УПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ: ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ: ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ

Пухова Я.С. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшее условие оптимизации управления ученическим коллективом – интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни; создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; расширения функций ученического самоуправления; объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников выработаны следующие важные правила, которые необходимо соблюдать: разумное сочетание педагогического руководства с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива. Важно, чтобы взаимоотношения педагога и детей строились на основе сотрудничества, взаимоуважения и понимания[2]. Главными помощниками педагога в становлении и формировании классного коллектива являются родители учащихся. Именно опираясь на их поддержку и помощь жизнедеятельность коллектива детей становиться более интересной и насыщенной, позволяет выработать необходимую линию общественного поведения.

Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. К такой организации коллективного взаимодействия, при котором персональные, партнерские и мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения, сотрудничества. Добиться этого очень непросто: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды[1]. Поэтому в разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников. Тогда положение каждого ученика в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.

В ходе исследования мы анализировали деятельность классного руководителя 11 класса МОУ СОШ №3 г. Родники Ивановской области Солодовой Ирины Дмитриевны. Ирина Дмитриевна работает учителем русского и литературы уже 23 года, столько же она является классным руководителем. Многие дети и коллеги знают ее как очень жизнерадостного, понимающего и опытного учителя. Главными задачами в своей работе как классного руководителя она считает: формирование дружного классного коллектива и нравственно - ценностных взаимоотношений учащихся.

На этапе создания коллектива классный руководитель проводит часы общения «Расскажи о себе», «Что в имени моем…». Это помогает не только получить педагогу представление об учениках, но и самим детям раскрыться, узнать новое о себе и своих товарищах. В течение всего школьного года Ирина Дмитриевна активно вовлекает детей в школьную жизнь. Они совместно и дружно придумывают сценарии, изготавливают костюмы и реквизит. Совместное времяпровождение и забавные теплые воспоминания о праздниках, как нельзя лучше отражаются на сплочении коллектива.

Кроме того, дети участвуют в коллективных конкурсах, таких как «Рождественский подарок», «Экипаж» и пр., это развивает у детей чувство ответственности не только за свою деятельность, но и коллективную.

В детском коллективе невозможно без конфликтов. Когда случается конфликт Ирина Дмитриевна детально разбирается в нем, и каждый раз знает, когда лучше решить проблему коллективно, путем собрания, групповой беседы, а когда лучше провести беседу индивидуально.

Ирина Дмитриевна – очень талантливый педагог, в ее классе благоприятный эмоционально-психологический климат, ее класс – как одна большая семья. И каждый ученик в ее классе – это личность, которая сможет в дальнейшем найти своё место в обществе и жить счастливой жизнью.

Таким образом, ученический коллектив не может быть стихийным образованием, и грамотное управление его развитием – одна из важнейших задач классного руководителя.

Литература:

1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989.

2. Педагогическое управление ученическим коллективом [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/4-1-0-17, свободный (дата обращения: 21.12.2012).

Просмотров работы: 4135