СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ЭТНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ США И КАНАДЫ В ХХ-XXI ВЕКАХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ЭТНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ США И КАНАДЫ В ХХ-XXI ВЕКАХ

Чикальдина В.С. 1
1ФГБОУ ВПО "АмГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Последние годы XX – XXI века характеризуются ростом глобализации, ведущей к трансформации человеческой цивилизации, приобретения ею совершенно новых онтологических качеств. Одним из признаков данного процесса является увеличение миграции, а, следовательно, и усиление этнического разнообразия населения. Особую актуальность в этом отношении имеет изучение плюралистических концепций этнического развития в США и Канаде как одних из самых многонациональных государств в мире на сегодняшний день. Таким образом, целью данной статьи является сравнительная характеристика плюралистических концепций этнического развития США и Канаде в ХХ- XXI веках.

Обозначая концепции «плюралистическими», мы используем их определение согласно классификации В. Б. Евтуха как предполагающих этнокультурную многополярность в рамках единого политического объединения1. В Северной Америке таковыми являются концепция культурного плюрализма в США и концепция мультикультурализма в Канаде.

Необходимо отметить, что культурный плюрализм в США обрел популярность именно с 1990-х гг. До этого времени в стране де-факто реализовывался ассимиляционный проект этнического развития. Концепция «плавильного котла» провозглашала слияние коренных жителей и прибывающих иммигрантов в новую общность – американскую нацию. Тем не менее, уже в 1970-1990-е гг. дисфункции в работе «плавильного котла» начали проявляться особенно четко, и наблюдать их можно и по сей день.

Причин тому несколько. Во-первых, это рекордное усиление иммиграции: с 1970-х гг. число прибывших иммигрантов возросло в 4 раза, достигнув 40 млн. к 2010 г2. Иммигранты не только устремляются в традиционные места скоплений общин в штатах Калифорния, Флорида, Нью-Джерси, но и в штаты Юга и Среднего Запада3, являющихся нетипичными направлениями иммиграции.

Во-вторых, это растущая пестрота этнорасового состава США. В XXI веке основными странами-поставщиками иммигрантов в США стали Вьетнам, Индия, Китай, страны Латинской Америки и Карибского бассейна4. Возглавила список Мексика, откуда прибыло 12 млн. иммигрантов, составивших 29 % от общего иммиграционного потока, что подтверждает тенденцию роста латиноамериканского компонента как наиболее интенсивного5.

В-третьих, это не нашедшая распространения практика межрасовых браков – лишь 2,9 % американского населения имеют мультирасовое происхождение6.

Таким образом, уже с 1970-1990-х гг. «плавильный котел» в США испытывает серьезные сбои в своей работе, а американская нация продолжает существовать в виде крупных структурных компонентов. В связи с этим, начиная с конца XX века, в США обрела популярность концепция культурного плюрализма. Данную концепцию развил американский философ Г. Кален еще в 1910-1920-е гг. в качестве альтернативы ассимиляционизму7. Культурный плюрализм постулируют идею о народе США как межэтническом и межкультурном конгломерате в рамках единого политического объединения.

В Канаде же концепция «плавильного котла» не распространилась изначально, т.к. наличие сразу двух наций-основательниц – англоканадцев и франкоканадцев, не позволило создать единую платформу для ассимиляции. Здесь этнический плюрализм существует в виде концепции мультикультурализма. В её основе лежит понятие «этнокультурной мозаики», введённое канадской исследовательницей Викторией Хейворд в 1922 г.: уже на данный период времени в стране проживали представители более 25 этнических групп.

Импульсом к доктринизации концепции послужило обострение этнополитической обстановки в Канаде в 1960-70-х гг. После «Тихой революции» и провала политики двуязычия и двукультурности, новое правительство во главе с премьер-министром П. Трюдо пошло на беспрецедентный шаг: провозглашение 8 октября 1971 г. концепции «Мультикультурализм на основе двуязычия» доктриной Канады8. Согласно нему, правительство Канады обязуется содействовать этническим группам в интеграции в канадское общество, в то же время способствуя усилению их самобытности9. Иными словами, мультикультурализм признает этнокультурный плюрализм как одну из фундаментальных ценностей канадского общества10.

Таким образом, мы видим, что и культурный плюрализм в США, и в мультикультурализм в Канаде объединяет признание объективного плюрализма канадского и американского обществ, состоящих из представителей разнообразных этнических групп. Признается исторический вклад разных этносов в американскую и канадскую культуры, провозглашаются принципы равноправия рас и народов в США и Канаде, взаимоуважения, толерантности.

Тем не менее, в США плюрализм фокусируется именно на культурно-духовной составляющей, при этом, не затрагивая социально-политическую проблематику, не касаясь вопроса о сути национальной американской идентичности и места в ней различных этнических элементов. Напротив, в Канаде плюрализм в виде формулы «единства в многообразии» возводит этнокультурную мозаику страны не только в ранг одной из базовой ценностей общества, но прежде всего, в основу канадской национальной идентичности. Это подтверждается законодательным закреплением Канаде мультикультурализма и проводимой на его основе политике. В США же культурный плюрализм не имеет какого-либо юридического статуса, а виртуально существует на общественном уровне.

Различие плюралистических концепций в США и Канаде в плане их реализации можно проследить на практике. Так, в США с 1970-х гг. в рамках концепции культурного плюрализма было принято только два законопроекта: «Об этническом наследии» (1972 г.) и «Об учебных программах по этническим культурам» (1974 г.), субсидирование программ по которым охватывает не более 2-3 % от общего числа заявок11. Отсутствие должной практической реализации выражается и в числе преступлений на почве расово-этнической нетерпимости – т.н. «hate crimes». По данным ФБР, только в 2009 г. было зафиксировано 3976 подобных преступлений, в результате которых пострадало 5166 человек12. Очаги «hate crimes» сконцентрировались в штатах Калифорния, Нью-Джерси, Флорида, Массачусетс, т.е. в районах проживания иммигрантов.

Развитию культурного плюрализма в США препятствует и продолжительное господство в стране ассимиляционистских концепций, постулаты которых успели закрепиться в общественном сознании. Так, среди многих американских ученых и политических деятелей, равно как и среди части коренных американцев, бытует мнение о вредоносности этнокультурной многополярности для существования «единой Америки», погребения американской государственности и американской системы ценностей под слоем разнообразных этнических сообществ. Запущенная в 1930-х гг. концепция «плавильного котла», была подвинута плюралистическими воззрениями, но не исчезла с идейно-политического горизонта и по сей день.

Иная ситуация наблюдается в Канаде. Здесь для воплощения концепции мультикультурализма развернута ее активная государственная поддержка. Подведена законодательно-институциональная база, в том числе закрепление мультикультурализма в Канадской хартии прав и свобод, включенную в Конституцию Канады в 1982г. Только за 2010-2011 гг. выделено около 14 млн. долларов на проведение 140 мероприятий, посвященных утверждению ценностей мультикультурализма13. Февраль каждого года объявляется «месяцем истории афроканадцев», май провозглашен «месяцем азиатского наследия», что отмечается памятными мероприятиями, праздничными фестивалями. Большое значение имеет создание и открытие культурных центров, представляющих все этнокультурное многообразие Канады. Особое место занимает учреждение в 2006 г. в Оттаве Всемирного центра плюрализма14. За достижения индивидами и группами в области реализации политики мультикультурализма, в Канаде с 2009 г. вручается специальная премия имени Пола Юзика. А с 2002г. календарный день 27 июня объявлен Днем мультикультурализма в Канаде15.

Таким образом, можно сделать вывод разной степени реализации плюралистических концепций в США и Канаде: если в США культурный плюрализм на практике закреплен слабо, то в Канаде мультикультурализм стал реальной функциональной политикой в области межэтнических отношений.

20 лет – это достаточный срок для того, чтобы подвести первые итоги эффективности работы плюралистических концепций в США и в Канаде. Так, в США с 1990-х гг. культурный плюрализм продолжает иметь очень ограниченный спектр действия, что негативно отражается на состоянии межнациональных отношений в стране: по-прежнему американская нация разделяется на крупные структурные единицы (белые американцы, афро-американцы, латинос и т.д.), по-прежнему существуют серьезные межэтнические и межрасовые противоречия. Многие иммигранты не желают усваивать американскую систему ценностей и предпочитают жить в родных этнических анклавах, а многие «коренные» американцы отрицательно относятся к таким представителям этнических групп. Трудности в реализации культурного плюрализма в США усугубляет фактическое отсутствие этнической политики на федеральном уровне или уровне штата. Усложняет ситуацию и значительное влияние ассимиляционизма, по сей день сохраняющееся в общественном сознании.

Напротив, в Канаде целенаправленная политика мультикультурализма приносит свои плоды. По данным опросов, 85% канадцев считают мультикультурализм неотъемлемой частью своей национальной идентичности16. Эффективность формулы «единство в многообразии» прослеживается и по статистике: темпы иммиграции продолжают расти, но вместе с тем 32.2% опрошенных в рамках переписи 2006г. указали на свое происхождение как на «канадское»17.

Конечно, мультикультурализм подвергается критическому осмыслению. Среди контраргументов значатся опасения о стимулированию им центробежных тенденций в этнокультурных группах. Обсуждается вопрос и о несовместимости некоторых культурных практик и традиций «видимых меньшинств» с ценностями западного мира. Выдвигаются претензии на недостаточное ассигнование средств на программу мультикультурализма, а также недостаточную деятельность в социально-политической сфере18. Тем не менее, в целом опыт «этнокультурной мозаики» можно считать позитивным явлением. Канадцы являются одной из немногих наций в мире, положительно относящейся к иммигрантам, системно содействующей их интеграции в свое общество на партнерских основах – т.е. нацией, признающей этнокультурный плюрализм частью своей национальной идентичности. В свою очередь, представители не иссякающего потока иммигрирующих в Канаду этнических групп успешно закрепляются на новой территории и включаются в «этнокультурную мозаику». Высокие шансы иммигрантов на получение гражданства, образовательно-профессиональные возможности, отсутствие этнических гетто, отсутствие враждебности к канадским мусульманским сообществам после событий 11 сентября, отсутствие активных межэтнических конфликтов внутри страны – все это свидетельствует о функциональности политики мультикультурализма в Канаде.

Рассмотрев плюралистические концепции этнического развития в Северной Америке в 1990-х гг. – начале XXI века, мы приходим к выводу о том, что сегодня в США и Канаде этническое развитие в рамках плюрализма происходит по-разному. В США культурный плюрализм слабо закреплен на практике и до сих пор идеологически конкурирует с концепцией «плавильного котла», отсюда его ограниченное положительное воздействие на этническое развитие страны. В Канаде мультикультурализм превратился в реальную функциональную политику и лег в основу национальной идентичности. Это позволяет говорить о Канаде как о модели государства суперэтничного, которое отражает глобализационные процессы XXI века и его постмодернизм.

1 Евтух В.Б. Концепции этносоциального развития США и Канады. Типология. Традиции. Эволюция. – Киев, Наукова Думка, 1991.

2 A Record-Setting Decade of Immigration: 2000-2010 [Электронный ресурс] // US Center for Immigration Studies. 2012. URL: http://www.cis.org/2000-2010-record-setting-decade-of-immigration (дата обращения: 20.02.12).

3 Ibid.

4 An Overview: Race and Hispanic Origin and the 2010 US Census [Электронный ресурс] // US Census Bureau. 2012. URL: http://www.census.gov/prod/cen2010 (дата обращения: 19.02.12).

5 Ibid.

6 Ibid.

7 Foer F. Racial Integration [Электронный ресурс] // Slate Magazine. 2012. URL: http://www.slate.com/articles/news_and_politics/the_gist/1997/11/racial_integration.html (дата обращения: 10.03.12).

8 Trudeau P. On Multiculturalism, October 8, 1971 [Электронный ресурс] // Canada History. 2012. URL: http://canadachannel.ca/HCO/index.php/Pierre_Trudeau,_on_Multicultural (дата обращения: 10.03.12)

9 Canadian Multiculturalism Act (R.S.C.), 1985.

10 Canadian Charter of Rights and Freedoms, 1982 [Электронный ресурс] // Department of Justice. 2012. URL: http://laws.justice.gc.ca/eng/charter/page-2.html#l_I:s_25 (дата обращения: 21.02.12).

11 Booth W. One Nation, Indivisible: Is It History? [Электронный ресурс] // The Washington Post. 2012. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-srv/national/longterm/meltingpot/melt0222.htm (дата обращения: 20.02.12).

12 Incidents, Offenses, Victims, and Known Offenders by Bias Motivation, 2009 [Электронный ресурс] // FBI Hate Crime Statistics. 2009. URL: http://www2.fbi.gov/ucr/hc2009/data/table_01.html (дата обращения: 10.03.12).

13 Annual Report on the Operation of the Canadian Multiculturalism Act 2010-2011 [Электронный ресурс] 2012. URL: http://www.cic.gc.ca/english/resources/publications/multi-report2011/index.asp (дата обращения 20.01.12).

14 Ibid.

15 Ibid.

16 Ibid.

17 2006 Census data products: Ethnic diversity and immigration. Statistics Canada [Электронный ресурс] 2012. URL: http://www5.statcan.gc.ca/subject-sujet/result-resultat.action?pid=30000&id=-30000&lang=eng&type=CENSUSTBL&pageNum=1&more=0 (дата обращения 21.01.12)

18 Головкина О.В. Мультикультурализм и проблема национальной идентичности в Канаде // США и Канада: Экономика, политика культура. – 2009. – №6.

Просмотров работы: 3501