Предметом исследования является туризм как социальное явление.
Целью исследовательской работы является определение основных социальных функций туризма. В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие конкретные задачи:
- выявить предпочтения респондентов по видам отдыха
- определить основные цели турпоездок;
- выявить каналы осведомленности туристов о местах отдыха.
Методологическую базу составляет структурно – функциональный анализ.Исследование проведено в октябре 2012 года методом анкетирования в городе Саратове. Массив выборки составил 150 человек. Респонденты были отобраны по районам Ленинский, Кировский, Волжский. Паспортичка состоит из 9 вопросов, с помощью которых можно выявить среднего респондента и доказать репрезентативность данных.
В ходе исследования получены такие данные: было опрошено 46 % мужчин и 54 % женщин, что является модальным значением. Таким образом, большинство опрошенных женщин, так как женщины имеют большие возможности для путешествий, чем мужчины. По 20 % опрошенных приходится на респондентов в возрасте до 24 лет и от 25 до 30 лет, 12 % респондентов - в возрасте 31- 40 лет, 18 % респондентов - 41-50 лет, 14 % респондентов - 51- 59 лет, 13 % респондентов старше 60 лет. Медиана равна 3, а модальное значение 2. Центральная тенденция приходится на возраст 31-40 лет, модальное значение приходится на возраст 25-30 лет. Следовательно, преобладающая часть населения, занимающиеся туризмом это молодежь. Так как молодежь, в основной массе, не представляет собой состоятельной группы в отношении наличия средств, но самостоятельна в смысле принятия решений и наличия высокой активностью в совершении путешествий.
На вопрос, какое у вас образование 3 % респондентов имеют неполное среднее, 24 % среднее общее, 40 % среднее специальное, 32 % с высшим образованием. Медиана равна 2, мода 3. Модальное значение приходится среднее специальное, медианное значение среднее общее образование. Таким образом, в настоящее время люди более образованные, понимающие толк в туризме, например, как хорошо отдохнуть, как потратить деньги с пользой.
На вопрос, каков род занятий респондента, были получены следующие ответы: 69 % респондентов работают, по 11 % респондентов учатся и не работают и не учатся, 8 % респондентов работают и учатся. Мода равна 2, медиана равна 1. Большая часть респондентов работающих, тем самым можно сделать вывод, что у них больше финансовых средств на путешествие.
На вопрос, к какой сфере относится занятость респондента, 16 % респондентов ответили, что работают в промышленности, 13 % респондентов - в торговле, 12 % респондентов - в силовой сфере, 10 % - в управлении, 8 % - в образовании, по 1,3 % опрошенных респондента – в сфере транспорта, в игровом бизнесе и в строительстве, по 0,6 % приходится на респондентов – в социальной сфере, бытовое обслуживание, в сельском хозяйстве и предприниматели, 23 % респондентов не дали ответа на этот вопрос, 8 % указали иное. Модальное значение равно 4. Многие респонденты, отвечающие на этот вопрос, не хотели давать ответа. Это говорит о том, что они не хотят разглашать, где они работают, какое материальное положение.
На вопрос о семейном положении респондента, 62 % респондента ответили, что они замужем/женаты, 25 % респондентов - не замужем/холосты, 12 % разведены или живут отдельно. Модальное значение 2, медиана 1. Результаты исследования показывают, что большинство жителей города Саратова проводят отпуск с членами своих семей. Можем предположить, что большинство отдыхающих пар это молодожены, например, поехавшие отдыхать в свадебное путешествующие.
На вопрос есть ли дети, у 29 % респондентов нет детей, у 40 % один ребенок, у 24 % два ребенка, у 6 % трое и более. Модальное значение 2, медиана 2. Респонденты, которые занимаются туризмом большинство из них – это туристы, имеющие семью и одного ребенка.
На вопрос средний доход на одного человека в семье, 8 % респондента имеют от 1501 до 3000 рублей, 18 % респондентов ответили от 3001 до 4500 рублей, 28 % респондента от 4501 до 6000 рублей, 17 % респондентов от 6001 до 9000 рублей, 13 % респондентов от 9001 до 12000 рублей, 2 % респондента от 12001 до 15000 рублей, 3 % респондентов от 15001 до 20000 рублей, 2 % респондента от 20001 до 50000 рублей, 0,6 % респондент от 50001 до 100000 рублей, 6 % респондентов затруднялись ответить. Модальное значение равно 3, центральная тенденция равна 4. Большинство респондентов со средним финансовым положением. Можем предположить, что люди с низшим достатком не могут себе позволить путешествие в другой город, а туристы со средним доходом копят деньги целый год, чтобы хорошо отдохнуть, расслабиться и с толком их потратить.
Из всех принявших участие в опросе 8 % респондентов ответили, что им хватает денег на еду, но они испытывают некоторые финансовые трудности при покупке одежды, 24 % респондентов ответили, что нам хватает денег на еду и одежду, но покупка крупных вещей по стоимости с телевизором или холодильником является для нас проблемой, 63 % респондентов ответили, что мы не испытываем проблем при покупке вещей сопоставимых с телевизором или холодильником, однако очень дорогие покупки, такие как квартира или дача нам не по карману, 2 % респондента ответили, что мы не испытываем проблем и можем позволить себе все покупки, 2 % респондента затруднялись ответить. Медианное значение равно 4, модальное значение 3. Таким образом, респонденты, занимающиеся туризмом, зарабатывают больше прожиточного минимума, так что можно предположить, что доход позволяет им приобретать путевки и путешествовать.
В ходе проведенного исследования через обращение к статистикам, показывающие меры центральной тенденции выявили среднего респондента и доказали репрезентативность данных.
Респонденты, отвечающие на вопрос «куда Вы ездили в качестве туриста» ответили, что в Дальнем зарубежье отдыхали 14,7 % респондентов, в Ближнем зарубежье 26,7 %, в России 72 %, в Саратовской области 69,3 %. В ходе исследования получены такие данные, что большая часть респондентов предпочитают отдыхать и путешествовать в России. Так что можем предположить, что такое стремление отдыхать в России объясняется, с одной стороны, нежеланием, уезжая за рубеж, сталкиваться с проблемами оформления виз, языковым барьером и прочим. А с другой стороны – появлением цивилизованного внутреннего рынка, на котором все чаще предлагают полные пакеты услуг, как за границей. Второй по популярности отдых у респондентов в Саратовской области, так как свои поездки связывают с краем, ездят для встречи с родственниками, знакомыми, охота, рыбалка, отдых на даче. Меньшая часть респондентов путешествуют в Ближнем зарубежье, а самая наименьшая часть в Дальнем зарубежье, так как это связано с отсутствием достаточных средств на путешествие за границу, отсутствие заграничного паспорта, проблемы оформления виз и языковой барьер.
В ходе исследования получили такие данные, что в Саратове люди имеющие опыт туризма путешествуют в основном в России и в Саратовской области, а Дальнее и Ближнее зарубежье у них на последнем месте. Респонденты, отдыхающие в Дальнем зарубежье, предпочитают вид путешествий по путевкам от туристических агентств, а в Ближнем зарубежье, по России и по Саратовской области дикарями. Туристы, путешествуя в Дальнем, Ближнем зарубежье, по России и по Саратовской области основной целью тур поездки при этом выбирают – отдых. Частота путешествий в среднем составляет один раз в год. Информацию о местах отдыха они черпают не от туристических агентств, не от друзей, а пользуются своим личным опытом. Туристы в Саратове мало кто обращаются к туристическим услугам, но кто обращается, затем чтобы больше узнать о том месте, куда они хотят поехать. Почти у всех туристов популярное время года отдыха – лето. Вид отдыха предпочитают активный. Предпочитают оптимальное время отдыха месяц. Отдыхают с домочадцами. И что касается экологического туризма, то все туристы, проживающие в городе Саратове, бережно относятся к природе.
Рассмотрев результаты исследования, можно утверждать, что гипотеза о предпочтениях респондентов по видам отдыха подтвердилась. В ходе исследования было выявлено, что респонденты предпочитают активный вид путешествия , так как им хочется посетить аттракционы, тематические и аквапарки; посетить известные театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу; посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники; посетить в качестве зрителей или болельщиков крупные спортивные состязания , игры и т. д.
Гипотеза об основных целях туристических поездок не опровергнута. Так как подтверждено туристы ездят исключительно только отдохнуть. Ритмы современной жизни человека сопровождается увеличением массива производства, урбанизацией, нередко ухудшением экологической обстановки, изоляцией граждан от природы, поступлением широкого объема информации. Все эти факторы способствуют тому, что в человеке накапливается усталость, имеющая как физический, так и психологический характер, что способствует ухудшению здоровья, снижает трудовую и жизненную активность. Преодолению этих негативных последствий и помогает отдых, являющийся эффективной формой практически полного, всестороннего обновления, так как человеку предоставляется временно покинуть место постоянного жительства, трудовую деятельность, изменить для себя окружающую его привычную обстановку и образ жизни.
Гипотеза о каналах осведомленности туристов о местах отдыха полностью опровергнута. Так что предполагалось, что это будет телевидение, а в ходе исследования выявлено, что это личный опыт. Туристы предпочитают пользоваться своим личным опытом, они не хотят отдыхать в новых для них местах, а путешествуют уже по знакомым и обжитым местам.
В ходе исследования получили такие данные, что в Саратове люди имеющие опыт туризма путешествуют в основном в России и в Саратовской области. Так что можем предположить, что такое стремление отдыхать в России объясняется, с одной стороны, нежеланием, уезжая за рубеж, сталкиваться с проблемами оформления виз, языковым барьером и прочим. А с другой стороны – появлением цивилизованного внутреннего рынка, на котором все чаще предлагают полные пакеты услуг, как за границей. Второй по популярности отдых у респондентов в Саратовской области, так как свои поездки связывают с краем, ездят для встречи с родственниками, знакомыми, охота, рыбалка, отдых на даче. Меньшая часть респондентов путешествуют в Ближнем зарубежье, а самая наименьшая часть в Дальнем зарубежье, так как это связано с отсутствием достаточных средств на путешествие за границу, отсутствие заграничного паспорта, проблемы оформления виз и языковой барьер.
Респонденты, отдыхающие в Дальнем зарубежье, предпочитают вид путешествий по путевкам от туристических агентств. Так как в турагентствах туристы могут узнать обо всех предоставляемых ими тур услугах, такие как больше узнать о том месте, куда хотите поехать; узнать стоимость тур поездки; безопасность; услуги перевозок; о размещении; о питании; услуги организации досуга и иное. Туристы, отдыхающие дикарями, приезжая в другой город или за границу ищут себе гостиницу, столовую, а туристы, отдыхающие по путевкам, все это запланировано и гостиница, и столовая, развлечения, походы, экскурсии. А туристы отдыхающие в Ближнем зарубежье, по России и по Саратовской области путешествуют дикарями. Так как это возможность отдыха с семьей, друзьями, возможность отдохнуть вдали от далеко своей Родины.
Туристы, путешествуя в Дальнем, Ближнем зарубежье, по России и по Саратовской области основной целью тур поездки при этом выбирают – отдых. Так как им отдых помогает снять стресс, накопленный за определённый период времени; побыть в окружении других людей; познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом; это позволяет сменить обстановку и климатические условия на новые и непохожие на привычные; побыть в окружении других людей.
Частота путешествий в среднем составляет один раз в год, так как это связно с трудовым кодексом РФ, что все остальное время они работают и им не хватает времени на отдых, а отпуск бывает только один раз в году.