СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Суббота А.В. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г.Новошахтинске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Суицид – социальная проблема, решать которую приходится каждому обществу. Уровень самоубийств в любой стране зависит от множества факторов, в том числе социально-экономических и политических, которые являются основой формирования социальной политики государства. С начала 90-х годов XX века Российская Федерация прочно занимает лидирующие позиции в мире по высокому уровню суицидальной активности населения. В 2008 году в нашей стране покончили жизнь самоубийством 38500 граждан. Каждый день от самонасилия погибало 106 человек. Если учесть, что от фатального поступка конкретного индивида страдают ещё до 6 человек из ближайшего окружения, то масштаб проблемы становится поистине впечатляющим. Также не стоит забывать и о суицидальных попытках, которые служат тяжёлым бременем для системы здравоохранения, образования и социального обеспечения России.

К проблеме суицида проявляли интерес русские философы и мыслители. Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьёв1, Н.А.Бердяев2 – затрагивали эту проблему в связи с вопросом о месте человека и смысле его жизни.

Исследовательские интересы социологов, таких как Э.Дюркгейм3 и П.А.Сорокин4, концентрировались на социальном детерминизме проблемы суицида.

Актуальность исследуемой проблематики нашла отражение в возросшем числе публикаций, посвящённых суициду, которые появляются на страницах специализированных журналов («Социологические исследования», «Социальное обеспечение» и др.) и в Интернете. Также нельзя обойти вниманием ряд положений из научных работ представителей отечественной школы суицидологии: В.Ф.Войцеха5, Л.Трегубова и Ю.Вагина6 , В.С.Ефремова7 .

Несмотря на достаточно большое количество научных трудов, посвящённых суицидальной проблематике, модернизирующаяся социальная система Российской Федерации ставит перед учёными новые задачи и создаёт предпосылки для дальнейшего исследования феномена самоубийства.

Проблема суицида как относительно массового, статистически устойчивого социального феномена достаточно активно обсуждалась многими социологами на основе изучения уровня самоубийств в разных странах с разными социально-экономическими условиями. В нашей работе, учитывая специфику исследования, мы предлагаем рассмотреть две социологические концепции суицида: Эмиля Дюркгейма и Питирима Сорокина. Анализ самоубийств с точки зрения этих теорий позволит, с одной стороны, дать его определение и основные категории, а с другой, понять социальную сущность проблемы.

Книга Эмиля Дюркгейма «Самоубийство: социологический этюд», опубликованная в 1897 году, до сих пор служит образцом органичного сочетания социологической теории и эмпирического (статистического) материала. В ней французский социолог, рассматривая суицид как социальный факт, дал ему фундаментальное определение, которое используется и в настоящее время. «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершённого самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство – это вполне однородное действие, но только не доведённое до конца.»8

Каждый индивид и каждое новое поколение встречаются с определённым набором фактов, которые осуществляют внешнее давление на него. Они одновременно и делают возможными определённые типы поведения, и управляют ими. Важную роль играют разработанные правила различения нормального и патологического, необходимые для управления поведением общества. И если некий феномен признаётся нормальным, то у общества нет оснований стремиться к его устранению, если же признаётся патологическим – общество располагает существенными аргументами в пользу реформ. Для Дюркгейма решающим признаком «нормальности» факта выступает частота его проявлений. Отсюда, если в любом обществе совершается определённое число самоубийств, то они относятся к регулярно совершающимся действиям, - следовательно, такой факт не является патологическим феноменом. Патология начинается тогда, когда увеличивается средний для данного общества показатель.

Э.Дюркгейм впервые связал экономические критические ситуации, разобщенность в обществе с ростом числа суицидов. Смысл его теории заключён в целостном рассмотрении существующего общества и его культуры в качестве причин самоубийств.

Когда вся сеть социальных отношений хорошо интегрирована, тогда существует высокая степень социального сцепления, люди ощущают себя жизненными и необходимыми частями общества, к которому они принадлежат; они свободны от чувств психосоциальной изоляции, одиночества или забытости. Такой тип организации оказывает мощный ингибирующий эффект на тенденцию самоубийств. Культура такого общества действует в том же направлении. Её ценности принимаются и разделяются всеми его членами, рассматриваются как надиндивидуальные, бесспорные и священные. Такая культура становится мощным антисуицидальным фактором.

Напротив, общество с низкой степенью сцепления, члены которого слабо связаны между собой и с референтной группой; общество с запутанной сетью социальных норм – относится к мощному генератору самоубийств, независимо от климатических или экономических условий и состояния психического и физического здоровья его членов.

Частоту самоуничтожений можно чётко связать с определёнными социальными условиями. Дюркгейм установил взаимосвязь суицида – поступка конкретного индивида – с окружением, в котором он существует. Согласно его теории существует три основных вида суицидов: эгоистические, аномические и альтруистические.

Большинство суицидов эгоистичны. Саморазрушение в этом случае объясняется тем, что индивид чувствует себя отчуждённым и разъединённым с обществом, семьёй и друзьями. Аномическое самоубийство возникает, если человек терпит неудачу в адаптации к социальным изменениям (такие суициды часты во времена общественных кризисов или, наоборот, во время процветания). Последним типом является альтруистическое самоубийство, при котором авторитет группы над индивидом является столь большим, что он теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой на благо общества. Дюркгейм называет ещё и четвёртую форму суицида – фаталистическую, но не рассматривает её специально.

Не отрицая роли психологических, психопатических, генетических и других факторов в генезе суицидального поведения при индивидуальных суицидах, Дюркгейм полагал, что в масштабах общества действуют преимущественно социальные закономерности. Их он сформулировал следующим образом:

  • количество и уровень самоубийств зависят от степени сплочённости общества;

  • суициды неравномерно, но закономерно различно распределяются в различных социальных группах;

  • суицидальная активность зависит от экономических кризисов, «брачной аномии», конфессиональной принадлежности, службы в армии, политических кризисов.

Идеи Дюркгейма широко пропагандировались известным русским социологом Питиримом Сорокиным в самый разгар очередной эпидемии самоубийств в стране (1910 – 1914 гг.). В 1913 году была издана брошюра Сорокина «Самоубийство как общественное явление».

Конечно, эту брошюру нельзя назвать научным трудом в строгом смысле этого слова. Но, по мнению И.Х.Мякинена, «брошюра – документ времени, когда старая Россия – огромная, бедная и хаотичная, но удивительно живая и продуктивная в сфере культуры – была на последнем издыхании»9.

Основные разделы очерка обращены к культурным и общественным факторам, которые Сорокин считал важными для объяснения вариативности числа самоубийств. Главным в его концепции является предположение того, что модернизация общества порождает суицид. Социальное перемещение человека в модернизирующемся мире, разбитые социальные узы, соответствующие разрыву связей с религией, – всё это социально и морально изолирует индивида. «Число самоубийств с ростом культуры и цивилизации очень быстро растёт, в нашу эпоху оно растёт настолько быстро, что становится какой-то эпидемией, угрожающей всему обществу вообще и каждому из его членов – в частности».10

Среди причин самоубийств Сорокин обозначает также подражание: «Достаточно бывает одного случая самоубийств, чтобы вызвать ряд других самоубийств – «подражаний».11

Но всё же главными причинами суицидов, по мнению Питирима Сорокина, являются: «одиночество личности» и «нужда, голод и безработица».

Под «одиночеством личности» П.Сорокин понимает изоляцию одинокого современного человека от группы и общества, при которой исчезла общность верований, интересов, обычаев и нравов. Как следствие этого – безразличие общества к проблемам индивида. Подобное равнодушие ведёт к обесцениванию жизни, что в свою очередь служит «той почвой, на которой самоубийства могут пышно процветать»12.

Если внимательно прочитать очерк Сорокина, то можно заключить, что его тезисы практически по всем основным факторам самоубийств совпадают с тезисами Эмиля Дюркгейма. Исключение составляет лишь отношение к бедности. В концепции Дюркгейма бедность предохраняет от суицида. Сорокин же считает, что бедность по причине несправедливой организации общества порождает самоубийства. В защиту своей позиции российский социолог приводит целый ряд статистических данных начала XX века, свидетельствующих о том, что доля покончивших с собой состоятельных граждан составляла лишь 11,5% от общего количества самоубийств в России. Это позволило ему сделать следующий вывод: «Главная конкретная причина – это нужда, голод и безработица – следствие того же беспорядочного устройства общества, поэтому высший процент самоубийц дают именно безработные»13. В процессе исследования попытаемся не оставлять без внимания этот тезис.

Рассмотрение проблемы суицида в российском обществе необходимо начать с исторического экскурса. Ретроспекция поможет осветить ряд социальных, этнических и культурных факторов и явлений, которые, по мнению многих социологов, находятся в тесной взаимосвязи с самоубийством.

Наши предки – славяне были земледельцами. В основе почти всех земледельческих культов лежит диалектическая триада «жизнь – смерть – жизнь», что являлось основой мироощущения древнего земледельца. Об этом говорит и русская пословица: «Родится на смерть, а умирает на жизнь». Время и пространство в сознании древних славян делилось на два яруса: «сей век» и превосходящий его «будущий век», «поднебесный мир» и превосходящий его «занебесный мир».

Первые упоминания о самоубийствах встречаются в мифах, отражающих представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществах о человеческом бытии. В русских мифах – былинах ясно прослеживается мотив ритуального самоубийства и самоубийства в ратном бою, с целью избежать позора пленения.

Вообще, во всех русских былинах только положительные герои кончают жизнь самоубийством, что, по мнению автора, характеризует древнюю систему ценностей, при определённых обстоятельствах не только оправдывающую, но и прямо предписывающую самоубийство. Желание помочь обществу, так ярко проявлявшееся в обряде славянского «добровольного умирания», несомненно, являлось примером высокого благородства души, было школой самоотречения и мужества, служило питательной средой, в которой возник и развивался «славянский характер». Это и обусловило стереотип жертвенного поведения, доминантой которого стал альтруистический патриотизм.

Данный стереотип послужил довольно органичной почвой для принятия православной веры, которая позволила зародиться в России X века новой системе ценностей. Православная церковь осуждала самоубийство, однако конкретные формулировки имели свои особенности. Её официальная позиция в отношении суицида восходит к Каноническим Ответам Тимофея Александрийского (участника Второго Вселенского Собора в Константинополе в 381 г.). Канон 14 гласит: «Аще кто, будучи вне себя, подымет на себя руки или повержет себя с высоты … яко сделал сия от обиды человеческия, или от малодушия и о таковом не подобает быть приношения, ибо есть самоубийца».14

Резко протестуя против самоубийств, православная церковь сформировала и аналогичное общественное мнение. «Самоубийц признавали детьми дьявола, их дома разрушали. Дерево, на котором повесился самоубийца, срубали. Место, где произошло самоубийство, считалось нечистым. При погребении самоубийцу пробивали колом, протыкали иглой или вбивали в рот железный гвоздь».15

Интересен тот факт, что раскол православной церкви в XVII веке, вызванный отделением части верующих, не принявших реформы, обусловил эпидемию самоубийств на религиозной почве. Старая вера послужила идеологической основой противления государству, а экстремистские формы раскольнического движения – реакцией на особенно жёсткое государственное насилие. Старообрядцы предсказывали пришествие Антихриста в 1666, 1667, 1691 годах. С этого и началось самоубийственное поветрие, вскоре охватившее обширные области России.

Среди способов самоубийства в это время были «популярны»: «самоуморение» (люди ложились в гробы и морили себя голодом), «пощение до смерти», «самозаклание» (погребение заживо). Однако самым массовым методом спасения от Антихриста стало самосожжение, так называемые «гари». За период с 1675 по 1695 год было совершено до 20 тысяч самоубийств. Вплоть до 1906 года старообрядчества преследовались царским правительством.

В первом своде законов при Алексее Михайловиче (1649 г.) самоубийство вообще не рассматривалось и не подлежало правовой оценке. Ситуация резко изменилась во время правления Петра I. Даже за попытку суицида предусматривалась смертная казнь, впоследствии заменённая каторгой. В Воинском Уставе Петра I говорится: «Ежели кто себя убьёт, то подлежит его палачу в бесчестное место отволочь и закопать, волоча прежде по улицам и обозу».16 В то же самое время в России не только не осуждались, но и возводились в ранг героических поступков суициды, совершённые с целью неразглашения гостайны и избежания плена и бесчестия.

Начиная с 1830-х годов, суицидальное поведение становится предметом статистических исследований в России, т.е. социальным явлением, подлежащим оглашению и квалификации, хотя и в строго ограниченных пределах. В первой половине XIX века число суицидов на 100 тысяч жителей составляло: в 1829 году – 2,6, в 1838 – 2,9 (от 0,06 до 0,09% от общего уровня смертей).17 Такой низкий уровень можно объяснить преобладанием сельского населения с патриархальными устоями, культурной отсталостью аграрной России. Для сравнения, во Франции 1831 года уровень самоубийств составил 6,4, а доля смертей от самоубийств достигла 0,2% (в 1836 году соответственно 6,9 и 0,3%).

В годы реформ 1860 – 1880 годов, совпавших с интеллектуальной революцией – наступлением позитивизма и атеизма, самоубийство становится одним из центральных символов эпохи. Этот период осмыслялся как трудное переходное время, проводились аналогии с Великой Французской революцией, когда «весь прежний психический мир человека рухнул»18. Суицид широко обсуждается в прессе, в художественных произведениях и философских трудах. К концу XIX века число суицидов в России было в пределах 3 – 3,3 на 100 тысяч населения. Интересен факт плавного возрастания доли женских суицидов: с 21% в 1821 году до 32% в 1899 году.

Рост самоубийств наметился в самом начале XX века, что можно связать с политическим кризисом, революционными бунтами, дезинтеграцией общества. Согласно статистике, частота суицидов стала резко возрастать в период с 1905 до 1910 года. После 1910 года и до окончания войны количество суицидов вновь уменьшилось, а в 1917 году, после Октябрьской революции, начало увеличиваться, значительно превысив довоенный уровень. Именно в 1917 году было отменено законодательное преследование самоубийц.19 К сожалению, точных статистических данных за этот период нет. На интернет-сайте «NarCom.ru» размещены показатели суицидальной активности лишь в столичных городах. Так в Санкт-Петербурге число завершённых суицидов на 100 тысяч населения в 1917 году доходило до уровня 10,5, а в Москве соответственно – 6,8.20 Рост самоубийств продолжался до 1924 года.

Всплеск суицидальной активности населения в этот период можно объяснить очередной сменой системы ценностей, формированием коммунистического мировоззрения. Две системы идей в качестве руководящей силы выступили на авансцену в ту смутную для России эпоху – марксизм и христианство, воинствующий атеизм и русская «живая» вера. Общество, выражаясь словами Бердяева, сочувствовало самоубийце, но не самоубийству.

К 1926 году уровень самоубийств в России достиг показателя 6,4 на 100 тысяч населения. Годы политико-экономического кризиса губительно сказываются на молодом поколении. А вот доля женских самоубийств обнаруживает тенденцию к снижению с 36,5% в 1923 году до 29,5% в 1926 году. Среди способов добровольного ухода из жизни первое место по-прежнему занимает повешение – 49,7%.

В период с 1926 по 1965 годы в динамике суицидальной активности автором обнаружен статистический вакуум. Нам не удалось найти ни одного источника достоверных сведений. Видимо, это объясняется определённым «табу», наложенным на тему суицида в этот период. Можно лишь предположить, что формирование нового государства, политические репрессии, индустриализация страны до Великой Отечественной войны, разрушение сельского хозяйства, связанное с коллективизацией, никак не могли быть факторами, влияющими на снижение количества самоубийств. Да и Вторая мировая война поспособствовала немалому количеству людей добровольно уйти из жизни. Чего стоит только один приказ Сталина – «Ни шагу назад!», прямо предписывающий предпочтение самоубийства пленению и отступлению.

В 1960-е годы хрущёвской «оттепели» уровень самоубийств соответствовал среднеевропейским показателям – 17,1 на 100 тысяч населения. Однако с середины 1960-х до середины 1980-х годов количество и уровень самоубийств обнаружили тенденцию к росту, особенно у мужчин, достигнув максимума на пике «застоя». В 1984 году показатель суицида составил – 29,7 на 100 тысяч населения.

В годы «перестройки» уровень суицидов довольно резко сократился (до 18,9), что совпало с антиалкогольной кампанией, выходом из экономической, политической и социальной стагнации. В это время снизились: общая смертность населения, количество потребляемого алкоголя на душу населения, количество убийств.

1991 год – распад Советского Союза. Очередной политический, экономический, социальный кризис. Начался первый этап «трансформации раннего социалистического общества в СССР в «периферийное» капиталистическое общество, выполняющее в мировом хозяйстве роль топливно-сырьевого придатка развитых стран»21. По разным оценкам число людей, находящихся за чертой бедности, колебалось к середине 1990-х годов от одной трети до 70 – 80%.22 Экономическая нестабильность, отсутствие реальной социальной политики, существенное обнищание масс, разочарование в политике властей, неприятие новой системы «капиталистических» ценностей – привели к снижению адаптивных способностей человека, облегчили его дезадаптацию, чем вызвали волну самоубийств. Рост суицидальной активности ознаменовался рекордным показателем, достигнув в 1994 году уровня в 42,4 случая на 100 тысяч населения.

С 1995 по 1998 годы показатель суицидальной активности россиян падает с 41,4 до 37,2 случаев на 100 тысяч населения. Но очередной экономический катаклизм вызывает второй подъём числа самоубийств в постсоветской России. В августе 1998 года разразился финансовый кризис. По итогам 1999 года суицидальная активность составила 40,4 на 100 тысяч населения.

По мнению П.С. Самыгина23, богатая событиями история российского государства на сравнительно коротком отрезке развития с 1900 по 2000 годы вместила в себя четыре цивилизационных перелома: переход от абсолютизма к ограниченной монархии (1900 – 1910 гг.); буржуазно-демократическую революцию (февраль – ноябрь 1917 г.); социалистическую революцию и гражданскую войну, завершившиеся установлением советской власти и образованием СССР (1917 – 1922 гг.); распад СССР и падение советской власти (1991 – 1993 гг.). Каждый из них радикально изменял весь ход российской жизни: систему государственной власти и социально-экономических отношений, социальную структуру общества, индивидуальное и общественное сознание. Каждый из этих этапов трансформировал систему ценностных ориентиров общества. И каждый из них закономерно завершался ростом числа суицидов. К началу XXI века Россия входила в группу стран с наиболее высокой суицидальной активностью населения.

По данным ВОЗ, уровень самоубийств выше 20 на 100 тысяч населения отражает кризис общества. Взяв за основу данный показатель, попытаемся охарактеризовать современное состояние проблемы суицида в российском обществе. Проанализируем статистические данные по уровню самоубийств за первое десятилетие нового века.

В XXI век Российская Федерация вступила с показателем суицидальной активности равным 40 на 100 тысяч населения. Этот коэффициент почти приблизился к пиковому показателю 1994 года, что можно объяснить последствиями экономического кризиса, сменой властной элиты в стране. Рост социальной напряжённости происходил на фоне нестабильной внутренней обстановки в государстве, обусловленной «ускоренной грабительской реставрацией капитализма в России по рецептам западных «благодетелей»24 во времена «ельцинских» реформ. Большинство населения находилось за чертой бедности. Так, по данным социологического опроса, проведённого в октябре 2003 года, 20% россиян приходилось часто или время от времени ограничивать себя в потреблении света и тепла, 40% - в еде, 55% - в покупке одежды и обуви.25 Приводимые в печати начала десятилетия цифры, коренным образом отличающиеся от официальных, - 60 самоубийств на 100 000 населения – совершенно несопоставимы ни с одной страной в мире. Самоубийства совершались, в основном, по причине разочарования в жизни, особенно среди бездомных, бродяг, безработных и низкооплачиваемых слоёв населения.

Ценой неимоверных усилий власть придержащим удалось переломить данную ситуацию и остановить падение страны в хаос, спасти её от угрозы развала и социальной катастрофы. Стабилизации в российском обществе способствовали и улучшающиеся макроэкономические показатели, которые позволили развернуть ряд национальных программ, направленных на улучшение социально-экономической обстановки и сбережение населения. Приток нефтедолларов и инвестиций в растущую российскую экономику обусловил формирование социально ориентированных бюджетов последних лет. У страны появилась хотя и слабая, но реально работающая социальная политика. И, как следствие, начиная с 2002 года, уровень суицидальной активности снижается до 29,1 на 100 тысяч населения в 2007 году, постепенно приближаясь к «дореформенному» (приложение 1). В период с 2001 по 2007 годы число суицидов в стране сократилось на 30%. Однако данное снижение практически нивелировано на региональном уровне. В некоторых регионах страны суицидальная активность продолжает побивать всяческие рекорды. Среди субъектов федерации, где отмечается наибольшее количество самоубийств, выделяются: Корякия (133,5 на 100 т. населения), Коми (110,3), Алтай (101,9), Ненецкий АО (95,7) и ряд других. В Москве этот показатель составляет 11,0, в Санкт-Петербурге – 17,8. Не даёт повода для оптимизма и тот факт, что частота самоубийств на селе выше, чем среди городского населения.

По последним статистическим данным, в 2008 году показатель суицидальности в России составил 27,1 случая на 100 тысяч населения.26 Для сравнения, по 25 странам – членам Европейского Союза – средний коэффициент суицидальной активности составляет 10,8 случая на 100 тысяч населения, а среднемировой показатель – около 14 на 100 тысяч населения.

Анализ суицидальной активности в современном российском обществе, исходя из критериев ВОЗ, позволяет сделать вывод, что, несмотря на позитивную тенденцию суицидальной динамики, наша страна всё ещё находится в критическом состоянии, являющемся следствием процесса глубокой трансформации общественной системы. И по высокой степени распространённости самоубийств Россия продолжает занимать лидирующие позиции в мире, не имея государственной программы по профилактике суицидов.

Позитивная динамика суицидальной активности населения в течение последних нескольких лет обнаруживает некоторые настораживающие тенденции в социально-демографическом аспекте. Мировым научным сообществом давно установлено, что мужчины подвержены более высокому суицидальному риску, чем женщины. Проанализируем статистические данные по Российской Федерации. В 1995 году покончили жизнь самоубийством 50280 мужчин и 10673 женщины; в 2007 году соответственно – 3397427 и 7355.28 Несмотря на снижение суицидальной активности в абсолютных числах, соотношение мужских и женских самоубийств остаётся относительно постоянным: в среднем по населению 4:1. Если обратиться к показателю распространённости суицидов за период с 2005 по 2007 годы (приложение 2) становится очевидным, что количество самоубийств в мужской популяции уменьшалось, примерно, на 10% в год, в то время как женская суицидальность сокращалась значительно меньшими темпами. А в 2007 году был зафиксирован даже некоторый рост суицидальной активности женщин – с 9,5 до 9,6 случаев на 100 тысяч населения. Причём данный тренд характерен как для городского, так и для сельского населения. На селе рост женских самоубийств начался несколько раньше – в 2006 году, и имеет более выраженные показатели – с 13,2 в 2005 году до 13,7 на 100 тысяч населения в 2007.

Объяснение данной ситуации кроется в нарастающих симптомах гендерного дисбаланса в российском обществе. Исторические стереотипы гендерного распределения ролей в предсоветской и советской эпохах, когда за женщиной традиционно закреплялась роль «домашней хозяйки», а за мужчиной – «кормильца и защитника», в настоящее время трансформируются. В силу более низкой адаптивности мужчин, всё чаще в современных условиях женщинам приходится брать исполнение мужских обязанностей на себя. Особенно заметны последствия гендерных трансформаций в сельской местности, где проблема осложнена мужским алкоголизмом.

Теперь обратимся к незавершённым самоубийствам. Статистические данные характеризуют соотношение попыток к завершённым суицидам как 10:1. Женщины совершают попытки в три раза чаще, чем мужчины. Значимым социально-демографическим фактом здесь является возраст, поскольку попытки суицида скорее являются моделью 14-30 летних женщин. В позднем возрастном периоде (от 50 лет и старше) независимо от гендерного признака суицидальные попытки редки. После 50 лет некоторое сходство мужских и женских суицидов проявляется, прежде всего, в мотивах и причинах: суицид, как правило, истинный (целью является смерть), детерминирован рациональным отказом от жизни, физическими страданиями, нежеланием быть обузой для близких.

Взаимосвязь возраста с различного рода суицидальными действиями давно зафиксирована учёными. Исследователи отмечают два основных пика суицидальной активности: «пик молодости» - от 15 до 25 лет и «пик старости» или инволюции - после 60 лет.29 Нужно учитывать, что в разных странах и в разные периоды это распределение обнаруживает значительные вариации.

Тенденция суицидов на мировом уровне демонстрирует один возрастной пик – после 60 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень самоубийств увеличивается с возрастом. Уровень самоубийств (на 100 тысяч населения) в возрасте 75 лет и старше в три раза выше, чем в возрастном интервале от 15 до 24 лет. Но абсолютные цифры суицидов наиболее высоки среди лиц моложе 45 лет. Такова общемировая статистика.

Теперь попытаемся дать развёрнутую социально-демографическую характеристику самоубийств в РФ. Кривая уровня смертности от самоубийств в России имеет два возрастных пика в 45 – 55 лет и после 80 лет (приложение 3). Рост суицидов происходит преимущественно в популяции мужчин трудоспособного возраста (20 – 50 лет).

Статистический анализ также показывает, что значительно увеличилась доля молодёжи в возрасте 15 – 34 лет. За последнее десятилетие общее количество самоубийств среди молодёжи выросло в три раза. В Российской Федерации количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин.30 По отношению к общему числу суицидов детские и подростковые суициды составляют около 5% (подростковые – до 11%, в возрасте от 5 до 9 лет – 0,65%).

За последние пять лет свели счёты с жизнью 14157 несовершеннолетних. За год гибнут в среднем 19 детей в возрасте от 5 до 9 лет, из них 13 мальчиков и 6 девочек; в возрасте от 10 до 14 лет – около 342 мальчиков и 74 девочек. В возрасте от 15 до 19 лет кончают жизнь самоубийством порядка 1988 мальчиков и 509 девочек, что в расчете на 100 тысяч населения этого возраста соответственно – 36,5 и 9,6.31 В итоге, ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти цифры не учитывают попыток самоубийства. В подростковом возрасте соотношение завершённых суицидов и попыток возрастает, по мнению некоторых исследователей, до 1:100.32 По абсолютному показателю подростковых самоубийств Россия занимает первое место в мире.33

Попытаемся раскрыть основные причины суицидов в возрастных группах риска. Факторами, обусловливающими суицидальное поведение молодёжи 15 - 30 лет, являются: конфликт самооценки, нарушение межличностных отношений, разочарование в отношениях с противоположным полом, конфликты с родителями, подражание.

В возрасте 30 – 55 лет среди причин на первый план выходят социальные факторы: безработица, алкоголизм, семейная аномия, падение социального статуса. Особенно в этом возрасте уязвимы мужчины, имеющие устойчивую установку на трудовую деятельность. Они тяжелее воспринимают потерю заработка и невозможность прокормить семью.

В 55 – 65 лет исследователи выявили кризисные состояния в ответ на нежелаемый уход на пенсию, падение социального престижа, глубоко дезадаптирующего личность, отсутствие перспектив.34

В возрасте 65 лет и выше причиной суицидальности становятся переживания чувства ущербности, ущемлённости, несправедливого отношения со стороны членов семьи. Эти переживания обычно сочетаются с соматическими заболеваниями.

Безусловно, никакие из приведённых выше факторов не делают самоубийство предсказуемым явлением, но каждый из них увеличивает вероятность формирования паттернов суицидального поведения в основных социально-демографических группах населения.

Современное российское общество, пребывая длительное время в состоянии очередной глубокой трансформации, испытывает колоссальное дисфункциональное напряжение. Несколько поколений людей, формировавшихся в духе советского коллективизма, в одночасье очутились на «поле битвы за сугубо личные интересы»,35 были поставлены на грань выживания. Аномия захватила по меньшей мере три слоя населения. Во-первых, миллионы работоспособных граждан «неконкурентноспособного возраста», стоящих перед угрозой упасть на социальное дно. Во-вторых, людей преклонного возраста, в основной своей массе одиноких и влачащих жалкое существование. И третья группа – молодёжь, которая с трудом приспосабливается к условиям жизни, что является следствием несовершенной и несоответствующей требованиям времени социализации. Именно эти категории населения дают наиболее высокие показатели суицидальности.

Особенно остро проблема аномии проявляется в российском селе. Сельское население лишено средств достижения декламируемого уровня жизни. Как следствие, частота самоубийств на селе выше, чем среди городского населения.

Велико влияние аномии и на состояние социальных институтов, в частности на их регулирующую и интегрирующую функции. Традиционно, в любом обществе считаются основными институты семьи и религии. Проанализируем, какое действие они оказывают на суицидальное поведение россиян.

Современная Россия – поликонфессиональное государство. Основные вероисповедания: православие (72% населения), мусульманство (12% населения), буддизм (1,8% населения), католичество (1,2% населения). Ещё 2,2% - члены тоталитарных сект, 3% - атеисты.

Из анализа суицидальной карты России (приложение 4) можно сделать вывод: наиболее высокий процент самоубийств наблюдается в регионах с доминированием православного населения (Центральный, Северо-Западный районы, Сибирь, Дальний Восток). Слабое антисуицидальное влияние православия можно объяснить тем, что эта государственная религия ещё в петровские времена превратилась в деталь казённой машины, и влияние её на общественные процессы всегда было скорее формальным. Православные, в основной своей массе, привержены чисто внешней обрядности. Влияние Русской православной церкви было сильно ослаблено и в советские времена. В данном контексте будут уместны слова В. Соловьёва: «Когда жизнь человека не согрета верой, когда он не чувствует близости и помощи Бога и зависимости своей жизни от благой силы, трудность становится непереносимой. Жизнь без веры теряет смысл».36 Сейчас в России только начинает зарождаться культура православного вероисповедания.

Другим фактором является семья – самое важное социальное окружение, которое обеспечивает человеку основы эмоциональной безопасности, социальную поддержку. Более того, она является главным институтом социализации. Не следует забывать слова Дюркгейма о том, что «семья состоит из двух различных союзов: с одной стороны, мы имеем супружескую пару, а с другой семейную группу в собственном смысле этого слова»37. Суицидальное поведение зависит от того, насколько благоприятными для индивида являются его отношения с родственниками.

По данным большинства авторов, к семейной сфере относится больше половины антисуицидальных мотивов. Это и ответственность за судьбу детей и нежелание травмировать близких своей смертью. Однако наличие семьи не означает автоматической защищённости от суицида.

Изменение ценностных приоритетов в российском обществе привело и к трансформации семьи как социального института. В последние два десятилетия отмечается тенденция к увеличению числа дезинтегрированных, дисгармоничных и корпоративных семей, в которых на первое место выступают эгоистические интересы личности и, следовательно, возрастают суицидальные риски. Кроме того, и распад семьи может спровоцировать суицидальное поведение. Всё это подтверждается следующими данными: больший процент самоубийств в России дают одинокие мужчины, за ними следуют разведённые.

Ещё один, довольно значимый, фактор – это подражание. Но в начале XXI века нужно говорить о подражании, помноженном на особого рода гипнотизм mass media. Давление на человеческое сознание в эпоху НТП осуществляется с потрясающим напором со стороны самых разнообразных СМИ. Компьютерные игры снимают понятие греха убийства человека человеком. Интернет пестрит сайтами суицидально-депрессивной тематики, на которых можно получить подробную информацию о том, каким способом лучше и надёжнее покончить собой. Изобилие некрофильской информации на экранах кинотеатров, в новостных и развлекательных программах телевидения. Всё это создаёт определённый социальный фон, выступает в качестве носителей новых ценностных координат, а, следовательно, служит образцом для подражания.

Например, нашумевшее самоубийство И. Сорина, солиста популярной музыкальной группы, в конце 1990-х годов, благодаря средствам массовой информации, повлекло за собой волну молодёжных суицидов. В данном случае правомерно говорить о подражании смерти кумира.

Но, по мнению автора, существует ещё один вид подражания – подражание способу самоубийства. В конце XX – начале XXI веков в России участились случаи самосожжения, которые чаще всего не доводились до конца, а носили демонстративно-шантажный характер. В данном случае именно телевидение подсказало населению эффективный способ шантажа властных структур. Или другой пример, в начале 2009 года в Великом Новгороде была снесена стела у местного Драмтеатра, с лёгкой руки журналистов прозванная «башней самоубийц».38 С высоты этой 40-метровой башни бросились и пытались сброситься вниз около десятка человек. Конечно, телевизионный сюжет сам по себе не может стать непосредственной причиной самоубийства, но «последней каплей», повлиявшей на решение жертвы самонасилия, - может и становится.

«Последней каплей» в большинстве случаев становится и алкоголь. Связь между злоупотреблением алкоголем и самоубийствами давно зафиксирована исследователями. Чаще всего пьянство и алкоголизм – это факторы, способствующие суициду, провоцирующие образцы аутоагрессивного поведения.

По последним данным, около 40% самоубийств в России происходит в состоянии алкогольного опьянения. Анализируя статистические данные, в частности количество потребляемого алкоголя на душу населения в Российской Федерации39, можно с уверенностью сказать, что рост суицидальной активности в период с 1992 по 2002 годы коррелирует со степенью алкоголизации общества (приложение 5). Стабилизацию и некоторое снижение показателей суицида на фоне тенденции повышения количества потребляемого алкоголя после 2002 года можно объяснить компенсаторным действием ряда других факторов, например, некоторым улучшением экономического благосостояния россиян. По прогнозам, к 2010 году количество потребляемого алкоголя на душу населения достигнет отметки в 18 литров.

Важной детерминантой суицидального поведения является и экономическая сфера российского общества. Говорят, что суицид является роскошью богатых людей. Это утверждение некорректно. У представителей всех классов и социальных слоёв экономические проблемы порождают ощущение безнадёжности и отчаяния. В нашей стране кончают жизнь самоубийством в основном люди, живущие на скромные доходы. В этом специфика проблемы суицида в России.

С начала 1992 года Российская Федерация находится в состоянии перманентного экономического кризиса. Во время спада производства, кризиса и экономической депрессии количество самоубийств возрастает, и начинает снижаться только с момента оживления экономики. Эту закономерность можно проследить на примере кризиса 1998 года.

В 1998 году показатель самоубийств составлял 37,2 на 100 тысяч населения, в 1999 году он достиг 40,4, несколько снизился в 2000 году и лишь немного увеличился в 2001 году – до 40,1. Аналогичная ситуация наблюдается и во время кризиса 2008 года. По статистическим данным, суицидальная активность населения уже в мае 2009 года вплотную приблизилась к показателю 2008 года.

Другим важным социальным фактором, самым непосредственным образом связанным с экономическим положением в России, является безработица. С безработицей или с дезорганизацией рабочего процесса теряются не только средства для достойного существования, но и скрытые преимущества работы, такие как определённость статуса, социальные контакты и солидарность с членами трудового коллектива, чувство идентичности.

Недавно опубликованы результаты исследования, проведённого учёными из Британии и США, которое показало, что при увеличении уровня безработицы на 1% количество самоубийств увеличивается на 0,8% для людей, младше 65 лет, что даёт от 60 до 550 суицидов сверх показателей предыдущего года. При этом, если безработица увеличивается более чем на 3%, количество самоубийств среди людей, младше 65 лет растёт на 4,5%.

Проанализировав динамику темпов прироста основных экономических показателей России (приложение 6) в кризисный 1998 год, мы с полной уверенностью можем подтвердить корректность результатов данного исследования. Прирост безработицы спровоцировал рост суицидальной активности россиян в следующие 4 года. А снижение суицидального показателя проходило на фоне замедления темпов прироста безработицы в стране (приложение 7).

За период с 2007 по 2008 годы уровень безработицы вырос на 0,5 %. Экономисты прогнозируют дальнейший рост данного показателя под влиянием нынешнего экономического кризиса, что не может не отразиться на последующей динамике суицидальной активности населения России.

Тем не менее, нельзя говорить о решающем воздействии какого-либо одного фактора на суицидальное поведение россиян. Но определённое сочетание нескольких социальных факторов в конкретный период развития страны может привести к увеличению суицидальной активности населения.

Отвечая на вопрос: «Что вероятнее всего произойдет при сохранении существовавших в прошлом и существующих в настоящее время тенденций развития экономической ситуации и суицидального поведения?», следует учесть нарастающие проявления аномии, связанные с экономическим кризисом, увеличение потребления алкоголя на душу населения до 18 литров, растущую безработицу. Прогноз предполагает замедление темпов снижения суицидальной активности населения России в ближайшей перспективе, сопровождающийся выходом из экономического кризиса, но при затяжном течении последнего можно прогнозировать некоторый рост данного показателя.

Сделанный прогноз обретает большую достоверность при статистическом анализе динамики уровня суицидальной активности населения города Новошахтинска.

По итогам переписи населения 2002 года, в Новошахтинске проживает не многим более 115 тысяч человек. Несмотря на то, что бывший шахтёрский город входит в шестёрку крупнейших муниципальных образований Ростовской области, его экономические показатели не внушают оптимизма. Дефицитный бюджет, самая низкая по области средняя заработная плата, лишь одно крупное промышленное предприятие, неразвитость и неконкурентноспособность малого бизнеса и отсутствие четкой стратегии экономического развития на ближайшую перспективу. Проблемы города усугубляются под влиянием финансово-экономического кризиса 2008 года. Кризисные ситуации в экономике РФ негативно отразились, прежде всего, на городском рынке труда. По состоянию на 01.01.2009 года уровень регистрируемой безработицы составил 2,5 %, что на 0,5 % больше, чем по состоянию на 01.01.2008 года и на 0,7 % превышает аналогичный показатель на 01.12.2008 года40. Наряду с увеличивающимся уровнем безработицы, в городе остро стоит проблема высокой алкоголизации населения. Усиление социально-экономической напряжённости в социуме, необходимость менять жизненные ориентиры и привычный образ жизни ведут к разрушению поведенческих стереотипов населения, следствием чего становится увеличение количества и уровня распространённости различных форм девиаций, в число которых входит и суицид.

Из закрытых источников нами были получены статистические данные по уровню суицидальной активности жителей города Новошахтинска за 2006 – 2009 годы. Так, в период 2006 – 2007 годов уровень суицидов сократился с 26,1 до 21,7 на 100 тысяч населения соответственно. Начиная с 2008 года, коэффициент суицидальности обретает тенденцию к повышению. В 2008 году покончили с жизнью 28 жителей города, что составило 24,3 на 100 тысяч населения. А по состоянию на 4 октября 2009 года количество суицидов превысило уровень 2008 года и составило 25,2 случая на 100 тысяч населения. Среди способов наиболее распространено самоповешение. Соотношение мужских и женских самоубийств остаётся в рамках общероссийских показателей и составляет, в среднем, - 5:1.

Параллельно с ростом количества завершённых суицидов увеличилось и число попыток самоубийств – с 65 в 2006 до 73 в 2008 году. Соотношение женских и мужских парасуицидов в 2008 году составило – 1:1. Причём всё большее предпочтение отдавалось травматичным способам, таким как самопорезы шеи, груди, живота и отравления сильнодействующими химическими веществами, что может повлечь повышение степени инвалидизации населения города.

Данные негативные тенденции динамики уровня суицидальной активности населения на фоне возрастающей социальной напряжённости в городе Новошахтинске послужили предпосылкой к проведению социологического исследования в период сентябрь – декабрь 2009 года. Цель исследования заключалась в определении суицидальных рисков в контексте субъектно-личностной оценки суицида жителями города.

Достоверность и обоснованность результатов данного исследования обеспечивается соблюдением принципов теоретизирования на базе научной методологии; подтверждением истинности теоретических положений эмпирическим материалом; использованием взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов эмпирического исследования.

Объем выборки составил 200 человек, проживающих в разных микрорайонах города. В данном социологическом исследовании использовалась гнездовая выборка, так респонденты по социально-демографическим группам распределились следующим образом: в каждой возрастной группе 17 – 30 лет, 31 – 55 (60) лет, 56 (61) - старше половой состав распределился как 1/1, а соотношение численности в группах 30/30/40.

Метод сбора данных - анкетирование.

Остановимся кратко на основных результатах исследования (приложение 8).

На вопрос «Как Вы относитесь к суициду как к общественному явлению?» большинство респондентов (100% мужчин, 40% женщин) выбрали вариант ответа «порицаю, считая, что никакие личные трагедии не оправдывают их поступок», однако 20 % женщин считают, что возможны такие жизненные проблемы, при которых самоубийство может быть выходом из сложившейся ситуации. Показательно, что при 80 % респондентов, считающих себя верующими в бога людьми, остановились на варианте ответа «считаю, что это грех» лишь 10% (только женщины).

Такое отношение подтверждается распределением вариантов ответа респондентов на открытый вопрос относительно мотивов, оправдывающих суицидальное поведение. Так, 70 % от общего числа респондентов утверждают, что таких мотивов нет. Однако 30 % респондентов (показательно, что их гендерный состав – 100% женщины), считают, что неизлечимая болезнь может стать мотивом суицида.

Интерес представляло и субъектно-психологическое отношение респондентов к суициду на основании собственного жизненного опыта. Так, 10 % женщин (5 % от общего числа респондентов) из первой социально-демографической группы хотели покончить с жизнью по причине безответной любви.

Косвенно в исследовании была проведена оценка суицидальной активности горожан. Так, на вопрос «Были ли или есть среди ваших родственников (знакомых) лица, совершившие суицид (попытку)?» утвердительно ответили 30 % респондентов. Что позволяет говорить если не о степени распространённости, то о достаточно высокой резонансности в социуме фактов самоубийств.

При этом суицидальные факторы, по оценке респондентов, распределились следующим образом:

- состояние алкогольного опьянения / наркотического транса – 60 %, наибольшая «группа риска» - мужчины 2-й социально-демографической группы;

- безответная любовь - 15 %, наибольшая «группа риска» - женщины 1-й социально-демографической группы;

- семейные конфликты – 15 %, наибольшая «группа риска» - женщины 2-й социально-демографической группы;

- болезнь и нервный срыв – 10 %, «группа риска» - женщины 2-й социально-демографической группы.

Что подтверждает тезис Э.Дюркгейма о роли психологических и психопатических факторов в генезе суицидального поведения при индивидуальных суицидах.

Конечно, в контексте исследования интерес представляет личная оценка суицида как социального действия. Так, у большинства респондентов-мужчин (50%) суицидальное действие вызывает безразличие, а у респондентов-женщин (по 30 %) сочувствие и ужас. Что свидетельствует о снижении ценности жизни в субъективных представлениях респондентов. По мнению исследователей, такое распределение ответов на вопрос: «Какие эмоции вызывает у Вас суицид как социальное действие?» можно использовать при планировании профилактической и превентивной работы, нацеленной на преодоление рассматриваемой проблемы.

В общем контексте работы, проведенное социологическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. В условиях аномии в социуме наблюдается тенденция к снижению ценности жизни в субъективных восприятиях индивидов, что влечёт за собой снижение антисуицидального барьера и предполагает комплексный подход к рассмотрению проблемы суицида;

  2. Достаточно большой объём группы риска, интегрированный по результатам соцопроса (50% от общего числа респондентов), на фоне растущей социально-экономической напряжённости в обществе требует разработки программы профилактической и превентивной работы, направленной на преодоление рассматриваемой проблемы.

Анализ действующих федеральных целевых программ, таких как «Старшее поколение», «Молодежь России», демонстрирует отсутствие интереса к профилактике и превенции суицидов в соответствующих социально-демографических группах, являющихся группами наибольшего риска. По мнению автора, данный пробел должен решаться, исходя из выявленных особенностей суицидальной активности как россиян в целом, так и жителей конкретного региона или места поселения, в частности.

Безусловно, разработка профилактических и превентивных программ, нацеленных на снижение суицидальной активности населения, должна базироваться на глубоких теоретических исследованиях в области социальной психологии, суицидологи, социологии и социономии. Среди первоочередных мер программы по превенции самоубийств в российском обществе необходимо обозначить налаживание эффективного статистического учёта фактов суицидов и парасуицидов, который позволит вскрыть причины, условия и механизмы суицидального поведения, а, следовательно, выработать методы его прогнозирования и возможности управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бердяев Н.А. О самоубийстве [Текст] / Н.А. Бердяев. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 23 с.

  2. Войцех В.Ф. Суицидология [Текст] / В.Ф. Войцех. – М.: Миклош, 2008. – 280 с.

  3. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Философия» / В.Д.Губин. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2006. – 370 с.

  4. Демографический ежегодник России. 2008 [Текст]: Стат. сб. / Росстат. – М., 2008. – 557 с.

  5. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд [Текст] / Э.Дюркгейм. Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.

  6. Ефремов В.С. Основы суицидологии [Текст] / В.С. Ефремов. – Спб.: «Издательство Диалект», 2004. – 480 с.

  7. Кривошеев В.В. Короткие жизненные проекты: проявление аномии в современном обществе [Текст] / В.В. Кривошеев // Социологические исследования. – 2009. - № 3. – с. 57 – 67. – Библиогр.: с. 67.

  8. Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе [Текст] / В.В. Кривошеев // Социологические исследования. – 2004. - № 3. – с. 93 – 96. – Библиогр.: с. 96.

  9. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие [Текст] / В.И.Курбатов, - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 480 с. – (Бакалавр).

  10. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]: Учебное пособие / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2008. – 445 с.

  11. Мягков А.Ю., Смирнова Е.Ю. Структура и динамика незавершённых самоубийств [Текст] / А.Ю. Мягков, Е.Ю. Смирнова // Социологические исследования. – 2007. - № 3. – с. 89 – 96. – Библиогр.: с. 96.

  12. Мякинен И.Х. Как был написан очерк Сорокина о самоубийстве [Текст] / И.Х. Мякинен // Социологические исследования. – 2003. - № 11. – с. 123 – 131. – Библиогр.: с. 131.

  13. Отчёт о деятельности ГУ ЦЗН города Новошахтинска за 2008 год. – Новошахтинск, 2009.

  14. Руткевич М.Н. Воспроизводство населения и социально-демографическая ситуация в России [Текст] / М.Н. Руткевич // Социологические исследования. – 2005. - № 7. – с. 22 – 30. – Библиогр.: с. 30.

  15. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи [Текст] / П.С.Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 440 с.

  16. Соловьёв В.С. Духовные основы жизни [Текст] / В.С. Соловьёв. – СПб.: Союз, 1995. – 276 с.

  17. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление [Текст] / П.А.Сорокин // Социологические исследования. – 2003. - № 2. – с. 104 – 114.

  18. Трегубов Л. Эстетика самоубийства [Текст] / Л. Трегубов, Ю. Вагин. – Пермь, 1993. – 319 с.

  19. Ушакова Е.С. Суицидальные риски [Текст] / Е.С. Ушакова // Социологические исследования.– 2008.- № 2.– с. 106–110. – Библиогр.: с. 110.

  20. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство [Текст] / Г. Чхартишвили. – М.: Смысл, 2000. – 310 с.

  21. Гилинский Я. Основные тенденции динамики самоубийств в России / Я. Гилинский, Г.Румянцева // http://www.narcom.ru/ideas/socio/28.html

  22. Горожане прощаются с «башней самоубийц» / http://www.ntv.ru/novosti/147954/print/

  23. Демографическая ситуация в России (июнь-2009) / http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=21&idArt=1475

  24. Качество жизни населения и потребление алкоголя в современной России / http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0263/analit02.php

  25. Паперно И. Самоубийство как культурный институт / http://www.ec-dejavu.net/s/Suicide.html

  26. Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. По страницам былин – вглубь времён / http://www.litru.ru/index.html?book=22587

  27. Статистика суицида / http://lossofsoul.narod.ru/DEPRESSION/ suicide/statistic.htm

  28. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков /http://centercep.ru/content/view/149/suicid_o_merakh_profilaktiki_suicida_sredi_deteii_i_podrostkov_.htm

  29. Татков О. Социальные аспекты адаптации россиян (Здоровье жителей России как национальная идея) / http://www.elektron2000.com/tatkov_ 0051.html

Приложение 1

Д и а г р а м м а 1. Динамика суицидальной активности населения РФ (на 100 тысяч населения) в сравнении с пороговым значением ВОЗ

Приложение 2

Т а б л и ц а 1. Гендерная статистика самоубийств в РФ (по доступным данным)

ПОКАЗАТЕЛЬ

1995

2000

2005

2006

2007

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

Абсолютный показатель

50280

10673

47806

9128

38574

7489

35608

7247

33974

7355

Городское население

33168

7552

29911

6189

22714

4817

20478

4544

19483

4609

Сельское население

17112

3121

17859

2939

15860

2672

15130

2703

14491

2746

Суицидальная активность

(на 100 т. населения соотв. пола)

72,9

13,7

70,3

11,8

58,1

9,8

53,9

9,5

51,6

9,6

Приложение 3

Д и а г р а м м а 2. Общий коэффициент смертности от самоубийств в РФ в соответствии с возрастом за 2004 г. (на 100 тысяч населения)

Приложение 4

Р и с у н о к 1. Суицидальная карта Российской Федерации41

Мужчины

Женщины

Приложение 5

Д и а г р а м м а 3. Корреляция уровней суицидальной активности и количества потребляемого алкоголя на душу населения в РФ (1994 – 2002 годы)

Приложение 6

Д и а г р а м м а 4. Годовые темпы прироста ВВП, занятости, уровней общей и регистрируемой безработицы в Российской Федерации42

Приложение 7

Д и а г р а м м а 5. Корреляция темпов снижения уровней суицидальной активности населения и безработицы в Российской Федерации (2003-2008 г.)

Приложение 8

Т а б л и ц а 2 Результаты социологического исследования на тему «Социальные риски суицидального поведения жителей города Новошахтинска»

Варианты ответов

Распределение ответов групп респондентов, %

17-30

31-55(60)

56- старше

Итого

М

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Ж

Вопрос 1. Считаете ли Вы себя верующим человеком?

А) да

10

15

10

15

10

20

30

50

Б) нет

5

0

5

0

10

0

20

0

Вопрос 2. Как Вы относитесь к суициду как к общественному явлению?

А) порицаю, считая, что никакие личные трагедии не оправдывают их поступок

15

10

15

5

20

5

50

20

Б) считаю, что возможны такие жизненные проблемы, при которых самоубийство возможно

0

5

0

0

0

5

0

10

В) затрудняюсь ответить

0

0

0

10

0

0

0

10

Г) считаю, что это грех

0

0

0

0

0

10

0

10

Вопрос 3. Какие из перечисленных мотивов могли бы оправдать суицидальное поведение?

А) смерть близкого человека

0

0

0

0

0

0

0

0

Б) неизлечимое заболевание

0

10

0

5

0

15

0

30

В) социально-экономические проблемы

0

0

0

0

0

0

0

0

Г) нет таких мотивов

15

5

15

10

20

5

50

20

Вопрос 4. Были ли у Вас в течение жизни мысли о самоубийстве? (если «да», то при каких обстоятельствах)

А) да

0

0

0

0

0

0

0

5

безответная любовь

0

5

0

0

0

0

0

5

Б) нет

4

3

1

2

0

0

50

45

Вопрос 5. Были ли или есть среди ваших родственников (знакомых) лица, совершившие суицид (попытку)? (если «да», то при каких обстоятельствах) Отметьте его возрастную группу.

А) да

2

5

10

10

8

15

20

30

распределение по половозрастному составу

25

10

35

25

5

0

65

35

безответная любовь

5

10

0

0

0

0

5

10

семейные конфликты

5

0

0

10

0

0

5

10

болезнь

0

0

0

5

0

0

0

5

нервный срыв

0

0

0

5

0

0

0

5

состояние алкогольного опьянения/ наркотического транса

15

0

35

5

5

0

55

5

Б) нет

13

10

5

5

12

5

30

20

Вопрос 6. Какие эмоции вызывает у Вас суицид как социальное действие?

А) жалость

0

0

5

5

5

5

10

10

Б) возмущение

0

0

0

0

0

0

0

0

В) недоумение

3

2

6

7

6

1

15

10

Г) безразличие

12

0

4

0

9

0

25

0

Д) сочувствие

0

8

0

2

0

5

0

15

Г) ужас

0

5

0

1

0

9

0

15

1 Соловьёв В.С. Духовные основы жизни [Текст] / В.С. Соловьёв. – СПб.: Союз, 1995. – 276 с.

2 Бердяев Н.А. О самоубийстве [Текст] / Н.А. Бердяев. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 23 с.

3 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд [Текст] / Э.Дюркгейм. Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.

4 Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление [Текст] / П.А.Сорокин // Социологические исследования. – 2003. - № 2. – с. 104 – 114.

5 Войцех В.Ф. Суицидология [Текст] / В.Ф. Войцех. – М.: Миклош, 2008. – 280 с.

6 Трегубов Л. Эстетика самоубийства [Текст] / Л. Трегубов, Ю. Вагин. – Пермь, 1993. – 319 с.

7 Ефремов В.С. Основы суицидологии [Текст] /В.С. Ефремов. – Спб.: «Издательство Диалект», 2004. – 480 с.

8 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд [Текст] / Э. Дюркгейм. Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – с. 39.

9 Мякинен И.Х. Как был написан очерк Сорокина о самоубийстве [Текст] / И.Х. Мякинен // Социологические исследования. – 2003. - № 11. – с. 123.

10 Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление [Текст] / П.А. Сорокин // Социологические исследования. – 2003. - № 2. – с. 104.

11 Там же, - с. 110.

12 Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление [Текст] / П.А. Сорокин // Социологические исследования. – 2003. - № 2. - с. 112.

13 Там же. – с. 113.

14Паперно И. Самоубийство как культурный институт / http://www.ec-dejavu.net/s/Suicide.html

15 Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. По страницам былин – вглубь времён / http://www.litru.ru/index.html?book=22587

16 Войцех В.Ф. Суицидология [Текст] / В.Ф. Войцех. – М.: Миклош, 2008. – с. 44.

17 Там же, с. 14.

18 Паперно И. Самоубийство как культурный институт / http://www.ec-dejavu.net/s/Suicide.html

19 Ефремов В.С. Основы суицидологии [Текст] / В.С. Ефремов. – Спб.: «Издательство Диалект», 2004. – с. 64.

20 Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции динамики самоубийств в России / http://www.narcom.ru/ideas/socio/28.html

21 Руткевич М.Н. Воспроизводство населения и социально-демографическая ситуация в России [Текст] / М.Н.Руткевич // Социологические исследования. – 2005. - № 7. – с. 26.

22 Кривошеев В.В. Короткие жизненные проекты: проявление аномии в современном обществе [Текст] / В.В.Кривошеев // Социологические исследования. – 2009. - № 3. – с. 62.

23 Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи [Текст] / П.С. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – с. 4.

24 Руткевич М.Н. Воспроизводство населения и социально-демографическая ситуация в России [Текст] / М.Н.Руткевич // Социологические исследования. – 2005. - № 7. – с. 23.

25 Татков О. Социальные аспекты адаптации россиян (Здоровье жителей России как национальная идея) / http://www.elektron2000.com/tatkov_0051.html

26 Демографическая ситуация в России (июнь-2009) / http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=21&idArt=1475

27 Демографический ежегодник России. 2008 [Текст]: Стат. сб. / Росстат. – М., 2008. – с. 237.

28 Там же, с. 240.

29 Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]: Учебное пособие / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2008. – с. 208.

30 Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков / http://centercep.ru/content/view/149/suicid_o_merakh_profilaktiki_suicida_sredi_deteii_i_podrostkov_.htm

31Войцех В.Ф. Суицидология [Текст] / В.Ф. Войцех. – М.: Миклош, 2008. – с. 28.

32 Там же. – с. 29.

33 Статистика суицида / http://lossofsoul.narod.ru/DEPRESSION/suicide/statistic.htm

34 Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]: Учебное пособие / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2008. – с. 210.

35 Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе [Текст] / В.В. Кривошеев // Социологические исследования. – 2004. - № 3. – с. 95.

36 Соловьёв В.С. Духовные основы жизни [Текст] / В.С. Соловьёв. – СПб.: Союз, 1995. – с. 132.

37 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд [Текст] / Э. Дюркгейм. Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – с. 160.

38 Горожане прощаются с «башней самоубийц» / http://www.ntv.ru/novosti/147954/print/

39 Качество жизни населения и потребление алкоголя в современной России / http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0263/analit02.php

40 Отчёт о деятельности ГУ ЦЗН города Новошахтинска за 2008 год. – Новошахтинск, 2009.

41 Источник: http://lossofsoul.narod.ru/DEPRESSION/suicide/suicide_man.htm

42 Источник: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0149/analit02.php

40

Просмотров работы: 4107