"КТО Я?: ГЕНДЕР И ЛИЧНОСТЬ" (ПРОЕКТ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

"КТО Я?: ГЕНДЕР И ЛИЧНОСТЬ" (ПРОЕКТ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ)

Чемоданова М.В. 1
1ФБГОУ ВПО "Марийский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная социальная ситуация связана с процессами преобразования в системе общественных ценностей, изменениями в духовной сфере общества. Особенно остро стоят проблемы воспитания молодежи, их подготовка к семейной и общественной жизни. Учитывая ослабление воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, которые все больше вытесняются средствами массовой информации и обществом сверстников, очевидна необходимость разработки и внедрения образовательных программ гендерного воспитания и формирования гендерной культуры.

Юношеский возраст – то время, когда гендерному воспитанию нужно выделять особое внимание. В этот период общение с противоположным полом становится особенно важным фактором формирования личности, молодые люди начинают вступать в интимные отношения. Школа является важнейшим институтом гендерной социализации. Здесь воспроизводится система распределения гендерных ролей в обществе – через формы и содержание воспитания и образования, выбор предметов и дисциплин, сегрегацию мальчиков и девочек по определенным курсам.

Формирование гендерной идентичности так же тесно связано с процессом профессионального самоопределения, который является ведущим типом деятельности в юности. В современном, постмодернистском обществе возникают новые психокультурные, духовные и экономические факторы, под влиянием которых все чаще происходит трансформация гендерной идентичности.Результатами этих изменений в обществе стало изменение ценностно – смысловых установок и трансформации социальных и гендерных ролей.Статистические исследования 2012 года говорят нам, что нарушения гендерной идентичности имеют от 0,5 до 1 процента населения (то есть примерно каждый сотый человек). Не говоря уже о трансвестизме (склонности к переодеванию в одежду противоположного пола), которому подвержены в той или иной степени от 1 до 5 процентов людей [8].

Исследование 2011 года, которое проводилось нами в рамках курсовой работы, показало, что влияние гендерных стереотипов на современных мужчин и женщин все еще очень сильно. Молодые люди становятся объектом воздействия множества разных источников, навязывающих им как нужно выглядеть, вести себя, что говорить и чем заниматься. К мужчинам предъявляются особенно высокие требования, которые зачастую просто недостижимы. И любое несоответствие общепринятым, стереотипным нормам воспринимается обществом как отклонение. С другой стороны, уже значительная часть людей ориентирована на западно – европейскую модель гендерного равенства. За равноправие во всех сферах отношений между мужчиной и женщиной выступают 75% пользователей Интернет-форумов. Молодые люди попадают под влияние таких разных тенденций, что затрудняет формирование их собственного отношения к вопросам пола. В более зрелом возрасте это выливается в супружеские конфликты, т.к. супруги часто имеют совершенно различные гендерные установки.

Все эти факты, подтвержденные статистически в ходе нашего исследования, говорят о низкой гендерной культуре российского общества в целом. Очевидно, что современные молодые люди подвергаются множеству неблагоприятных факторов, в результате чего возникают трудности в их гендерной социализации.

В связи с этим нам представляется, что возникла необходимость в широком просвещении молодых людей по вопросам гендера, подготовка к основным задачам, которые им придется выполнить в ходе своей гендерной социализации. Молодые люди должны научится противостоять влиянию гендерных стереотипов, сформировать позитивное отношение к своей гендерной идентичности и научиться строить равноправные отношения с противоположным полом.

Для достижения этих целей нами предлагается внедрить в программу обучения старшеклассников факультативный курс «Кто Я?: Гендер и Личность».

На обоснование нашего видения решения проблемы в форме спецкурса повлияли:

  • идеи о юности как решающем периоде для формирования половой идентичности (Г.М. Андреева, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, B.C. Мухина);

  • идеи о гендере как социокультурном конструкте (Ш. Берн, O.A. Воронина, И.С. Клецина, М. Мид, К. Хорни);

  • концепция андрогинии С. Бем;

  • концепции половой социализации (Д.Н. Исаев. В.Е. Каган, И.С. Клецина, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, В.И. Слободчиков).

Важно помочь старшекласснику сформировать гармоничную гендерную идентичность. Гендерная идентичностьбазовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения принадлежности к мужской или женской группе [4]. Наиболее значимо, как человек сам оценивает свою идентичность, что формируется в определенной культуре при взаимодействии «Я» и «других». Гендерная идентичность – устойчивое личностное образование. Оно включает в себя и уровень связи старшеклассника с гендерной группой, знание о своей гендерной идентичности, определенное эмоционально–оценочное отношение к ней, а так же понимание и осуществление ее деятельностных аспектов [2].

Этот период очень важен и с точки зрения формирования всех ее компонентов: подростки начинают оценивать собственное тело с точки зрения привлекательности для противоположного пола (телесный компонент); особое внимание уделяется внешнему облику, внешним атрибутам мужественности и женственности (фенотипический компонент); сильное влияние оказывают СМИ на усвоение гендерных схем, моделей поведения эталонных мужчин и женщин (социально типический компонент); начинается формирование определенных сексуальных предпочтений, сексуальной ориентации (сексуальный компонент); подросток четко определяет себя как представителя своего пола, формируется система мотивов и установок, позволяющих ему репрезентовать себя как представителя этого пола (эмоционально – личностный компонент).

Возраст ранней юности – 14-18 лет - центральный период формирования установок личности, в том числе и в сфере полоролевых отношений. Этот возраст очень подходит для анализа различных представлений, их оценки и формирования собственной позиции по отношению к ним [6].

Особые трудности гендерной социализации молодых людей возникают в последнее время. Общество предъявляет к ним высокие требования, но при этом у них очень мало социально одобряемых возможностей проявить свою «мужественность». Исследование, проведенное А.С. Волович [1], продемонстрировало, что среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85%) составляют девушки. Да и юноши, попавшие в эту категорию, отличались от других скорее традиционно женскими качествами (примерное поведение, усидчивость, исполнительность и т.п.), в то время как качества, характеризующие интеллект или социальную активность, практически не были представлены.

Но ситуация гендерной социализации девушек тоже очень сложна. С одной стороны, обществом провозглашается социальное равенство женщин и мужчин, что подводит их к тому, что нужно получать образование и реализовать себя в трудовой деятельности вне зависимости от пола [5]. Но при этом остаются очень влиятельными традиционные, иерархические взгляды и женщины все еще сталкиваются с предпочтением мальчиков при приеме в учебные заведения, работу и т.д. Все это воспитывает в них традиционно маскулинные качества: конкурентноспособность, стремление к доминированию и т.д.

Алешина Ю.Е. делает неутешительный вывод: «полоролевая социализация в ее современном виде приводит к парадоксальным результатам: мальчиков как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек же, напротив,— на гиперактивность и доминантность. В то же время жить им предстоит в обществе, во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты» [1]. В связи с этим чрезвычайно важно оказание социально-психологической помощи старшеклассникам со стороны психологов и педагогов, их просвещение по всем вышеперечисленным аспектам.

Неудивительно, что многие психологи и педагоги приходят к решению о необходимости введения в образовательный процесс спецкурсов, факультативов, на которых учащиеся смогут получить знания в рамках гендерной психологии (Л.П. Шустова [7]; Н.Е. Плетнякова; С.Д. Матюшкова [6] и др.).

Однако для большинства встреченных нами программ характерен большой объем теоретической информации, знать которую должны ученики, а так же упор на подготовку старшеклассников к будущей семейной жизни. Мало внимания уделяется личностному развитию ученика, а именно в этот период происходит формирование установок по отношению к разным областям жизни. Главное в этот период создать условия для гармоничного формирования идентичности личности в целом, и половой и гендерной идентичности в частности. Ведь готовность к взаимодействию с противоположным полом, романтическим и семейным отношениям – это в первую очередь не только знания об основных характеристиках семьи, законах ее функционирования и т.д. Это принятие себя и других, уважительное отношение к себе и окружающим, готовность брать на себя ответственность, готовность в сотрудничеству и сопереживанию. Все это невозможно, если не сформирована позитивная «Я-концепция», важной составляющей которой являются гендерная идентичность и гендерные установки.

Предлагаемый нами факультатив поможет старшеклассникам взглянуть по-другому на себя и окружающих; осознать, какой гендерной группе он принадлежит и выработать позитивное отношение к этому факту; научиться противостоять влиянию гендерных стереотипов и сформировать собственно мнение о месте мужчины и женщины в современном обществе.

Содержание курса

Факультативный курс «Кто Я?: Гендер и Личность» ориентирован на учащихся подросткового возраста и ранней юности.

В основу программы курса положены принципы доступности, последовательности, информативности, безоценочного отношения и связи с жизнью.

Цель факультативного курсапросвещение учащихся по вопросам гендерной психологии, способствование их самоопределению и успешной социализацию

Основные задачи факультатива:

  • Дать представление об основных понятиях гендерной психологии (гендер, гендерная идентичность, гендерные стереотипы, гендерная социализация, и др.);

  • Сформировать умение распознавать примеры проявления гендерных стереотипов, дискриминации по признаку пола, гендерной несправедливости и неравенства и др.;

  • Способствовать формированию гармоничной гендерной идентичности учащихся;

  • Сформировать умение строить конструктивные, равноправные отношения с лицами противоположного пола.

Факультатив рассчитан на 16 академических часов, предполагает проведение лекций, семинаров и тренингов.

План – сетка факультативных занятий «Кто Я?: Гендер и Личность».

Форма занятий

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

Лекция

«Основы теории гендера»

Вводное занятие, на котором школьникам разъясняются основные теории гендерной психологии, понятие гендера, фемининности- маскулинности и т.д.

1

Семинарское занятие

«Гендерные стереотипы в нашей жизни»

Вводятся понятия гендерный стереотип, гендерные роли и т.д. Учащимся предлагается подумать, какие гендерные стереотипы они знают и как они влияют на их жизнь и восприятие мира

1

Лекция

«Гендерные отношения»

Обращается внимание на формы взаимосвязи между людьми, связанные с категориями «мужское – женское».

1

Лекция

«Многообразие гендерных ролей»

Вводятся понятия «социальная роль», «гендерная роль». Обращается внимание на дифференциацию гендерных ролей в зависимости от пола, возраста, социального статуса, семейного положения. Предлагается обратить внимание на распределение ролей в их собственных семьях.

1

Тренинговое занятие

«Мужчина и женщина. Что мы знаем друг о друге?»

Задачи:

Создать условия для открытого, прямого диалога для учащихся по заданной теме; Улучшить представления об особенностях восприятия представителей противоположного пола; Улучшить представления подростков о полоролевых стереотипах.

2

Лекционное занятие

«Гендерная идентичность»

Вводится понятие гендерная идентичность, представляются различные виды гендерной идентичности. Учащиеся усваивают признаки характерны для личности, обладающей адекватной, гармоничной гендерной идентичностью.

1

Семинарское занятие

«Современные юноша и девушка – какие они?»

Учащимся предлагается подумать, какие характерные поведенческие модели и качества личности характерны для современных юношей и девушек. Сравнить современные идеалы и идеалы прошлых лет и решить, какие изменения кажутся им позитивными, а какие нет.

1

Лекция

Сексуальное поведение

Раскрываются модели сексуального поведения мужчин и женщин, а так же виды сексуальной ориентации и т.д.

1

Семинар с элементами тренинга

«Гендерные аспекты толерантности: слышим ли мы другого?»

Рассматривается история гендерного воспитания в России, вопрос о стереотипах и о том, что мешает каждому быть свободным и счастливым, анализируются роли современных женщин и мужчин в семье и в обществе.

2

Семинар

Средства массовой информации и их роль в формировании гендерных представлений

Учащимся предлагается подумать, как СМИ влияют на наши представления об отношениях между мужчинами и женщинами, а так же на наше восприятие себя как представителя того или иного пола.

1

Лекция

«Семья как основной институт гендерной социализации»

Учащимся рассказывается какие характеристики семьи влияют на формирование гендерных представлений и гендерной идентичности человека.

1

Семинар

«Пол и профессия»

Старшеклассникам предлагается подумать, какое существует в обществе разделение труда по половому признаку и гендерные характеристики личности могут повлиять на успешность в той или иной профессии.

1

Тренинговое занятие

«Тренинг гендерной идентичности»

Тренинг ориентирован на развитие и рост личностных качеств, коммуникационную компетентность участников; в тренинге ставятся задачи формирования представлений о сущности своего и иного пола; развития установок, необходимых для успешного взаимодействия полов; смягчения недоверия между ними; формирования психологических умений и навыков общения мужчины и женщины.

2

В проекте предложен практико-ориентированный подход к решению поднятой проблемы в виде разработки и реализации программы факультативного курса «Кто Я?: Гендер и Личность». В программе курса основное внимание уделено развитию самосознания старшеклассников, развитию умения противостоять внешним влияниям и гендерным стереотипам; помощи в формировании позитивного взгляда на мир и своего места в нем; усвоению навыков строительства партнерских отношений с лицами противоположного пола; а также формированию гармоничной гендерной идентичности и облегчению тем самым дальнейшей социализации подростков и юношей.

Программа спецкурса "Основы гендерной психологии" может быть использована педагогами-психологами, классными руководителями, социальными педагогами в воспитательной работе в полном объеме или частично. Так же предлагаемая программа может стать основой для разработки других курсов по смежной тематике, либо подобных курсов для других возрастных групп, к примеру, студентов.

Список использованных источников:

  1. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, Волович А.С. // Вопросы психологии. – М., 1991.- №4. - C. 9-17.

  2. Бурн, Ш. Гендерная психология / Ш.Бурн. – М: Прайм-Еврознак, 2002. - 503с.

  3. Каган, В.Е. Половые аспекты индивидуальности // Вопросы психологии. - 1987. - №2. - С. 54-61.

  4. Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие/ И.С. Клецина. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2008. - 325 с.

  5. Основы гендерной культуры. Программа спецкурса для старшеклассников [Электронный ресурс] / сост. С.Матюшкова.- Витебск., 2010.- Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/educating-students/85-courses-for-pupils/1018-osnovy-gendernoj-kultury-programma-speczkursa-dlya-starsheklassnikov?start=1

  6. Формирование гендерной идентичности старшеклассников [Электронный ресурс] / Л.Шустова. - М., 2010. - Режим доступа: http://alldisser.com/part/ref-39269.html

  7. Трансгендерность [Электронный ресурс] / Сборник статей. - М., 2010. - Режим доступа: http://t-gender.narod.ru

Просмотров работы: 5296