьи достаточно напряжённая, а порой неблагополучная.

Часто педагоги обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радушно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. В результате страдают дети, что ведёт к падению нравственности [1].

Так сложилось, что семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сформированных в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации определяется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.

Именно в семье должны утверждаться основы гармоничного развития ребенка, закладываться его ценностные ориентиры и жизненные установки. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека в современной социокультурной реальности. Поэтому сотрудничество семьи и школы, развитие их социального партнёрства – это залог успешной социализации нравственной личности школьника.

Сотрудничество – это совместная деятельность, направленная на достижение единых целей. Оно предусматривает чёткое осознание единства целей, чёткое разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели [1]. Сделать такое сотрудничество возможным и эффективным - вполне реальная цель при условии включения родителей в воспитательный процесс, успех которого зависит от систематического и корректного соблюдения этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений с учащимися и их родителями. Основной смысл этих требований можно определить следующим образом:

1. Отношения в системе «учитель – ученик» должны строго соответствовать нормам педагогической этики [2]. Это положение приобретает важность потому, что, к сожалению, многие родители нередко видят учителя глазами своего ребёнка. И даже незначительные нарушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке учебного труда или нравственного поступка школьника затрудняют контакт учителя и семьи

2. Учитель должен глубоко осознавать причины возможных противоречий с родителями и понимать, что социальной основой сотрудничества учителя с родителями является то, что цели и задачи школы как социального института, соответствуют интересам семьи, как ячейки общества. Поэтому учителю невозможно достичь высоких результатов воспитания в отрыве от семьи.

3. Между учителем и родителями имеются тесные и систематические контакты в осуществлении целесообразных влияний на детей, если их отношения строятся на взаимном доверии и доброжелательности, если в совместной деятельности с каждой семьёй учитель опирается на всё то положительное, что имеется в ребёнке, и умеет показать пути его развития; если учитель глубоко верит в успех сотрудничества с родителями и ведёт постоянную работу, направленную на повышение педагогической культуры родителей [2].

Традиционно сложилось, что школа и семья представляют некую противоположность, поскольку основа семейной жизни – любовь, школа как общественное учреждение, в своей основе имеет социальную норму. Но как без любви работать учителю, а родителю воспитывать ребёнка, не учитывая социальных норм? Объединив не только функции семьи и школы, но и гармонично соединив усилия педагогов и родителей, наполненные любовью к детям и ответственностью перед обществом, можно добиться успеха в таком сотрудничестве, направленном на нравственное развитие личности. Интерес, ради которого они включаются во взаимодействие, — ребёнок, его будущее. Цель – достижение реальных результатов в нравственном воспитании ребёнка.

Сотрудничество школы и семьи специфично, ведь оно протекает в разных пространствах жизнедеятельности ребёнка. Именно поэтому родители и учителя должны чётко осознавать воспитательную стратегию и владеть тактикой взаимодействия. Диктат школы в данном случае неуместен и бессмыслен, ибо не продуктивен. Но и представлять школу как учреждение, оказывающее «услуги» родителям, согласно их заказу, тоже лишено социального, научного и профессионального смысла. Школа – институт профессиональный, в ней работают люди, обладающие специальными знаниями в области педагогики и психологии, в то время как родители в большинстве своём не имеют даже начальной психолого-педагогической подготовки, их искусство воспитания строится на базе любви, традиций, опыта. В силу этого приоритетная позиция в сотрудничестве школы и семьи в вопросах нравственного воспитания детей всё же должна принадлежать школе.

Таким образом, сотрудничество школы и семьи как залог успешной социализации нравственной личности школьника эффективно в том случае, если оно выстраивается на базе обоюдно принятых обеими сторонами принципов: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности [2].

Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения. Осуществляется данный принцип путем метода договора. Он предполагает общие позиции школы и семьи в их представлениях о воспитании и о цели воспитания: какими мы хотим видеть детей по окончании школы; договоренность двух сторон (школа – семья) об основах организации школьной жизнедеятельности детей, об условиях взаимоотношений этих двух сторон, о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу.

Принцип сопряженияпредполагает согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.

Принцип сопереживания предполагает взаимоуважение, доверие и расположение школы и семьи. разрешение конфликтов и избегание противоборства.

Принцип сопричастности - это значит взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте, проявлять взаимное, непосредственное или опосредованное отношение к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребенка.

Принцип содеянности предполагает причастие семьи к общему делу школы, умение ценить, максимально развивать и поддерживать инициативу и творческие способности родителей в школьном коллективе [3].

Лишь в той стране и в то время, когда все граждане озабочены состоянием дела воспитания и проявляют активный интерес к этому процессу, выражая стремление оказать помощь учебно - воспитательным учреждениям, а школы пытаются профессионально корректировать область семейного воспитания, проблема взаимодействия семьи и школы с целью нравственного воспитания детей, может быть успешно разрешена.

Литература:

  1. Баяшарова Н.Н. Сотрудничество школы и семьи – залог успешной социализации. URL: http://schoolcentr.ru/publikacii/statya-tezisy-byasharovoj-n-n.html

  2. Взаимодействие семьи и школы, направленное на формирование гражданской идентичности личности учащихся// Семинар ФГАУ «ФИРО». URL: http://www.firo.ru/?p=4421

  3. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики: Метод. рекомендации // Школа и семья: педагогический альянс. М., 2011. С. 8-9.

Просмотров работы: 5346