ПЕРСПЕКТИВЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕРСПЕКТИВЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Селин М.А. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г.Новошахтинске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………….………..

3

1 КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ социального предпринимательства ………………………………………….

6

  1.  
    1. Социологические теории анализа социального предпринимательства как социального феномена ……………….

6

  1.  
    1. Понятие и сущность социального предпринимательства...

9

  1.  
    1. Границы социального предпринимательства…………….

14

2 ПРАКТИКА распространения социального предпринимательства в России и за рубежом………….

20

2.1 Формы и методы распространения социального предпринимательства в Великобритании …………………………

20

2.2 Формы социального предпринимательства в различных странах мира …………………………………………………………

28

2.3 Организационно-технологические особенности развития социального предпринимательства в России ……………………

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….……………………………………………………

41

Список использованных источников …………………...

44

Введение

Тема социального предпринимательства становится все более обсуждаемой и популярной во всем мире. Она вдохновляет теоретиков на осмысление природы этого явления, жизнеописания ведущих фигур, практики порождают новаторские идеи и воплощают невероятные по масштабам проекты. Данная тема является новой и обладает масштабной перспективой. В разных странах и разных форматах проходят представительные встречи, объединившие в один круг социологов, экономистов, финансистов, лидеров гражданского общества, практиков социального сектора и даже политиков. Появились перспективы распространения социального предпринимательства и в нашей стране. Именно этими аспектами продиктован интерес к теме курсовой работы.

Объектом курсовой работы является социальное предпринимательство как социальный феномен.

Предмет курсовой работы - формы и методы распространения социального предпринимательства.

Цель курсовой работы – выявить организационно-технологические особенности распространения социального предпринимательства за рубежом и в России.

Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:

  • рассмотреть существующие теории анализа социального предпринимательства как социального феномена;

  • осуществить понятийный анализ социального предпринимательства;

  • определить границы социального предпринимательства;

  • осуществить страноведческий анализ форм и методов распространения социального предпринимательства в разных странах мира;

  • выявить формы социального предпринимательства и методы их распространения на примере Великобритании;

  • рассмотреть организационно-технологические проблемы развития социального предпринимательства в России.

Социальное предпринимательство - это тема, изучение которой идет не настолько долго, чтобы говорить о большом теоретическом опыте. Еще нет единого подхода к пониманию и отражению сущности этого процесса. Анализ теоретических разработок, научной литературы, периодических изданий и других источников свидетельствует о достаточно глубокой и многообразной проработке вопросов деятельности малого предпринимательства, вопросы социального предпринимательства еще не раскрыты. Приоритет экономической мысли по проблемам предпринимательства в силу объективных причин принадлежат зарубежным ученым-экономистам, внесшим свой вклад в разработку теории и концепции предпринимательства.

Качественно новую страницу в исследование сущности предпринимательства внесли Б. Драйтон, основатель компании «Ашока», и исследователи из Университета Наварры в Барселоне Дж. Мэйр и И. Марти, которые одними из первых стали изучать теоретические основы социального предпринимательства.

Сегодня над этой темой работают и отечественные ученые и практики, в том числе исследовательская группа «Циркон», под руководством И.В.Задорина1, Фонд «Наше будущее» (директор Н.Зверева), аналитики Ф.С.Сайдуллаев, А.М.Шестоперов2, специалист по развитию малого бизнеса В.Глушков, эксперт И.Б.Рутковская.

Основными методами в ходе выполнения курсовой работы явились: изучение и анализ литературы и документов, обобщение, исторический метод, сравнительный анализ.

Практическая значимость курсовой работы заключается в актуализации поиска форм и методов распространения социального предпринимательства, в определении организационных и технологических перспектив распространения социального предпринимательства в регионе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.

1 КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ социального предпринимательства

1.1 Социологические теории анализа социального предпринимательства как социального феномена

При анализе теории социального предпринимательства ученые не выделяют отдельно этот вид деятельности и рассматривают его в категории общественных организаций или общественных движений.

Первая или наиболее ранняя по времени возникновения (конец 50 – 60-х годов XX века) - теория «коллективного поведения» и «массового общества». Действия индивидуумов, образующих малые подсистемы, куда входят и некоммерческие организации как вид общественных движений, соответствуют моделям коллективных действий. В данном теоретическом подходе общественные движения рассматриваются в одном ряду с толпой и публикой и, по мнению С.Липсета, рекрутируются из «низших» в социальном плане слоев. Основной недостаток данного теоретического подхода - в узком толковании общественных движений как протестных, радикальных формирований с достаточно размытой социальной идеологией и неясными социальными горизонтами, участники которых обладают низкой степенью осознанности и рациональности совершаемых действий. Предельно упрощая, можно сказать, что общественные движения видятся как реакция толпы на изменения социальной ситуации.

Теории относительной депривации представляют вторую группу теорий, исследующих и прогнозирующих развитие общественных движений.

Авторы этой группы концепций - Т.Герр, Д.Девис связывают возникновение протестных ориентаций с субъективными и объективными депривациями личности. Относительную депривацию в широком смыслеможно определить как чувство неудовлетворенности, вызванное уверенностью людей в том, что они имеют меньше по сравнению с другими. Чувство депривации может возникать как у отдельных людей, так и у социальных групп. В последнем случае возникает чувство не индивидуальной, а групповой социальной зависти. Показательно, что чувство относительной депривации испытывают не только низкостатусные, но и доминирующие группы. Так, теория относительной депривации утверждает, что чем больше человек имеет, тем сильнее завидует тем, кто имеет немного больше. Поэтому неудовлетворенность своим положением в обществе проявляют не самые обездоленные, а относительно благополучные слои и группы. Самыми непримиримыми революционерами, по утверждению представителей данной концепции, обычно являются выходцы из средних, а то и высших слоев общества. Протестные ориентации рассматриваются в теории как важнейшие предпосылки возникновения общественных движений.

Третий и принципиально новый подход к объяснению общественных движений, возникший первоначально в противовес первым двум, определился в середине 70-х годов ХХ в. - это теория мобилизации ресурсов3. Среди ее разработчиков: Ч.Тилли, Дж. Маккарти, М.Зальд, М.Асим, К.Вильсон, А.Обершол, К.Дженикс и др. Этот подход сосредоточивает внимание на ресурсах и мобилизационных возможностях коллектива как решающих факторах возникновения общественных движений.

Согласно теории мобилизации ресурсов, недовольство, неудовлетворенность должны рассматриваться в лучшем случае как вторичный фактор; все типы обществ обладают достаточным потенциалом недовольства для развития общественных движений, однако возникновение движения зависит от ресурсов и возможностей.

В рамках данной теории, Джон Маккарти определяет общественные движения чрезвычайно широко как «совокупность настроений и установок в обществе, направленных на изменение социальной структуры или социальных институтов»4.

Новый подход социологически анализирует тактику и стратегию движений, проблемы их роста, упадка и изменений. Движения рассматриваются не столько как определенный вид коллективного поведения, типичный для массового общества, а как один из специфических видов организации, имеющий внутренние и внешние факторы и ресурсы развития, наличие которых делает возможным совместные протестные действия, способствует преобразованию ориентаций на перемены в целенаправленную преобразовательную деятельность. В теории мобилизационных ресурсов различают внешние и внутренние ресурсы общественной организации.

В рамках культурологического направления в Европе возникла теория социальных действий или социальных движений. Представители теории связывают увеличение числа общественных движений и организаций с экономическим ростом в капиталистических странах и переходом их к постиндустриальному обществу. Приоритетами индустриального общества являлись сначала материальное производство, затем сфера контроля за капиталом, образующимся в процессе производства и реализации материальной продукции. По мере развития технологий сокращается время, затрачиваемое в материальной сфере, и высвобождается время для производства услуг в нематериальной сфере, удовлетворения культурных, духовных потребностей. «Если индустриальное общество характеризуется конфликтом в промышленности и организацией труда, постиндустриальное строится на конфликте, основанном на целях производства и культуры. Постиндустриальное общество основано на приоритете социального действия над политическим действием».

Теория социальных действий изучает поведение индивидуумов, участников действий, их отношения, определяет, является ли их поведение реакцией на ограничения со стороны общества или оно свидетельствует о способности к действию и «основывается на понятиях культурных моделей и общественных движений»5.

По определению А.Турена, «Общественные движения - это одновременно культурно ориентированное и социально конфликтное действие некоего общественного класса, который определяется позицией господства или зависимости, то есть культурных моделей инвестиции, знания и морали, которым он сам ориентирован»6. По утверждению ученого, общественные движения не являются ни последствиями, ни факторами изменения, они являются коллективными действиями классов, посредством которых общество нормативно организует свои отношения со своим окружением.

  1.  
    1. Понятие и сущность социального предпринимательства

Термин «социальное предпринимательство» является сложным. Состоит из двух понятий «социальное» и «предпринимательство». Слово «социальное» просто определяет вид предпринимательства. Если у слова «предпринимательство» не будет четко определенного значения, то определение его при помощи слова «социальное» не будет иметь большого смысла.

Слово «предпринимательство», являясь сложным понятием, несет в себе ряд противоречий: с одной стороны, речь идет о «социальной», т. е. принадлежащем к общественной сфере, деятельности, а с другой – это ассоциации с желанием только лишь получать прибыль. С положительной стороны, оно ассоциируется с особой врожденной способностью чувствовать и использовать возможности сочетанием нестандартного мышления и стремления создать или принести в жизнь что-то абсолютно новое. С отрицательной стороны, это термин «ex post», означающий свершившееся событие - поскольку необходимо, чтобы после предпринимательской деятельности прошло некоторое время, прежде чем станет ясен ее действительный результат.

Жан-Батист Сэй в начале ХIХ века описывал предпринимателя как человека, который «переводит экономические ресурсы из области низкой продуктивности в область высокой продуктивности и более высокой доходности», таким образом, расширяя буквальный перевод слова с французского «тот, кто предпринимает», чтобы включить в понятие концепцию создания ценностей.

Сто лет спустя австрийский экономист Йозеф Шумпетер, определил предпринимателя как основную движущую силу экономического прогресса, без которой экономика была бы статичной, структурно неподвижной и подверженной разложению. Успешное предприятие, по его мнению, создает цепную реакцию, заставляя других предпринимателей вслед за ним использовать новшество, пока, наконец, инновация не приходит к точке «созидательного разрушения», состояния, при котором новое предприятие и все предприятия, связанные с ним, воспроизводят существующие товар, услуги и модели бизнеса, устаревают.

Анализ Шумпетера помещает предпринимательство в систему, которая придает роли предпринимателя парадоксальный смысл – как разрушительный, так и созидательный. Шумпетер рассматривает предпринимателя как источник изменений внутри большой экономики.

Питер Друкер не рассматривает предпринимателя как обязательно непосредственный источник изменений, а скорее как человека, который умело и активно использует изменения. По мысли Друкера, «предприниматель всегда ищет изменений, реагирует на них и использует их, как возможность», это положение получило развитие в работах И.Кирцнера, который определяет «бдительность» как основное качество предпринимателя.

Вне зависимости от того, рассматривается ли предприниматель как новатор или как тот, кто первым использует изменения, теоретики повсеместно связывают предпринимательство с возможностями. Предпринимателям приписывают исключительную способность видеть и использовать новые возможности, активность и мотивацию, которые необходимы, чтобы находить эти возможности и решительность в принятии неизбежных рисков.

Термин «социальное предпринимательство» является относительно новым для российской практики и допускает широкую трактовку. Социальное предпринимательство занимает промежуточное положение между сферами традиционного предпринимательства и благотворительности: от первого оно отличается своими целями – направленностью на социальные изменения, разрешение социальных проблем; а от второй – коммерческим характером деятельности (цели достигаются не путем разовых финансовых вливаний, а посредством организации предпринимательской деятельности). Существует следующее определение социального предпринимателя – это субъект, осознающий некоторую социальную проблему и использующий принципы предпринимательства для организации предприятия и управления им с целью решения этой проблемы, либо производства социального изменения.

Для того, чтобы понять, каковы различия между предпринимательством и социальным предпринимательством, важно отказаться от представления о том, что различия можно описать исключительно при помощи мотивационных факторов, предположив, что предпринимателями руководит жажда денег, а социальными предпринимателями – альтруизм. Правда заключается в том, что предпринимателей редко привлекает возможность обогащения, поскольку на пути к процветанию их ожидает множество препятствий. Напротив, и предприниматель, и социальный предприниматель руководствуются возможностью, которую они видят, неустанно следуя своим идеям, и получают значительное психологическое удовлетворения в процессе воплощения своих идей в жизнь. Вне зависимости от того, работают ли они в условиях рынка или в некоммерческом секторе, большинство предпринимателей так и не получают достойной материальной компенсации за то время, риски, усилия и капитал, которые они вкладывают в свое дело.

Основное различие между предпринимательством и социальным предпринимательством заключается в самом определении ценностей7. Для предпринимателя ценность предусмотрена и организована таким образом, чтобы служить рынкам, которые смогут легко использовать новый продукт или услугу, и таким образом ориентирована на извлечение финансовой прибыли. Изначально ожидается, что предприниматель и его инвесторы получат от работы какой-то личный доход. Прибыль – это необходимое условие, основа для устойчивости любого предприятия и средство достижения конечной цели – крупномасштабного выхода на рынок и установления новой системы равновесия.

Социальный предприниматель не ждет и не стремится достигнуть существенной финансовой прибыли для своих инвесторов – в основном, благотворительных и государственных организаций – или для себя. Вместо этого он стремится к ценностям в виде крупномасштабных положительных трансформаций, которые затрагивают значительный сегмент общества или все общество в целом. В отличие от определения ценности в предпринимательстве, которое предполагает, что рынок способен платить за инновации, и даже может обеспечить инвесторам солидный доход, назначение ценности в понимании социального предпринимателя в том, чтобы служить социально уязвимому и бедствующему населению, которому не хватает собственных финансовых средств или политической воли, чтобы самому добиваться положительных изменений. Это не означает, что социальные предприниматели всегда избегают получения прибыли за счет создаваемых ценностей.

Естественно, предприятия, которые они создают, будут приносить прибыль, и могут быть организованы и как НКО, и как коммерческие предприятия. Социальное предпринимательство отличает главенствующая роль социальных изменений, что профессор Грег Диc называет стремлением к «результату, связанному с миссией». Можно определить три основных компонента социального предпринимательства8:

1) выявление стабильного, но по сути несправедливого равновесия, которое приводит к исключению, маргинализации или страданиям группы людей, которые не имеют достаточное количество финансовых средств или политической воли, чтобы добиться положительных изменений самостоятельно;

2) выявление возможности в рамках этого несправедливого равновесия, выработка определения социальной ценности, использование таких личных качеств, как вдохновение, творческий подход, решительность, смелость и настойчивость для того, чтобы нарушить господство существующего положения дел;

3) создание нового стабильного равновесия, которое позволяет раскрыть потенциал или облегчить страдания целевой группы и через создание аналогов и построение стабильной экосистемы, основанной на новом равновесии, обеспечить целевой аудитории и обществу в целом лучшее будущее.

Таким образом, единственный подход к определению понятия «социального предпринимательства» не выработан. Определение данного понятия будет зависеть от того, какой подход к пониманию осуществляет ученый. Рассмотреть это понятие можно с точки зрения экономики или социологии. Наиболее полно сущность социального предпринимательства, на наш взгляд, отражает определение, что социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками: социальное воздействие, инновационность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость, предпринимательский подход.

  1.  
    1. Границы социального предпринимательства

Определив значение понятия «социальное предпринимательство», важно определить его границы, т.е. то, что даст нам понять, что это уже не благотворительность, но еще не предпринимательская деятельность, а так же какие сферы может охватить этот вид деятельности.

Существуют две основных формы общественно полезной деятельности, которые следует отделить от социального предпринимательства. Первый тип – это предприятие, занимающееся предоставлением социальных услуг. В этом случае смелый и преданный своему делу человек определяет нежелательную систему стабильного равновесия – например, сироты, родители которых умерли от СПИДа, в Африке – и создает программу, которая позволяет решить существующую проблему – например, школу для таких детей, в которой они получат необходимую заботу и приобретут знания.

Но если подобная деятельность не предполагает достижение широкого масштаба или ее модель не является настолько привлекательной, чтобы многие другие захотели позаимствовать и воспроизвести ее, вряд ли она приведет к созданию нового, более удачного равновесия.

Предприятия социального обслуживания такого типа никогда не выходят за пределы своей сферы деятельности: их влияние остается ограниченным, целевая аудитория ограничивается местным населением, а сфера деятельности определяется ресурсами, которые они способны привлекать. Такие предприятия, по сути, являются уязвимыми, что может привести к срыву и потере услуг для их целевой группы.

В мире существуют миллионы таких организаций – с благими намерениям, благородными целями и зачастую методами работы, достойными подражания – но их деятельность не стоит путать с социальным предпринимательством. Школу для детей, чьи родители умерли от СПИДа, можно было бы перевести в разряд социального предпринимательства, однако для этого необходимо разработать план, согласно которому школа будет работать по развитию сети аналогичных школ и обеспечить ее постоянной поддержкой. Результатом стало бы новое стабильное равновесие, в котором даже если бы одна школа закрылась, существовала бы сильная система, в рамках которой дети, чьи родители умерли от СПИДа, могли бы получить образование.

Различие между двумя типами предприятий – социальным предпринимательством и социальным обслуживанием – заключается не в контексте предпринимательской деятельности или личных качествах их основателей, а скорее – в результатах деятельности.

Другой тип социального предприятия – социальный активизм. В этом случае мотивация к деятельности та же – наличие устойчивого и неудачного равновесия. Прежними остаются и некоторые личные качества деятеля – вдохновение, творческий подход, смелость и настойчивость. Отличие заключается в решительности деятеля. Вместо того чтобы действовать напрямую самому, как это сделал бы социальный предприниматель, социальный активист пытается добиться изменений, действуя опосредованно, оказывая влияние на других – органы власти, НКО, потребителей, сотрудников и пр. – например, чтобы побудить их к действиям. Социальные активисты могут не создавать предприятий или организаций, чтобы добиться необходимых изменений.

Успешный активизм может привести к значительным позитивным изменениям и даже привести к установлению нового равновесия, однако стратегическая природа такой деятельности явно направлена, прежде всего, на влияние, а не на непосредственные действия.

Определив, что такое социальное предпринимательство и отделив это понятие от социального обслуживания и социального активизма, следует признать, что на практике многие общественные деятели совмещают эти стратегии, связанные с чистыми формами деятельности и создают гибридные модели. В чистом виде успешный социальный предприниматель действует сам и создает новое устойчивое равновесие, социальный активист влияет на других, чтобы создать новое устойчивое равновесие, а тот, кто занимается предоставлением социальных услуг, действует сам, чтобы улучшить работу существующего в данный момент равновесия.

Важно различать эти три формы социальных предприятий в чистом виде, но в реальности они скорее представлены в виде гибридных моделей, чем в чистом виде9.

Оказание социальных услуг связано с социальным активизмом и в большей степени на тактическом уровне может способствовать достижению результатов, сопоставимых с социальным предпринимательством.

В качестве примера можно рассмотреть организацию социального обслуживания, которая поддерживает единственную школу для малоимущих, которая позволяет небольшой группе студентов добиться больших успехов. Если эта организация использует результаты своей деятельности для того, чтобы создать движение социальных активистов, которое будет проводить акции с целью добиться государственной поддержки и широкого распространения подобных программ, организация по оказанию социальных услуг может полностью изменить существующее положение дел в данной области и добиться результатов в масштабах социального предпринимательства.

Предпринимательство, которого так долго избегали экономисты, которых больше интересовали рыночные модели, движимые ценой, предлагающие больше данных для интерпретации, в последние годы переживает определенный расцвет. Основываясь на теории Шумпетера, Уильям Бомол и группа других исследователей стремятся восстановить по праву принадлежащее предпринимателю место в теории «производства и распределения», продемонстрировав конструктивную роль предпринимательства в данном процессе.

К основным видам деятельности социальных предприятий можно отнести10:

а) производство товаров:

- социально значимых (реабилитационное оборудование, детские площадки);

- общего пользования (мебель, одежда, народные промыслы, продукты питания);

б) предоставление социально значимых услуг и работ, в том числе для отдельных категорий граждан:

- консультирование (социально-психолого-педагогическое, юридическое);

- обучение и повышение квалификации (проведение тренингов и семинаров, развитие творческих способностей);

- бытовые услуги (ремонт обуви; парикмахерские, прачечные, копировальные услуги и т.п.);

- медико-социальная помощь (социальное обслуживание населения, услуги на дому и т.п.);

- развитие экологического туризма;

- услуги в сфере культуры (театральные спектакли, художественное оформление и т.п.);

- развитие сельскохозяйственной деятельности;

- трудоустройство безработных.

Основные потребители услуг и товаров это частные лица и юридические лица.

Частные лица:

- люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию;

- отдельные группы граждан (нуждающиеся в реабилитации, пожилые, молодежь, безработные).

Юридические лица:

- коммерческие организации (заинтересованные в найме сотрудников, покупающие товары, произведенные социальными предприятиями);

- некоммерческие организации;

- государство, в т.ч. муниципальные образования.

Можно предположить, что социальное предпринимательство настолько же необходимо для прогрессивного развития общества, как предпринимательство для прогресса экономики, и это явление заслуживает более строгого и пристального внимания, чем то, которое уделяется ему сейчас.

Социальное предпринимательство не относится к предприятиям, которые занимаются предоставлением социальных услуг, а так же которыми движет социальный активизм, а являются третьим видом социальных предприятий. Деятельность таких предприятий очень разнообразна. Предприятие может производить товаров, предоставлять социально значимые услуги и работы, в том числе для отдельных категорий граждан. Осуществлять эту деятельность могут как частные лица, так и юридические лица.

Таким образом, рассматривая феномен социального предпринимательства можно выделить несколько теорий его анализа: теория «коллективного поведения» и «массового общества», теории относительной депривации, теория мобилизации ресурсов. Так же можно сказать, что основное различие между предпринимательством и социальным предпринимательством заключается в самом определении ценностей. Для предпринимателя ценность предусмотрена и организована таким образом, чтобы служить рынкам, которые смогут легко использовать новый продукт или услугу, и таким образом ориентирована на извлечение финансовой прибыли. Так же можно сказать, что единственный подход к определению понятия «социального предпринимательства» не выработан. Определение данного понятия будет зависеть от того, какой подход к пониманию осуществляет ученый. Рассмотреть это понятие можно с точки зрения экономики или социологии. Наиболее полно сущность социального предпринимательства, на наш взгляд, отражает определение, что социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками: социальное воздействие, инновационность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость, предпринимательский подход. Говоря о границах социального предпринимательства можно сказать, что оно не относится к предприятиям, которые занимаются предоставлением социальных услуг, а так же которыми движет социальный активизм, а являются третьим видом социальных предприятий. Деятельность таких предприятий очень разнообразна. Предприятие может производить товаров, предоставлять социально значимые услуги и работы, в том числе для отдельных категорий граждан. Осуществлять эту деятельность могут как частные лица, так и юридические лица.

2. Формы и методы распространения социального предпринимательства в России и за рубежом

2.1 Модели социального предпринимательства за рубежом на примере Великобритании

Феномен социального предпринимательства сегодня широко распространен по всему миру, но сильнее всего оно развито в Великобритании.

Рассмотрим модели социального предпринимательства на примере этого государства.

Основой для изучения опыта Британии стала статья «Аналитика малого предпринимательства»11. Материал посвящен социальному предпринимательству в Лондоне.

Министерство торговли и промышленности Великобритании приняло определение социального предпринимательства как социально-ориентированного бизнеса, прибыль от деятельности которого принципиально реинвестируется в дальнейшее развитие этого бизнеса или местного сообщества, и не используется для максимизации доходов совладельцев или собственника предприятия. При этом социальное предприятие является такой моделью частного бизнеса, которая нацелена на получение практического результата в экономике, в общественной жизни и в защите окружающей среды, одновременно способствуя оздоровлению и сплочению местных сообществ, препятствуя их маргинализации и деградации. Сообщество социальных предприятий, провайдеров бизнес-услуг, ученые и предприниматели пришли к заключению, что модель социального бизнеса может обеспечить масштабные позитивные изменения в общественной жизни Лондона.

Социальные предприятия могут иметь различные юридические статусы, например: компания общественных интересов, общество с ограниченной ответственностью, общество доверительного управления (трастовая компания), кооператив и др.

Социальные предприятия действуют в различных сферах экономической и общественной жизни. В том числе здравоохранение, социальное обслуживание, искусство, уход за детьми, спорт и организация отдыха, финансирование, общественный транспорт, жилищно-коммунальное обслуживание, обустройство территорий и многое другое.

Важнейшей особенностью социальных предприятий является их сродство и тесная взаимосвязь с местными сообществами, в которых они работают. Социальные предприниматели уважают и дорожат мнением своих сотрудников, т. к. они понимают, что их удовлетворенность своим трудом способствует улучшению деловой обстановки на предприятии, содействует устойчивому развитию бизнеса, а так же благотворно влияет на развитие человеческих отношений в местном сообществе.

Социальное предприятие сочетает в себе высокую приспособляемость и экономическую эффективность частного бизнеса с ориентацией на удовлетворение наиболее острых общественных нужд с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов. Сообщество социальных предприятий в Лондоне позволит создать социально ориентированную экономику, которая обеспечит мощное и благотворное влияние на все слои городского общества, одновременно повысит качество жизни горожан и улучшит состояние городской среды обитания. Стратегия развития социального предпринимательства в Лондоне направлена на практическое решение таких насущных проблем города как борьба с бедностью, сокращение уровня безработицы, улучшение жилищных условий и совершенствование городской среды обитания.

Государственные органы власти и Правительство Большого Лондона активно содействует устойчивому социально-экономическому развитию города. Так «Департамент Центрального Правительства в Лондоне» способствует привлечению государственных инвестиций в реализацию многих социальных идей, способствующих улучшению качества жизни в Лондоне. В свою очередь, правительственный «Департамент Третьего сектора» разрабатывает государственную стратегию развития и поддержки социального предпринимательства в стране и непосредственно в Лондоне, а также обобщает и распространяет информацию о наиболее продуктивных социальных идеях и инновациях, способствующих общественному прогрессу. «Лондонские муниципальные советы» объединяют усилия социальных предприятий и местных администраций для решения назревших социальных проблем. «Лондонское Агентство развития» оказывает финансовую, организационную и техническую помощь социальным предприятиям. При этом обеспечивается взаимодействие различных коммерческих предприятий с социальными предприятиями, а также способствует получению государственных и городских заказов социальными предприятиями и компаниями территориального развития.

«Лондонский квалификационный совет» занимается вопросами привлечения социальных предприятий к работе по повышению квалификации трудовых ресурсов, а также принимает меры по разработке учебных пособий по социальному предпринимательству для школ и колледжей. Совместные усилия этих и множества других общественных организаций, во взаимодействии с частным бизнесом обеспечивают устойчивое развитие социального предпринимательства в Лондоне. В свою очередь, это способствует повышению качества жизни для всего населения города, одновременно повышая жизненный уровень социально-ущемлённым общественным группам городского населения.

Понимая необходимость обеспечения государственной поддержки развития лондонских социальных предприятий, ещё в 1998 г. по инициативе «Ассоциации Правительства Лондона» было создано агентство «Социальных предприятий Лондона»12. С появлением нового закона «О регулировании деятельности компаний общественного интереса» Агентство SEL получило юридический статус «Компании общественного интереса». Деятельность этого агентства в основном финансируется из государственного и городского бюджета, а также за счет доходов от собственной деятельности. Годовой бюджет агентства SEL составляет 1,677 млн. долларов13. Основными источниками финансирования являются: Лондонское агентство развития, Совет Большого Лондона и Представительство Центрального Правительства в Лондоне.

Сфера деятельности социального предпринимательства предполагает особые подходы в определении приоритетных направлений и стратегии дальнейшего социально-экономического развития Лондона. В этой связи агентство SEL тесно сотрудничает с ведущими органами городского управления, крупными агентствами и влиятельными общественными организациями.

В ходе этой работы проводятся консультации и обсуждения в поиске возможных путей достижения намеченных целей, которые позволяют объединить возможности социального предпринимательства с интересами партнерских агентств и организаций, для улучшения качества жизни жителей Лондона.

Основными целями создания агентства SEL и приоритетными направлениями его деятельности являются:

- представление интересов сообщества социальных предприятий Лондона в Министерстве финансов, в Кабинете Министров и в других правительственных организациях, а также в различных органах городского самоуправления;

- обеспечение взаимодействия и взаимосвязи руководителей муниципальных администраций с другими партнерскими организациями, участвующими в работе «Лондонской оперативной социально-экономической группы» в рамках программы LA Connects;

- стремление к повышению благосостояния людей, проживающих в местных общинах;

- обеспечение взаимодействия предпринимателей, правительственных организаций и частных лиц в целях разработки единой долговременной стратегии развития социального предпринимательства в Лондоне;

- создание активного сообщества социальных предприятий в Лондоне;

- создание и обслуживание специализированной информационной службы «Лондонская сеть социальных предприятий», объединяющей более 500 социальных предприятий, служб поддержки, научные и предпринимательские круги. Кроме того, LSEN представляет пользователям электронный справочник по социальному предпринимательству, который включает и новостной бюллетень, освещающий важнейшие события в сфере социального предпринимательства, а также содержащий сведения о структурах поддержки и приводящий сведения рекламного характера;

- во взаимодействии с LDA, ALG и с «Европейским социальным фондом» агентство SEL реализует комплекс программ по созданию новых социальных предприятий в «депрессивных районах» Лондона;

- оказывает консультационные услуги по бизнес-планированию, по созданию новых продуктов и схем социального обслуживания населения, оказывает организационную и техническую помощь в проведении мероприятий;

- реализует программы обучения советников, консультантов и менеджеров в сфере социального предпринимательства с последующим предоставлением им лицензии на право оказания услуг.

Наряду с этим, агентство SEL осуществляет разработку информационных, методических и учебных брошюр для социальных предприятий, публикуемых в печати и в электронном виде (финансовая поддержка, менеджмент, уход и воспитание детей, здравоохранение, жилищное строительство и коммунальное обслуживание, переработка отходов, экология). Совместно с агентством LDA издаёт журнал «Социальные предприятия», в котором публикуются исследования ученых по проблематике социального предпринимательства и приводятся сведения об опыте реализации различных социальных инициатив в стране.

Деятельность агентства SEL направлена на создание самого развитого городского сообщества социальных предприятий, основанного на тесном их взаимодействии, обмене опытом и высочайшей квалификации работников этой сферы деятельности. В состав Правления SEL входят известные и инициативные социальные предприниматели Лондона. Для успешного решения важнейших социальных проблем города Агентство SEL активно сотрудничает с влиятельными государственными и городскими организациями. В 2001 г. по инициативе Администрации Лондонского Правительства был создан консорциум под названием «Лондонская оперативная социально-экономическая группа», консолидирующий наиболее активные объединения социальных предприятий города.

Члены консорциума, исходя из собственного опыта, указывали городским властям на существующие административные барьеры, препятствующие развитию социального предпринимательства в городе, и предлагали меры по их преодолению. Они также разрабатывали предложения по улучшению качества жизни в Лондоне на основе инновационных подходов, реализованных в социальном предпринимательстве и позволяющих решить многие экономические, экологические и социальные проблемы города. Техническую организацию деятельности консорциума осуществляет агентство SEL при финансовой поддержке со стороны «Лондонского агентства развития»14.

В консорциуме постоянно действуют три комитета: Комитет поддержки предпринимательства; Комитет по частной и коммунальной собственности и Комитет по государственным заказам.

Учитывая необходимость обеспечения оперативного обмена информацией между всеми членами делового сообщества Лондона, заинтересованными в развитии социального предпринимательства, по инициативе агентства SEL был реализован проект создания «Информационная сеть социальных предприятий Лондона». Это информационная сеть позволила в значительной мере поднять уровень скоординированности действий всех участников этого проекта. Используя возможности этой сети, агентством SEL были разработаны программы дистанционного обучения различных специалистов для работы в сфере социального предпринимательства.

В Великобритании основными источниками поддержки малого и среднего предпринимательства являются региональные и местные агентства развития, однако опыт Лондона показывает, что городское сообщество социальных предприятий также нуждается в аналогичной помощи. Таким образом, перед городскими муниципальными администрациями стоит задача усиления активной поддержки социальному предпринимательству в целях его быстрейшего и всестороннего развития.

Это достигается, прежде всего, следующими путями:

- повышением роли социальных предприятий в оказании государственных общественных услуг, особенно в таких важных направлениях как уход за детьми, оказания социальной помощи нуждающимся, совершенствовании услуг в здравоохранении и в сфере защиты окружающей среды;

- обеспечением более широкой поддержки социальных и экологических инициатив посредством размещения государственных заказов на этих предприятиях;

- созданием сообщества социальных предпринимателей, которое может оказывать значительную часть гуманитарных услуг населению города, а также создать внутренние рынки, способные к производству новых инновационных решений, способствующих социально-экономическому прогрессу в городе;

- совершенствованием политики социально-экономического развития Лондона, предусматривающим организационную и финансовую поддержку программ развития социального предпринимательства.

По мнению государственных и городских органов исполнительной власти, поддержанному сообществом гражданских общественных организаций считается, что наиболее важными стратегическими направлениями социально-экономического развития Лондона в ближайшие 10 лет являются15:

1. борьба с бедностью, социальным неравенством и помощь нуждающимся;

2. занятость и расширение возможностей по трудоустройству;

3. совершенствование жилищно-коммунальной структуры города.

Лондон является лидирующим регионом в стране по деловой активности предпринимательского сообществ и его вкладу в ВВП страны. При этом в столице сосредоточено 22% социальных предприятий страны.

Именно в Лондоне были созданы такие известные социальные предприятия, как Greenwich Leisure Ltd, специализирующегося в организации отдыха, ECT Group - компании по переработке отходов, Westminster Children’s Society - организации по оказанию услуг по уходу за детьми, SELDOC - предприятии по оказанию медицинской помощи и многих других.

Таким образом, анализируя опыт социального предпринимательства Великобритании, можно сказать следующее: специалисты агентства SEL, тесно сотрудничая с представителями центрального и городского правительства, а также с муниципальными администрациями, активно участвуют в обсуждении важнейших вопросов, связанных с дальнейшим развитием городской системы оказания социальных услуг с привлечением возможностей социального предпринимательства. Для получения объективной информации о важнейших общественно значимых проблемах города, агентство проводит ряд исследований по оценке влияния социальных предприятий на решение этих проблем.

Результаты этих исследований используются при разработке стратегии дальнейшего социально-экономического развития Лондона.

Социальные предприятия служат одним из путей привлечения талантливых специалистов в широчайшую сферу оказания государственных и частных социальных услуг для городского населения, способствуя этим улучшению качества жизни горожан и, в частности, помогают наименее защищенным общественным группам.

2.2 Типичные и собственные формы социального предпринимательства в разных странах мира

В Европе, говоря о социальном предпринимательстве, практически все страны ссылаются на опыт Великобритании. У многих стран, конечно же, есть собственные особенности и особые формы социального бизнеса.

Так, например, компания Concerve16 — создание новой продукции на основе переработки пластиковых отходов, которое ведет деятельность в Индии. Компания Concerve была основана в 1998 г. Анитой Ахуджа в Дели как негосударственная компания. Основные цели Concerve:

1) переработка пластиковых отходов в качестве сырья для производства новой продукции;

2) повышение уровня жизни людей из самых бедных слоев населения Дели — городских сборщиков мусора;

Еще одной европейской организацией является компания Emergence17 — пропагандирующая спорт против молодежной преступности, работающая во Франции. Ассоциация Emergence создана в Гавре в 2002 г. под руководством Аллауи Генни — бывшего социального работника и специалиста по французскому боксу. Деятельность организации охватывает три направления:

1) предоставление условий для занятия спортом для населения любого возраста и любого социального происхождения;

2) социальное посредничество для семей и населения, имеющих проблемы с законом, а также лиц, освободившихся из мест заключения;

3) осуществление мер по социальной интеграции и профессиональной адаптации людей с помощью спортивной практики.

Спорт в организации рассматривается как механизм решения проблем населения бедных городских и пригородных окраин, как средство занятости, смягчения социальных конфликтов, улучшения взаимопонимания между городским населением разных социальных слоев в этнически неоднородной среде.

Lonxanet18 — интернет-компания, объединяющая рыбаков и создающая эффективный рыбный рынок в Испании.

Проект показывает, как объединение рыболовецких ассоциаций и использование платформы информационных технологий могут стать катализатором социальных изменений в традиционных рыбацких общинах, нередко приходящих в упадок в связи с неустойчивостью спроса, значительным числам посредников-спекулянтов и хищническим подходом к рыбной ловле, осуществляемой часто без оглядки на сохранение устойчивости экосистемы моря и его обитателей.

Таким образом, компания решает три взаимосвязанных социальных проблемы:

1) улучшение социально-экономического положения рыболовецких общин, включая их в контроль над рынком морепродуктов;

2) рационализация цепочки ценообразования и совершенствование рынка морепродуктов в интересах производителя и конечного потребителя;

3) восстановление морской экосистемы в местах традиционного и активного рыболовного промысла.

Jardins de Cocagne19 — сеть предприятий органического сельскохозяйственного производства для социальной и трудовой реабилитации уязвимых категорий населения во Франции. Помочь длительно безработным и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, найти устойчивую и общественно полезную занятость — над этим с 1980-х годов работает Жан-Ги Энкель.

Его инновационная модель состоит в том, чтобы обучить этих людей производству высококачественной органической сельскохозяйственной продукции, объединив их в небольшие производственные предприятия — так называемые «Cады изобилия», или «Сады Кокани», которые производят высококачественные овощи и напрямую продают уже упакованную продукцию «приверженным покупателям». Последние отличаются тем, что берут на себя обязательства покупать продукцию еженедельно в определенном объеме и в долгосрочной перспективе. Эта организация занимается интеграцией и консультацией существующих «садов», а также распространением разработанного опыта по франшизе, развивая эффективное национальное движение социально-трудовой интеграции на основе органического сельскохозяйственного производства.

El Nafeza20 — фонд развития старинного искусства производства бумаги, расположенный в Египте.

Деятельность организации направлена на возрождение традиционного ремесла — ручного производства бумаги из растительных отходов, которое одновременно служит средством занятости безработных и экономического развития местных сообществ в отсталых сельскохозяйственных районах страны. Модель организации предназначена для взаимного решения трех проблем, которые в ней оказались взаимосвязаны:

1) сокращение безработицы в неразвитых сельскохозяйственных районах Египта (во многих из них ее уровень приближается к 52%)21;

2) восстановление исторического народного ремесла производства бумаги и бумажных декоративных изделий, пришедших в Египте в упадок;

3) предотвращение массового сжигания сельскохозяйственных отходов за счет их экологически чистой переработки в процессе ручного производства бумаги.

Desarrollo Comunitario — создание самоуправляемых, самофинансируемых объединений эмигрантов в Испании.

Миссией организации является обеспечение полного социального и экономического гражданства испанских иммигрантов путем их объединения в кооперативы, что обеспечивает доступ к услугам, необходимым, чтобы стать специалистами и предпринимателями, вместо того чтобы оставаться получателями социальных пособий. Идея состоит в создании финансово самостоятельных и самоуправляемых иммигрантских групп для взаимного кредитования, решения проблем социальной адаптации, получения социальных услуг, для восполнения других ресурсов, которые обычно недоступны выходцам из других стран.

America’s Family22 — эффективная система услуг для низкооплачиваемых работников в США.

Компания America’s Family Inc. основана в 2002 г. Стивом Бигари для помощи низкооплачиваемым работникам различных предприятий в Колорадо и Техасе справиться с повседневными трудностями в обеспечении семьи и решении ее повседневных проблем. Стив обнаружил связь между незаинтересованностью в повышении производительности труда низкооплачиваемых работников, с которой сталкиваются многие работодатели, и зависимостью таких работников от повседневных проблем своих семей, решение которых через систему социальных услуг для них недоступно из-за низких заработков и почасовых контрактов. Возникает замкнутый круг: сталкиваясь с низкой лояльностью низкооплачиваемых работников, работодатели стремятся еще больше снизить издержки на них, а работники постоянно меняют рабочие места и компании ради незначительной добавки к заработной плате.

Таким образом, целевыми группами проекта являются одновременно и низкооплачиваемые работники, и их работодатели.

Energeia23 — некоммерческая электростанция для финансирования социальных проектов в Чехии.

Как и в России, «третий сектор» в Чехии существует фактически лет 15, его становление и развитие проходит нелегко и испытывает целый ряд трудностей. Если говорить о корпоративной благотворительности, то свои благотворительные вложения компания обычно использует для самопрезентации и самопродвижения, поэтому для поддержки выбирает те сферы, которые найдут прямой отклик у населения. В то же время менее популярные у общества темы, например проекты для социальных меньшинств, имеют меньше шансов быть поддержанными корпоративными донорами в обществе, где распространен национализм и т. п. Другая трудность работы на донорские средства — неустойчивость и непостоянство средств, конкуренция за донорские ресурсы среди НКО. Оборотной стороной проблемы оказывается то, что фандрайзинг становится едва ли не более значимым видом деятельности, чем социальная помощь целевым группам. Что касается пожертвований индивидов, то это направление и вовсе слабо развито в постсоциалистических странах. Во многих из них в людях и сегодня сохраняется уверенность в том, что социальные программы — удел государства.

Кроме того, финансирование гражданского сектора в Чехии происходит скачкообразно из-за изменения политики международных доноров. Сначала это были американские фонды, затем они потеряли интерес к Восточной Европе. Позже начался поток финансирования от фондов Европейского союза с правительственным регулированием, что перегружает НКО отчетностью и ограничениями, в частности использованием системы постоплаты. С 2007 г. на политическом уровне стала расти популярность целевые капиталы, которые могут в значительной степени поддержать благотворительную деятельность. Однако нестабильность валюты и незначительное количество средств, которыми могут управлять многие небольшие организации «третьего сектора», снижает привлекательность НКО для целевых капиталов фирм.

Итак, анализ различных источников показал, что в государствах Европы и Азии существуют различные субъекты социального предпринимательства. Они имеют разные формы организации и направленность. Так, например, во Франции, в Испании, в Египте, в Чехии, в США и Индии существуют организации, фонды и ассоциации, которые ведут социальный бизнес. Сфера их деятельности так же различна. Это и производство товаров, и оказание услуг населению, и учреждения воспитательного характера, интернет-порталы по микрокредитованию, а так же учреждения, которые помогают населению не забыть народные ремесла и одновременно уменьшают безработицу.

2.3 Практика социального предпринимательства в России

В России на сегодня четко выделяется несколько видов моделей социального предпринимательства24. Приведем некоторые из них.

1) производство товаров;

Обеспечение полноценной жизни для инвалидов - примером может послужить фирма «Доспехи». Благодаря разработанной в фирме технологии изготовления специальных индивидуальных корсетов у вчерашнего лежачего инвалида появляется возможность вернуться в мир «ходячих» людей. Производство гофрокартона, иной бумажной продукции, производство ПЭТ тары, домашней еды и т.п.

2) предоставление социально значимых услуг и работ, в том числе для отдельных категорий граждан;

Для решения проблем занятости многодетных мам, мам-одиночек и других людей, для которых полная занятость не представляется возможной, происходит создание бизнесов на дому (обычно – с максимальным вовлечением всех членов семьи в созидательную деятельность), и, что очень важно, организуется доставка сырья и дистрибуция.

Создание специальных туристических компаний, которые значительную долю своих усилий тратят на проработку маршрутов для беспрепятственного передвижения колясок.

Образование, организация досуга - детские сады и школы, особенно в депрессивных регионах, спортивные секции. Создание точек питания, в которых одновременно есть развлекательные и развивающие центры для детей.

Развитие предпринимательской культуры - помощь тем, кто хочет начать свое собственное дело: обучение необходимым азам, помощь в написании бизнес-планов, а также поддержка их реализации.

Развитие инфраструктуры – например, парикмахерские, мастерские, прачечные эконом-класса, проекты по сортировке и переработке мусора, облагораживанию территорий, создание бань, особенно на тех территориях, где их нет в принципе.

Предприятия Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) - эта система организаций, созданная еще в советское время, по-прежнему является одним из основных элементов государственной системы трудоустройства людей с ограниченными возможностями25. Именно эти предприятия большинство граждан, безусловно, относят к категории социальных предприятий.

На сайте Всероссийского общества слепых приведен перечень 165 предприятий, работающих в различных регионах России (из них более 90 % имеют организационно-правовую форму «Общество с ограниченной ответственностью)26. Всероссийское общество слепых представлено на рынке России и стран СНГ как производитель электротехнической и светотехнической, укупорочной продукции, автокомпонентов, изделий текстильной промышленности и щетино-щеточных, канцелярских принадлежностей, упаковочной тары из бумаги и картона, мебели, мебельной фурнитуры, металлической галантереи, крепежных изделий и метизов, и многого другого.

Согласно сайту ВОС, в Южном Федеральном округе находится 14 предприятий этой организации. В Ростовской области из них три: в Ростове–на–Дону находится ООО «Элид», которое специализируется на производстве электроустановочной продукции, изделиях из металла, изделиях из пластмассы. В г. Красный Сулин есть предприятие ООО «Мега-С», которое производит автомобильные запчасти, а в Батайске ООО «Батайское ПО «Электросвет». Оно производит автозапчасти. Надо заметить, что ВОС и ВОИ обеспечивают трудоустройство не только на предприятиях социального бизнеса, но и других производствах, например, в числе крупных предприятий, которые в 2012 году предоставят рабочие мета инвалидам, находятся: Северо-кавказская железная дорога, комбайновый завод «Ростсельмаш», маслоэкстракционный завод «Юг Руси Ростов», лакокрасочный завод «Эмпилс», производитель вертолетов «Роствертол», котлостроительный завод «Красный котельщик», металлургический завод «Тагмет» и Таганрогский морской торговый порт, а также Новочеркасский электровозостроительный завод.

В целом в России так же существуют предприятия социального бизнеса, которые не связаны с ВОИ и ВОС. Можно выделить несколько социально ориентированных предприятий в России27:

1. «Специализированное отделение на базе детской стоматологической клиники «Бобренок»

Сеть стоматологических клиник «Бобрёнок» - первая в Ростове-на-Дону оказывает услугу лечения детей под наркозом.

Понимая, что боязнь стоматолога - психологическая, социальный предприниматель Ирина Гусева предлагает подавать детям поход к врачу как игру - лечить ребенка будут во сне. Для наркоза в клинике будут использовать газ севаран - на сегодняшний день самый безопасный, по мнению экспертов, метод наркоза. Создание специализированного наркозного отделения на базе детской стоматологической клиники «Бобрёнок» позволит обеспечить качественным стоматологическим лечением детей. Снизить уровень заболеваемости кариесом и его осложнениями, а, следовательно, и общими заболеваниями детей и подростков.

2. Государственное природоохранное учреждение Природный парк «Вепсский Лес» (Тихвин, Ленинградская область).

Организация занимается сохранением территории природного парка «Вепсский лес», экологическим просвещением и образованием. Важными направлениями работы также являются: стимулирование возрождения вепсского языка и культуры и организация отдыха, туризма и рекреации, обеспечение занятости местного населения. В рамках программы содействия сокращению бедности в Ленинградской области (SPRILO) «Вепсский лес» реализовал проект по развитию сельскохозяйственного туризма «Новые люди – новый сценарий». Для этого жителям района было предложено сдавать свои дома для проживания туристам.

3. Благотворительный фонд «Новый цвет».

Фонд проводит работу по реабилитации людей с наркозависимостью. Многим из пациентов Фонда во время реабилитации помогают освоить какую-либо специальность для возможности дальнейшего трудоустройства.

Развитие социального предпринимательства в России может помочь создать социально–ориентированную экономику. Важнейшей особенностью социальных предприятий является их сродство и тесная взаимосвязь с местными сообществами, в которых они работают. Социальные предприниматели уважают и дорожат мнением своих сотрудников, т.к. они понимают, что их удовлетворенность своим трудом способствует улучшению деловой обстановки на предприятии, содействует устойчивому развитию бизнеса, а так же благотворно влияет на развитие человеческих отношений в местном сообществе.

Социальное предприятие сочетает в себе высокую приспособляемость и экономическую эффективность частного бизнеса с ориентацией на удовлетворение наиболее острых общественных нужд с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов.

Состояние социального предпринимательства в России находится на стадии развития. Причем изучение проводимых грантов и конкурсов в этой области показало, что все они организовываются, проводятся и финансируются либо частными фондами, либо регионами РФ, либо иностранными инвесторами, т.е. на федеральном уровне социальное предпринимательство не поддерживается в необходимом объеме.

В данной сфере нет законодательных актов, которые бы регулировали все вопросы, касающиеся социального предпринимательства. Но сегодня в вопросе законодательства выдвигаются определенные инициативы. Сейчас предлагается разработать закон, определяющий понятие «социальное предпринимательство», систематизировать нормы, регулирующие деятельность субъектов социального бизнеса.

На уровне федеральных законов понятие отсутствует, не прописана также инфраструктура бизнеса. Налоговое законодательство не предусматривает специальных льгот для субъектов социального предпринимательства, хотя есть льготы для стимулирования социально ориентированной деятельности бизнеса.

Так же слабо развито информационное обеспечение потенциальных социальных предпринимателей. Так, на запрос о «социальном предпринимательстве» интернет-поисковая система обнаружила лишь один ресурс, который содержит в себе информацию о социальном предпринимательстве. Портал «Новый Бизнес. Социальное предпринимательство» содержит в себе нормативную базу, конкретные примеры социального бизнеса, а так же информацию о конкурсах и грантах.

Так, по данным этого портала, в России различные формы социального бизнеса представлены лишь в 30 регионах, в том числе и в Ростовской области.

Так же как и в стране в городе Новошахтинске состояние социального предпринимательства находится в неразвитом состоянии. По данным об экономических субъектах города отдельного пункта, где было бы отражено количество социально направленных предприятий, нет. Учитывая наличие пункта «прочее», можно предположить, что в городе не более 60 различных форм социального предпринимательства.

Одним из примеров социального бизнеса на территории города может являться кинотеатр, функционировавший в помещении Дома культуры в течение года. Его нельзя рассматривать как форму бизнеса, поскольку прибыль, которую он приносил только лишь покрывала расходы на аренду помещения и амортизацию оборудования. Так же формой социального бизнеса можно считать агентство по организации праздников «Золотая рыбка». Так же формой социального бизнеса может являться предприятие, осуществляющее деятельность, на базе Всероссийского общества слепых.

В программах развития города, которые приняты на данный момент, а это «Программа комплексного социально-экономического развития городаНовошахтинска на 2012-2014 годы»28 и «Стратегия развития 2020»29, так же нет пунктов, которые бы мотивировали социальное предпринимательство, поддерживали его.

Таким образом, необходимо отметить, что анализируя опыт социального предпринимательства Великобритании, можно сказать следующее: специалисты агентства SEL, тесно сотрудничая с представителями центрального и городского правительства, а также с муниципальными администрациями, активно участвуют в обсуждении важнейших вопросов, связанных с дальнейшим развитием городской системы оказания социальных услуг с привлечением возможностей социального предпринимательства. Для получения объективной информации о важнейших общественно значимых проблемах города, агентство проводит ряд исследований по оценке влияния социальных предприятий на решение этих проблем. Так же важно сказать о том, что многие государства Европы и остального мира возлагают на социальное предпринимательство большую нагрузку по решению социальных проблем, опираясь на опыт Великобритании и в частности Лондона.

Что касается социального бизнеса в России, то данной сфере нет законодательных актов, которые бы регулировали все вопросы, касающиеся социального предпринимательства. Но сегодня в вопросе законодательства выдвигаются определенные инициативы. Состояние социального предпринимательства в России находится на стадии развития. Причем изучение проводимых грантов и конкурсов в этой области показало, что все они организовываются, проводятся и финансируются либо частными фондами, либо регионами РФ, либо иностранными инвесторами, т.е. на федеральном уровне социальное предпринимательство не поддерживается в необходимом объеме. В частности в городе Новошахтинске состояние социального предпринимательства находится в неразвитом состоянии. По данным об экономических субъектах города отдельного пункта, где было бы отражено количество социально направленных предприятий, нет. Учитывая наличие пункта «прочее», можно предположить, что в городе не более 60 различных форм социального предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достигая цель курсовой работы, было установлено, что выделяется несколько теорий анализа социального предпринимательства: теория «коллективного поведения» и «массового общества», теории относительной депривации, теория мобилизации ресурсов. Основное различие между предпринимательством и социальным предпринимательством заключается в самом определении ценностей. Для предпринимателя ценность предусмотрена и организована таким образом, чтобы служить рынкам, которые смогут легко использовать новый продукт или услугу, и таким образом ориентирована на извлечение финансовой прибыли.

Установлено, что единственный подход к определению понятия «социального предпринимательства» не выработан. Определение данного понятия зависит от того, какой подход к пониманию осуществляет ученый. Рассматривать это понятие можно с точки зрения экономики или социологии. Наиболее полно сущность социального предпринимательства, отражает определение, что «социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками: социальное воздействие, инновационность, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость, предпринимательский подход».

Социальное предпринимательство не относится к предприятиям, которые занимаются предоставлением социальных услуг, а так же которыми движет социальный активизм, а являются третьим видом социальных предприятий. Деятельность таких предприятий очень разнообразна. Предприятие может производить товаров, предоставлять социально значимые услуги и работы, в том числе для отдельных категорий граждан. Осуществлять эту деятельность могут как частные лица, так и юридические лица.

Анализ опыт социального предпринимательства Великобритании, демонстрирует на конкретных примерах, что социальные предприниматели, тесно сотрудничая с представителями центрального и городского правительства, а также с муниципальными администрациями, активно участвуют в обсуждении важнейших вопросов, связанных с дальнейшим развитием городской системы оказания социальных услуг с привлечением возможностей социального предпринимательства.

Многие государства Западной Европы и остального мира возлагают на социальное предпринимательство большую нагрузку по решению социальных проблем, опираясь на опыт Великобритании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования [Текст] / Под ред. О.Лейкинд. - СПб.: Лики России, 2002.

  2. Горфинкель В.Я. Предпринимательство: учебник для вузов / В.Я.Горфинкель, Г.Б. Поляк, В.А. Швандар. – М.: ЮНИТИ, 2000.

  3. Здравомыслова Е.А. Социологические подходы к анализу общественных движений // Социологические исследования. - 1990. - №7.

  4. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. / Под редакцией: Московская А. - М.: НИУ Высшая школа экономики, 2011

  5. . В Ростовской области определен список из 1,656 тысячи предприятий и организаций региона, которым установлена квота для приема на работу инвалидов [] // Режим доступа: http://www.yuga.ru/news/259822/ (дата обращения 14.12.12.)

  6. Глушков В. Социальное предпринимательство в России. Начало пути. // RMCENTER.RU: Российский микрофинансовый центр. // Режим доступа: http://www.rmcenter.ru/about/news/detail.php?ID=2907 (дата обращения: 28.11.2012).

  7. Государство перекинет социальные проблемы на бизнес // Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/business/laws/gos-soc-problemi-bizz.htm (дата обращения 28.11.12)l

  8. Задорин И.В. Общественная поддержка и доверие населения как фактор развития социального предпринимательства // ZIRCON.RU: Исследовательская группа «Циркон» // Режим доступа: http://www.zircon.ru/russian/ publication /4/081216.htm (дата обращения: 25. 11. 2012).

  9. Зарубежный опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. http://www.nb-forum.ru/sociallinks (дата обращения: 25.11.2012).

  10. Зверева Н. Социальное предпринимательство: взгляд в будущее // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. 2011. URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1640.html?effort (дата обращения: 28.11.2012).

  11. Опыт социального предпринимательства на примере Великобритании // SEL.ORG.UK: Социальное предпринимательство в Лондоне. http://www.sel.org.uk/publications.html (дата обращения: 20.10.2012).

  12. Предприятия ВОС по округам. // http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=162&Itemid=120#3 (дата обращения 14.12.12)

  13. Программа комплексного социально-экономического развития города Новошахтинска на 2012-2014 годы. // http://www.novoshakhtinsk.org/economics/strategy_in_future/Programma%20soc-ekonom%20razvitie%202012-2014/

  14. Продукция ВОС // http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=127&Itemid=241 (дата обращения 14.12.12)

  15. Российский опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. 2011. URL: http://nb-fund.ru/socbizactual1 (дата обращения: 25.11.2012).

  16. Сайт Всероссийского общества инвалидов // http://www.voi.ru/ (дата обращения 12.12.12)

  17. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования // http://coollib.net/b/188949/read (дата обращения 14.12.12)

  18. Социальное предпринимательство предлагают оформить законодательно // http://www.nb-forum.ru/business/laws/soz-entre-zakon.html (дата обращения 29.11.12)

  19. Стратегия развития промышленности и строительных материалов города Новошахтинска до 2020 года // http://www.novoshakhtinsk.org/economics/strategy_in_future/strategy_prom_2020/ (дата обращения 20.11.12)

  20. Сэй Ж.Б. Значение социального предпринимательства // http://www.fuqua.duke.edu/centers/case/documents/Dees_SEdef.pdf (обращение 7.12.2012)

1 Задорин И.В. Общественная поддержка и доверие населения как фактор развития социального предпринимательства [Электронный ресурс] / И.В.Задорин // Режим доступа: http://www.zircon.ru/russian/ publication /4/081216.htm (дата обращения: 25. 11. 2012).

2 Зарубежный опыт социального предпринимательства [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал «Наше будущее». // Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/sociallinks (дата обращения: 25.11.2012).

3 Здравомыслова Е.А. Социологические подходы к анализу общественных движений [Текст] / Е.А.Здравомыслова // Социологические исследования. - 1990. - № 7.

4 Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. Под редакцией: Московская А., М.: НИУ Высшая школа экономики, 2011

5 Здравомыслова Е.А. Социологические подходы к анализу общественных движений // Социологические исследования. - 1990. - №7.

6 Зарубежный опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. http://www.nb-forum.ru/sociallinks (дата обращения: 25.11.2012)

7 Зверева Н. Социальное предпринимательство: взгляд в будущее // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. 2011. URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1640.html?effort (дата обращения: 28.11.2012).

8 Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. Под редакцией: Московская А., М.: НИУ Высшая школа экономики, 2011

9 Сэй Ж.Б. Значение социального предпринимательства // http://www.fuqua.duke.edu/centers/case/documents/Dees_SEdef.pdf (обращение 7.12.2012)

10 Здравомыслова Е.А. Социологические подходы к анализу общественных движений // Социологические исследования. - 1990. - №7

11 Опыт социального предпринимательства на примере Великобритании // SEL.ORG.UK: Социальное предпринимательство в Лондоне. http://www.sel.org.uk/publications.html (дата обращения: 20.10.2012).

12 Опыт социального предпринимательства на примере Великобритании // SEL.ORG.UK: Социальное предпринимательство в Лондоне. http://www.sel.org.uk/publications.html (дата обращения: 20.10.2012).

13 Опыт социального предпринимательства на примере Великобритании // SEL.ORG.UK: Социальное предпринимательство в Лондоне. http://www.sel.org.uk/publications.html (дата обращения: 20.10.2012).

14 Опыт социального предпринимательства на примере Великобритании // SEL.ORG.UK: Социальное предпринимательство в Лондоне. http://www.sel.org.uk/publications.html (дата обращения: 20.10.2012).

15 Опыт социального предпринимательства на примере Великобритании // SEL.ORG.UK: Социальное предпринимательство в Лондоне. http://www.sel.org.uk/publications.html (дата обращения: 20.10.2012).

16 Зарубежный опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. http://www.nb-forum.ru/sociallinks (дата обращения: 25.11.2012).

17 Зарубежный опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. http://www.nb-forum.ru/sociallinks (дата обращения: 25.11.2012).

18 Зарубежный опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. http://www.nb-forum.ru/sociallinks (дата обращения: 25.11.2012).

19 Зарубежный опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. http://www.nb-forum.ru/sociallinks (дата обращения: 25.11.2012).

20 Зарубежный опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. http://www.nb-forum.ru/sociallinks (дата обращения: 25.11.2012).

21 Зарубежный опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. http://www.nb-forum.ru/sociallinks (дата обращения: 25.11.2012).

22 Зарубежный опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. http://www.nb-forum.ru/sociallinks (дата обращения: 25.11.2012).

23 Зарубежный опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. http://www.nb-forum.ru/sociallinks (дата обращения: 25.11.2012).

24 Российский опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. 2011. URL: http://nb-fund.ru/socbizactual1 (дата обращения: 25.11.2012)

25 Сайт Всероссийского общества инвалидов // http://www.voi.ru/ (дата обращения 12.12.12)

26Предприятия ВОС по округам. // http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=162&Itemid=120#3 (дата обращения 14.12.12)

27 Российский опыт социального предпринимательства // NB-FUND.RU: Информационно-аналитический портал Наше будущее. 2011. URL: http://nb-fund.ru/socbizactual1 (дата обращения: 25.11.2012)

28 Программа комплексного социально-экономического развития города Новошахтинска на 2012-2014 годы. // http://www.novoshakhtinsk.org/economics/strategy_in_future/Programma%20soc-ekonom%20razvitie%202012-2014/ (дата обращения 20.11.12)

29 Стратегия развития промышленности и строительных материалов города Новошахтинска до 2020 года // http://www.novoshakhtinsk.org/economics/strategy_in_future/strategy_prom_2020/ (дата обращения 20.11.12)

Просмотров работы: 12251