Это связано с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы.
Быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.
На фоне обострения криминогенной обстановки в России в целом по всем видам и показателям растет молодежная преступность. При общем снижении возраста преступников наиболее криминогенно активной является возрастная группа в 14-17 лет. Резко увеличилось число подростков, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. По состоянию на 01.01.2011 на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ГРУОВД Ивановской области состоял 2771 несовершеннолетний правонарушитель.
Как мы видим, в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из основных задач психолога – определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, т.е. разработка основных профилактических мероприятий психолого-педагогического характера.
Исследованию предупреждений девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, А.С. Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. и др. [1]
Научной базой для изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы российских ученых (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) [2]
Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного поведения подростков, аспекты организации психолого-педагогической деятельности по предупреждению девиантного поведения подростков в школе недостаточно разработаны. Все это помогло определить проблему исследования: профилактика девиантного поведения старшеклассников в школе.
Исходя из данной проблемы мы разработали социально- педагогический проект профилактики девиантного поведения старшеклассников в МБОУ Верхнеландеховской СОШ.На первом этапе проекта, мы составили базы данных семей и подростков с девиантным, делинквентным, адиктивным поведением.
Изучили личностные особенности учащихся, социально-бытовые условия жизни детей и семей.
• Сбор общих данных о ребенке.
• Наблюдение за старшеклассниками с девиантным поведением.
• Медицинское обследование состояния здоровья старшеклассников.
• Уровень тревожности.
• Качество знаний, умений и навыков.
На втором этапе мы предполагаем координацию действий, осуществления запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией. Посещение старшеклассников на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время, подготовкой к урокам. Проведение с детьми «группы риска» и родителями коррекционно-развивающих занятий, индивидуальных и групповых тренингов, бесед.
На третьем, итоговом этапе проекта происходит анализ и подведение итогов работы. Снятие с учёта учащихся, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.
Финансирование проекта: финансирование проекта осуществляется за счет средств местного бюджета на заработную плату классным руководителям, социальному педагогу, педагогу-психологу, педагогу-организатору, педагогу дополнительного образования.
Общая схема реализации проекта:
№ |
Направление деятельности |
Целевые установки для |
Содержание и формы основной деятельности |
||
педагогов |
учащихся |
родителей |
|||
1 |
Обеспечение здоровья и ЗОЖ |
|
Стремление к здоровому образу жизни |
Создать соответствующие условия и выполнять рекомендации врачей и педагогов по улучшению здоровья и ЗОЖ детей |
|
2 |
Обеспечение профессиональной компетенции. |
Достичь оптимального уровня профессиональной компетенции в профилактической работе с детьми девиантного поведения (оптимального 35%, конструктивного на 45%, творческого на 20%). |
Усвоить элементарный алгоритм выхода из ТЖС и обогатить личностный опыт саморегуляции. |
Усвоить элементарный нравственно-этические нормы в семье, снижающие риск возникновения ТЖС. |
|
3 |
Обеспечение нравственно-волевой готовности и гражданской зрелости |
Оказать помощь детям в достижении оптимального уровня нравственно-волевой готовности. Оказать помощь в достижении конечного результата – личность способная самостоятельно решать ТЖ проблемы и строить позитивную деятельность. |
Формировать позитивную «Я – концепцию». |
Оказать помощь детям в усвоении общечеловеческой морали и правовых норм поведения, обеспечить систематический контроль за поведением учащихся. |
|
4 |
Обеспечение комфортной образовательной среды |
|
|
|
|
5 |
Обеспечение адекватной системы управления и контроля |
|
Организация самоанализа и самоконтроля поведения и деятельности. |
Участие в анализе результатов работы по реализации программы и коррекции управленческих решений. |
|
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации
модели профилактики:
- улучшение социальной ситуации в семьях учащихся, снижение количества, несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД и внутришкольном учете (результаты ежемесячного отчета соц. педагога);
- снижение количества преступлений и правонарушений, совершенных учащимися (информация ПДН ОВД по п. Верхний Ландех);
- отсутствие учащихся, систематически пропускающих уроки (результаты ежемесячного отчета социального педагога);
- благоприятный климат в классных коллективах, сплоченность учащихся в классе, отсутствие «изолированных» (по результатам социометрии);
- повышение учебной мотивации учащихся (диагностика учебной мотивации, отзывы учителей);
- улучшение детско-родительских отношений, устранение недостатков семейного воспитания (методики «Подростки о родителях», анкетирование родителей и др.);
- улучшение взаимодействия в системе учитель-ученик (Анкета «Учитель-ученик»);
- коррекция самооценки (методика Дембо-Рубинштейн);
- полноценная адаптация несовершеннолетних в образовательном учреждении, улучшение их взаимоотношений со сверстниками, снижение тревожности, (тест школьной тревожности Филлипса
- увеличение количества учащихся, придерживающихся принципов ЗОЖ (результаты анкетирования);
- снижение эмоционального напряжения, агрессивности (опросник Басса-Дарки, тест Люшера, методика Томаса, уменьшение конфликтных ситуаций в школе и т.п.).
- уменьшение количества несовершеннолетних, курящих и употребляющих алкогольные напитки;
- включение учащихся в активную школьную и внеурочную деятельность, увеличение охвата детей внеурочной деятельностью в период каникул.
-усвоение детьми понятия устойчивого здорового развития личности, что табак, алкоголь и наркотики – вещества, приносящие вред здоровью;
- приобретение навыков и умений выхода из кризисных ситуаций.
Результаты проделанной работы:
1. Проведенные исследования подтвердили, что среди старшеклассников МБОУ Верхнеландеховской СОШ есть дети с девиантным поведением.
2. По мнению педагогов с многолетним стажем, из класса, как правило, не более одного-двух человек склонны к наиболее опасным, в том числе и для себя, а также уголовно наказуемым формам девиантного поведения. По результатам данного исследования из 42 учащихся 9-11 классов пятеро оказались в группе риска. Это дает основание говорить, что именно они наиболее склонны к девиантному поведению. Следовательно, с ними необходимо работать в первую очередь.
3. Проведенные исследования подтвердили необходимость разработки проекта профилактики девиантного поведения старшеклассников в МБОУ Верхнеландеховской СОШ.
4. Для реализации проекта образовательному учреждению необходимо выработать единую политику, направленную на создание социально-педагогических условий для профилактической работы с детьми девиантного поведения.
Список литературыБелкин А.С. Отклонения в поведении школьников. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1993. – 138 с.
Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М., 1996