Хорошему настроению, самочувствию участников Спартианских игр содействуют многие факторы:
– праздничная, эмоциональная и доброжелательная атмосфера Игр, ориентирующая их не только на конкуренцию, соперничество, но и (причем, в первую очередь) на единение;
– разнообразие соревнований и конкурсов в программе Игр, их связь с миром спорта, искусства и других сфер деятельности человека, творческий, необычный, увлекательный характер;
– спартианская система определения и награждения победителей, которая значительно расширяет круг этих лиц по сравнению с традиционной (поскольку позволяет выделить достижения практически каждого участника Игр) и создает ориентацию участников не только на результат их деятельности, но и на сам ее процесс;
– включение в программу не только соревновательных, но и несоревновательных игр;
– возможность участия в Играх людей различного возраста, пола, интересов и т.д.
Значит, участие студенческой молодежи в Спартианских играх – интересная, увлекательная форма отдыха, развлечения, восстановления сил и энергии после напряженной учебы. Причем, это такая форма рекреации, которая адекватна гуманистическим идеалам и ценностям.
Важное значение Спартианских игр и подготовки к ним в этом отношении состоит в том, что они помогают молодым людям глубже познать самих себя, а также содействуют их самосовершенствованию, самопреодолению. Очень образно об этом написали С. Кореневский и А. Егоров: «В рамках спартианской деятельности происходит не только разностороннее развитие индивида, но и формируется механизм самопознания, самооценки развития личности. Знания о собственных способностях и умениях трансформируются и синтезируются в креативно-агональной плоскости в образе человека, действующего и творящего в океане культуры, свободно перемещающегося в этом океане» [1, С. 128].
Спартианские игры и подготовка к ним создают условия для того, чтобы молодые люди могли попробовать свои силы и способности в различных видах деятельности, относящихся к сфере физической культуры, спорта, искусства, науки технического творчества и т.д. Это позволяет каждому из них определить свои «плюсы» и «минусы», а также ту сферу деятельности, которая больше всего нравится и в которой можно с наибольшей отдачей проявить свои силы и способности, а на основе этого наметить программу самосовершенствования.
Анализ результатов проведения Спартианских игр с участием студентов свидетельствует о том, что они повышают их ориентацию на гармоничное развитие и в значительной степени содействуют такому развитию.
Участие в Спартианских играх и деятельности Спартианского клуба благотворно влияет на состояние здоровья и физическогоразвития молодых людей, способствует усилению их реальной ориентации на здоровый образ жизни и физическое совершенствование, формированию культуры здоровья, двигательной культуры, культуры телосложения, физической культуры в целом. Это подтверждают данные педагогических наблюдений и экспериментов.
В педэксперименте, который провел Ю.А. Прокопчук, студенты-участники Спартианских игр были разделены на две группы: 1-я группа (30 чел.) – те, кто впервые участвовал в Играх и не готовился к ним в спартианских клубах; 2-я группа (30 чел.) – те, кто не менее двух раз участвовал в Играх и готовился к ним в спартианском клубе. Анализ результатов выступления на Играх показал, что по итогам конкурса «Физическое совершенство» получили оценки выше средней все студенты второй группы, а из 30 студентов, включенных в первую группу, только 7 человек. За выступление в конкурсе «Искусство движения» 28 студентов второй группы получили оценки «высокие» и «очень высокие», а из первой группы только 14 человек получили оценки выше средней [2].
Спартианские игры воспитывают у молодых людей культуру игрового соперничества, которая предусматривает активное участие в соревновании, стремление проявить мужество, волю, настойчивость, выложиться «до конца» для победы, но сохраняя при этом ориентацию в первую очередь на высоконравственное поведение. Использование спартианских форм и методов дает возможность снизить у студентов интерес к внешним ценностям (демонстрация превосходства над противником, победа над ним и получение связанных с этой победой ценных призов, наград, других материальных благ), повысить ориентацию на внутренние, духовно-нравственные и эстетическиеценности (преодоление самого себя, творчество, рыцарское поведение, красота действий и поступков и т.п.), снять (по крайней мере уменьшить) желание победить любой ценой, зависть к победителям, воспрепятствовать проявлениям грубости, насилия, агрессивности, национализма.
Такого рода проявления не наблюдались ни на одних Спартианских играх. Другое подтверждение – результаты опроса участников проводившихся в разное время Спартианских игр. Практически все респонденты указывали на то, что на Играх они не имели какие-то негативные переживания, связанные с грубостью или другими антигуманными поступками других участников.
Включение молодежи, с которыми ведется эта работа, в Спартианские игры и подготовку к ним в Спартианских клубах содействует решению одной из центральных проблем олимпийского воспитания– формированию и развитию реальной ориентации участников соревнования на духовно-нравственные и эстетические ценности олимпизма. Тем самым Спартианские игры и клубы дополняют те формы и методы, целью которых – формирование у молодежи глубоких и прочных знаний об олимпийском движении и Олимпийских играх, об идеалах и ценностях олимпизма.
Вместе с тем Спартианские игры и клубы вносят существенный вклад и в задачи олимпийского образования молодежи. Программа всех Спартианских игр наряду с другими соревнованиями и конкурсами включает в себя конкурсы знатоков искусства, спорта и олимпизма, а программа некоторых Спартианских игр строится таким образом, что для участия в них необходимо сдать «зачет» по олимпизму, продемонстрировать знание истории олимпийского движения и Олимпийских игр, идеалов и ценностей олимпизма. Тем самым стимулируется интерес участников Спартианских игр к приобретению таких знаний. Если позволяют сроки проведения этих Игр, для участников – до начала соревнований – организуется работа «Спартианской школы», важным разделом программы которой является изучение олимпизма и олимпийского движения. Формирование знаний об олимпизме и олимпийском движении входит и в программу работы Спартианских клубов. Для разъяснения и пропаганды идей олимпизма здесь используются разнообразные формы и методы – беседы, лекции, встречи с известными спортсменами-олимпийцами, кинофильмы, театрализованные постановки на олимпийскую тематику и др. Работа Спартианских клубов, создаваемых на добровольных началах и действующих на основе самоуправления, позволяет значительно повысить творческую активность молодежи в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма в олимпийском движении.
Особенно важно, что ориентация участников Спартианских игр на разностороннее развитие личности обеспечивается не декларациями и призывами, а созданием реальных стимулов для такой ориентации личности. Участие в Спартианских играх, а тем более успешное выступление в них, требует физической подготовленности, спортивных умений, художественного мастерства, творческих способностей, эстетической культуры, знаний в области искусства, спорта, других видах деятельности. Поэтому не нужно призывать участников Игр к разностороннему развитию. Сама программа Игр побуждает к этому. Спартианские клубы, в которых осуществляется подготовка к Играм, оказывают действенную помощь в таком развитии, в соответствующей коррекции физических, психических, творческих и иных качеств и способностей, знаний, а также закрепляют ориентацию на разностороннее развитие. Этому содействует и система спартианских наград в рамках спартианского движения.
По данным исследования, который провел Ю.А. Прокопчук, среди всех студентов – как участвующих, так и не участвующих в Спартианских играх, наиболее выраженными мотивами участия в спортивной деятельности до проведения эксперимента были мотивы укрепления здоровья, развития физических качеств. После эксперимента доминирующие мотивы остались прежние. В то же время в группе студентов, регулярно участвующих в Спартианских играх, возросла значимость таких целей занятий спортом, как «развить свои эстетические способности», «повысить уровень культуры», «стать всесторонне и гармонично развитым» [2].
Вместе с тем, Спартианские игры, поддерживая и развивая интерес к национальным видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и народным культурным традициям, видам искусства, содействуют сохранению и развитию самобытной национальной и народнойкультуры, патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Спартианские игры позволяют внести существенный вклад в реализацию гуманистически ориентированной социальной политики в отношении этих лиц. Спартианские игры и подготовка к ним – своеобразная игровая терапия, содействующая социальной реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) за счет формирования новых духовных, эмоциональных и социально–психологических условий их двигательной, интеллектуальной и коммуникационной активности.
Уникальная программа, система определения и награждения победителей, доброжелательная атмосфера Спартианских игр создают условия для совместного и равноправного участия в этих Играх лиц с ограниченными возможностями. На Спартианских играх они получают возможность не только самостоятельной физической, интеллектуальной, творческой активности, общения с другими лицами, но и (что самое главное) равноправного участия вместе с ними в соревнованиях, не чувствуя себя при этом «ущербными», «больными», «инвалидами». Разнообразие и творческий характер спортивных соревнований, адаптация их правил, оборудования. к физическому и психическому состоянию инвалидов, учет индивидуальных особенностей при определении и награждении их победителей, позволяет лицам с ограниченными возможностями активно участвовать и побеждать в этих соревнованиях. Столь же успешно они могут выступать в художественных конкурсах, конкурсах знатоков и т.д. Кроме того, в число победителей на Играх включаются не только те, кто показал лучший результат, но и те, кто продемонстрировал мужество, волю и т.д. Вся система организации работы Спартианских клубов также построена на принципе равноправного участия в них лиц с ограниченными возможностями и тех, кто не имеет таких ограничений.
Спартианские игры имеют важное значение для решения и ряда других социокультурных и педагогических задач:
– содействуют повышению физкультурно-спортивной активности молодежи, формированию мотивации к самостоятельным занятиям, направленным на освоение ценностей физической и спортивной культуры, повышению уровня физкультурно-спортивной образованности, в частности, знаний о методике самостоятельных занятий физическими упражнениями, основ самоконтроля на этих занятиях и т.д.;
– повышают гуманистическую, социокультурную и педагогическую ценность физкультурно-спортивной активности молодежи;
– содействуют пробуждению интереса к спорту и искусству тех, кто равнодушен к ним, а вместе с тем повышают ориентацию на ценности нравственной и эстетической тех, кто односторонне увлекается спортом и физическими упражнениями, и на ценности физической культуры (прежде всего культуры здоровья) тех, кто увлечен искусством, наукой или какими-то другими видами творческой деятельности;
– позволяют выявить и внедрить в практику воспитания и организации досуга молодежи инновационные формы и методы интеграции спорта и искусства, а также пути объединения в систему отдельных, разрозненных акций, содействующих этой интеграции;
– содействуют повышению гуманистической роли игровой деятельности и соперничества в процессе социализации молодежи: игровая деятельность в рамках спартианской гуманистической системы не ориентирована на получение призов, наград, других материальных благ; ее главное назначение – дать каждому из участников возможность в полной мере почувствовать себя Человеком, наслаждаясь в игре свободным проявлением своих духовных и физических сил, содействовать тому, чтобы она выступала как средство целостного (гармоничного и всестороннего) развития личности; включение детей и молодежи в игровое соперничество имеет здесь целью воспитание не только воли, мужества, но также ориентации на высоконравственное поведение в соперничестве, т.е. культуры соперничества.
Библиографический список
1.Кореневский Сергей, Егоров Александр. Координация региональных программ олимпийского образования // Международный форум «Молодежь–Наука–Олимпизм» 14–18 июля 1998 г., г. Москва: Материалы. – М.: Советский спорт, 1998. – C. 127-128.
2. Прокопчук Ю.А. Модель олимпийского образования студенческой молодежи на основе Спартианских игр: Автореф. ...канд. пед. наук. – Краснодар, 1998. – 25 с.
3. Столяров В.И. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов: Учебное пособие для педагогов и организаторов досуга студенческой молодежи/В.И. Столяров, С.А. Фирсин– Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2011. – 176 с.
4. Столяров В.И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): Монография/ В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов. – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2012. – 268 с.