САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Жуковская А.Ю. 1
1г. Ханты - Мансийск, Югорский Государственный Юниверситет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность. Радикальные изменения, происходящие в современном обществе, его высокий динамизм развития предполагают возрастание роли личностной организации профессионала, его активности, индивидуального видения, способности самостоятельно добывать информацию, анализировать и синтезировать ее, принимать творческие решения в различных профессиональных ситуациях.

От современного работника требуется не столько воспроизведение полученных знаний, сколько творческий подход к решению профессиональных задач, способность к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному самосовершенствованию. Способность к профессионально-творческому саморазвитию становится необходимым качеством профессионала, развивать которое необходимо в ВУЗе.

На сегодняшний день профессиональное образование испытывает потребность в подготовке специалистов, способных к саморазвитию. Учет новых тенденций приводит к попыткам обогатить практику профессиональной подготовки отдельными элементами, ориентированными на саморазвитие личности учащегося.

Актуальность исследования обусловлена глубокими преобразованиями, происходящими во всех сфера нашего общества. Идея саморазвития в образовании сегодня приобретает важнейшее значение и находит свое отражение в статьях Закона РФ Об образовании, Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Концепции модернизации российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе Наша новая школа и в других концептуальных документах.

Саморазвитие играет главенствующую роль в становлении будущего профессионала. В настоящее время разрабатываются пути к выявлению сущности саморазвития, определяются средства повышения эффективности личностно – профессионального саморазвития учащихся (И.Г. Григорьева, И. Г. Егорова, Л.Н. Куликова, Г.В. Морозова, С.Д. Поляков, А. И. Резник). Однако, несмотря на большое количество научных работ, посвященных данной теме, остается малоизученным следующий аспект: обеспечение процесса саморазвития студентов в современной системе профессионального образования психолого – педагогического профиля.

Саморазвитие личности является одним из проявлений

деятельностной сущности человека. Оно направлено на изменение самого субъекта. Это внутренняя духовно – практическая деятельность субъекта, в результате которой изменяется его внутренний мир. Эти положения принимаются всеми исследователями и не подвергаются сомнению. Но при этом остается все же невыясненной природа самой этой деятельности, ее источник. Исходя их этого следует, что наиболее важной проблемой в развитии и самосовершенствовании личности студента является неготовность и неспособность человека к саморазвитию, что обусловлено множеством причин.

Существует противоречие о том, что на сегодняшний день высшее профессиональное образование испытывает потребность в подготовке специалистов, способных к постоянному саморазвитию и низким уровнем саморазвития студентов в процессе обучения. Это противоречие определило цель нашего исследования.

Цель: выявить уровень саморазвития студентов разных курсов.

Объект исследования: процесс саморазвития студентов

Предмет исследования : уровень саморазвития у студентов в процессе обучения.

В качестве гипотезы нашего исследования выдвинуто следующие положение : уровень саморазвития у студентов старших курсов будет выше, чем у первокурсников, что обусловлено не осознанием необходимости самосовершенствоваться как личности и как будущего профессионала в рамках процесса обучения.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

- Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблемесаморазвития личности в юношеский период;

- Провести исследование и интерпретировать результаты диагностики;

- Разработать рекомендации по повышению уровня саморазвития

Методы исследования:

Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы был использован комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по проблеме саморазвития студентов; тестирование с помощью методики Л. Н. Бережнова «Диагностика уровня саморазвития» с целью выявления уровня саморазвития у студентов разных курсов в процессе обучения; количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Структура работы. Работа состоит из введения, где обоснована актуальность и представлен научный аппарат исследования; двух глав: теоретический анализ исследуемой проблемы и исследование уровня саморазвития студентов и его анализ.

Глава 1. Теоретический анализ исследования саморазвития студентов

  1.  
    1. Сущность понятия «саморазвитие».

Понятие «саморазвитие личности» изучалось многими отечественными и зарубежными исследователями: А. Маслоу, И.А. Ильиным, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.И. Слободчиковым, Д.Б. Элькониным, Б.Г. Ананьевым, Т.Н. Березиной, Р. Бернсом, Е.Д. Божовичем, Е.И. Исаевым, Н.А. Логиновой, В.Г. Мараловым, Е.П. Никитиным, Н.Е. Харламенковой, Ю.М. Орловым, Г.К. Селевко, А.О. Сурожским, Г.А. Цукерманом, Б.М. Мастеровым, И.И. Чесноковой и др.

В толковом словаре русского языка С. А. Кузнецова, саморазвитие понимается как – развитие собственными силами, без влияния каких либо внешних сил, а в философском словаре саморазвитие приравнивается к самодвижению личности.

В отечественной психологии одними их первых дали определение и обосновали его отличительные признаки В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев; понятие "саморазвитие" — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [1, с. 159].

В словаре «Психология» понятие «саморазвитие»понимается как развитие, обусловленное внутренней активностью личности,это естьхарактеристика внутренней способности личности к работе над собой, к росту, развитию [10].

Поэтому рассмотрим в рамках нашей работы две тенденции анализа саморазвития как психологического феномена. В контексте субъектно-деятельностного подхода сложилась традиция рассматривать саморазвитие как осознанное самоизменение. В рамках культурно-исторической психологии обнаруживается тенденция, приводящая к пониманию саморазвития как механизма перехода возможности в действительность.

Анализ научных философских и психологических категорий позволяет увидеть, что на современном этапе становления научного знания обнаруживается активное использование понятий саморазвития, самодвижения, самодетерминации и других «само-». Зарождение и активное использование терминологии (само-) состоит в том, что она «указывает на некие повороты в философском мышлении, на определенную стилистику переосмысления таких понятий, как детерминизм, бытие, системность, законосообразность» [1, с. 758–759].

Изучение феноменов «само-», активно осуществляющееся в психологии, часто связывают с разработкой отечественными психологами категории субъекта. И это понятно. В своей концепции С.Л. Рубинштейн рассматривает человека, активно взаимодействующего с окружающим его миром, и через это взаимодействие преобразующего себя и свой мир. И эти два аспекта жизни человека – изменения себя и изменения мира – тесно взаимосвязаны, что обусловливает их взаимные изменения. Признание С.Л. Рубинштейном «авторства» человека по отношению к своей жизни, которое находит отражение «не только в проявлениях психической активности, но и развитии его собственной психики, статус субъекта, творящего свой психический мир и ответственного за результаты своих творений», приводит к активной разработке данной идеи его последователями К.А. Абульхановой – Славской, А.В. Брушлинским, Л.И. Анцыферовой и др.

Анализ исследований, осуществляющихся в субъектно – деятельностной парадигме, раскрывает разное содержательное наполнение понятия «саморазвитие». К.А. Абульханова – Славская рассматривает саморазвитие как жизненную стратегию, «в которой человеком осуществляется поиск более адекватных своим возможностям путей их реализации, воплощения в жизни». Стратегия саморазвития обеспечивает качественное преобразование отношений человека с действительностью, давая по существу новое решение проблемы, «выход» за пределы ситуации, задавая для индивида организацию «нового “пространства”, нового измерения жизни и, соответственно, новых возможностей, которые выводят индивида на качественно новый уровень жизнедеятельности – творческий, преобразующий общественную сущность».

Саморазвитие в трудах Л.И. Анцыферовой рассматривается как атрибут высшего уровня развития личности, когда человек становится субъектом жизненного пути, что определяется степенью индивидуальности и личностной свободой – свободой выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия, изменяя уровень организации личности как системы, менять режим ее функционирования. Индивид, по ее мнению, достигая уровня субъекта, становится способным «быть инициирующим началом, первопричиной своих взаимодействий с миром, с обществом; быть творцом своей жизни; создавать условия своего развития; преодолевать деформации собственной личности». По мере становления категории субъекта за ним все больше закрепляется инициирующее, авторское начало, что находит отражение в появлении таких понятий, как «субъектность», которое понимается как «целостная характеристика человека, обнаруживаемая в деятельности и поведении человека», «особые личностные качества, связанные с активно-преобразующими свойствами и способностями», и «субъектная активность» (А.К. Осницкий, В.О. Татенко и др.) как активность «по созданию и развитию собственной психики», «развиваемая самим субъектом, им организуемая и контролируемая».

Логику субъектного подхода выделяют В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев. Рассматривая развитие человека, его субъектности, наряду с естественным развитием, которое разворачивается по сущности природы и отражается в последовательности ступеней, периодов, стадий, и искусственным развитием, которое разворачивается по сущности социума и задано структурой деятельности, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию, учеными вводится особое, третье представление «о развитии вообще» – о саморазвитии. Саморазвитие ими понимается как овладение и развитие самим человеком своей собственной самости. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отмечают: «В психологии должна идти речь о развитии по сущности человека – о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это означает, что в развитие человека включается еще одна детерминанта – ценностно – смысловая . Развитие для человека – это и цель, ценность, а иногда – и смысл его жизни» [1, с. 147].

В своем исследовании М.А. Щукина показывает самостоятельный онтологический статус понятия «саморазвитие», выделяя его специфические черты, такие как позитивная направленность изменений, целенаправленный характер саморазвития, субъектный характер изменений (совмещение объекта и субъекта в акте развития), осознанность, опосредованность. Автор заключает, что «саморазвитие проявляется в осознанном самоизменении», «именно в процессе саморазвития человек максимально реализуется как творец своего Я и своего жизненного пути» [4, с. 112]. При этом автор устанавливает связь между двумя понятиями – «саморазвитие» и «субъект развития», указывая на то, что саморазвитие в такой его трактовке становится доступно человеку по мере становления его субъектом развития, когда происходит переход от развития при помощи внешних посредников к саморазвитию как самостоятельному осознанному процессу самоизменения.

Другую логику рассмотрения проблемы саморазвития можно увидеть в культурно – исторической психологии. Культурно-историческая психология изначально взяла вектор на становление и развитие человека, именно поэтому Н.В. Богданович при анализе категории субъекта указывает на то, что Л. С. Выготский редко использует само понятие «субъект», что «он часто применяет его имплицитно, заменяя другими понятиями (например, человек)». Л.С. Выготский не заменяет понятие «субъект» понятием «человек», а наоборот делает принципиальный акцент на использование понятия «Человек». И его восклицание: «Человека забыли», – этому прямое подтверждение. «Возвращение» Человека в психологию является красной нитью научного творчества Л.С. Выготского, о чем он и пишет: «Прослеживая культурное развитие психических функций, мы прочерчиваем путь развития личности ребенка.

Говоря о культурном развитии, одной из принципиальных является идея о развитии высших психических функций, за феноменологией которой и скрывается понимание не только становления человека, но и выделение характера и механизмов этого становления, «интимных механизмов» психической жизни человека.

Становление человека Л.С. Выготский связывает с двумя процессами: овладения орудиями и знаками. Если орудие выступает как средство внешней деятельности, «покорения» природы, то знак – это средство психологического воздействия на поведение, средство внешней деятельности, направленной на овладение самим человеком своего поведения. «Овладение природой и овладение поведением связаны взаимно, – пишет Л.С. Выготский, – как изменение природы человеком изменяет природу самого человека». Употребление орудий и знаков создает принципиальную обусловленность системы активности человека, основная особенность которой состоит в том, что человек «безгранично расширяет посредством орудий радиус своей активности», что «в корне перестраивает психику, усиливая и расширяя систему психической активности», раскрывая тем самым «авторский характер социальной жизни человеческих индивидов и человеческих общностей».

Таким образом, в работах Л.С. Выготского формируется представление о развитии как саморазвертывании, самодвижении, где основными источниками развития выступают противоречия между новыми возможностями, связанными с появившимися новообразованиями, и старой социальной ситуацией развития.

Мы рассмотрели только две тенденции анализа саморазвития как психологического феномена в рамках субъектно – деятельностного и культурно – исторического подходов.

Для нашей работы актуально это определение, так как наша работа будет осуществляется в рамках субъектно – деятельностного подхода, который рассматривает саморазвитие как осознанное самоизменение. При этом отметим, что такая тенденция задает лишь один из возможных ракурсов анализа феноменологии саморазвития.

  1.  
    1. Признаки саморазвития

Прежде всего необходимо отметить, что для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я), становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в частности Г. А. Цукерман, субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т. е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе [6, с. 54 – 61].

Другой характеристикой саморазвития является активность личности, которая может быть или социальной активностью, или социальной реактивностью. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности, но в обоих случаях она не характеризует человека как субъекта жизнедеятельности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней. Для дошкольника и младшего школьника в основном характерен нормативный уровень, когда ребенок лишь повторяет, имитирует даже в своих инициативах то, что усваивает в результате взаимодействия со взрослыми. Нормативно – личностный уровень свойствен в основном подросткам и юношам. Здесь происходит выход за пределы нормативно – заданного, проявляется свое собственное отношение к тому, что человек делает, познает. Личностно – продуктивный и продуктивно – творческий уровни свойственны для взрослых людей, когда человек посредством своей деятельности дает существенную прибавку обществу, социуму, создавая, например, что – то новое, оригинальное или усовершенствуя старое.

Понятно, что нормативный уровень — это уровень воспроизводства (пусть и в авторском исполнении того, что уже известно), а вот нормативно – личностный уровень позволяет личности проявиться в полной мере как индивидуальности, заявить о себе. Именно поэтому в подростковом возрасте ребенок может стать субъектом не только своей жизнедеятельности, но и саморазвития. Применительно к проблеме саморазвития способность к личной инициативе распространяется на организацию самопознания и самовоспитания. Однако если в подростковом возрасте самовоспитание носит все-таки черты формирования в себе отдельных свойств и качеств, то уже в юношеском возрасте пересмотру подвергается личность в целом. Неотъемлемыми атрибутами социальной активности являются сознательность и самостоятельность, которые укрепляют позиции личности как субъекта саморазвития.

Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов, т. е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выборы среди ряда альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выборы, в том числе и выборы личностного роста, — признак субъективности индивида как автора своей жизнедеятельности и биографии. Когда человек сам осуществляет выбор, он учится брать на себя ответственность и держать ответ не только перед другими (такая ответственность носит формальный характер), но и перед самим собой, перед своей совестью.

Наконец, важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами (идентификация и рефлексия) органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития.

Барьеры саморазвития

Для раскрытия барьеров саморазвития мы обратимся к работе В. Г. Маралова «Основы самопознания и саморазвития».

Развитие — объективный процесс количественных и качественных изменений психических процессов, свойств, состояний во времени, выражающихся в закономерных преобразованиях. Психическое развитие может быть адекватно понято путем характеристики социальной ситуации, ведущего вида деятельности и основных новообразований как достижений определенного возраста. Существуют различные периодизации психического развития человека, построенные на разных теориях. В частности, в периодизации Д. Б. Эльконина смена возрастных периодов обусловлена сменой ведущих видов деятельности; в периодизации Э. Эриксона рассматриваются две противоположные линии развития, связанные либо с достижением чувства идентичности с собой и окружением, либо с чувством разотождествления с собой и миром.

Саморазвитие — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя [5].

Саморазвитие выражает в активной форме особенности внутреннего мира личности (имеющего свои пространственно – временные координаты, где осуществляются непрерывные диалоги личности с собой и значимыми другими людьми). Внутренний мир, или субъективная реальность, находится в процессе постоянного становления и развития, объективно проходит стадии: оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации и универсализации.

Таким образом, процесс саморазвития как сущностная форма бытия человека начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри ее. При этом важное значение, определяемое для каждого человека индивидуально, приобретает проблема — является ли он субъектом саморазвития или эту роль выполняют другие. В науке установлено, что при благоприятных условиях субъектом саморазвития человек становится в подростковом возрасте. В качестве единицы анализа саморазвития, его «кирпичика», является акт самопостроения личности как способность воплощаться в то, что совсем недавно было осознанным или неосознанным проектом самого себя.

Саморазвитие личности осуществляется в рамках индивидуального жизненного пути. Единицей анализа жизненного пути являются события, к которым относятся события среды, события поведения человека в окружающей среде и события внутренней жизни. Подлинное саморазвитие означает, что человек является не продуктом событий своей жизни, а автором собственной жизнедеятельности, который способен не подчиняться обстоятельствам, а творить их, определять перспективы своего самосуществования.

Саморазвитие — непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные Цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. Самоутверждение дает возможность либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности. Самосовершенствование — это сознательное управление процессом

собственного развития. Самоактуализация — реализация себя в мире путем познания смысла жизни, достижение полноты самосуществования.

В качестве механизмов саморазвития выступают самопринятие и самопрогнозирование. Самопринятие, завершая акты самопознания, знаменуется признанием в себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции, и определяет своеобразие прогнозирования себя в будущем. Самопрогнозирование дает возможность осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития. Самопрогнозы могут быть проанализированы с точки зрения их содержания, направленности, определенности — неопределенности, устойчивости, расположенности на временной оси. Разнообразная деятельность и сочетание механизмов самопринятия и самопрогнозирования порождают разные стратегии саморазвития. Оптимальной считается ситуация, когда человек принимает в себе как отрицательные, так и положительные свойства и качества, но тем не менее четко, определенно и реалистично ставит проблемы по формированию и переформированию себя (не отрицая себя сегодняшнего, знает, каким он хочет быть завтра).

Процесс саморазвития сопряжен и с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются личностью как барьеры саморазвития. Таких барьеров много, одни из них человек может преодолеть самостоятельно, если у него есть на это достаточно мотивации и воли, другие — лишь с помощью значимых людей, которые возьмут на себя ответственную роль, миссию по тактичному руководству саморазвитием человека.

Наиболее серьезным и труднопреодолимым барьером саморазвития является барьер отсутствия ответственности за собственную жизнь (т.е. стечение случайных событий и обстоятельств, когда человек не способен и не может по объективным причинам нести ответственность за все, что с ним происходит). Кроме того, многие трудности определяются: неразвитостью способности к самопознанию; влиянием сложившихся стереотипов и установок; несформированностью механизмов саморазвития; препятствиями, которые создают другие люди, для которых саморазвитие, самосовершенствование кого – либо, кроме них, вызывают реакцию противодействия, осложненную чувством зависти и стремлением к личностному превосходству.

Барьеры саморазвития не менее сложны и труднопреодолимы, чем барьеры самопознанию, его мотивационных и опрециональных сторон, то здесь первостепенное значение приобретает то, что должно быть само развито в процессе самосовершенствования (имеется в виду воля). В то же время проблема воли не является первостепенной, люди и со слабой волей могут достигать вполне ощутимых результатов в процессе саморазвития. Но не будем забегать вперед и попытаемся представить проблему барьеров саморазвития в некотором систематизированном виде.

В качестве самого серьезного барьера (препятствия для саморазвития) является тот факт,что далеко не всегда человек становится субъектом собственного развития, эту функцию за него выполняют другие люди. Отсюда — отсутствие адекватной мотивации и целей саморазвития. Человек начинает «плыть по течению», самопостроение его личности определяется случайными событиями, ему трудно определиться в конкретной ситуации, еще труднее выстроить адекватные перспективы. Поэтому такие люди чаще всего сетуют на обстоятельства, которые якобы мешают им в достижении поставленных целей. В то же время следует отметить, что иногда обстоятельства складываются удачно, порождая чувство удовлетворенности жизнью и собой. Но это довольно редкие Примеры, когда личность, не являясь субъектом саморазвития, достигает значимых результатов и объективно самосовершенствуется. Чаще даже удачные обстоятельства воспринимаются как помехи в самореализации, тем более что сама эта самореализация идет по ложному пути. В таких случаях однозначно преодоление барьеров саморазвития связано с необходимостью оказания помощи человеку со стороны значимых других людей. Самостоятельно данный барьер преодолевается в исключительно редких случаях.

Следующая группа барьеров связана с неразвитыми способностями к самопознанию. Нечеткое, расплывчатое представление о себе, сужение сфер и областей функционирования собственной Я-концепции приводят к тому, что индивид ставит либо нереальные либо неадекватные цели саморазвития. В итоге человек получает результаты, которые далеко его не удовлетворяют, не дают возможности ощутить себя полноправным субъектом, автором собственной жизни. Поэтому еще раз можно повторить, что самопознание и саморазвитие — это взаимосвязанные и взаимообусловливающие друг друга процессы; способность к адекватному и всестороннему самопознанию — условие для всестороннего и целенаправленного саморазвития.

Особо хотелось бы остановиться на группе барьеров, которые обусловлены системой сложившихся стереотипов и установок. На эту группу препятствий саморазвития указывают многие представители самых различных школ и направлений в психологии. Например, К. Роджерс основу стереотипов поведения и действий видит в чрезмерной приверженности и податливости личности социальному окружению. Стремление вести себя и действовать, как все, отсутствие альтернатив в самопостроении личности (такие альтернативы всегда имеются и заложены в глубинном индивидуальном опыте каждой личности) приводят к серии стереотипных реакций, к постоянной оглядке на оценки других значимых и менее значимых людей. А. Маслоу прямо указывает на тот факт, что в качестве препятствий личностному росту выступают: негативное влияние прошлого опыта, привычек, которые толкают людей к непродуктивным формам поведения; социальное влияние и групповое давление, которому индивид не способен, не желает и не умеет противостоять (любое противостояние оборачивается, по мнению такого индивида, только неприятностями); наличие системы внутренних защит, функционирование которых создает видимость благополучия и адаптированное личности к окружающей действительности.

Нельзя обойти вниманием и группу барьеров, которые определяются несформированностью механизмов саморазвития. Непринятие себя или частичное принятие, как мы уже показывали, приводит к неверной стратегии саморазвития, когда человек начинает тратить свои силы не на то, чтобы открывать что-то новое в себе, а на борьбу со своими отрицательными качествами. На это может тратиться драгоценное время, а результаты как для личности, так и для окружения остаются неудовлетворительными. Необходимо указать и на роль сформированности механизмов самопрогнозирования личности. Можно привести немало примеров, когда человек оказывается неспособным воссоздать желаемый образ собственной личности, выявить свои истинные жизненные цели. Если такой образ и такие цели представляются достаточно четко, это еще не гарантия, что они выражают и отражают глубинные потребности личности. Нередко мы можем быть свидетелями того, что индивид вырисовывает не столько желательный и реальный образ самого себя в будущем, сколько социально-приемлемый и одобряемый, в котором отражаются, в виде тенденций, общепринятые взгляды на благополучную жизнь и деятельность. Такая идеализация образа характерна для многих молодых людей. Понятно, что никто не желает прогнозировать собственный неуспех, неудачи, трудности (стремление к благополучной жизни и счастью является фундаментальной и всеобщей мечтой), но тем не менее четкое, дифференцированное видение себя в будущем является необходимым атрибутом саморазвития, осуществляемого в различных формах. Только в этом случае, когда прогнозируются на фоне общей позитивной эмоциональной установки и возможные успехи, и возможные неудачи, создается действительно реалистическая перспектива, позволяющая работать над собой в настоящем для того, чтобы достичь реалистического будущего.

Наконец, можно выделить особую группу барьеров, которая связана с отсутствием навыков самовоспитания, незнанием и неумением привлекать такие способы, которые позволяли бы строить себя в нужном направлении и реализовать в полной мере. Часто это сопровождается отсутствием волевых импульсов, когда человек, определяя для себя некоторые временные пороги саморазвития и самоизменения, не выдерживает их, продолжая вести себя, действовать по – старому. Здесь хочется отметить, что невыполнение самообязательств, конечно, вызывает неудовлетворенность, раскаяние, глубокие сомнения в том, что ты способен сделать задуманное. В то же время такая постановка проблемы и способ ее разрешения с точки зрения самовоспитания и саморазвития являются далеко не всегда корректными. Отсутствием воли к саморазвитию страдают многие люди. Только люди с действительно очень сильной волей способны враз что-то изменить в себе, начать новую жизнь, а для подавляющегося большинства это способ личностного огорчения и неприятия самого себя. Для того чтобы от чего-то отказаться, необходимо найти этому замену, причем замену непросто равноценную, а лучшую. Только в этих ситуациях проблема воли, волевого усилия над собой снимается сама собой. В любой сфере жизнедеятельности можно найти такие альтернативы прошлым формам поведения и отношения, которые будут восприниматься личностью не только более безболезненно, но и с более глубоким удовлетворением.

В качестве барьеров саморазвития могут выступать и другие люди, которые путемневедения или целенаправленно препятствуют саморазвитию конкретного человека. В силу простой зависти или нежелания того, чтобы кто – то был лучше, совершеннее, они создают преграды, препятствия, нередко даже для своего близкого. Найти в себе силы преодолевать барьеры, выстроенные другими людьми, бывает порой очень сложно, даже сложнее, чем преодолевать собственные барьеры, и здесь на помощь приходит способность к собственной автономии, независимости от других. Важно так выстроить линию собственной жизни и поведения, чтобы собственное стремление к совершенству не ущемляло интересы других, даже их естественную зависть. Такая линия в психологии называется ассертивностью. Только в этом случае самоутверждающийся и самореализующийся индивид обретает в глазах своих недоброжелателей действительный авторитет. Но это уже область, которая выходит за рамки психологии самопознания и саморазвития и входит в компетенцию социальной психологии и психологии ненасильственного взаимодействия.

Разумеется, мы не ставили целью обрисовать полную картину барьеров саморазвития, понятно, что они многообразны и определяются не столько общими тенденциями, сколько индивидуальным жизненным путем индивида, своеобразием его индивидуального восприятия себя, своего отношения к другим, своих жизненных целей, в том числе и целей саморазвития и самосовершенствования [5, с. 93 – 99].

Саморазвитие как процесс. Формы саморазвития

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные — первая часть "само" указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая — характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно, к ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация — выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем современной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых "подстегиваются" еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности, да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виде наркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двух частей: "само" — самостоятельно, без чьей-либо помощи и "утверждение" — стремление сделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться — это самостоятельно сделать нечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Самоутверждение — это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие; и в негативном плане — быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний — самоотрицание. Разумеется, как мы уже отмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одного человека цель — приобрести уверенность, для другого — доказать, что он не хуже других, для третьего — во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого – то это работа или учеба; для кого – то — спорт, искусство, наука; для кого – то — противоправные действия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения и само отрицания. Мотив "быть, как все" определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Если принято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личность, будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершать благородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать в качестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив "быть лучше, чем все" порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счет обладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других форм негативного, уничижительного отношения к другим). Мотив "быть хуже, чем все" приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенные выигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества ("чего с него взять"), он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны — они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, "оправдывают" в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка "я не хуже других" или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование — это, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование — это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотя идеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае — приобретение социально значимых свойств и качеств в другом — овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое — оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин челе век прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее. Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования, который называется личностным ростом. В современной психологической литературе имеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели личностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика — тайные знания) личностный рост рассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения к сокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающие парапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др. В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К.Юнг); движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер). В гештальттерапии — переход опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф.Перлз). В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу) .

Следует отметить, что в основе стремления к самосовершенствованию, к личностному росту лежит соответствующая потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Другими словами, самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обреет смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития — самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения — быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели — быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель — не конфликтовать с другими — и достигая ее, он также поднимается на новый уровень. В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и другие. На них мы подробнее остановимся, когда будем говорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация —это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию — реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка [7, с. 88].

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии — В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть — интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что – то сделать.

Разумеется, как и в предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция — стремление не следовать своему предназначению. Вот здесь – то и рождаются самообман, многочисленные защиты, ложь перед собой, а в итоге — отчаяние, что гениально зафиксировал в своей периодизации Э. Эриксон [8, с.111].

Итак, в процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия — самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, — значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться — обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования [7, с.55].

А. Маслоу выделяет восемь таких путей (или способов) поведения, ведущих к самоактуализации:

  • живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;

  • жизнь — процесс постоянного выбора: продвижения или отступления;

  • самоактуализация — это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;

  • способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, "прислушиваться к голосу импульса";

  • способность быть честным, умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, "всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется";

  • способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;

  • не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;

  • моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;

  • способность человека к разоблачению собственной психопатологии — умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения — быть лучшим человеком, насколько это возможно [7, с. 126].

Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из всего сказанного ранее. Самый важный результат — ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.

Саморазвитие имеет различные формы, на первых этапах одна из форм саморазвития «подталкивает», запускает «самопроцессы», на следующем этапе порождают, способствуют возникновению новой формы и поддерживают ее.

Таким образом, мы попытались показать, что саморазвитие — это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

  1.  
    1. Психологические особенности юношеского возраста

В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 – 16 до 21 – 25.

Юность – чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

В юности получает новое развитие механизм идентификации – обособления. Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее. В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения [11, 420 – 424].

Юность, по мнению В. И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.

Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора».

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим). Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.

Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению. Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явлений действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и так далее), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Среди отечественных психологов незамеченным не может остаться личность М. С. Каган, который на основе морфологического анализа деятельности как субъект — объектного отношения, выделил «ценностно-ориентационную» деятельность как ведущую для фазы юности, тем самым подтвердив смислопошуковий смысл данной возрастной кризиса. Поэтому личностная интеграция завершается именно кризисом юности (17 – 21 год), что оказывается началом становления авторского подхода к определению и реализации своего собственного взгляда на жизнь и на выбор индивидуального образа жизни. Начало уровня субъектности видится в формировании реальных жизненных планов, активному освоении профессиональной деятельности, социальной роли взрослого, поиска спутника жизни. Наиболее активно субъектность человека развивается в период молодости (19 – 28 лет) — период активного социального и профессионального развития, когда происходит познание себя в профессиональных ролях, преодолении жизненных трудностей [9]. Юношеский возраст считается решающим временем в нравственном становлении человека. В сознании возникает множество противоречий между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», «для себя» и «для других». Постоянно сталкиваясь, эти противоречия осложняют моральный выбор личности и могут приводить к неожиданным результатам: стеснительности, развязанности, потребительству, цинизму, легкомыслию. Юность – период роста социальной активности. Юноши и девушки хотят быть активными соучастниками строительства общества. Романтизм, стремление к идеальному, побуждает браться за большие дела. Если они не видят результатов своего труда, наступает апатия. Для молодежи возможно проявление самостоятельности в общественной работе. Как только они перестают быть самостоятельными, теряется всякий интерес, взросление задерживается. В период юности наступает расцвет развития самосознания, юноши определяются в свои интересах, ценностях, целях, жизненных приоритетов, тем самым выбирают и намечают путь для саморазвития.

  1.  
    1. Саморазвитие личности студентов в процессе обучения в ВУЗе

Противоречие между быстрыми темпами приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом приводит к необходимости обновления образования на основе максимального развития способности будущих специалистов к саморазвитию.

Теоретические основы саморазвития личности в педагогической науке заложены в трудах Я. Коменского, А. Дистервега, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, которые считали ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию необходимым условием любой системы образования, свободное воспитание – главным источником внутреннего потенциала, заложенного в каждом ребенке, а основной целью педагогической деятельности – помощь ребенку в раскрытии его способностей. Закономерности образовательного процесса, в основе которого лежит саморазвитие ребенка, были выявлены П. Ф. Каптеревым в конце XIXв.

Идея развития внутренней активности и самостоятельности, ответственности за личный выбор учащихся – будущих строителей социалистического общества проявилась в деятельности советских педагогов С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, создавших оригинальные воспитательные системы. Педагогическое руководство деятельностью учащегося по развитию себя путем самовоспитания и самообразования рассматривал В. А. Сухомлинский.

Современные исследователи саморазвития личности (В. И. Андреев, Л. Н. Куликова, В. Г. Маралов, Б. М. Мастеров, Г. А. Цукерман, И. А. Шаршов и др.) идею саморазвития личности рассматривают как одно из методологических оснований обновления образования.

Студенчество − сензитивный период саморазвития, затрагивающего все внутренние сферы человека. Главнейшими новообразованиями этого периода являются развивающееся мировоззрение, образование целостного представления о себе (или Я – концепции), развитие профессионального самоопределения, способности к саморазвитию. При анализе особенностей процесса саморазвития студентов ВУЗа мы прежде всего подразумеваем его профессиональную направленность как стремление к самореализации в будущей профессиональной деятельности. Способности к саморазвитию определяем как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, умений и навыков для решения конкретных жизненных проблем. Еще Л. С. Выготский отмечал, что развитие способностей – это, прежде всего, овладение субъектом своими способностями [13]. Результатом развития способности к саморазвитию должны стать: устойчивая мотивация к саморазвитию, готовность к саморазвитию и овладение субъектом способностью самоуправления, включающей в себя восемь компонентов:«способность ориентироваться в ситуации, умение видеть проблему и анализировать противоречия; прогнозирование; целеполагание; планирование; формирование критериев оценки качества; принятие решения к действию; самоконтроль; коррекция» [14 ].

«Саморазвитие – не «автономная» деятельность, не отделенная от других, не рядом положенная по отношению к учебе, труду, общению, а сливающаяся с ними, вплавленная в них усилиями собственной души так, что и мотивируется ими, и сама их активизирует и обогащает смыслами и инструментарием.

Как показывают наблюдения, юность совершенно по-особому вовлекается в центр водоворота конфликтующих ценностей, стандартов и ролевых ожиданий, обрушиваемых на нее всем содержанием научно-технического прогресса и могуществом СМИ. Согласно выводам социальной психологии, для юности характерно состояние внутренней эмоциональной нестабильности.

Профессиональный выбор, сделанный студентом при поступлении на тот или другой факультет, с одной стороны, указывает на направленность его интересов и намерений адаптации в одну из общественных структур, а с другой – на тот образ деятельности, общения, поведения, с которым он себя идентифицирует.

Выбор профессии и возможности будущего продвижения в ней, а потому и качественная подготовка в процессе профессионального образования, являются в период юности центральными проблемами. Для студентов это особенно значимо, поскольку, за редкими исключениями, психофизические и социальные, а зачастую и материальные трудности выступают препятствиями в приобретении второй, третьей и других профессий. Поскольку работа – неотъемлемая часть идентичности, она становится определяющей и для формирования ценностей, для выработки жизненного стиля, для саморазвития в целом.

Сейчас во многих вузах страны используется адаптивная система обучения, в условиях которой развитие способности к саморазвитию за счет активной самостоятельной управляемой работы обучающихся, организацию диалога между субъектами образовательного процесса, создание ситуации свободного выбора, сочетание различных методов обучения с постепенным нарастанием проблемно – поисковых элементов в обучении.

По мнению С. Л. Рубинштейна, если деятельность является самостоятельной и творческой, то именно в этом качестве она становится важнейшим условием развития человека.

Получение знаний, умений и навыков в рамках гуманитарного образования, способствует развитию самоконтроля и самокоррекции, повышает мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, так как основным из элементов занятий является этап рефлексии, способствующий развитию самопонимания необходимого для формирования готовности к саморазвитию. Развитие рефлексии как процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний способствует осознанию студентами необходимости изучения своих индивидуально – личностных особенностей в целях дальнейшего самопознания и саморазвития. Основой, определяющей интенсивность и направление саморазвития личности, являются ее потребности. Юность – завершающая стадия персонализации. Персонализация, являясь главным мотиватором деятельности человека, порождает у индивида стремление к достижению успеха, саморазвитию. «Потребность в персонализации («быть личностью») обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной дятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность в персонализации» [15].

В процессе обучения при организации познавательной деятельности педагогами часто используется работа в малых группах, где студенты с более высоким уровнем обученности мотивируются за счет персонализации – признания другими людьми как личности, значимой для них, а с более низким уровнем – за счет достижения успехов через самореализацию.

Квалифицированный специалист должен уметь вырабатывать новые знания, владеть навыками исследовательской деятельности. Придя на производство, выпускник вынужден будет сам формулировать конкретные задачи, исходя из общих направлений деятельности, сам определять методы и средства их решения, и все это часто в условиях неполной или избыточной информации, недостатка времени. На стимулирование исследовательской деятельности студентов рассчитано проблемное обучение, которое реализуется с помощью создания проблемных ситуаций, которые вовлекают личность в активный мыслительный процесс с последующим решением этих ситуаций. Развитие мышления студентов в процессе психолого – педагогической подготовки способствует не только «интеллектуальному обеспечению саморазвития», но и личностному развитию, а так же способствует формированию способностей самостоятельно ориентироваться в теоретических и практических вопросах, оперировать интеллектуальными умениями при решении разнообразных жизненных задач. Таким образом, интеллектуальные умения превращаются в надежный инструмент собственной мыслительной деятельности, направляющей личность на саморазвитие [6].

А. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора. «Свобода и самовыражение есть объективная цель, к которой стремится каждый человек» [7]. Ситуации «свободы выбора» для укрепления и осознания мотивов собственной субъектной позиции на занятиях создаются при выборе студентами уровня сложности учебных задач, темы учебных проектов, траектории выполнения и сдачи индивидуальных домашних заданий и другие.

Можно сказать, что результатом каждого акта самоактуализации как высшей формы саморазвития является приобретение той или иной компетентности. Компетентность предполагает обладание человеком соответствующими компетенциями (наличием определенных знаний, умений и навыков (в том числе самонимания, самоуправления), понимания меры ответственности за результаты своих действий). Несмотря на то, что феномену способности к саморазвитию личности рядом ученых –исследователей отводится статус, присущий самой природе человека, целенаправленное их развитие в процессе психолого – педагогической подготовки студентов технического вуза позволяет в значительной степени повысить не только предметную (математическую) компетентность обучающихся, но и способствует формированию ключевых компетенций будущего специалиста.

Глава 2. Исследование уровня саморазвития студентов в процессе обучения в ВУЗе

Для изучения уровня саморазвития студентов в процессе изучения в ВУЗе нами была проведена опытно – исследовательская работа на примере направления психолого – педагогического образования. В исследовании приняли 30 студентов Югорского Государственного Университета обучающихся на 1-ом курсе в составе 15 студентов и 15 студентов обучающихся на 4-ом курсе. Данное исследование проводилось в групповой форме.

Для изучения уровня саморазвитию нами была использована методика Л. Н. Бережнова «Диагностика уровня саморазвития» (см. Приложение 1), позволяющая определить наличие качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.

Тест включает 18 вопросов и по 3 предполагаемых ответа на каждый. Однозначно выбранные ответы позволяют определить уровень саморазвития, самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, оценку возможностей реализации себя в профессиональной деятельности.

Таблица 1

Нормативы к методике Л. Н. Бережнова «Диагностика уровня саморазвития»

Уровень стремления к саморазвитию

Суммарное количество баллов

Очень низкий

18-24

Низкий

25-29

Ниже среднего

30-34

Средний

35-39

Выше среднего

40-44

Высокий

45-49

Очень высокий

50-54

Высокий уровень характеризуется высокой внутренней мотивацией получения знаний и практических навыков; преобладанием нравственных мотивов и познавательной деятельности как самостоятельного вида духовно – практической деятельности; внутренней потребностью в профессиональных ЗУН; поиском недостающей информации; активной позицией в самостоятельном добывании знаний; выявлением трудностей в процессе собственной деятельности и стремлением к корректировке полученных результатов, а также поиском наиболее оптимального решения ситуации.

Средний уровень саморазвития характеризуется присутствием как внутренней, так и внешней мотивации в учебной деятельности, на получение хороших отметок; положительно окрашенным отношением к карьере; ситуативным включением в получение знаний; убежденностью в значимости процесса, но не пониманием путей его достижения; поверхностными знаниями; частичной потребностью в поиске недостающей информации и профессиональных ЗУН; присутствием элементов самостоятельности в "добывании" знаний; попытками проектирования; анализом структуры своей деятельности и различных способов разрешения затруднений; попытками самоанализа и самооценки своих действий; наличие состояния поиска новых способов решения ситуации выражено достаточно.

Низкий уровень саморазвития характеризуется ситуативной мотивацией учения; отсутствием стремлений к профессиональному совершенствованию; незаинтересованностью в получении новой информации (основной движущей силой деятельности выступают внешние стимулы); затруднениями в определении сущности процесса обучения; отсутствием личностной заинтересованности в определении его значимости; отсутствием потребности в профессиональных ЗУН, поиске недостающей информации, активности и самостоятельности в получении новых знаний; слабой выраженностью наличия поиска способов решения затруднений; трудностями в выборе правильного решения; отсутствием значимости корректировки действий; стремление к осмыслению и анализу явлений собственного сознания и деятельности отсутствует.

Сравнительная характеристика результатов диагностики уровня саморазвития у студентов 1-ого и 4-ого курсов

Рис. 1

Результаты диагностики по определению уровня саморазвития на примере студентов ЮГУ города Ханты – Мансийска показали, что саморазвития у студентов 4 – ого в целом выше, чем у студентов 1 – ого курса. В данном случае у студентов 1 – ого курса преобладает средний и ниже среднего уровни саморазвития, а у студентов 4 – ого курса, мы наблюдаем средний уровень и уровень выше среднего. Это обусловлено тем, что студенты 4 – ого курса были 2 раза на производственной практике, то есть они проявили себя в практической сфере, к тому же имеют высокий уровень знаний и уже определились с дальнейшим развитием своего потенциала как личности так и будущего профессионала по сравнению со студентами первого курса, которые еще не осознали необходимость и потребность в саморазвитии.

Отметим, что результаты исследования не показали крайних показателей, т. е. низкий и очень высокий уровни. Это связано с тем, что каждый студент саморазвивается в каком – либо направлении своей деятельности и каждому есть к чему стремится. Очень высокого уровня нет и потому, что это только начальные ступени саморазвития, ведь очень высокий уровень саморазвития можно достичь будучи более зрелой сформировавшейся личность.

Так же мы предполагаем, что такие результаты обусловлены самой методикой, которая включала вопросы о педагогической поддержке, и многие студенты 1 – ого курса просто не знакомы с данной программой и ее содержанием.

Заключение

Саморазвитие – это сложный и многоплановый процесс, он является процессом познания человеком собственных потенциальных возможностей которые можно реализовать в будущей профессиональной деятельности. Саморазвитие студентов представляет многокомпонентный и многоуровневый процесс. Активизация саморазвития студентов осуществляется посредством теоретически обоснованной и сконструированной модели организации самостоятельной работы студентов в ВУЗе.

Важнейшим элементом учебно – воспитательного процесса в высших учебных заведениях должно стать обеспечение процесса саморазвития студентов. Саморазвитие определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, своих физических, психических и духовных сил с целью "достроить" себя до идеального образа целостной личности. Саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, ценностно – ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу "Я" и актуальным социальным ожиданиям. Под саморазвитием понимаем стремление человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения; особый процесс, который идет за другими "самопроцессами" и опирается на них.

Основная идея проблемы профессионального саморазвития – это идея детерминации развития личности деятельностью, поэтому человек в большинстве исследований изучается с позиций его соответствия профессии и успешности деятельности в ней. Профессиональное саморазвитие возможно лишь в результате единства личностного развития и развития профессионализма.

В ходе нашего исследования гипотеза о том, что у студентов старших курсов уровень саморазвития выше, чем у первокурсников, подтвердилась.

Проведенное исследование раскрывает лишь определенную часть возможностей саморазвития в условиях учебной деятельности. В теоретическом плане его перспективы мы видим в дальнейшем обогащении модели саморазвития студентов, включающей в себя такие аспекты как проектирование в учебной деятельности и организация самостоятельной работы студентов, стимулирующей их саморазвитие. Так же мы предполагаем, что тренинги личностного роста повысят уровень саморазвития студентов станет выше, поэтому мы разработали цикл тренингов по саморазвитию студентов (см. Приложение 3).

Таким образом, способность к саморазвитию – это наследственное образование личности, зависящее от внешних условий. При благоприятном окружающем социуме способность к саморазвитию может находить свое выражение, при неблагоприятных – может никогда не проявиться

Литература

  1. Слабодчиков В. И., Исаев Е. И. психология развития человека [Текст]. – М.: 2000г.

  2. Современный философский словарь/под ред. Кемерова В. Е. [Текст]. – Лондон.; 1998г.

  3. Богданович Н. В. Субъект как категория отечественной психологии.: дис. канд. Псих. наук [Текст]. – М., 2004г.

  4. Щукина об онтологическом статусе саморазвития личности //вопросы психологии № 4 [Текст]. – М., 2007г.

  5. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособ. Для студ. ср. пед. уч. заведений. – 2- е изд., [Текст]. – М.: Академия, 2004г.

  6. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития [Текст]. – М., 1995г.

  7. Бабаева Н. А. Развитие личности в представлениях А. Маслоу и Р. Кеттела: учеб.-метод. Пособие [Текст]. – М.: Изд-во МГОУ, 2003г.

  8. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис [Текст]. – М., 1996г.

  9. Немов Р. С. Психология: учеб. для. студ. высш. Пед. учеб. заведений [Текст]. – М.: гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007г.

  10. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии – 2-е изд. [Текст]. – М., 2012г.

  11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – 4-е изд. [Текст]. – М.: Академия, 1999г.

  12. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. 2-е изд., [Текст]: - БГПУ, 2001г.

  13. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции [Текст]. – М.: Логос, 2006г.

  14. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум / под ред. – сост. Л. Д. Столяренко. [Текст]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008г.

  15. Петровский В. А. Потребность быть личностью // Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст]. – СПб, 2002г.

Приложение 1

Методика Л. Н. Бережнова «Диагностика уровня саморазвития»

1.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.

а) целеустремленный;

б) трудолюбивый;

в) дисциплинированный.

2.За что вас ценят коллеги?

а) за то, что я ответственный;

б) зато, что отстаиваю свою позицию и не меняю решений;

в) за то, что я эрудированный, интересный собеседник.

3.Как вы относитесь к идее педагогической поддержки?

а) думаю, что это пустая трата времени;

б) глубоко не вникал в проблему;

в) положительно, активно включаюсь в проект.

4.Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться?

а) недостаточно времени;

б) нет подходящей литературы и условий;

в) не хватает силы воли и упорства.

5.Каковы лично ваши типичные затруднения в осуществлении педагогической поддержки?

а) не ставил перед собой задачу анализировать затруднения;

б) имея большой опыт, затруднений не испытываю;

в) точно не знаю.

6.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит

а) требовательный;

б) настойчивый;

в) снисходительный.

7.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит.

а) решительный;

б)сообразительный;

в) любознательный,

8.Какова ваша позиция в проекте педагогической поддержки?

а) генератор идей;

б) критик;

в) организатор.

9.На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени.

а) сила воли;

б) упорство;

в) обязательность.

10.Что вы чаще всего делаете, когда у вас появляется свободное время?

а) занимаюсь любимым делом;

б) читаю;

в) провожу время с друзьями.

11.Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет

познавательный интерес?

а) методические знания;

б) теоретические знания;

а) инновационная педагогическая деятельность.

12.В чем вы могли бы себя максимально реализовать?

а) если бы работал так, как и прежде;

б) считаю, что в новом проекте педагогической поддержки;

в) не знаю.

13.Каким вас чаще всего считают ваши друзья?

а) справедливым;

б) доброжелательным;

в) отзывчивым.

14.Какой из трех принципов вам ближе всего и какого вы придерживаетесь чаще всего?

а) жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы;

б) в жизни всегда есть место самосовершенствованию;

в) наслаждение жизнью в творчестве.

15.Кто ближе всего к вашему идеалу?

а) человек сильный духом и крепкой воли;

б) человек творческий, много знающий и умеющий;

в) человек независимый и уверенный в себе.

16.Удастся ли вам в профессиональном плане добиться того, о чем вы мечтаете?

а) думаю, что да;

б) скорее всего да;

в) как повезет.

17.Что вас больше привлекает в проекте педагогической поддержки?

а) то, что большинство учителей одобряют идею педагогической поддержки;

б) не знаю еще;

в) новые возможности преподавательской деятельности и перспектива

самореализация.

18.Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?

а) путешествовал бы по всему миру;

б) построил бы частную школу и занимался любимым делом;

в) улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие.

Приложение 2

Таблица 2

Определение уровня стремление к саморазвитию у 1-ого курса

Имя испытуемого

Уровень стремления к саморазвитию

 

Низкий уровень

Ниже среднего

Средний уровень

Выше среднего

Высокий уровень

Очень высокий

И.

 

32

       

Ю.

       

46

 

Е.

   

37

     

К.

 

34

       

Е.

   

36

     

Т.

       

45

 

А.

   

36

     

Р.

 

31

       

О.

     

41

   

Н.

     

43

   

М.

   

38

     

А.

   

37

     

Л.

 

33

       

В.

   

39

     

Н.

     

41

   

Из проведенного исследования на выявление уровня стремления к саморазвитию выяснилось, что из 15 учащихся: 4 (25%) человека имеют уровень ниже среднего; 6 (40%) человек имеют средний уровень; 3 (20%) человека имеют уровень выше среднего и лишь 2 (15%) человека высокий уровень.

Таблица 3

Определение уровня стремление к саморазвитию у 4-ого курса

Имя испытуемого

Уровень стремления к саморазвитию

 

Низкий уровень

Ниже среднего

Средний уровень

Выше среднего

Высокий уровень

Очень высокий

Е.

       

45

 

А.

 

33

       

Е.

     

40

   

О.

   

36

     

Р.

   

37

     

А.

       

45

 

Л.

     

41

   

С.

   

38

     

Ю.

 

34

       

А.

     

43

   

Т.

       

46

 

В.

     

41

   

Е.

   

37

     

Н.

   

39

     

Л.

     

42

   

Из проведенного исследования на выявление уровня стремления к саморазвитию выяснилось, что из 15 учащихся: 2 (10%) человека имеют уровень ниже среднего; 5 (35%) человек имеют средний уровень; 5 (35%) человек имеют уровень выше среднего и лишь 3 (20%) человека высокий уровень.

Приложение 3

Тренинги по повышению уровня саморазвития у студентов

Темы:

Тренинг «КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»;

Тренинг «САМОВОСПИТАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ»;

Тренинг «ТВОРЧЕСТВО КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»;

Тренинг «Успех внутри тебя».

Тренинг «САМОВОСПИТАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ»

Упражнение 1. «Самокритика».

Цель: оценить себя с точки зрения своей уникальности и сравнить свою оценку с оценками других.

Упражнение 2. «Комиссионный магазин».

Цель: выявить свои достоинства и недостатки.

Упражнение 3. «Обратная связь».

Цель: развивать умение выслушать мнение другого человека о тебе.

Упражнение 4 «Чистка луковицы»

Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее «Я» и осознавать свои цели и желания.

Упражнение 5«На какой я ступеньке?»

Цель: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Упражнение 5 «Рука комплементов»

Цель: поднятие настроения, поднятие самооценки

Просмотров работы: 48568