CИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РЕЧЕВЫМИ ПАТОЛОГИЯМИ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

CИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РЕЧЕВЫМИ ПАТОЛОГИЯМИ.

Пика И.Ю. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день растет число детей с различными речевыми нарушениями и задержкой речевого развития. Нарушение речи в той или иной степени влияет на психическое, физическое, умственное развитие ребенка, что сказывается на его деятельности, поведении, формировании личностных качеств.[2] Л. С. Выготский говорил: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»[5]

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих дошкольников с нарушениями речи, является весьма значимым звеном в процессе реализации помощи детям с речевыми дефектами.[8] Успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.[1] Особое место отводится тандему логопеда и психолога. При совместной работе данные специалисты имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается.[3] Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу[7], разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом. Для эффективной работы нужно составить совместный план логопеда и психолога, который должен строго выполняться.[6] В противном случае намеченные задачи не будут выполняться в силу различных причин: несовпадение намеченных мероприятий со временем, отпускаемых на их проведение; использование однообразных методов работы, не развивающих все стороны личности и т.д.[4]

Для того чтобы выявить, насколько эффективно и ценно взаимодействие психолога с семьями с нарушениями речи, нами было проведено анкетирование среди родителей данных семей. Также мы выявили качественный уровень взаимосвязи психологов и логопедов в Мурманской области посредством анкетирования логопедов.

Базой исследования явились 7логопедических групп ДОУ г. Мурманска, таких как ДОУ №74, ДОУ №87, ДОУ №112, ДОУ №130 (2 группы) и ДОУ №152 (2 группы). Также в эксперименте принимали участие семьи, посещающие логопункты г. Мурманска (ДОУ№ 7. №18 №21,№75, №110, № 154). Заполнение анкет происходило и семьями, дети которых обучаются в реабилитационных центрах г. Мурманска, таких как ОЦСПСД и ЦППРК, а также семьями, посещающими группы для детей с ЗПР в г. Мурманске (ДОУ № 50 и 131) Всего было задействовано 17 учреждений. Количество семей составило 105, логопедов было опрошено 50 человек.

Анализ совместной деятельности психолога и логопеда в ДОУ по анкетам родителей

В начале анкетирования мы выявили, консультирование каких специалистов является наиболее актуальным для семей, воспитывающих детей с нарушениями речи. В перечне были представлены такие специалисты, как логопед, психолог, дефектолог, невролог, воспитатель, психиатр, воспитатель музыки и др. Как и ожидалось, наиболее востребованными оказались консультации логопеда – 200 человек(88,9%) выразило желание получить рекомендации этого специалиста. Следующим по значимости специалистом для родителей явился психолог.

В логопедических группах необходимость в данном специалисте составило 58 человек – это 79,5%

У семей, посещающих логопедические пункты, также психолог является вторым по значимости специалистом. Всего количество нуждающихся в помощи психолога равняется 69 людям – это 65,7% от общего числа респондентов в данных учреждениях.

В ОЦСПСД 12 человек видят смысл во взаимодействии с психологом(75%), а в ЦППРК – 10 человек (71,4%).

В группах для детей с ЗПР также есть множество родителей, которым необходимо психологическое консультирование. В ДОУ №50 таких семей оказалось 4 – это 80%, а в ДОУ№131 – 9 человек (72,2%)

Общее количество желаемых взаимодействовать с этим специалистом достигло 162 человека - это 72% из всех опрошенных.

Таким образом, мы видим, что во всех учреждениях, в которых проводилось анкетирование, психолог занимает, наряду с логопедом, одну из самых значимых позиций. Родители понимают необходимость принятия помощи от этого специалиста.

Ниже представлены варианты ответов, которые раскрывают смысл помощи, которую ждут родители от психолога.

Родители детей, посещающих логопедические группы, наиболее часто встречающимися причинами обращения к психологу называют желание получить психологическую подготовку к школе (43 человека, 62,3%) и необходимость избавления от невнимательности ребенка (39 человек, 56,5%).

Родители, дети которых посещают реабилитационные центры, называют в причинах обращения к данному специалисту желание получить психологическую подготовку к школе (10 чел., 45,5%), а также научиться преодолевать робость детей (8чел., 36,4%).

Собрав информацию по группам, где обучаются дети с ЗПР, можно сделать вывод, что наиболее часто возникающими проблемами невнимательность (8 человек, 61,5%), робость и психологическая подготовка к школе (по 7 человек, 53,8%).

Таким образом, делая выводы по всему выше сказанному, мы можем сказать, что родители желают обращаться к психологу, в основном, с просьбой о психологической подготовке ребенка к школе ( 97 человек из всех опрошенных, 60%), на следующем месте идет проблема невнимательности, которой озабочены 85 семей, что составляет 52,5%, и третье место занимает проблема непослушания, которая волнует 42 респондента, а это 25,9%.

Исходя из этого, надо отметить, что чем больше включается психолог в работу с детьми с нарушениями речи, чем больше взаимосвязаны занятия логопеда и психолога, тем больше эффективность этих занятий. Логопеду всегда надо помнить, что он должен развивать не только речь ребенка, но и обращать внимание на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия детей. Он должен развивать у них самоконтроль, умение анализировать результаты своей деятельности, а также прививать другие, необходимые ребенку навыки, умения. Психолог, в свою очередь, должен помнить, что при взаимодействии с ребенком с нарушениями речи, он особенно тщательно должен следить за своей речью: дикцией, интонацией и т.д., а также вовремя поправлять ребенка, давать ему как можно больше говорить, всеми доступными средствами развивая его речь.

Анализ совместной деятельности психолога и логопеда в ДОУ по анкетам логопедов.

В начале анкетирования определялось место работы учителя – логопеда.

Из вариантов были представлены ответы: логопункт, логопедическая группа и другое. Если логопед помечал «другое», то соответственно, он должен был сам вписать данную информацию.

Таким образом, на данный вопрос появились следующие ответы:

10 логопедов (19%) написали, что работают на логопункте, 26 человек работают в логопедических группах (50%), а 34% опрошенных (14 человек) отметили «Другое»: группы для детей с ЗПР: 8 % (4чел.), группы для детей с нарушениями зрения 4% (2 чел.), а также реабилитационные центры: 15% (8 чел.)

В следующем вопросе логопеды обозначили свое понимание термина «психолого – педагогическое сопровождение семьи». Варианты определений были следующие:

10 человек дали « общие определения»:

  • Поддержка и помощь ребенку и родителям в учебно-воспитательном процессе.

  • Оказание помощи родителям по всем вопросам развития, воспитания и обучения их детей.

  • Оказание психологической и педагогической помощи семьям, где воспитывается ребенок.

  • Включение семьи в образовательный процесс, поддержка воспитательного процесса в семье.

  • Оказание необходимой помощи и поддержки в процессе взаимодействия детей и родителей.

  • Работа с родителями.

  • Помощь семье в психолого-педагогических вопросах.

  • Помощь и поддержка семей, у которых воспитывается ребенок с нарушением речи.

  • Консультативная и практическая помощь родителям по психолого-педагогическим вопросам.

  • Помощь семье в вопросах воспитания, обучения, развития детей

9 человек (18%) затронули аспект взаимодействия специалистов:

  • Ребенок в семье должен сопровождаться в своем развитии постоянно от рождения до своего совершеннолетия разными специалистами (педагогами, психологами, логопедами и др.).

  • Помощь специалистов (логопед, психолог, дефектолог) в вопросах организации и проведения занятий с детьми в домашних условиях.

  • Оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с речевым нарушением, логопедом, психологом, педагогом учреждения.

  • Активное участие всех участников педагогического процесса в делах семьи.

  • Помощь специалистов: психолога, логопеда, воспитателя и др. в воспитании детей.

  • Совместная деятельность педагогов, психологов с семьей.

  • Создание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребенка в соответствии с коллегиальным решением специалистов ПМПК ДОУ; информирование родителей.

  • Практическая помощь специалистов: психолога, дефектолога, логопеда и др.

  • Совместная деятельность психологов и педагогов в помощь семье.

5 человек затронули аспект направлений помощи семьям (10%):

  • Различные виды консультирования, совместные досуговые мероприятия, тренинги, привлечение родителей к доверительному и открытому общению с педагогами.

  • Диагностика ребенка, консультирование родителей в частном (индивидуальном) порядке по вопросам коррекции речевых нарушений, психолого-педагогическим проблемам.

  • Психолого-педагогическое обследование ребенка и доведение информации до родителей; профиль семьи, помощь семье по запросу.

  • Оказание консультативной и практической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями речи.

  • Просвещение родителей в области психологии и педагогики: информация о психологических особенностях детей и т.д.

2 специалистами был затронут аспект организации равноправных партнерских отношений (4%):

  • Совместная деятельность педагога с родителями на протяжении всего индивидуального педагогического маршрута.

  • Взаимодействие педагогов с семьей по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка.

Исходя из этого вопроса, видно, что специалисты, хотя и затронули разные стороны этого явления, но подразумевают они, в принципе, одно: помощь ребенку и его семье по средствам всех возможных коррекционно-развивающих технологий при обязательном взаимодействии специалистов. Логопеды готовы помогать семьям и создавать тандем с другими специалистами, которые окружают ребенка.

Также в данной анкете рассматривался вопрос по поводу проблем, возникающих у логопедов при планировании и осуществлении психолого-педагогического сопровождения семьи.

4 человека ответили, что проблем не возникает (8%), 21человек отметили проблемы (42%), и 25 человек проигнорировали вопрос (50%).

Вот примеры комментариев, которые приводились логопедами, отметившими наличие проблем:

  1. «Низкая мотивация родителей воспитанников в сотрудничестве со специалистами». Это говорит о том, что специалисты действительно желают давать квалифицированную помощь нуждающимся в ней семьям, но родители не мотивированы ее получать

  2. «Нежелание родителей участвовать в совместных мероприятиях с педагогами» Специалисты готовы проводить различные совместные друг с другом и с родителями мероприятия, но если взаимодействие с другими специалистами осуществить реально, то провести совместные мероприятия с родителями достаточно затруднительно.

  3. «Отказ родителей от посещения специалистов: невролог, ортодонт, психиатр и т. п.» Таким образом, родители сами ограничивают возможность получения квалифицированной помощи от специалистов, ограничивают их во взаимодействии между собой, не дают создавать взаимосвязь профессионалов, которая помогла бы наиболее эффективно решать проблемы ребенка.

  4. « Не всегда прислушиваются к мнению специалистов» возможно, если бы родители более плотно взаимодействовали со специалистами, работающими с их ребенком, и наиболее полно выполняли их рекомендации, то процесс коррекции и развития продвигался значительно быстрее и был наиболее качественен.

  5. «Часто родители не принимают и не понимают наличие проблемы ребенка». Если бы родители сразу приняли факт, что у ребенка имеются те или иные проблемы, и начали бы делать все возможное для ее устранения, то естественно, что эффект от работы специалистов был бы намного лучше.

Однако есть логопеды, у которых не возникает никаких проблем. Некоторые из них объясняют это следующим обстоятельством: « Проблемы не возникают, так как психолого – педагогическое сопровождение семьи осуществляется через комплексный подход всех специалистов рамках «Школы эффективного родителя». Такой подход хорош тем, что он позволяет уделить внимание и дать понять свою роль в коррекционно – педагогическом процессе всем его участникам: педагогам, в частности логопеду и психологу, а также родителям детей с нарушениями речи.

Также по результатам анкетирования было выяснено, какие мероприятия для родителей (семей) воспитанников осуществляют логопеда совместно с членами педагогического коллектива. Так, с психологом взаимодействуют 20 логопедов, что равняется 40%. Они проводят совместные консультации по диагностике, по вопросам психического развития ребенка. Специалисты совместно готовят семинары – практикумы. Они также реализуют такие формы работы, как совместные занятия для детей и родителей. Логопед и психолог сообща готовят различные выставки литературы, совместно проводят экскурсии и утренники.

Таким образом, видно, что логопед и психолог стремятся взаимодействовать между собой. Однако пока эта форма работы только развивается, о чем говорит статистика. Только 40% логопедов взаимодействуют с данным специалистом.

Список литературы

  1. Агаева Е. Л., Бардина Р. И. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога / Е. Л. Агаева, Р. И Бардина [Электронный ресурс] Режим доступа: [http:// dob.­1september.­ru]

  1. Балаева В. И., Лопышева А. К. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи [Текст] / В. И. Балаева, А. К, Лопышева // Специальная психология -2007 - №1(11) – С. 27 – 31

  1. Бачина О. В., Левашева Г. Ф., Попова Т. А Интегрированный подход в коррекционно – развивающей деятельности учителя – логопеда ДОУ [Текст] / О. В. Бачина // Логопед. - 2009. - № 1. - С. 12-17

  1. Мазанова Е. В. Реализация принципа взаимосвязи в работе учителя логопеда и педагога – психолога в системе комплексного психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. В Мазанова. // Логопед в детском саду -2009 - №8(43) – С. 69 – 76

  1. Пидкасистый П. И. Учебное пособие для студентов педвузов и пед. Колледжей / [Текст] под ред. Пидкасистого П. И. М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  1. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. [Текст] / Под общ. ред. М. А. Поваляевой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 с.

  1. Чернова Е. П. Психологическая помощь дошкольникам с нарушениями речи [Текст] / Е. П Чернова. // Логопед в детском саду -2008 - №8(33) – С.51- 55

  1. Шпилова Е. В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями [Текст] / Е. В Шпилова. // Логопед в детском саду -2009 - №8(33) – С. 30 – 37

Просмотров работы: 8572