ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Зырянова Е.В. 1, Мащенко М.В. 1
1НТГСПА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основные направления использования дистанционных технологий при обучении одаренных детей Зырянова Е. В., Мащенко М. В., ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская социально-педагогическая академия»,Нижний Тагил, Россия Глобальная информатизация общества, широкое использование постоянного развития и усложнения информационно-коммуникационных технологий ведет к росту значимости информатизации всей системы образования. Государственная программа «Развитие образования в РФ» на 2013-2020 годы предусматривает реализацию мероприятий государственной политики для развития единого образовательного пространства, обеспечивающего создание условий для поэтапного перехода к новому уровню и качеству образования на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий. Совершенствование системы дистанционного образования, которое в условиях России является особенно актуальным, поскольку удаленность регионов от центра при отсутствии оперативной связи значительно затрудняет своевременное следование основным тенденциям развития системы образования, становится важнейшим национальным приоритетом. При этом только методически обоснованное использование информационно-коммуникационных технологий (от построения урока с использованием электронных образовательных ресурсов до реализации индивидуализированного дистанционного обучения) позволит добиться повышения качества школьного образования, становления и развития единого открытого образовательного пространства и его ориентацию на индивидуальные особенности и потребности учащихся.

Исследованию различных аспектов обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей, а именно, под руководством В. В. Рубцова разрабатываются новые информационные коммуникативно-ориентированные технологии обучения, проводятся углубленные исследования игровых, учебных и профессионально-ориентированных видов деятельности, основанных на использовании компьютерных средств; под руководством профессора Ю. С. Брановского разработано двадцать пять компьютерных программно-методических комплексов, которые включены в каталог «Компьютерные учебные программы» ИНИНФО МО РФ; новаторская идея И. П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. Профессор В. Н. Васильев являлся научным руководителем научно-исследовательских работ по ряду федеральных целевых программ, среди которых – «Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационной среды», и др.

С точки зрения Е. И. Машбиц, Б. С. Гершунский, М. Демакова использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации учителей и учащихся, позволяет по-новому организовать взаимодействие учеников и педагогов, способствует развитию познавательной самостоятельности школьников.

Анализ содержания исследований по проблемам организации дистанционного обучения показывает, что, несмотря на то, что дистанционное обучение уже прочно вошло в нашу жизнь, значительная часть исследований в этой области связано с высшей школой.

При этом в общеобразовательной школе существует категория учащихся, для которых создание системы дистанционного обучения в соответствии с принципами гибкости, мобильности, интерактивности является наиболее эффективным способом получения образования с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей этих одаренных школьников.

Повышенный интерес к проблемам одаренности диктуется социальным заказом общества и способствует интенсивному росту исследований в этой области. В зарубежной педагогике этой проблеме посвящены работы многих ученых: Дж. Гилфорда, В. Лоуэн-фельда, Ф. Монкса, К. Осборна, Дж. Рензулли, П. Торренса. В России разработка исследований ведется по нескольким направлениям: российским психологом A. M. Матюшкиным была разработана концепция творческой одаренности; появились другие варианты концептуальных решений (В. Н. Дружинин, А. И. Савенков, В. Д. Шадриков и др.); интенсивно внедряются теории и методики диагностики детской одаренности (И. С. Аверина, Д. Б. Богоявленская, Л. Ф. Бурлачук, Л. А. Венгер, К. М. Гуревич, Е. И. Щебланова); разрабатывается проблема прогнозирования развития одаренных детей и выдающихся достижений (Н. С. Лейтес, B. C. Юркевич). Проблема создания условий для развития одаренности рассматривается в трудах Б.Т. Лихачева.

В рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» разработана «Рабочая концепция одаренности» (Д. Б. Богоявленская, Ю. Д. Бабаева, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, Н. С. Лейтес, В. Д. Шадриков и др.).

Анализ предлагаемых в педагогической теории и практике путей решения проблемы обучения и развития одаренных детей указывает на неоднозначное понимание природы, методов и путей развития одаренности, особенности в условиях дистанционного обучения. Ситуация усугубляется и накопившимися к настоящему времени противоречиями:

  • между все более возрастающими требованиями жизни общества к формированию образованной, интеллектуально развитой, творческой личности и неготовностью образовательной системы решить эту проблему;

  • между коллективным характером организации учебно-воспитательного процесса в школе и индивидуальным по своей сути характером учения;

  • между ожиданиями родителей высоких результатов в деятельности школы и реальной педагогической практикой в обучении и воспитании способных и, тем более, одаренных детей.

Следует отметить, что для жизни и работы в информационном обществе, будущий исследователь – одаренный школьник, должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, в том числе и на иностранном языке. Именно поэтому внимание методистов должно быть обращено, главным образом, на вопросы формирования иноязычной, в частности, английской культуры школьника с использованием информационно-коммуникационных технологий. В программах обучения иностранным языкам для средней школы не представлена концепция комплексной работы в этом направлении, что, в свою очередь, не ориентирует учителей на использование всего потенциала обучающих средств для иноязычного образования. Образовательная политика нашего государства в настоящее время направлена на развитие технической базы образовательных учреждений для создания условий в предметной области «иностранный язык» по использованию информационно-коммуникационных технологий. Однако фактически до сих пор отсутствует теория использования ИКТ как средства обучения иностранному языку. Существует достаточно большое количество сайтов, электронных учебников, виртуальных школ, предлагающие изучить основы иностранного языка (Например, сайт Международного языкового центра Language Link http://www.lessons.ru). Но при этом многие исследователи (Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. В. Хуторской и др.) отмечают, что недостаточно хорошо зарекомендовавших себя и проверенных на практике методик организации дистанционного обучения одаренных школьников иноязычной культуре и языку. Ведь одаренные дети с одной стороны хотят получить более углубленные знания и устойчивые речевые умения с одной стороны, а с другой однообразный тренинг их быстро утомляет и снижает мотивацию к данному виду деятельности.

Соответственно необходим комплексный подход к решению проблемы отсутствия целостной концепции построения методической системы дистанционного обучения английскому языку одаренных школьников в общеобразовательной школе.

На наш взгляд, обучение одаренных детей английскому языку с использованием дистанционных технологий может быть существенно улучшено, за счет того, что будут обеспечены:

  • вербальная коммуникация на естественном языке, реализуемая в форме диалогового взаимодействия учащегося с компьютером, а также носителями языка;

  • создание аутентичных, коммуникативно ориентированных ситуаций общения и обучения языку;

  • обеспечение инструмента информационной поддержки (получение, переработка, хранение и передача информации) деятельности учащегося;

  • формирование прочных грамматических навыков на этапах введения, тренировки и применения учебного материала;

  • осуществление управления обучением и оказание корригирующего воздействия.

Таким образом, в программе дистанционного обучения английскому языку должны присутствовать несколько функций, которые обеспечивают ее интерактивность:

  • уроки-чаты с преподавателем и другими учащимися школы;

  • форум, где можно обсудить различные актуальные темы, в том числе и носителями языка;

  • переписка по электронной почте с учителем, одноклассниками и носителями языка

  • наличие разнообразных творческих заданий, требующих не только углубленных знаний по предмету, но и творческих способностей учащихся;

  • систематическая организация различных конкурсов и олимпиад;;

  • проверка письменных и устных заданий учителем в режиме on-line;

  • встроенный в программу дистанционного обучения табель успеваемости на основе балльно-рейтинговой системы оценивания, позволяющий учащимся корректировать свой индивидуальный темп обучения.

Кроме того, должны быть специальные требования к оболочке для дистанционной формы обучения, которые основываются на функциях учебной деятельности с учетом целей и задач обучения одаренных школьников. Наиболее общими требованиями к оболочке дистанционного обучения можно считать:

  • комплексность – ведение единой базы школьных учебных и административных данных. четкая структурированность всех материалов, предусматривающая разграничение прав доступа;

  • систематическая компьютерная поддержка, как процесса управления, так и процесса обучения в школе (компьютеризированный классный журнал, электронные учебные материалы, конструкторы и плейеры уроков, панели управления громкой связью, цифровыми досками объявлений, ученическими портфолио, и т.д.);

  • систематическая обработка данных: отчеты, справки, запросы; поддерживать и обрабатывать данные об учебно-воспитательном процессе (сведения о сотрудниках и учениках, учебные планы, методические материалы, нормативные документы, доску объявлений, архивы);

  • возможность наращивания и создание информационных и образовательных ресурсов: мультимедийных учебных приложений, методических разработок, ресурсов Интернет и др;

  • обеспечение электронного общения между всеми пользователями и группами пользователей информационного пространства в различных режимах и формах;

  • открытость для интеграции других ПП образовательного назначения и наличие инструментов для саморазвития (наращивание новых рубрик, структурирование информации, формирование запросов);

  • работоспособность в школах с различным уровнем оснащения компьютерной техникой.

В результате проделанной работы удалось прийти к следующим выводам.

  1. Следует отличать языковую одаренность учащихся от других видов. Под языковой одаренностью школьника мы будем понимать повышенный уровень развития мышления на иностранном языке и проявление активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, а также устойчивую мотивацию в изучении языка и креативность в выборе способов общения на иностранном языке.

  2. Критериями уровня сформированности у одаренных учащихся речевой и языковой компетенций в овладении иностранного языка можно считать: активность учащихся в различных коммуникациях; грамотность построения основных речевых конструкций в процессе взаимодействия; удовлетворенность учащихся и учителя процессом и результатами коммуникации.

  3. Важнейшими направлениями повышения качества обучения одаренных школьников английскому языку являются преемственность в развитии лингвистических способностей у учащихся в период обучения; творческое и систематическое взаимодействие учителя с одаренными школьниками в познании иностранного языка на основе разнообразных дистанционных технологий обучения; стимулирование у учащихся познавательной активности посредством общения с носителями языка, участием в различных конкурсах и олимпиадах, в том числе и на иностранном языке.

Просмотров работы: 3668