СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время происходят существенные преобразования в сфере высшего профессионального образования, обусловленные процессами глобализации и интенсивной интеграция России в мировое сообщество. Образование — это общественное благо, а это понятие означает, что пользоваться им может, без исключения, всё общество. Российские законы, а именно главный закон страны Конституция РФ, подтверждают это . Начальное и среднее общее образование сейчас каждый ученик может получить бесплатно.

В постсоветское время в обиход вошел термин «рынок образовательных услуг», то есть образование стало смешанным благом, что говорит о потере его общественного назначения. Рынок предполагает под собой конкуренцию производителей, а как следствие повышение качества предлагаемых товаров и услуг. Но в последнее время качество современного отечественного образования снижается по сравнению с качеством советского образования, которое действительно было общественным благом. Главная проблема состоит в том, что приобретая черты рыночного блага, образование перестает быть общедоступным.

Официальная статистика стоимости обучения отсутствует. Материалы, представленные на «Официальном сайте Российской федерации для размещения информации об учреждениях» позволяют получить сведения о стоимости платных услуг лишь небольшого количества (менее 50) учреждений высшего профессионального образования. Большинство учреждений не сообщают стоимость платных услуг, хотя все их оказывают [2].

Анализ этих материалов показывает следующее. 27учреждений раскрыли стоимость услуги «Предоставление высшего профессионального образования по программам бакалавриата» - Еще два учреждения сообщили общую цену на все программы высшего образования. То есть расчет средней стоимости по 29 учреждениям показывает, что средняя цена услуги составила 70 512 рублей в год.

Разница стоимости обучения бакалавров, магистров и специалистов практически отсутствует. Из 20 учреждений, указавших цены на все эти программы, у 9 учреждений - цены равные, 6 учреждений имеют самую дорогую подготовку магистров. Средняя цена подготовки в этих ВУЗах в зависимости от уровня образования составила:

- магистров – 95 262 рубля,

- бакалавров – 93 460 рублей,

- специалистов – 91 175 рублей.

При этом в некоторых учреждениях самой дорогой является подготовка специалистов, а самой дешевой – подготовка магистров. Дифференциацию стоимости обучения в разных формам обучения (очной, очно-заочной и заочной) делает только одно учреждение -"Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма". Если принять стоимость очного обучения как 1, то заочное обучение бакалавров будет иметь коэффициент 0,5, магистров – 0,8, специалистов - 0,6.

Простые расчеты показывают, что в вузах средняя стоимость образовательных услуг составляет около 9000 рублей в месяц. Проанализируем, могут ли российские семьи оплачивать обучение своих детей, взяв за основу эту стоимость.

По данным Росстата на II квартал 2012 года средняя заработная плата работника в России составляет 25799,7 рублей. Будем считать среднестатистической семьёй ту, в которой двое взрослых и один ребенок. Средняя стоимость коммунальных платежей для семьи из 3х человек - 4 136.3 рубля, а размер установленной потребительской корзины - 6,3 тысячи рублей. Получается, что на прочие расходы у семьи из 3х человек, которая оплачивает образование своего ребенка, остается примерно 15 тысяч рублей (не учитывая прочих иждивенцев). Казалось бы достаточно. Но если учесть, что средняя стоимость коммунальных платежей рассчитана на количество минимальной жилой площади - 12 м² на одного человека (многие семьи живут в квартирах большего размера), а установленная потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг необходимых для обеспечения жизни человека, то можно с уверенностью сказать, что существует не малое количество семей, которые не могут позволить дать платное образование своему ребенку, не испытывая серьезных трудностей.

Конечно существует бюджетная форма обучения. Однако поступить на неё довольно сложно из-за незначительного количества бюджетных мест в университетах (есть университеты, в которых бюджетная форма обучения отсутствует или существует частично).

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать некоторые выводы:

- высшее профессиональное образование как смешанное общественное благо все больше приобретает свойства рыночного;

-в связи с этим получение качественного высшего образования остается невозможным для значительного числа россиян;

- уровень образования падает из-за затянувшейся организационной стороны реформирования образовательного процесса (это наша субъективная точка зрения - жизнь в состоянии постоянных перемен может научить только привыканию к нововведениям).

Литература

  1. http://gosman.ru/?news=24331

  2. (www.bus.gov.ru)

Просмотров работы: 1559