Дети с интеллектуальной недостаточностью чаще всего страдают от рассеянности, низкой устойчивости, малого объема, недостаточного развития своего внимания, что приводит к их дезадаптации, влияет на выполнение учебной и трудовой деятельности. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению, это главное условие осуществления познавательной деятельности.
В отечественной психологии имеется ряд работ, посвященных изучению процессов внимания детей с интеллектуальной недостаточностью - Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, И.Л. Баскакова, Б.И. Айзенберг, С.В. Лиепинь, Н.С. Осипова, Г.М. Понорядова, У.В. Ульенкова, Л.И. Переслени, С.А.Сагдулаев, Н.П. Вайзман, Д.С. Гуровец. Исследования этих специалистов показывают, что при интеллектуальной недостаточности все свойства внимания нарушены, но в, то, же время выявлены возможности коррекции недостатков внимания.
Цель работы – разработать программу коррекции внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и оценить ее эффективность.
Задачи:
Проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования коррекции внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Рассмотреть и выбрать нужные методы и приемы коррекции внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Разработать программу коррекции внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Оценить эффективность программы коррекции.
Объектисследования - является процесс коррекции внимания ребенка младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Предметисследования - является программа коррекции внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Напомним вам, что внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).
Внимание - важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей оценки уровня развития личности индивида.
В соответствии с задачами были выбраны следующие методики:
- «Найди и вычеркни» (определение продуктивности и устойчивости внимания);
- «Проставь значки» (оценка переключаемости и распределения внимания);
- «Запомни и расставь точки» (оценка объема внимания).
В исследовании принимали участие 12 детей 6-8 летнего возраста с диагнозом легкая интеллектуальная недостаточность, поставленным на ПМПК г. Ярославля. Исследование проводилось на базе МОУ специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №1 г. Ярославля. А также 12 нормально развивающихся сверстников, исследование которых проводилось на базе МОУ Первомайской общеобразовательной школы (Ярославской области).
По данным методики «Найди и вычеркни» нами были получены следующие результаты: 9 детей (75%) имеют низкую продуктивность и устойчивость внимания; у 3 детей (25%) продуктивность и устойчивость внимания очень низкая.
По данным методики «Проставь значки» 1 ребенок (9%) продемонстрировал средний уровень переключаемости и распределения внимания; 10 детей (82%) низкий уровень переключаемости и распределения внимания; 1 ребенок (9%) очень низкий уровень переключаемости и распределения внимания.
По данным методики «Запомни и расставь точки» 7 детей (58%) имеют низкий объем внимания; 5 детей (42%) продемонстрировали очень низкий объем внимания.
На основании полученных данных мы разработали программу коррекции произвольного внимания средствами игровой деятельности для детей младшего школьного возраста, учитывающую особенности развития внимания детей с интеллектуальной недостаточностью.
На основании проведенного нами обследования, мы выделили следующие показатели произвольного внимания, нуждающиеся в коррекции:
- продуктивность внимания;
- устойчивость внимания;
- переключаемость внимания;
- распределение внимания;
- объем внимания
Цельюнашей программы является повышение уровня сформированности произвольного внимания детей с интеллектуальной недостаточностью.
В задачикоррекционно-развивющей программы входит:
- установить эмоциональный контакт с детьми;
- сформировать у детей положительный настрой и заинтересованность к занятиям;
- увеличить продуктивность и устойчивость внимания;
- улучшить переключаемость и распределение внимания;
- увеличить объем внимания.
В качестве основного метода мы использовали игротерапию. Игра – это та универсальная форма деятельности, внутри которой, по определению Д.Б.Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
В программе представлены 12 занятий, направленных на развитие и коррекцию произвольного внимания младших школьников. Она будет строиться на следующих принципах: принципа системного подхода (понимание человека как целостной системы, опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка), принципа реалистичности (учет реальных возможностей ребенка), принцип деятельностного подхода (опору на ведущий вид деятельности), принцип индивидуально-дифференцированного подхода (учет индивидуальных особенностей ребенка).
Форма проведения занятий – подгрупповая (не более 6 человек в группе).
Продолжительность занятия – 20-25 мин. Занятия проводились в течение трех месяцев с детьми экспериментальной группы по 2 раза в неделю.
Содержание коррекционного блока представляет собой единый комплекс корригирующих, развивающих и профилактических мероприятий, ориентированный на коррекцию и развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Занятия включают:
— игры с правилами: подвижные, словесные и дидактические;
— игровые упражнения, творческие и подражательно-исполнительного характера;
— свободное и тематическое рисование;
— релаксацию.
В проведенном эксперименте повторно участвовали 12 детей 7-9 лет с диагнозом легкая интеллектуальная недостаточность. Эксперимент проводился на базе МОУ специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №1 г. Ярославля.
По данным методики «Найди и вычеркни» нами были получены следующие результаты: теперь 1 (9%) ребенок продемонстрировал средний показатель продуктивности и устойчивости внимания; 10 (82%) детей - низкие показатели, и лишь 1 (9%) ребенок по-прежнему имеет очень низкий показатель продуктивности и устойчивости внимания.
По данным методики «Проставь значки» 4 (35%) детей продемонстрировали средние показатели переключаемости и распределения внимания; 8 (65%) человек – низкие показатели. Очень низких показателей переключаемости и распределения внимания в этот раз не наблюдалось.
По данным методики «Запомни и расставь точки» 3 (25%) детей теперь имеют средние показатели объема внимания, а 9 (75%) человек – низкие. Очень низких показателей объема внимания в этот раз не наблюдалось.
Мы сравнили данные по трем методикам до проведения коррекционной работы и после ее проведения.
Выросла продуктивность и устойчивость внимания: если до коррекционной работы 3 (25%) детей имели очень низкие, а 9 (75%) человек низкие показатели развития этих свойств внимания, то теперь лишь 1 (9%) ребенок продемонстрировал очень низкий показатель продуктивности и устойчивости внимания, 10 (82%) человек – низкий, а 1 (9%) ребенок даже средний показатель развития данного процесса.
Значительно выросли переключаемость и распределение внимания: если раньше лишь 1 (9%) ребенок имел средний показатель развития данного процесса, 10 (82%) человек – низкий, и 1 (9%) ребенок очень низкий, то теперь уже 4 (35%) детей имеют средние показатели развития переключаемости и распределения внимания, и 8 (65%) человек – низкие показатели.
Увеличился объем внимания: если раньше 5 (42%) детей имели очень низкие, а 7 (58%) детей низкие показатели развития объема внимания, то теперь 3 (25%) детей продемонстрировали средние показатели, а 9 (75%) человек низкие показатели развития объема внимания. Очень низких показателей вообще не наблюдалось.
Таким образом, анализ проведенного нами исследования позволяет сделать следующие выводы:
В результате коррекционной работы у большинства детей улучшились показатели внимания.
Увеличилось число детей со средними показателями развития процессов внимания, а очень низкие показатели уменьшились, или вообще не наблюдались.
Выросла продуктивность и устойчивость внимания, значительно выросли переключаемость и распределение внимания, увеличился объем внимания.
В данной работе был изучен теоретический материал, посвященный проблеме развития внимания детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью; проведено эмпирическое исследование, занимавшееся особенностями развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Мы раскрыли актуальную проблему современного общества – внимание детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, обозначили особенности таких детей и выявили уровень их развития. Нами был использован анализ научных, литературных статей, монографий, труды ученых и педагогов и наше эмпирическое исследование.
Нами было установлено, что уровень развития внимания младших школьников в норме выше, чем у их сверстников с интеллектуальной недостаточностью.
Произвольное внимание умственно отсталых детей в настоящее время является педагогической проблемой, этим детям свойственны отклонения от нормы, но они могут преодолеваться средствами педагогического воздействия, родителей, воспитателей, учителей, чем мы и будем заниматься в последующей нашей работе.