Целью статьи является количественная и качественная характеристика состояния безработицы в США в период мирового экономического кризиса в XXI веке.
Рис 1. Уровень безработицы: U – 3 (первый столбик) и U – 6 (второй столбик)
По данным американского Национального бюро экономических исследований Соединенные Штаты вступили в рецессию в декабре 2007 года, что повлекло за собой массовую потерю рабочих мест. Конец рецессии и начало восстановительного период специалисты определяют на июнь 2009 года. В конце 2007 года, национальный официальный уровень безработицы составлял всего 4,7%1, что не выходило за пределы естественной нормы безработицы в США. Экономическая рецессия не была широко предсказано ведущими экономистами, вместо этого, они положительно отрицали ее возможность. Хотя многие экономисты обнаружили пузырь на рынке недвижимости, они не смогли в полной мере осознать опасность его последствий2.
Для более глубокого понимания проблемы безработицы в США, рассмотрим, два метода, применяемых для ее исследования: реальный уровень безработицы (U-6) и официальный(U-3). Разница в показателях вытекает из следующего. U3: Это официальный уровень безработицы, отражающий долю трудоспособного безработного населения и активно ищущую работу. Во-первых, он использует систему «исследования домашних хозяйств», а не более точные данные, получаемые при выплате заработной платы. Во-вторых, исключает изменения в занятости 11,0 млн. сельскохозяйственных объектов и «самозанятых» работников. В-третьих, и самое главное, не учитываются 14,7 млн. работников, которые: работают неполный рабочий день (8,4 млн.); по различным причинам не искали работу в течение предыдущих четырех недель (2,4 млн.); «Отчаявшихся» и тех, кто удалил себя из числа ищущих, хотя в настоящее время нуждаются в работе (3,8 миллиона).
К штатам с наиболее высоким уровнем безработицы относятся Невада, Калифорния, Северная и Южная Каролина, Мичиган, Род-Айленд, Флорида, Миссисипи, Джорджия. Низкие показатели безработицы отмечены в Северной и Южной Дакоте, Небраске, Нью-Хемпшире, Вермонте, Канзасе, Вайоминге, Минесоте, Айове 3.
Штаты с самым высоким уровнем безработицы имеют несколько общих черт. По большей части, это те штаты, которых всегда затрагивают проблемы на рынке недвижимости. Кроме того, экономика многих из этих штатов зависит от производства, особенно в автомобильной и строительной промышленности.
Среди штатов с низким уровнем безработицы также можно выделить общие черты. Во-первых, идя от обратного, они наименее пострадали от кризиса на рынке недвижимости, так как цены на жилье в этих штатах не поднималась так быстро, как во многих других частях США во время жилищного бума. Во-вторых, их экономика опиралась на природные ресурсы. Рост цен на сырьевые товары, такие как нефть, газ и продукты сельского хозяйства приводил к увеличению выручки за эти товары для штатов-производителей4.
Исследование отраслевых особенностей безработицы показывает, что наиболее высокий уровень безработицы был отмечен среди рабочих обрабатывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности и строительства. Более умеренные значения, но выше среднего по стране (5,2%), безработица принимает среди рабочих и обслуживающего персонала в сфере услуг и транспорта. В то же время, гораздо ниже среднего уровень безработицы административно-управленческого персонала и специалистов, работников торговли.
Отрасли |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Добывающая промышленность |
3,4 |
3,1 |
11,6 |
9,4 |
6,1 |
Строительство |
7,4 |
40,6 |
19 |
20,6 |
16,4 |
Обрабатывающая промышленность |
4,3 |
5,8 |
12,1 |
10,6 |
9 |
Оптовая и розничная торговля |
4,7 |
5,9 |
9,0 |
9,5 |
8,9 |
Транспорт и коммунальные услуги |
3,9 |
5,1 |
8,9 |
8,4 |
8,2 |
Информационная индустрия |
3,6 |
5,0 |
9,2 |
9,7 |
7,3 |
Финансовая индустрия |
3,0 |
3,9 |
6,4 |
6,9 |
6,4 |
Бизнес-услуги |
5,3 |
6,5 |
10,8 |
10,8 |
9,7 |
Образование и здравоохранение |
3 |
3,5 |
5,3 |
5,8 |
5,6 |
Досуг и развлечения |
7,4 |
8,6 |
11,7 |
12,2 |
11,6 |
Сельское хозяйство |
6,3 |
9,2 |
14,3 |
13,9 |
12,5 |
Административно-управленческий персонал |
2,3 |
2,4 |
3,6 |
4,4 |
4,7 |
Частные предприниматели, юридического лица |
2,8 |
3,6 |
5,5 |
5,9 |
6,0 |
Другие отрасли |
3,9 |
5,3 |
7,5 |
8,5 |
8,8 |
Рис 45.
Уровень молодежной безработицы (от 16 до 24 лет), как правило, гораздо выше, чем уровень безработицы для всех возрастов. Однако в июле 2009 года процент составил 18,5, что является рекордным за период с 1948 году, а безработица 16-24-летних черных мужчин в октябре 2009 достигла пропорций Великой Депрессии - 34,5%, т.е. в три раза выше, чем в среднем по США6. Многие компании, представляющие работу молодым людям в сфере розничной торговли, индустрии развлечений и отдыха, в связи с «Великой рецессией» резко сократили число рабочих мест, что означает, работающие ранее в таких местах, как McDonald `s, Starbucks и Burger King, не смогли трудоустроиться.
Рис 5. Уровень безработицы по половозрастному признаку 2006 – 2009 гг.7
Рис 6. Уровень безработицы по гендерному признаку 2007 – 2010 гг8.
Общий уровень безработицы достигнул максимума в октябре 2009 года и был равен 10,1 %. Это совпало с пиком безработицы для мужчин в 11,4 %, тогда как уровень женской безработицы составил только 8,7 %. Среди мужчин уровень безработицы резко повысился во время экономического спада, и заметно снизился в период восстановления. Уровень безработицы среди женщин колебался еще в течение нескольких месяцев, прежде чем достиг своего максимального уровня в 8,9% в ноябре 2010 года, и продолжает оставаться довольно высоким.
Белое население пострадало значительно меньше. В основном она затронула цветное население, индейцев и испано-язычное население. Т. е. людей низкого образовательного уровня и низкой профессиональной квалификации (см. рис. 7-9).
Безработица как социально-экономическое явление характеризуется в последние десятилетия значительной трансформацией, вызванной как возрастающим воздействием распространения новых технологий на рынок труда, интернационализации хозяйственной жизни, так и проводимой государством политики, особенно в сфере труда.
Рис 7. Безработица по расово-этническому признаку 2007 -2008 гг.9
Рис 8. Доля лиц в возрасте 25 лет и старше имеющие степень бакалавра или более высокую степень, по расе / этнической принадлежности10.
Статус отсева населения 16 - 24-лет из средней школы, по признаку расы / национальности: отдельные годы, 1990-2010 годы |
||||||
Год |
Всего1 |
Раса / этническая принадлежность |
||||
Белое население |
Афроамериканцы |
Латинос |
Азиаты |
Американские индейцы / коренные жители Аляски |
||
2006 |
9,3 |
5,8 |
10,7 |
22,1 |
3,6 |
14,7 |
2007 |
8,7 |
5,3 |
8,4 |
21,4 |
6,1 |
19,3 |
2008 |
8,0 |
4,8 |
9,9 |
18,3 |
4,4 |
14,6 |
2009 |
8,1 |
5,2 |
9,3 |
17,6 |
3,4 |
13,2 |
2010 |
7,4 |
5,1 |
8,0 |
15,1 |
4,2 |
12,4 |
Рис 911.
Традиционные и постоянно возникающие новые факторы влияют как на масштабы, скорость распространения безработицы, так и на ее структуру – профессиональную, квалификационную, по отраслям и регионам, а также по различным группам населения – поло-возрастным, расово-этническим, в зависимости от уровня образования и других характеристик. Таким образом, проявляются общие закономерности функционирования рынка труда в условиях экономики знаний, когда специалистам более высокой квалификации легче найти работу, тогда как для рабочих в традиционных отраслях экономики - сельском хозяйстве, добывающей промышленности, строительстве, транспорте, риск потери работы обусловлен как значительно большим предложением рабочей силы, так и широким распространением в этих отраслях временной, сезонной занятости.
Рассмотрение структурных особенностей безработицы в конце XX - XXI вв. выявило ряд устойчивых долгосрочных тенденций, таких как сохранение значительного разрыва в уровнях безработицы между представителями всех возрастных групп и лицами в возрасте 16-24 лет (почти в три раза), между афроамериканцами, индейцами и белым населением (в два раза). Одновременно происходило сближение показателей уровня безработицы по гендерному признаку, что объясняется, прежде всего, долгосрочной устойчивой тенденцией роста участия женщин в общественном производстве и усилении их конкурентных позиций на рынке труда.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Ключевым фактором современного экономического развития является повышение качества человеческих ресурсов. Среди лиц с высшим образованием уровень безработицы почти в три раза ниже, чем с начальным или неполным средним. Поскольку внедрение новейших технологий в последние десятилетия охватывает практически все отрасли, как в секторе производства, так и в сфере обслуживания, определяющее значение приобретает постоянное повышение уровня квалификации с учетом текущего и перспективного спроса.
1 U.S. Bureau of Labor Statistics. Labor Force Statistics from the Current Population Survey. URL: http://data.bls.gov/timeseries/LNS14000000
2 Knowledge@Wharton Network. Why Economists Failed to Predict the Financial Crisis. URL: http://knowledge.wharton.upenn.edu/article.cfm?articleid=2234
3 U.S. Bureau of Labor Statistics. Unemployment Rates for States Annual AverageRankingsYear: 2007 – 2011. URL: http://www.bls.gov/lau/
4 InvestingAnswers, Inc. 10 U.S. States with the Lowest Unemployment Rates. URL: http://www.investinganswers.com/education/economics/10-us-states-lowest-unemployment-rates-3458
5 U.S. Bureau of Labor Statistics. Data Retrieval: Labor Force Statistics (CPS). URL: http://www.bls.gov/webapps/legacy/cpsatab14.htm
6The Washington Post. Blacks hit hard by economy's punch. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2009/11/23/AR2009112304092.html
7 U.S. Bureau of Labor Statistics. July unemployment rate, persons 16 to 24 years of age, by sex, 1948–2009. URL: http://www.bls.gov/opub/ted/2009/ted_20090828a.txt
8 U.S. Department of Labor. Women’s Employment During the Recovery. URL: http://www.dol.gov/_sec/media/reports/femalelaborforce/tables.htm#1
9 U.S. Department of Labor . The Latino Labor Force in the Recovery. URL: http://www.dol.gov/_sec/media/reports/hispaniclaborforce/tables.htm#2
Economic Policy institute. Different race, Different recession. American Indian Unemployment in 2010. URL http://epi.3cdn.net/94a339472e6481485e_hgm6bxpz4.pdf
Racial and ethnic characteristics of the U.S. labor force, 2011. URL: http://www.bls.gov/opub/ted/2012/ted_20120905.htm
10 Institute of Education Sciences. National Center for Education StatisticsU.S. Department of Education.URL: http://nces.ed.gov/programs/digest/d11/tables/dt11_008.asp
11 Institute of Education Sciences. National Center for Education StatisticsU.S. Department of Education.URL: http://nces.ed.gov/fastfacts/display.asp?id=16