В последнее время в России все больший интерес, как у потребителей, так и у профессиональных участников рынка недвижимости, вызывает концепция «интеллектуальное здание», которая зародилась в США в начале 1980-х годов [1].
Актуальность концепции подтверждается заметной активностью фирм-интеграторов и повышенным общественным вниманием к проблеме энергоресурсосбережения.
«Интеллектуальное здание» представляет собой комплекс, в котором при помощи специальных технических средств созданы идеальные условия для проживания, обеспечивается необходимый уровень защиты от стихийных бедствий и несанкционированного доступа, максимально рациональным образом расходуются энергетические и коммунальные ресурсы.
Тема «интеллектуальное здание» начинает «набирать темп» так же стремительно, как в свое время внедрение персональных компьютеров. Если в начале 90-х гг. широкой публикой в нашей стране компьютер воспринимался как нечто фантастическое, то сегодня многие уже не только свободно оперируют понятиями «компьютер», «Интернет», но и всесторонне пользуются преимуществами, предоставляемыми этой всемирной информационной паутиной. У «интеллектуального здания» тоже неплохие перспективы.
На отечественном рынке в сфере управления элитной и тем более «интеллектуальной» недвижимостью эффективно работают лишь несколько компаний, которые способны предложить высокий уровень сервиса. Отсутствие стандартов приводит к тому, что каждый производитель создает замкнутую систему оборудования, ориентированного только на собственный бренд. Это создает зависимость клиента от управляющих компаний, которые зачастую работают как дочерние предприятия компаний-собственников «умных» зданий. К тому же для жильцов и арендаторов «интеллектуальность» значительно повышает эксплуатационные расходы. Возможно, именно поэтому застройщики не хотят рисковать, внедряя дорогие устройства.
Стоит заметить, что из-за высокой стоимости «интеллектуальных» систем их нельзя воспринимать, как средство сберечь деньги. Дело в том, что на Западе подобные проекты осуществляются исключительно на кредитные средства, главный момент - экономия электроэнергии, топлива для котельных, зарплаты обслуживающего персонала. Но пока в России низкие цены на тепло, воду и электроэнергию, небольшие зарплаты обслуживающего персонала и очень высокая стоимость кредитных ресурсов.
Рассматривая российский рынок, можно увидеть, что он окончательно не сформировался, хотя, все предпосылки существуют. Активный интерес к концепции «интеллектуального здания» отмечен, прежде всего, среди крупных заказчиков, заинтересованных в повышении уровня комфорта и централизованном управлении всеми системами здания.
В России он начал формироваться только в начале 2000-х годов и все еще находится в стадии становления, составляя на данный момент не более 3% от общемирового.
Основная масса интеллектуальных зданий сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Однако рост рынка обеспечивается, во многом, за счет регионов. Пока "умными" системами пользуются, в основном, владельцы коммерческой недвижимости: по разным оценкам, от 80 до 90% российских "интеллектуальных" проектов приходится на корпоративный сектор [2].
Российский рынок «интеллектуальных зданий» формируется по особенной траектории. Если говорить о его месте, то выходит, что рынок данного решения находится на стыке сразу нескольких рынков (или систем): информационных технологий, систем технической безопасности и инженерных систем.
Рынки эти очень разные. Они отличаются динамикой развития, объемами, правилами игры, масштабами. Самый крупный из них — рынок информационных технологий. В 2011 г. его объем в России составил порядка 4 млрд. долларов США. Рынок ИТ максимально открытый, структурированный и наиболее динамично развивающийся, что подтверждается быстрой сменой технологических решений. В силу конвергенции технологий и тотальной интеграции рынок ИТ будет и впредь доминировать, оказывая все большее влияние на развитие рынка «интеллектуальное здание».
Крупные гостиницы, офисные здания – благодатная «почва» для реализации концепции «интеллектуальные здания» Заинтересованность в комплексных системах проявляют, прежде всего, участники гостиничного бизнеса. Инвесторы, вкладывающие средства в развитие гостиничного бизнеса, и владельцы отелей экономически и психологически готовы к новому продукту под названием «интеллектуальное здание», теперь дело за остальными. Готовность владельцев отелей воспринимать идеи «интеллектуальных зданий» обусловлена объективной потребностью совершенствования работы отеля в интересах гостей и повышения конкурентоспособности предоставляемых услуг.
Уже сегодня при строительстве новых гостиниц класса 3-звезды и выше востребованными оказываются комплексные решения безопасности и жизнеобеспечения с единой информационной инфраструктурой. Это и создание высокоэффективного интегрированного комплекса систем безопасности, и мониторинг всего инженерного оборудования с одного рабочего места. Это и кабельное телевидение гостиницы с системой платных каналов, это и «двойное» использование карты гостя в качестве «ключа» и кредитной карты для оплаты услуг, предоставляемых гостиницей.
Технология «интеллектуального здания» подразумевает экономию от интеграции различных систем безопасности и жизнеобеспечения зданий. Однако расчета целесообразности применения этих систем нет. Существующие источники информации только декларируют позитивные перемены, но никто не может четко сказать, сколько же мы реально сэкономим, и когда вложенные денежные средства окупятся. Нет отработанных методик и метрик оценки совокупной стоимости владения зданием и его инженерными системами на протяжении всего жизненного цикла. Нет методик эффективности использования интегрированных систем.
Это чревато тем, что заказчик не имеет достаточно убедительного технико-экономического обоснования создания «интеллектуального здания». Необходимо заметить, что система управления зданием требует больших вложений уже на начальном этапе строительства. Отсутствие информации подталкивает большинство инвесторов и застройщиков к заинтересованности только стоимостью строительства, т. е., суммой, которую они должны заплатить сейчас, а не экономией при эксплуатации (экономия составляет примерно 30%), которая позволяет вернуть вложенные деньги через 4-6 лет. Все дело в подходе. Западный подход подразумевает определение стоимости эксплуатации здания, как совокупность владения зданием на протяжении его жизненного цикла (ориентировочно 40 лет); российский же подход – оценку первоначальной стоимости систем, без учета стоимости эксплуатации. В процентном выражении – это 10-11% стоимости жизненного цикла.
Еще одним сдерживающим фактором экономии является низкая стоимость традиционных источников энергии и рабочей силы. Цены на данные ресурсы не выведены на мировой уровень, что служит предпосылкой их расточительного использования. Потенциал у российского рынка есть, рынок к внедрению технологий интеллектуализации готов, однако потребители не готовы к значительному повышению начальных инвестиций за дальнейшее повышение комфорта среды обитания. Наносит свой отпечаток и экономическая обстановка в стране, которая не позволяет делать долгосрочные прогнозы.
В современном мире ценность персонала для организации неуклонно повышается, для многих, прежде всего высокотехнологичных организации, персонал является основным ресурсом, бесценным средством производства. Повышение уровня безопасности и комфорта для персонала и посетителей, получаемое в результате создания «интеллектуального здания», напрямую отражается на эффективности работы сотрудников, приводит к повышению производительности труда, удовлетворенности работы. Все это, в конечном итоге, ведет к повышению эффективности бизнес-процессов организации. Именно в этой связи здание и его инженерные системы должны быть максимально адаптированы к бизнес-модели организации, трудовому распорядку и условиям работы, отвечать требованиям, свойственным конкретной организации.
Здание и его инженерные системы также являются средством производства организации, а не просто оболочкой и средой обитания. Создание интеллектуального здания позволяет сделать это средство более полезным и совершенным, положительно отражаясь на эффективности деятельности организации в целом. На данный момент в России ситуация такова, что технологии «интеллектуального здания» пока здесь представлены мало. Решающий прорыв в области строительства «интеллектуальных зданий» не произошел, но поскольку есть спрос, находятся и компании, готовые выполнять такие масштабные проекты.
Список литературы
1. С. Жебрун, Ю. Филенкова. Сага об интеллектуальном здании. [Электронный ресурс] // Алгоритм безопасности. – 2003. – № 6. – UPL: http://house-control.org.ua/ article/3867/s--jebrun-yu--filenkova--saga-ob-intellektualnom-zdanii
2. Системы «умный дом» [Электронный ресурс] – UPL: http://remondom.ru