НЕОБХОДИМОСТЬ МОНИТОРИНГА РЫНКА ТРУДА НА ПРИМЕРЕ Г. ТАГАНРОГА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НЕОБХОДИМОСТЬ МОНИТОРИНГА РЫНКА ТРУДА НА ПРИМЕРЕ Г. ТАГАНРОГА

Грунтовская Д.И. 1
1Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рынок труда отличается от всех других рынков своеобразием товара. Рабочая сила – это товар, качество которого почти невозможно определить при заключении контракта. Реальный уровень трудовых компетенций, навыков, усилий обнаруживается только в процессе потребления этого товара.

На современном этапе, на рынке труда осуществляется массовое передвижение рабочей силы, меняется её качественный и количественный состав. Это приводит к изменению спроса на рабочую силу. Расширение производства, его модернизация и структурные изменения требуют высококвалифицированных работников, владеющих современной профессией. Поэтому, в условиях сложившейся ситуации, приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным.

Для решения этой проблемы и реализации эффективного управления сферой занятости населения необходимо проводить периодическое отслеживание результатов в изменении спроса на рынке труда – то есть мониторинг.

Мониторинг – методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов [1].

Таким образом, мониторинг предоставляет информацию, которая дает возможность эффективно и своевременно реагировать на изменения в соотношении спроса и предложения в сфере занятости, осуществлять активную политику на рынке труда. Основными источниками данных по кадровому рынку служат государственная статистика, экспертные опросы, а также разнообразные обзоры и исследования.

Для примера проанализируем результаты мониторинга по трудоустройству молодых специалистов г.Таганрога в 2012 году [2].

В целях ежегодного анализа спроса и предложения на рынке труда города Таганрога молодых специалистов. Центром занятости осуществляется мониторинг трудоустройства выпускников образовательных учреждений всех уровней профессиональной подготовки.

Таблица 1

Выпускники 2011 года, обратившиеся в службу занятости.

 

Количество обратившихся за период

Трудоустроено

из числа обратившихся

Уровень

трудоустройства

от кол-ва обратившихся %

ВУЗы

130

60

46,2%

ССУЗы

196

94

48%

ПУ

84

58

69%

ВСЕГО

410

212

51,7%

Таблица 2

Выпускники 2012 года, обратившиеся в службу занятости.

 

Количество

Обратившихся,

за период

Трудоустроено

из числа

обратившихся

Уровень

трудоустройства

от кол-ва обратившихся %

ВУЗы

190

73

38%

ССУЗы

207

137

66,2%

ПУ

49

39

79%

ВСЕГО

446

249

55,8%

Благодаря успешной реализации городской целевой программы «Мероприятия содействия занятости населения г. Таганрога на 2012г.» и Областной целевой программы «Снижение напряжённости на рынке труда Ростовской области в 2012 году» [2] удалось эффективно регулировать рынок труда. Так, количество обратившихся выпускников в Центр занятости населения окончивших различные образовательных учреждения всех уровней профессиональной подготовки в 2012 году составило 446 чел., при этом уровень трудоустройства выпускников, от количества обратившихся составил 55,8%, что на 4,1% больше, чем в 2011 году.( см. Табл.1 и Табл.2).

Кроме того увеличилось количество обратившихся выпускников ВУЗов в Центр занятости населения в 2012 году на 31,6% по сравнению с 2011г. Эта тенденция связана с тем, что увеличился выпуск специалистов 2012 года у ТТИ ЮФУ. Так же это можно объяснить и таким фактом, что с 2011 года филиал Донского Государственного Технического университета перешёл на сокращенную систему подготовки специалистов с 3,5 лет до 3 . В связи с чем, выпуск 2012 ДГТУ ТФ состоялся традиционно летом и был учтен в мониторинге, проводимым службой занятости.

Таблица 3

Количество выпускников 2011-2012 гг, трудоустроенных не по специальности.

 

Трудоустроено 2011 г.

(чел.)

Трудоустроено 2012 г.

(чел.)

Не по спец.

2011г,%

Не по спец.

2012г, %

 

Всего

из них не по специальности

Всего

из них не по специальности

   

ВУЗы

60

17

73

36

28,3%

49,3%

ССУЗы

94

25

137

32

26,6%

23,3%

ПУ

58

8

39

10

13,8%

25,6%

ВСЕГО

212

50

249

78

23,6%

31,3%

Отметим, что в 2012 году на 7,7%, в сравнении с 2011 годом увеличилось количество трудоустроенных выпускников не по специальности. В том числе по уровню образования: ВУЗов - на 21%; ССУЗов - на 3,3%; ПУ - на 11,8%. (см. Табл.3).

Например, принципиальное сокращение трудоустроенных не по специальности среди выпускников Таганрогского государственного педагогического института. Ежегодно именно у этого учебного заведения был самый высокий процент трудоустройства не по специальности среди молодых специалистов из числа: «Русский язык и литература», «Математика», «История», «Социальная педагогика». В 2012 году эта картина поменялась благодаря тому, что 19 выпускников были направлены на стажировку в целях приобретения опыта работы.

Благодаря программе «субсидированное рабочие место» процент трудоустройства по специальности в 2012 году составил - 54,7%,что показывает некую стабильность в сравнении с 2011 г. - 69,%, но значительно возрос в сравнении с: 2009 г. - 22%, 20010 г. - 15,%. Молодые специалисты приобрели опыт преподавательской деятельности в организациях: АНО «Таганрогский центр образовательных технологий», ЦВР и др.

Среди выпускников ССУЗов процент трудоустройства не по специальности самый низкий среди учебных заведений всех уровней образования и составляет 23,3%.

Среди выпускников НПО в 2012 году процент трудоустройства не по специальности среди учебных заведений всех уровней образования повысился на 11,8% в сравнении с 2011 годом и составил 25,6% это равно 10 человекам от общего числа трудоустроенных выпускников НПО. (см. Табл.3).

Для содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений Центр занятости населения г.Таганрога использует все предоставляемые ему возможности. Ежегодно проводятся ярмарки вакансий и учебных мест, где молодые люди могут подробно познакомиться с информацией об учебных заведениях, выбрать будущее место учебы, пройти краткое профориентационное тестирование, проконсультироваться у специалистов службы занятости и даже договориться о возможном месте работы.

В 2012 году центром занятости г.Таганрога организовано и проведено 77 ярмарок вакансий и специализированных бирж, в которых приняли участие 3470 человек. По результатам работы ярмарок было трудоустроено 2245 чел. (64,7%).

В соответствии с потребностями предприятий и организаций, ярмарки и специализированные биржи проводились с учетом категорий граждан, ищущих работу на рынке труда. В числе участников мероприятий:

  • молодежь в возрасте 16- 29 лет. - 111 чел.;

  • несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет – 1763 чел.

Отметим, что результаты анализа трудоустройства выпускников, говорят о том, что учебные заведения, не заботятся о трудоустройстве выпускников.

Таким образом, необходима организация системы трудоустройства выпускников высшего и среднего проффесионального образования. Необходимо эффективно регулировать рынок образовательных услуг в соответствии с кадровыми потребностями предприятий для преодоления несоответствия между спросом и предложением на рынке труда. Для этого необходимо создать качественную систему постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей регионального рынка труда, а так же разработать подходы по оптимальному распределению молодых специалистов в соответствии со спросом. С возможными работодателями необходимо устанавливать договорные отношения по подготовке специалистов, осуществлять посреднические функции по непосредственному трудоустройству выпускников учебного заведения на основе постоянных связей с работодателями и территориальными органами по труду и занятости.[3]

Таким образом, для регулирования рынка труда необходим своевременный мониторинг, проффесионального образования и спроса на рабочую силу.

Литература:

1. Электронный словарь: http://www.bizness.com.ua/

2. ГУ Таганрогский городской центр занятости населения: http://www.tagszn.ru/

  1. Российская система образования: состояние и перспективы. Стандарты и мониторинг в образовании. Рыжаков М.В., Кузнецов А.А. – 2007 г.

6

Просмотров работы: 3274