«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВЕСЕЛОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВЕСЕЛОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Николайчук Л.С. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы одной из наиболее актуальных проблем развития местного самоуправления в Российской Федерации (РФ) является проблема обеспечения реальной бюджетной самостоятельности муниципальных образований. В течение времени острота этой проблемы не снижается. Так как финансовая база местных бюджетов недостаточна, органы местного самоуправления не могут эффективно осуществлять свои делегированные полномочия. На местном уровне изыскиваются все резервы, чтобы увеличить объем собственных доходов. Но в условиях, когда снизились темпы производства и платежеспособный спрос, продолжает увеличиваться безработица, доходы местных бюджетов снижаются, и мер, реализуемых самими муниципальными образованиями, явно недостаточно. Местные бюджеты являются частью бюджетной системы России, а в ней система распределения доходов изначально устроена так, что на местный уровень идут не самые значительные объемы поступлений.

На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы местных бюджетов:

1) слабая собственная доходная база;

2) несбалансированность местного бюджета.

Причиной низкой обеспеченности местных бюджетов собственными доходами служит неравномерное распределение производительных сил по территории нашей страны. Отсюда и вытекает значительная асимметрия в развитии между муниципальными образованиями как внутри одного субъекта Федерации, так и между разными регионами.[1]

Для решения этого вопроса необходимо ориентировать государственную политику на поддержку и стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности; создать благоприятную обстановку для частных капиталовложений; принять меры по снижению недоимки; добиться строжайшей экономии расходов на всех уровнях управления. Для сбалансированности областного и местных бюджетов необходимо обеспечить соответствие объема действующих расходных обязательств реальными источниками дохода и источниками покрытия дефицита бюджета.

В структуре доходов региональных и местных бюджетов немаловажное место занимает финансовая помощь бюджетной системы РФ, которая осуществляется в различных формах: дотации, субвенции, средства фондов финансовой поддержки, взаимные расчеты. Эти формы наряду с дифференциацией нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов являются составными элементами механизма бюджетного выравнивания.

Сложившаяся в России ситуация, при которой на долю собственных доходов муниципальных образований приходится в среднем около 40%, а остальное - это средства вышестоящих бюджетов, свидетельствует о значительном отклонении от состояния, характеризующем бюджетную самостоятельность местного самоуправления.[2]

Если раньше в состав местных налогов входило 23 налога, то сейчас в соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ в числе местных налогов, формирующих финансовую базу местных бюджетов за счет собственных средств, осталось всего два налога: земельный и налог на имущество физических лиц. Фактически доходы от них намного меньше ожидаемого, поэтому они не покрывают значительную часть расходных обязательств.

Данная проблема рассматривается достаточно долгий период времени и анализируется многими авторами. Например, кандидат экономических наук Суслова М.С. считает что, проблема обеспечения реальной бюджетной самостоятельности муниципальных образований на современном этапе является одной из наиболее главных проблем развития местного самоуправления в Российской Федерации. [3] По ее мнению, к основным характерным чертам по отношению к местному уровню власти можно отнести следующие:

мизерность собственных доходов местных бюджетов позволяет им осуществлять расходы лишь на текущие нужды муниципальных образований и препятствует адекватной реализации их собственных полномочий, включая развитие здравоохранения объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, и других элементов социальной сферы;

дефицит средств в регионах не позволяет им инвестировать в развитие и улучшение состояния объектов социально-бытовой инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и т.д.;

эффективное и полномасштабное проведение реформы местного самоуправления опять же наталкивается на недостаточность выделяемого объема финансирования.

К этому следует добавить проблемы, связанные с большим числом субъектов межбюджетных отношений со статусом муниципальных образований и значительными различиями в подходах к формированию доходов местных бюджетов.

По мнению Пешина Н.Л., формировать местные бюджеты исключительно за счет собственных источников доходов вряд ли возможно. Слишком велики различия между муниципальными образованиями, слишком разными доходами обладают разные территории, причем, по оценкам экспертов, эти доходы разнятся в десятки, а то и сотни раз. Если подойти к реализации данного принципа формально, то многие муниципальные образования окажутся совершенно без ресурсов, а другие станут «сверхобеспеченными».[4]

Чтобы этого избежать, государству необходимо изымать часть доходов в бюджеты более высокого уровня и перераспределять их между муниципальными образованиями с помощью дотаций, субсидий и субвенций. Соответственно выстраивается и целая система финансовых взаимоотношений государства и местного самоуправления, в которую в качестве подсистем включаются отношения «федеральный бюджет – местные бюджеты» и «бюджет субъекта Российской Федерации – местные бюджеты».

Доходы местных бюджетов значительно различаются в зависимости от типов муниципальных образований. В результате дифференциации социально-экономического развития муниципалитетов распределение налоговых доходов по типам муниципальных образований осуществляется крайне неравномерно: в бюджетах городских округов налоговых доходов аккумулируется 64,6%, в бюджетах муниципальных районов – 26,3% и лишь 9,1% - в бюджетах поселений.

Таблица 1 - Структура доходов федерального бюджета РФ, областного бюджета Ростовской области и бюджета Веселовского района РО за 10 месяцев 2012

Наименование групп доходов

Федеральный бюджет

Областной бюджет Ростовской области

Бюджет Веселовского района

млрд.руб.

уд. вес, %

млрд.руб.

уд. вес, %

млрд.руб.

уд. вес, %

Доходы, всего

9385,4

100

98,8

100

0,41

100

В том числе:

           

1.Налоговые доходы

4756

50,7

64,4

65,2

0,10

24,5

2.Неналоговые доходы

4629,4

49,3

1,1

1,1

0,01

2,5

3.Безвозмездные поступления

-

-

33,3

33,7

0,29

73

Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о том, что основную долю доходной базы местных бюджетов концентрируют достаточно крупные муниципальные образования, созданные на основе городов и административных районов. В данном случае, в бюджете Ростовской области аккумулируется 65,2% налоговых поступлений, в местном бюджете Веселовского района – 24,5%. В связи с этим, необходимо повысить доходы местных бюджетов в результате перераспределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в пользу муниципалитетов.

В общем объеме поступивших в 2011 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 39,3%, межбюджетные трансферты – 60,7%. В структуре межбюджетных трансфертов удельный вес дотаций – 22%, субсидий – 29%, субвенций - 40%.[5] Последний показатель значительно больше, чем другие. Это обусловлено передачей на уровень муниципальных районов государственных полномочий и полномочий поселений. Можно сказать, что данный процесс – это попытка скорректировать разграниченные федеральным законодателем полномочия между уровнями бюджетной системы.

В результате наблюдается модель «зависимого» муниципального образования от дотаций и от дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений по налогам, от субвенций при исполнении делегированных ему полномочий. Органы местного самоуправления исполняют делегированные полномочия в пределах переданной субвенции. А уже от объема переданной субвенции зависит в целом ситуация в муниципальных районах.

Существует возможность устранить дотационную зависимость местных бюджетов от субъектов РФ, если предать им значительную долю от федеральных и региональных налогов, которые подлежат зачислению в региональный бюджет. Поэтому необходимо разработать такой механизм выравнивания бюджетной обеспеченности на муниципальном уровне, который был бы направлен на повышение самодостаточности и самообеспечения местных бюджетов. Безусловно, сложно решить одновременно две задачи: создать эффективную и справедливую систему компенсации местным бюджетам выпадающих доходов в связи с федеральными льготами и изъятиями и стимулировать их к развитию собственной налоговой базы.

Данная проблема была рассмотрена на примере формирования доходной базы бюджета Веселовского района Ростовской области. Доходы консолидированного бюджета района за 10 месяцев 2012 года составили 407,96 млн.руб. Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета района составил 108,0 млн.руб.

Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов занимает НДФЛ – 66,3 млн.руб. или 61,4%. Объем налогов на совокупный доход и налогов на имущество за 10 месяцев 2012 года составил 27,9 млн.руб. Неналоговых доходов в консолидированный бюджет района поступило 13,8 млн.руб. Наибольший удельный вес в неналоговых доходах составили:

доходы от продажи муниципального имущества и земельных участков 6,2 млн.руб. или 56,2%;

доходы от использования имущества в объеме 5,6 млн.руб. или 43,8% неналоговых доходов.

Структура налоговых и неналоговых доходов Веселовского района РО за 10 месяцев 2012 отражена на рис.1.

Рис.1 Структура налоговых и неналоговых доходов Веселовского района РО за 10 месяцев 2012

Бюджет района дотационный, так как доля межбюджетных трансфертов бюджета района по итогам 10 месяцев 2012 года составила 73%. Структура местного бюджета Веселовского района РО за 10 месяцев 2012г приведена на рис.2.

Общий объем финансовой поддержки из областного бюджета бюджету района составил 299,96 млн.руб. Объем дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности бюджету района составил 35,01 млн.руб. Размер субвенций из областного бюджета, переданных на осуществление государственных полномочий бюджету района, равен 226,84 млн.руб.

Рис.2 Структура местного бюджета Веселовского района РО за 10 месяцев 2012г.

Объем субсидий и иных межбюджетных трансфертов определен бюджету района в 2012 году в сумме 38,1 млн.руб.[6], которые направлены на ремонтные работы ЖКХ, строительство и ремонт внутрипоселковых дорог, на организацию отдыха детей в каникулярное время, на поддержку развития субъектов малого и среднего предпринимательства, на приобретение модульных ФАПов для учреждений здравоохранения, модернизацию здравоохранения и образования, отселение граждан из ветхого жилья. Структура межбюджетных трансфертов Веселовского района РО за 10 месяцев 2012 приведена на рис.3.

Рис. 3 Структура межбюджетных трансфертов Веселовского района РО за 10 месяцев 2012

Для формирования доходной базы бюджета Веселовского района РО предлагаются к рассмотрению следующие направления:

1. Достижение опережающих темпов социально-экономического развития Веселовского района, улучшение финансового состояния предприятий, снижение недоимки, повышение эффективности бюджетных расходов, поддержка инновационного развития экономики.

Приоритетом бюджетной и налоговой политики по-прежнему будет являться улучшение условий жизни населения Веселовского района, адресное решение социальных проблем, предоставление качественных муниципальных услуг населению Веселовского района.

2. Для развития межбюджетных отношений в части региональных и местных бюджетов необходима прочная финансовая база, которая, во многом, определяется соответствующим законодательством, закрепляющим правовые гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления.

3. В целях сбалансированности местного бюджета и бюджетов поселений необходимо обеспечить соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

4. Для обеспечения необходимой доходной базы необходимо дальнейшее наращивание налогового потенциала Веселовского района. Этого предстоит добиться как за счет создания новых источников налоговых и неналоговых доходов, так и за счет рационального использования имеющихся, в том числе путем совершенствования методологии расчета нормативов отчислений от региональных налогов и региональной компоненты по федеральным налогам в местные бюджеты.

В трехлетней перспективе приоритеты в области доходов состоят в наращивании налоговых доходов на основе:

привлечения и поддержки частных инвестиций в процесс модернизации и создания новых производств;

стимулирования инновационной деятельности;

повышения производительности труда;

поддержки развития малого и среднего бизнеса;

проведения оценки эффективности предоставленных льгот по местным налогам, сокращения неэффективных налоговых льгот и освобождений;

предотвращение выплаты «серой» заработной платы с целью поступления в бюджет налога на доходы физических лиц;

улучшения налогового администрирования.

Необходимо активизировать работу по полноценному и достоверному учету муниципального имущества, в том числе земельных участков. Главными задачами налоговой политики Веселовского района на ближайшую перспективу являются формирование устойчивой собственной доходной базы и создание стимулов по ее наращиванию. В связи с этим планируется к 2013 году завершить подготовку к введению местного налога на недвижимость с учетом сложившегося уровня доходов населения.

Предстоит осуществить переход от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности к патентной системе налогообложения. При этом должна сохраниться умеренная налоговая и долговая нагрузка для привлечения притока инвестиций.

5. В предстоящей трехлетке планируется дальнейшее сокращение объемов и отдельных видов финансовой поддержки, предоставляемых муниципальным образованиям, а данном случае Веселовскому району, из регионального бюджета. В рамках перехода к формированию бюджета в программном формате планируется консолидация субсидий, отдельных субвенций в рамках соответствующих госпрограмм.

Подводя итог, нужно отметить, что болевыми точками местных бюджетов являются и доходы и расходы. Проблема в том, что расходы значительно превышают доходы. Как было отмечено ранее, сегодня наиболее остро стоит вопрос недостаточного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований. И поэтому главной задачей в ближайшей перспективе является обеспечение устойчивого экономического роста местного бюджета, а так же самостоятельность и сбалансированность местных бюджетов, которые составляют фундамент бюджетной системы страны. Для этого необходимо провести корректировку бюджетного и налогового законодательства.

Список использованных источников

1. Бушмин В.Е. Формирование доходных источников местных бюджетов, 2010. -http://bujet.ru

2. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2011 года (период мониторинга – I полугодие 2011 года) - Электронный журнал «ГосМенеджмент»,2011, №12

3. Суслова М.С. «Современные проблемы формирования местных бюджетов в РФ»: Монография.- http://conf.sfu-kras.ru

4. Пешин Н.Л. «Муниципальные финансы». Стратегия России. № 4, 2007

5. Министерство финансов РФ: Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012года (период мониторинга -2011год)- Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2012. - Режим доступа: http://www.minfin.ru

6. Министерство финансов РО: Сведения о фактическом исполнении местных бюджетов по налоговым и неналоговым доходам (без учета целевых доходов) в разрезе муниципальных образований области за 10 месяцев 2012 года. - http://www.minfinro.rsu.ru

8

Просмотров работы: 13121