ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Корчемный М.К. 1
1Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экономика бюрократии,согласно теории общественного выбора — это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям:
  • во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку

  • во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

Бюро это неприбыльная государственная организация, финансируемая непосредственно из бюджета. Его принципиальное отличие от фирмы (в том числе и государственной), заключается, во-первых, в том, что оно не получает доход с продаж, поскольку поставляет общественные блага, а во-вторых, в том, что механизм формирования спроса и предложения этих благ отличается от механизма рыночного равновесия.

С точки зрения экономической теории, бюрократия не заинтересована в принимаемых решениях, не стремится максимизировать общественное благосостояние. Число бюрократов зависит от объёма бюджета, выделяемого государством, поэтому чиновники стремятся увеличить размер государственных средств и получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений. Данное поведение бюрократии называется поиском политической ренты, т.е. стремлением получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Нужно отметить, что бюрократия непосредственно не избирается гражданами, а назначается сверху. В этом её особенность со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.

На практике под бюрократией понимается система органов исполнительной власти, ответственных за поставки услуг общественного сектора конечному потребителю. С каждым годом в России численность государственного аппарата становится всё больше и больше, на его содержание тратятся колоссальные денежные средства.

За последние десять лет численность госслужащих всех уровней выросла в 1,4 раза: в конце 2000 г. их было 1,16 млн. человек, в конце 2010 г. - уже 1,65 млн. Такие данные содержатся в итоговом докладе по корректировке долгосрочной стратегии до 2020 г. [3]. Число чиновников растет, а население в целом сокращается. По итогам 2010 г. на 100 000 россиян приходилось 1153 чиновника, 10 лет назад их было 794 (в 1,5 раза меньше). В США на 1000 жителей приходится в 4 раза меньше, чем в России, работников налоговых и в 2,5 раза меньше работников таможенных служб.

Сейчас из 1000 работающих россиян 25 - это чиновники, в 2000 г. их было 18, а в 1994 г. - 15. Все эти цифры подтверждают, что в России численность госслужащих избыточна. Только на оплату их труда бюджеты всех уровней тратят около 67 млрд. руб. в месяц, или 804 млрд. руб. в год. Если сократить эти средства хотя бы до уровня 2000 г., экономия может составить примерно 240 млрд. в год. «Если учесть траты бюджета на помещения, транспорт, связь и прочее, суммы могут быть удвоены», - полагает директор Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ А. Клименко [3].

С 2000 г. в нашей стране дважды предпринимались меры для уменьшения количества чиновников. После административной реформы 2004 г. количество госслужащих опять стало увеличиваться. По данным Росстата за период с октября 2008г. по октябрь 2009г. их численность увеличилась на 2.5%. Последняя попытка сократить чиновников предпринималась в 2010 г. Тогда Министерство финансов РФ выступило с инициативой сократить 120 507 работников федеральных органов (20% численности), чтобы сэкономить 43,4 млрд. руб. Однако существенного уменьшения числа чиновников не произошло, Министерства и ведомства сократили только пенсионеров, убрали из штатного расписания вакансии.

Бюрократии присущи стремление ускорять ход дела административными методами, абсолютизация формы в ущерб содержанию, принесение стратегии в жертву тактике, подчинение цели организации задачам ее сохранения. «Бюрократия, — писал К. Маркс, — считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрократия делает свои "формальные" цели своим содержанием, то она всюду вступает в конфликт с "реальными" целями. Она вынуждена, поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи — в государственные» [2].

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся принять такие решения, которые открывали бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов. Однако на практике эти решения являются экономически неэффективными. Чиновники не заинтересованы в экономии бюджетных средств. Принятие же дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и, в конечном счете, для подготовки путей "отхода" на какое-нибудь "теплое" местечко. Не случайно многие служащие корпораций, поработав в государственном аппарате, возвращаются в свои корпорации с заметным повышением. В теории общественного выбора такая практика получила название"системы вращающихся дверей".

С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления. Чем больше становится бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществляется их претворение в жизнь. Различные ведомства нередко преследуют противоположные цели; их работники часто дублируют работу друг друга. Устаревшие программы не отменяются, издаются все новые и новые циркуляры, увеличивается документооборот. В результате решение простых вопросов требует огромных средств.

Укрепление бюрократии усиливает неэффективность её работы. В частной фирме простым критерием эффективности является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата.

Для решения данной проблемы правительственные эксперты предлагают к 2020 г. сократить чиновников на 30%, половину сэкономленных средств потратить на повышение зарплат оставшихся работников, при этом останется 120 млрд. руб., или 0,3% ВВП. Для повышения эффективности государственного управления предполагается ввести стимулирующую систему оплаты труда госслужащих. Сейчас чиновники работают хуже, чем специалисты в других секторах экономики. По оценке заместителя гендиректора Центра развития при ГУ-ВШЭ Е. Миронова за 10 лет производительность труда у чиновников упала примерно на 20%. [3]

Государство без бюрократии не может существовать. Проблема нашей страны заключается в постоянно разрастающейся бюрократии и, соответственно, выделении громадных денег на её содержание. Постоянное увеличение чиновничьего аппарата опасно тем, что порождает коррупцию, которая наносит большой урон государству и способна разрушить его изнутри. Чтобы не допустить этого государству следует пристально следить за количественным и качественным составом государственных служащих.

Литература:

  1. Нуреев Р. М. Теория общественного выбора. Курс лекций. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005

  2. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/byurokratiya.html

  3. Газета «Ведомости» от 21.12 2012 [Электронный ресурс]. URL:

http:// vedomosti.ru/politics/news/1458712/armiya_putina

Просмотров работы: 3181