СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В БЫТУ» И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В БЫТУ» И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Диягор Ю.Л. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г.Новошахтинске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интернет давно уже стал неотъемлемой частью нашей жизни и незаменимым средством общения. Правда, далеко не все умеют использовать все преимущества интернет технологий. Пожилые люди, например, весьма далеки от всех этих социальных сетей, электронной почты и прочих атрибутов on-line мира.

Особенно одинокие, пожилые очень нуждаются не только в обучении современным технологиям связи, но и в общении, как живом, так и виртуальном. «Молодым» пенсионерам, только что ушедшим на пенсию, часто бывает очень трудно перестроиться и приспособиться к новому ритму незаполненной ежедневной работой жизни.

В 2010 году в своём обращении к Федеральному собранию президент Дмитрий Анатольевич Медведев озвучил проблему компьютерной малограмотности пожилых людей, и дал установку постараться максимально заняться этой проблемой. Это послужило толчком для создания курсов по повышению компьютерной грамотности пенсионеров. Сейчас во многих регионах России встала проблема методического обеспечения компьютерных обучающих курсов для обозначенной категории населения.

Обойтись без компьютера, конечно, можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь, сделать ее более яркой и интересной. Для пожилого человека компьютер открывает целый ряд дополнительных возможностей. Конечно, если человек еще работает и освоение компьютера связано с производственной необходимостью, процесс обучения идет значительно проще, так как помощь могут оказать более опытные коллеги.

Современные пожилые люди значительно отличаются от своих родителей. Они стараются познать как можно больше современных технологических новинок. Получив базовые знания работы на компьютере, они начинают осваивать все новые и новые программы, которые позволяют пенсионерам общаться с родными и знакомыми, а в некоторых случаях – вернуться в трудовой коллектив, вновь почувствовать себя важным и востребованным членом общества. Компьютер для пенсионеров является необходимым устройством, так как позволяет упростить жизнь.

Перед тем, как решиться на обучение навыкам компьютерной грамотности, пожилым людям требуется самое главное – желание. При этом, скорее всего уверенности в результате на первом этапе у них не будет. Но для начала обучения важно все-таки его начать. А насколько оно будет эффективным, оценить будет возможно всего через несколько недель.

Постепенно мировое интернет-пространство адаптируется под требования пожилой аудитории. Недавно начала работать поисковая система Cranky, рассчитанная на тех, кто старше 50 лет. В ноябре 2007 г. британская компания Saga придумала социальную сеть для пожилых людей. А в конце лета в Лондоне у пенсионеров появился свой отдельный интернет-провайдер; в службе поддержки пользователей работают преимущественно немолодые люди, которым легче найти взаимопонимание с престарелыми клиентами, а процедура подключения к интернету максимально проста.

Специализированные сайты успели появиться и в России. Энтузиаст из Волгограда создал сайт pc-pensioneru.ru, где выложены подробные и разработанные именно для пожилых инструкции по пользованию интернетом. Здесь можно научиться смотреть телевизионные передачи через интернет, пользоваться скайпом, скачивать фильмы и книги. Не так давно в рунете заработал сайт «Третий возраст», где есть служба знакомств, on-line -версии крупных европейских изданий, а также ссылки на интересные этой аудитории сайты. Например, сайт «Старое радио», где можно скачать записи спектаклей, литературных чтений и радиопостановок.

Нужно признать, что пожилым людям компьютерные курсы даются намного сложнее, чем молодому поколению. Но причина этого вовсе не в возрасте, а скорее во мнении, которого придерживаются сами пенсионеры. Если же хоть и не полностью, но максимально исключить возрастной фактор как проблему, то ситуация меняется в совершенно противоположном направлении. Обучение компьютеру пенсионеров не требует повышенной нагрузки внимания со стороны преподавателя, поскольку пожилые люди лучше, чем кто-либо другой умеют сосредоточиться на изучаемом предмете и не отвлекаться на другие мысли. Тем ни менее, старшее поколение все-таки до конца не уверено в своих силах, поскольку считает, что новые знания лучше даются молодым.

И все-таки эта проблема решаема, если выбрать грамотный подход и правильный метод обучения пожилых людей.

Если говорить о том, когда пожилые люди станут такими же активными пользователями интернета, возникает вопрос, зачем им это нужно? В принципе для того же, для чего и нам: общение, поиск информации, решение бытовых и других задач, развлечение.

Рассмотрим это подробнее потребности пенсионеров, в которых интернета может оказывать помощь:

1. Общение. Не секрет, что по всякого рода причинам многие пожилые люди остаются в одиночестве. И даже, если у них есть родственники, то чаще всего они живут отдельно. В сети они могут найти возможность общаться на любые темы, любым способом, даже анонимно. Конечно, виртуальное общение не должно вытеснять реальное, но оно может стать приятным времяпрепровождением. Вот только пожилых людей нужно предупредить к чему это занятие может привести в случае неосторожности.

2. Информация. Телевидения становится недостаточно, чтобы быть в курсе всех событий. Конечно, пожилые люди уже не так нуждаются в знании обо всем и вся, но если они хотят жить интересно, то им следует освоить как можно больше способов получения информации. В первую очередь для них будут полезны электронные ресурсы. Кроме того, каждый нуждается в разного рода знаниях, у всех различные интересы. Например, у бабушки диабет, она собирает любую информацию об этом заболевании, собирает из разных источников и складывает на книжные полки. А ведь как было бы удобно хранить ее в документах на персональном компьютере. И не только хранить, но обрабатывать и потреблять.

С точки зрения поиска информации интернет – вещь непревзойденная по удобству и скорости. Это основной аргумент «за» в вопросе использования информационных технологий пожилыми людьми. Тем более, что при умелом разъяснении как работать в интернете и какие возможности он дает, то можно вызвать огромный интерес у пожилой публики.

3. Решение проблем. Каждый решает свои задачи как умеет. Но в скором будущем у всех нас может остаться только один путь решения, а именно, с помощью использования информационных технологий. Разумеется, здесь говорится о решении тех задач, с которыми сталкивается каждый гражданин, например, коммунальные платежи. Ведь если верить члену Общественной палаты Российской Федерации созыва 2008 – 2010 годов Е.П. Дьяковой, то к 2015 году 100% государственных услуг будут предоставляться через Интернет и прочие электронные ресурсы. Если это действительно произойдет, то, конечно, тут же возникнут проблемы с тем, как этими государственными услугами будут пользоваться люди, которые никогда не видели компьютеров и не слышали об интернете. В первую очередь нужно думать об одиноких пожилых людях, бросить их в такой ситуации со стороны общества было бы жестоко. Совершенно очевидно, что у непросвещенных в области информационных технологий людей есть только два пути: обучение или изоляция. А поскольку шанс, что они сами освоят компьютерную грамотность, ничтожно мал, то ответственность за то, по какому пути они пойдут, лежит на нас, более молодых и сведущих в этом вопросе людях.

4. Развлечения. А это самый приятный аргумент в пользу информационных технологий. Огромный спектр развлечений привлекает всех. Кроме того, благодаря возможности не быть привязанным к временным рамкам, пожилые люди могут выстроить свой собственный режим дня и не зависеть как раньше от времени выхода в эфир выпусков новостей и показа очередной серии любимого фильма.

В работе с такими категориями населения как пожилые люди изначально много специфических аспектов: разница в возрасте, поколениях, восприятии, образе жизни и т.д. Конечно, характер у таких людей чаще всего непростой. Плюс у каждого конкретного человека свои «нюансы». При всем этом необходимо найти подход к своему «ученику», которого надо вводить в этот неоднозначный, сложно структурированный мир. А если говорить о мотивации, то для пожилых людей она очень проста: разнообразить и упростить свою жизнь, сделать ее более комфортной и мобильной. Обучать пожилых людей пользоваться интернетом нужно массово, пожилые люди в России слишком отстали в этом вопросе от других государств. Начинать нужно немедленно, так как это будет очень жестоко с нашей стороны, не дать возможности пожилым людям идти в ногу со временем!

Выводы:

Старость – это возраст, когда происходят: уменьшение жизненной активности, изменение психических реакций и психологических характеристик, ограничение физических возможностей. Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности.

Условия жизни современных пожилых людей отличаются от тех, которые были тридцать-сорок лет назад. Пенсионеры стараются познать как можно больше технологических новинок. Получив базовые знания работы на компьютере, они начинают осваивать все новые и новые программы, которые позволяют пенсионерам общаться с родными и знакомыми. Компьютер для пенсионеров является необходимым устройством, так как открывает целый ряд дополнительных возможностей, позволяет упростить быт и найти новые увлечения.

Проект призван улучшить качество жизни пожилым людям за счёт освоения всех тонкостей работы с компьютером и интернетом, помочь пожилым людям преодолеть свои страхи по поводу современных интернет-технологий и обучить их всем тонкостям пользования интернетом и компьютером.

Цели проекта:

- подготовка волонтёров для проведения курсов компьютерной грамотности среди пожилых людей;

- формирование у пожилых людей информационной компетентности как средства гражданской активности, преодоления социального одиночества, самореализации.

Задачи проекта:

• обучить волонтёров общению с людьми пожилого возраста

• обучить волонтёров всем необходимым знаниям ПК, требующимся для обучения по программе

• ознакомить пенсионеров с Устройством и принципами работы компьютера и ноутбука;

•научить пожилых людей уверенно владеть необходимыми функциями ПК;

•научить пенсионеров, как, с помощью Internet осуществлять поиск нужной информации;

• обучить пенсионеров использовать Internet как средство общения;

• развивать навыки использования Internet в быту;

• развить чувство уверенного пользователя ПК;

• сформировать умения и навыки самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

Целевые группы проекта:

- волонтёры из числа студентов НШФ ЮФУ

- жители города Новошахтинска пожилого возраста от 55 лет

этапы проектирования

мероприятия

ответственный и исполнители

сроки

Финансирование и материальный ресурс

подготовительный

составление программы обучающего проекта «Компьютерная грамотность в быту». Подготовка волонтёров для обучения пожилых. Проведение анкетирования имеющихся знаний ПК среди пожилых людей.

Карасева Н.В.

Диягор Ю.Л.

от 1.11.12

до 15.11.12

13.12.12

Компьютерный класс, мультимедийное оборудование, компьютеры с доступом в интернет, принтер, листы для анкет

Основной (реализация)

Занятие 1: Знакомство с

устройством и принципами работы ПК. Правила работы с мышью

Создание папки. Занятие 2: Создание офисных программ (Word). Работа с горячими клавишами

Работа с носителями информации(flesh-карты, диски)

Занятие 3:

Знакомство с интернет ресурсами

Способы доступа в интернет. Основные интернет браузеры. Поисковые системы.

Занятие 4: Вредоносные программы

Общение в Internet через E-mail

Занятие 5:

Регистрация в Skype и социальных сетях.

Занятие 6: Знакомство с форумами по интересам и городскими сайтами. Скачивание мультимедийной информации.

Занятие 7:

Оплата коммунальных и иных услуг

Занятие8 Электронные очереди: запись на прием.

Занятие 9: Заказ товаров через интернет.

Занятие 10: подведение итогов, повторение и закрепление пройденного материала.

Кириченко Ю.

Алейникова С.

Кузнецова

Икшикеева

Кузнецова

Икшикеева

Каширина Д.

Петренко Я.

Каширина Д.

Петренко Я.

Булла О.

Диягор Ю.

Булла О.

Диягор Ю.

Кузнецова

Икшикеева

Ермолова

Ермолова

Диягор Ю. Булла О.

Кириченко Ю.

Алейникова С.

Кузнецова

Икшикеева

Каширина Д.

Петренко Я.

Ермолова

Ермолова

13.12.12

14.12.12

14.12.12

15.12.12

15,12.12

18.12.12

18.12.12

20.12.12

20.12.12

21.12.12

Компьютерный класс, мультимедийное оборудование, компьютеры с доступом в интернет

этап подведения итогов и рефлексия

Проведение анкетирования для проверки усвоенных знаний

Вручение сертификатов.

Диягор Ю.

Кириченко Ю.

Алейникова С.

21.12.12

Компьютерный класс, мультимедийное оборудование, компьютеры с доступом в интернет, принтер, листы для анкет

этап популяризации и корректировки проекта

Личная корректировка данных для дальнейшего использования

. Диягор Ю.

22.12.12

Компьютер

Качественные результаты проекта:

  • Подготовка волонтёров для обучения компьютерной грамотности пожилых людей;

  • Проведение анкетирования до и после прохождения курсов, с целью получения качественных и количественных результатов по проведению курсов;

  • Снятие барьеров в общении, расширение зоны общения пожилых людей;

  • Уверенное пользование ПК;

  • Практическое использование пенсионерами государственных услуг, предоставляемых в электронном виде;

  • Свободное владение общением в социальных сетях;

  • Умение организовать свой досуг по средствам Интернет.

Количественные результаты:

  • Вовлечено к участию в проекте 10 волонтёров;

  • 10 волонтёров обучены компьютерной грамотности на базе университета;

  • Было подготовлено 5 презентаций по темам проекта;

  • Привлечено было 31 пожилых людей;

  • Обучено было 30 пожилых людей

Данный пилотный проект был апробирован с 13.12.12 по 21.12.12. Было обучено 30 человек. Среди населения пожилого возраста было проведено анкетирование с целью определения проблем и перспектив по формированию информационной грамотности пожилых людей. В опросе участвовали 31 человек в возрасте от 50 до 81 года.

На первый вопрос «Считаете ли Вы, что современный пожилой человек должен обладать навыками пользования средствами информационной коммуникации» 100% респондентов выбрали вариант «Да» что, безусловно, означает, заинтересованность граждан в подобном обучении.

На второй вопрос, какими средствами коммуникации они пользуются в быту – пожилые люди ответили, что 94% пользуется телефоном, 26% указали, что пользуются компьютером и 6% ноутбуком, что может говорить о пока ещё малом использовании компьютерных технологий.

В следующем вопросе почти все респонденты ответили, что современными средствами коммуникации пользуются в основном для общения с друзьями и коллегами таких было 55%, при этом, отвечая многие и имели ввиду по средствам телефона. Но в ответах также помечается, что некоторые уже имеют небольшие навыки пользования компьютером, а именно в Skype общаются 13% пожилых, 26% умеют искать информацию, ещё 30% респондентов сказали, что могут получать консультации по средствам Интернета.

Четвертый вопрос звучал так: «Считаете ли Вы, что необходимо обучать пожилых людей возможностям применения современной коммуникации в быту?» И на этот вопрос все единогласно ответили да.

Пятый вопрос был призван выявить, что именно интересно пожилым людям. Ответы были таковы: 77% респондентов отдали своё предпочтение общению в социальных сетях и Skype, поиску информации, получению консультаций и оплате коммунальных услуг. 48% пожилых людей указали, что хотели научиться работе с документами. А также были варианта ответов «просмотр государственных сайтов» и «просмотр фильмов» их указали 32% и 29% людей соответственно. Стоит отметить, что из всех опрошенных было примерно 32% людей, которые на вопрос «чему должны быть посвящены занятия выбирали почти все варианты из имеющихся, что может говорить о большой мотивированности к подобным курсам.

Следующий вопрос («Каким должен быть размер оплаты курсов информационной грамотности») был предназначен для того, чтоб выяснить какую сумму готовы пенсионеры нашего города заплатить за подобную услугу. На что 29% респондентов отозвались, что готовы платить по 800 рублей за десятидневный курс занятий. Чуть больше, а именно 35% опрашиваемого населения ответили, что могли бы заплатить от 800 до 1000 рублей, также были люди указавшие сумму от 1000 до 2000, сумму меньше перечисленных, и посчитавшие, что подобные курсы должны быть бесплатными. По имеющимся данным можно судить, что пенсионеры, несмотря, на свои не высокие доходы готовы платить за подобного рода услуги.

После проведения курсов повышения компьютерной грамотности было проведено анкетирование. Целью его, являлось узнать, вырос ли уровень компьютерной грамотности по окончанию курса и какие коррективы следует внести в план занятий.

В опросе участвовали пожилые люди прошедших обучение на базе университета.

На первый вопрос: «Какие навыки Вам удалось приобрести в течение прохождения обучающего курса» - ответы распределились примерно в равном соотношении. Можно только отметить, что пенсионеры ответили, что лучше всего они научились работать с документами (95%) и оплачивать коммунальные услуги через интернет (90%). Самым малоподдерживаемым вариантом ответа был «заказывать покупки через интернет», вызвано это малой заинтересованностью пожилых к такого рода покупкам (возможно из-за недоверия) или это упущение волонтёров не известно, понятно лишь то, что со следующей группой на это надо будет обратить больше внимания.

Когда был вопрос оценить по пятибалльной шкале уровень организации и проведения обучающих курсов – исключительно все дали отличную оценку.

Следующий вопрос был скорее просьбой дать отзывы и предложения по поводу обучающих курсов: 60% людей просто благодарили волонтеров за проделанную работу, говорили, что много нового узнали, 45% просили продлить ещё занятия особенно практическую часть. Также 5% опрошенных попросили разделять тех, кто уже имеет опыт работы с компьютером и новичков, однако когда всех просто спросили устно, надо ли так делать? – были и те кто сказал, что нет хорошо, когда сидят знающие люди рядом и могут что-то подсказать.

На последний вопрос «Допускаете ли Вы возможность продолжить занятия на аналогичных курсах?» 85% отозвались, что да, и им это нужно и интересно, были среди респондентов те, кто посчитал, что эти курсы ему были не нужны, или считали, что уже научились, всему, что хотели, но подобные варианты ответов набирали не более 5%.

В заключении можно сказать, что процент усвоенной информации был увеличен по всем диагностируемым показателям.

Эти данные помогут при построении и переработке программ для последующих групп обучающихся пожилых.

Действительно проблема социальной изолированности стоит очень остро перед этой возрастной группой людей, но решить ей можно, с помощью обучения современным компьютерным технологиям. Уже на первых этапах с введения проекта «Компьютерная грамотность в быту» понятно, что он не просто жизнеспособен, а имеет большой успех среди пожилого населения. Положительная динамика обучения наблюдается по всем диагностируемым показателям. Нельзя не учитывать устные благодарственные отзывы от пенсионеров: для них это не только обучение компьютеру, но также это способ скрасить свой досуг с пользой. Пенсионерам очень приятно, что они теперь могут сидеть в социальных сетях на равных с внуками. А некоторые гордятся, что им удаётся узнать даже больше, чем знают их дети. К сожалению, не у всех есть возможность закреплять дома полученные знания, так как не у всех пожилых есть дома компьютер или ноутбук. Это, к сожалению один из самых тормозящих, процесс обучения, факторов. Однако, большая часть людей, посещающих курсы, желают или планируют в ближайшее время покупку компьютера, а это даёт надежду, что курсы обучения проходят не зря, и полученные знания будут применены на практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдевнин С.П. «Компьютерная академия для пенсионеров» [Электронный ресурс] / С.П. Авдевнин.-2012

  2. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет [Текст]/ В.Д. Альперович.-М., 2010. – 352с.

  3. Губачёв Д.М., Макиенко В.В. Гериатрические проблемы семейной медицины [Текст]/ Д.М. Губачёв., СПб- 2010. 276с.

  4. Глоссарий социальной работы. Автор-составитель Е.И. Холостова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.- 220 с.

  5. Губачёв Д.М. Гериатрические проблемы семейной медицины. [Текст] / Д.М.Губачёв – СПб.: 2010.- 69с.

  6. Дегаева Н.С., Сабитова Г.В. Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг [Текст] /Под общ. ред. Н.А. Малышевой. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2008.-200с.

  7. Емельянова Е.А. Организация медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста [Текст] // Здравоохранение- 1995.- №5.- с.36

  8. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с.

  9. Карсаевская Т.В. Философские аспекты геронтологии. [Текст] / Т.М.Карсаевская.- М.: 2008. – 230с.

  10. Касаткина М.И. Адаптация пожилых людей к жизни в доме - интернате [Текст] // Социальное обслуживание.- 2006.- №4.- с. 9.

  11. Краснова О.В. Социально-психологические вопросы старения [Текст] // Журнал практического психолога.- 1997.- №3.- с.3 - 20

  12. Краснова О.В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию [Текст] // Психология зрелости и старения- 2000.- №4(12)- с.5 – 31. – Библиогр.: с19.

  13. Краснова О.В. Социальная психология старения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-288с.

  14. Максимова С.Г., Луницин Б.Г. Социальные фрустрации лиц пожилого и старческого возраста в контексте социально-психологической дезадаптации // Клиническая геронтология.- 2001.- №7- с.38-45.

  15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Эксперементальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.

  16. Основы социальной работы. Учебник. [Текст] / Под ред. П.Д. Павленка. М., 2001

  17. Галкин Р.А., Гехт И.А., Котельников Г.П. Некоторые обоснования необходимости медико-социальной адаптации к старости[Текст] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины- 1999.- №2.- 45.

  18. Петрова Н.Н. Психосоциальная адаптация в кризисном периоде[Текст] // Журнал прикладной психологии.- 1999.- №4.- с.17-20.

  19. Пухальская Б.А. Старость как фаза развития человека [Текст] // Старость. Популярный справочник. М- 1996.- с.33-41.

  20. Пчелина Л. Н. Обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности / Л. Н. Пчелина.-М., 2011

  21. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368с.

  22. Сусловская М.И. Психологические проблемы старого человека // Старость. Популярный справочник. М- 1996.- с.41-47.

  23. Технологии социальной работы: Учебник[Текст] /Под общ. ред. проф. Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2004.-400с.

  24. Украинец П.П. Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие [Текст] / П.П. Украинец, С.В. Лапина; под ред. П.П. Украинец. - М.: ТетраСистемс, 2005.-288с.

  25. Филатова С.А. Геронтология. [Текст] / С.А. Филатова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.-512с.

  26. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе [Текст] / Е.И.Холостова. - Ч.1. М., 2005. 620с.

  27. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие .- 2-е изд. [Текст] / Е.И. Холостова - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.-296с.

  28. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. [Текст] / Е.Н. Хрисанфова – М.: 2009.- 192с.

  29. Чеботарев. Д.Ф. Слово о старости. [Текст] / Д.Ф. Чеботарев. М.: 1992. - 62с.

  30. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное [Текст] / Н.Ф.Шахматов. - М.: Издательский центр «Медицина», 2006 – 303с.

  31. Щавель С.С. Социализация и социальная защита пенсионеров // Общество и экономика.-2009.- №1.- с.153-168.

  32. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-224с.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Уважаемые горожане просим Вас ответить на вопросы с целью определения проблем и перспектив по формированию информационной грамотности пожилых людей. Ваши ответы будут использованы в обобщенном виде.

1. Считаете ли Вы, что современный пожилой человек должен обладать навыками пользования средствами информационной коммуникации: телефон компьютер, Iphone, iPad (планшетный компьютер)?

1.1 да

1.2 нет

1.3 не задумывался

2. Какими средствами коммуникации Вы пользуетесь в быту?

2.1 телефон, смартфон

2.2 компьютер

2.3 ноутбук, ультрабук, нетбук

2.4 iPad (планшетный компьютер)

3. С какой целью Вы используете перечисленные в пункте 2.3, 2.4, 2.5 средства информационной коммуникации?

3.1 работа с документами

3.2 общение с друзьями, бывшими коллегами по средствам писем

3.3 общение в социальных сетях и в Skype

3.4 поиск информации

3.5 получение консультаций

3.6 оплата коммунальных услуг

3.7 просмотр государственных сайтов

3.8 просмотр фильмов

3.9 ___________________________________________________________

4. Считаете ли Вы, что необходимо обучать пожилых людей возможностям применения современной коммуникации в быту?

4.1 да

4.2 нет

4.3 не задумывался

Пятый вопрос предназначен для тех, кто на четвертый вопрос ответил «да» или «не задумывался», остальные переходят к вопросу 6.

5. Чему должны быть посвящены занятия?

5.1 обучение работе с документами

5.2 обучение общению в социальных сетях и в Skype

5.3 поиск информации

5.4 получение консультаций

5.5 оплата коммунальных услуг

5.6 просмотр государственных сайтов

5.7 просмотр фильмов

5.8 другое_____________________________________________________

6. Каким должен быть размер оплаты курсов информационной грамотности

(10 занятий)?

6.1. 800 рублей

6.2 от 800 до 1000 рублей

6.3 от 1000 до 2000рублей

6.4 свой вариант____________________

Спасибо за участие.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

1.

Считаете ли Вы, что современный пожилой человек должен обладать навыками пользования средствами информационной коммуникации: телефон компьютер, Iphone, iPad (планшетный компьютер)?

1.1

да

100 %

1.2

нет

-

1.3

не задумывался

-

2

Какими средствами коммуникации Вы пользуетесь в быту?

2.1

телефон, смартфон

94%

2.2

компьютер

26%

2.3

ноутбук, ультрабук, нетбук

6%

2.4

iPad (планшетный компьютер)

-

3

С какой целью Вы используете перечисленные в пункте 2.3, 2.4, 2.5 средства информационной коммуникации?

3.1

работа с документами

3%

3.2

общение с друзьями, бывшими коллегами по средствам писем

55%

3.3

общение в социальных сетях и в Skype

13%

3.4

поиск информации

26%

3.5

получение консультаций

13%

3.6

оплата коммунальных услуг

-

3.7

просмотр государственных сайтов

-

3.8

просмотр фильмов

10%

4

Считаете ли Вы, что необходимо обучать пожилых людей возможностям применения современной коммуникации в быту?

4.1

да

100%

4.2

нет

-

4.3

не задумывался

-

5

Чему должны быть посвящены занятия?

 

5.1

обучение работе с документами

48%

5.2

обучение общению в социальных сетях и в Skype

77%

5.3

поиск информации

77%

5.4

получение консультаций

77%

5.5

оплата коммунальных услуг

74%

5.6

просмотр государственных сайтов

32%

5.7

просмотр фильмов

29%

6

Каким должен быть размер оплаты курсов информационной грамотности?

6.1

800 рублей

29%

6.2

от 800 до 1000 рублей

35%

6.3

от 1000 до 2000рублей

6%

 

для пенсионеров бесплатно – 2 чел

6%

 

500руб – 1 человек

3%

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Просим Вас ответить на вопросы, с целью определения степени удовлетворённости участия в обучающем курсе «Компьютерная грамотность в быту». Ваши ответы будут использованы в обобщённом виде.

1. Какие навыки Вам удалось приобрести в течение прохождения обучающего курса?

1.1 работа с документами

1.2 сохранение документов на разные электронные носители

1.3 общение с друзьями, бывшими коллегами с помощью e-meil

1.4 общение в социальных сетях и в Skype

1.5 поиск информации по интересам

1.6 получение on-line консультаций

1.7 оплата коммунальных услуг

1.8 просмотр официальных сайтов органов власти

1.9 просмотр фильмов

1.10 заказ покупок и услуг

1.11 ___________________________________________________________

2. Оцените уровень организации и проведения обучающих курсов по пятибалльной шкале:

1

2

3

4

5

3. Ваши отзывы и предложения ________________________________

4. Допускаете ли Вы возможность продолжить обучение на аналогичных обучающих курсах?

4.1 да, мне это нужно и интересно

4.2 ещё не определился с ответом

4.3 нет, я уже научился всему, что хотел

4.4 нет, я понял, что мне это не нужно

4.5 нет, я ни чему не смог научиться

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

1

Какие навыки Вам удалось приобрести в течение прохождения обучающего курса?

1.1

работа с документами

95%

1.2

сохранение документов на разные электронные носители

65%

1.3

общение с друзьями, бывшими коллегами с помощью e-meil

75%

1.4

общение в социальных сетях и в Skype

80%

1.5

поиск информации по интересам

75%

1.6

получение on-line консультаций

55%

1.7

оплата коммунальных услуг

90%

1.8

просмотр официальных сайтов органов власти

55%

1.9

просмотр фильмов

50%

1.10

заказ покупок и услуг

44%

2

Оцените уровень организации и проведения обучающих курсов по пятибалльной шкале.

 

1

-

 

2

-

 

3

-

 

4

-

 

5

100%

3

Ваши отзывы и предложения

 

Продлить время практических занятий

45%

 

Большое спасибо, много узнали

60%

 

Просьба разделять новичков и тех кто имеет какие-то навыки

5%

4

Допускаете ли Вы возможность продолжить обучение на аналогичных обучающих курсах?

4.1

да, мне это нужно и интересно

85%

4.2

ещё не определился с ответом

5%

4.3

нет, я уже научился всему, что хотел

5%

4.4

нет, я понял, что мне это не нужно

5%

4.5

нет, я ни чему не смог научиться

 

22

Просмотров работы: 15920