АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Нурмухаметова Л.Б. 1, Салаватова Г.Р. 1, Бильданова В.Р. 1
1Казанский Федеральный Университет (г.Елабуга)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. Цель нашего исследования - определить выраженность адаптации учащихся к школьному обучению. Исследование мы проводили в гимназии №2 г. Елабуги с учащимися двух первых классов. Задачи исследования – выявить мотивацию обучения учащихся, оценить уровень сформированности внимания и самооценки учащихся.

Внимание - важная познавательная функция на первом этапе обучения в школе. От сформированности уровня внимания зависит успешность обучения ребенка. В первом классе у учащихся преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание развивается параллельно с мотивами учения. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям, высокой мотивации. Одной из задач нашего исследования было выявление выраженности внимания у учащихся первого класса. Мы применили методику шифровка, которая выявляет объем внимания, распределение, переключение, устойчивость внимания. При оценке мы учитывали возраст детей.

По результатам тестирования мы получили: 60% учащихся имеют средний уровень внимания. Уровень чуть ниже среднего имеют 8 % учащихся. Низкий уровень внимания имеют 4% учащихся. Хороший уровень внимания имеют 17 % учащихся. Высокий уровень выраженности внимания имеют 8% учащихся. Таким образом, 85% учащихся на момент исследования имеют средний, хороший и высокий уровни выраженности внимания.

На данном этапе развития ребенка интенсивно развивается самосознание. Большое значение имеет самооценка младшего школьника. Именно в младшем школьном возрасте в учебной деятельности формируются интеллектуальные аспекты самооценки. Для исследования самооценки учащихся мы применили методику Дембо-Рубинштейна, которая оценивает следующие личностные качества: ум, честность, доброту, трудолюбие,самостоятельность,вежливость,дружелюбие,щедрость,справедливость, организованность. Мы получили, что 73 % учащихся имеют высокую адекватную самооценку (оценка каждого качества на 8,9 баллов). Несколько учеников имеют завышенную самооценку (2 %), остальные имеют адекватную самооценку (оценка качеств на 4,5,6 баллов).

Самооценка ребенка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослыми ребенку и его успехам в различных сферах деятельности. У младших школьников, в отличие от дошкольников встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Для выявления адаптации к школьному обучению мы применили методику определения мотивированности к обучению и школьной активности (Н.Г.Лускановой), которая выявляет пять уровней школьной адаптации: высокий уровень, средний уровень, внешнюю мотивацию, низкий уровень, негативное отношение к школе.

Мы получили, что высокий уровень мотивации имеют 21% учащихся. Хороший уровень мотивации – 13%. Эти дети проявляют учебную активность ребенка, у них имеются познавательные мотивы, мотивы, направленные на получение знаний, к самостоятельной работе. Положительное отношение к школе. Внешнюю мотивацию имеют 30 % учащихся. Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. У таких детей еще преобладает игровой мотив, но и положительное отношение к школе. При правильном подходе эти дети втягиваются в учебную деятельность. Низкий уровень имеют 9% учащихся. Негативное отношение к школе не выявлено.

Анализ ответов учащихся дает информацию учителю для индивидуальной работы с детьми. Например, нас порадовали ответы учащихся, что им нравятся одноклассники, что у них много друзей. Когда мы анализировали ответы детей, мы выявили двоих учеников, которые ответили: «Не нравится в школе», «Хотели бы остаться дома, если учитель сказал, что завтра в школу приходить необязательно», довольны, когда отменяют уроки, не хотят выполнять домашние задания, чтобы в школе остались одни перемены, родителям они почти не рассказывают о школе. Один ученик хотел бы, чтобы учитель был менее строгий.

Во время беседы учащиеся проявляли интерес, думаем, что отвечали честно, без стеснения. Подавляющее число детей, ответили, что им нравится в школе, идут в школу с радостью. Для учителя мы составили сводную ведомость о каждом ученике: уровень внимания, уровень самооценки и мотивации учения. В процессе обработки данных мы провели сравнение результатов по двум классам, особых отличий мы не выявили. Поэтому результаты исследования представлены по двум первым классам.

Просмотров работы: 1648