От уровня владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, от того, насколько гибко молодой специалист (бакалавр, магистр) реагирует на изменения в ИОС (информационной образовательной среде) зависит его успешность, востребованность на современном рынке труда. Образованию в нашей стране отводится важная роль в обеспечении устойчивого экономического роста страны. В области профессионального образования основной целью является подготовка квалифицированного работника, что требует от организации образовательного процесса в вузе направленности на развитие личности и компетентности специалиста. На изменение подходов к подготовке специалистов в системе высшего образования указывает Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.
Несомненно, что в наше время применение компьютера и мультимедийного оборудования, наряду со специальным ПО (в частности, математическими редакторами), является мощнейшим средством обучения по сравнению со статичной и малопроизводительной формой представления знаний в текстовых пособиях. «Проникновение» СИТ в традиционные технологии процесса обучения в вузе и школе заметно осложняется самыми различными психолого-педагогическими и учебно-методическими проблемами.
Не достаточно просто представить текстовое учебное пособие в электронном виде. Для создания современного, дидактически эффективного электронного учебного пособия необходимо ясно представлять возможности текстовой и графической разметки экрана, имеющегося аппаратного парка (компьютеры, ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютеры, ридеры) и программного обеспечения.
Указанное определяет актуальность поставленной проблемы.
Целью проблемы является теоретическое обоснование эффективности педагогических условий применения СИТ в процессе профессиональной подготовки в вузе на примере обучающих интерактивных документов по дисциплине "Математика" для студентов 1-го курса вузов.
Вопрос использования технических средств обучения (ТСО) в школах и вузах постоянно поднимался методистами и раньше. Довольно часто применение ТСО на уроках математики (и не только) «внедрялось» директивно, хотя и сами педагоги-математики понимали важность его использования. Применение СИТ в обучении математике (и не только), несомненно, способствует интенсификации учебного процесса в вуз-е, повышению его качества, развитию логического и теоретического мышления студентов.
Вследствие этого, научная новизна проекта состоит в следующем:
1) теоретическое обоснование эффективности педагогических условий применения СИТ в процессе профессиональной подготовки в вузе;
2) разработка и реализация модели и методики применения СИТ на примере обучающих интерактивных документов по математике.
Инновационность идеи заключается в том, что в предлагаемом электронном учебно-методическом пособии учебный материал представлен в виде WEB-страниц, связанных между собой как последовательностью действий в соответствии с содержанием, так и по своей собственной траектории учения; возможность размещения обучающих интерактивных документов как в информационной образовательной среде кафедры (вуза), так и в Интернет. Лекционный и практический учебный материал может быть просмотрен и проработан неоднократно (по необходимости), в подобных документах имеется большое количество гиперссылок. Один из авторов статьи (Часов К.В.) во время проведения лекционных и практических занятий разбирает большинство примеров в математической среде MathCad, при этом методической находкой являются Flash-анимации, показывающие как производить вычисления в этой среде для соответствующего примера.
С помощью обучающих интерактивных документов достаточно просто наладить обратную связь с обучающимися (студентами ДФО, ЗФО и слушателями дистанционных курсов) реализацией тестирования (возможно подключение любой тестирующей системы).
Учитывая, что подготовка обучающих интерактивных документов не является очень уж сложной задачей – с ней может справиться и студент, то в этом заключается и практическая значимость предлагаемого проекта. Разрабатывать аналогичные документы под силу преподавателям, не являющимся опытными пользователями компьютеров. Поэтому проект может быть востребован не только в технических вузах, но и в гуманитарных.