ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ФУНДАМЕНТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБРАЗОВАНИЕ, КАК ФУНДАМЕНТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Макарова Д.Н. 1
1ФГАОУ ВПО "УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Все мы являемся свидетелями активизации глобальных природных катаклизмов, что приносит огромные экономические потери, угрожает жизни и здоровью человека. Кроме природных бедствий, сегодня огромную опасность для человечества представляет само человечество, точнее, созданная им «техносфера». Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня – необходимое условия выживания, и это порождает глубокие противоречия между производственными законами и законами выживания планеты.

Любая деятельность человека является потенциально опасной, а сами опасности носят перманентный характер, поэтому необходимо предотвращать и предупреждать реализацию техногенных рисков «на местах»: индивидуально по каждому процессу. «Точечность» и «индивидуальность» сопровождения технологических процессов возможно реализовать только, если каждый работник возьмёт на себя ответственность за результат как своей деятельности, так и общий результат дела.

Исследование психологов показывают, что современный человек, испытывая узкую специализация труда, удален от видения процессов целостно. Именно поэтому возникает ощущение незначительности выполняемых операций, малой значимости поступков конкретного лица. По мнению специалистов это является результатом изменения уклада и скорости жизни: разобщенность членов общества и семей, повышенная плотность населения городов при высокой степени замкнутости жизни отдельных людей.

В России, кроме того, за последние сто лет значительно (если не сказать коренным образом) изменился рейтинг ценностных ориентаций индивидуумов, не только благодаря деятельности СМИ и курсу социальной политики государства, но и, в первую очередь, из-за снижения нравственности в следствие упразднения института семейственности и духовного воспитания. Для людей так называемого «северного» типа мышления и мировоззрения, каких в нашей стране подавляющее большинство, эта ситуация губительна, что можно наблюдать по положению страны на мировой политической, экономической и социокультурной арене.

Закладывание и формирование таких черт характера, как ответственность, инициативность, логика и кругозор мышления и др. происходит в детстве родителями и наставниками. Институт воспитания в современном обществе претерпел значительные изменения по причинам изменения условий жизни. Дети зачастую не имеют возможностей для получения деятельного опыта, что в старшем возрасте проявляется как различные страхи, уход от ответственности за свою деятельность, в крайнем случае – уход от реальной жизни.

Страхи и нежелание отвечать за свои поступки приводят к бездействию и синдрому «маленького человека», что является основой развития застойных явлений в обществе. Технократическое развитие мирового сообщества привело к нарушению природных процессов, а поскольку человек – существо изначально природное, то угнетение окружающей среды приводит к внутреннему (возможно не осознаваемому) угнетению психики. Разрыв с природой порождает страх перед ней и ее проявлениями. Обучение правилам и возможностям гармоничного существования с живым миром всегда проводили старшие поколения, которые сейчас сами практически потеряли такие знания.

Как результат перечисленных явлений мы наблюдаем агрессивное и потребительское отношение к окружающей среде, к ее услугам, запасам, ресурсам. Изменить ситуацию «сверху», на мой взгляд маловозможно. Перемены реальны только при изменении ежеминутного отношения и поведения каждого человека, что осуществимо только через образование, направленное на решение этих задач, преподаваемое «с пеленок».

Разрыв связи поколений по многим, в первую очередь, внутриполитическим причинам последнего столетия в России, обусловило отмирание множества традиций разных уровней: от внутрисемейных, родовых до общегосударственных. В прошлом традиции прививались молодому поколению всем образом жизни, тщательно выверенным воспитанием, основанном на психо-физио-эмоциональном становлении человека, что вело к стабильности, силе семей, родов, поселений, страны. Передача опыта велась не за партой, как мы сейчас привыкли, а сразу в деле, общей работе, игре, где младшие видели старших, более опытных, друзей, которые в свою очередь помогали и наставляли приемников. Каждый из участников процесса выполнял свои функции максимально качественно, так как для младших это было критерием лидерства, успеха, а для старших и пожилых это определяло, какова будет их старость, будущее семьи и рода.

В отсутствии такого образа воспитательной деятельности необходимо специально выводить детей и молодежь в нестандартные ситуации, где можно осуществить мягкий «слом шаблона» и показать другой вариант построения отношений с окружающей средой. Одним из вариантов «иных нестандартных» ситуаций являются экологические экспедиции и летние лагеря. Во время взаимодействия и осуществления образовательной программы, стройно вплетенной в «простую жизнь на природе», как это было у предков, подопечным объясняются коренные отличия менталитетов населения разных территорий и причины этого с упором на местные особенности.

Нынешнее распространение и навязывание «западного» образа жизни в мире нарушает количественное равновесие приверженцев различных культур, что приводит к однобокости принятия общемировых решений, а современная глоболизация всех процессов способствует распространению негативных последствий таких решений во все регионы без исключения. В то же время, чужой стиль жизни зачастую противоречит естественным резервам территорий, приводит в напряжение окружающую среду и местное население, приспособленное за сотни лет к гармоничному существованию в данных условиях, что выражено в традициях и обычаях.

Для российской действительности последняя проблема не менее актуальна, чем, например, для населения Африки или Антарктиды, где зачастую выходят из строя вся современная техника и не пригодны для реализации стандартные европейские сценарии поведения. Россия имеет ряд характерных только для нее черт:

- страна находится в зоне рискованного земледелия;

- страна имеет обширную территорию с многочисленными природными условиями, различными народностями, широким спектром временных поясов и т.д.;

- население имеет своеобразный тип мышления, в том числе по причине природно-климатических особенностей; и другие.

Существование и развитие такого государства возможно только при умении людей договариваться, доверять и выполнять свои обязательства, принимать решения и исполнять их коллективно, сообща. Это определяет силу и устойчивость институтов соборности и общинности российского народа, однако сейчас, перенимая манер европейских стран (где это бесспорно приемлемо и работает, но не работает в нашей стране) русские стали утрачивать перечисленные навыки, при этом внешние условия отнюдь не изменились.

Высокий уровень развития современного общества, научно-технический прогресс был бы не возможен без разделения и сужения специализации труда, без необходимости получения большого объема технических знаний, однако, это повлекло и негативные последствия: разобщенность, эгоцентризм людей и потеря комплексного видения причинно-следственных связей.

Решением ситуации, на мой взгляд, должен стать пересмотр отношения к опыту предков, его осмысление и адаптация к реалиям сегодняшнего дня. Результатом нового типа воспитания станут идеи и действия по снижению нагрузки на природную среду: разработка малоотходных технологий и технологий по утилизации отходов, рекультивации территорий и водных объектов; по снижению напряженности в социальной и геополитической среде.

Яркое тому подтверждение – увеличение численности казачьих объединений, популярности фольклорных тем в музыке, моде, расширение движения волонтеров и экологических организаций и фондов. Именно нестандартные активные люди, получившие опыт пребывания в подобных обществах, выполняющих функции большой семьи, рода, дружного соседства, предлагают большинство идей по переустройству и модернизации промышленности; по способам, методам и технологиям очистки и переработки отходов. Большинство из этих людей имеют «экологическое» мышление, хотят и стремятся к передачи уже наработанного личного опыта.

Такие движения воспитывают и теоретически, и широко практически, так как без практики невозможно полностью принять и прочувствовать эти знания. Подавляющее большинство подобных движений являются некоммерческими, существуют часто только за счет собственных сил и средств (в традициях русского казачества): с одной стороны – это трудно, но с другой стороны – перечисленные объединения вполне жизнеспособны, и даже прибыльны, это показывает насколько перспективен такой подход к построению общества и воспитанию молодежи.

Список литературы:

  1. Макарова М.Н. Методические рекомендации по разработке программы и организации молодежной учебно-оздоровительной экспедиции с этнокультурной программой (на примере деятельности экспедиции «Сибирский Путь») / Екатеринбург: «ВИК-МЕДИА», 2011г.

  2. Чеурин Г.С. «Русские казачьи методики нравственно-патриотического воспитания воина-путешественника» Доклад на семинаре «Об опыте совместной рабы Свердловской области органов по делам молодежи, военный комиссариатов, религиозных конфессий, Российской оборонной спортивно-технической организации по подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и защите Отечества» (15.11.2007, Екатеринбург, Дом Актера)

  3. Макарова М.Н. Дипломная работа на тему «Социальный аспект реализации этнокультурных программ (на примере молодежной учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский Путь»). Руководитель – Кузьминых О. А., УГТУ-УПИ, Физико-технический факультет, кафедра социальной безопасности, Екатеринбург, 2009

  4. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. М.: ВЛАДОС, 2005.

  5. Гавря А.Б., Корнеева Т.В. ЛЕТО. «КАЗАЧОК». КАНИКУЛЫ (Опыт историко-патриотического лагеря «казачок»). – М.: НИИ семьи, 1997.

  6. С. Чирков «Нам есть чему поучиться у чукчей» // Газета «Уральский рабочий», 08.10.2004

Просмотров работы: 1537