ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФОРМИЗМА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФОРМИЗМА

Толкунов Н.С. 1
1Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Политический конформизм - проблема, заслуживающая особого внимания. В социальной психологии конформизм определяется как поведение индивида в ситуации давления на него группы, приспособление к требованиям группы и ее нормам, которое не всегда осознается человеком. Если человек идет голосовать на выборы не в силу собственной убежденности в достоинствах того или иного кандидата, а потому, что так проголосовал его знакомый или родственник, то он поступает как политический конформист. Также Конформизм можно обозначить как способ политического приспособленчества, который характеризуется пассивным принятием существующего порядка, отсутствием собственных политических позиций, принципов, "слепым" подражанием любым политическим стереотипам поведения, господствующим в данной политической системе. 1

Исследования проблемы политического конформизма показали, что конформизм расцветает при определенных объективных и субъективных условиях. Например, если выборы проходят под дулами автоматов, то трудно рассчитывать на то, что волеизъявление будет свободным. Хорошо известно, что выборы в нашей стране в последние годы перед «перестройкой» проходили не в условиях репрессий, тем не менее в силу политического конформизма свыше 90% избирателей отдали свои голоса за практически безальтернативного кандидата.2

Г. Алмонд и С. Верба одним из трех чистых типов политической культуры выделили "подданническую политическую культуру", которая характеризуется конформизмом. Ее отличает сильная ориентация на политическую систему и результаты ее деятельности, но со слабой направленностью на участие в ее функционировании. Личность с подданнической политической культурой признает авторитет правительства, но не стремится к участию в политической жизни.3 Как правило, подданническая политическая культура существует в странах с оформившейся социально-классовой структурой, то есть, где уже произошла социальная стратификация. Но общественные группы, за исключением, может быть, правящей, еще не осознали своих коренных интересов и не научились их отстаивать. Власть склонна воспринимать народ как простую общность, не разделенную какими-либо противоречащими интересами и монолитно сплоченную. К примеру, когда руководство КПСС использовало лозунг "Народ и партия едины!". Гражданин воспринимает власть как гаранта справедливой раздачи социальных благ. Он отстраненно относится к политическим делам. В обществе преобладает политический конформизм.4

Конформистское сознание становится типичным для авторитарных и тоталитарных режимов, в результате чего индивид теряет свою самобытность, неповторимость, индивидуальность. Из-за приспособленчества на работе, в деятельности партийной организации, на избирательном участке и т. д. У человека деформируется способность к самостоятельному, творческому мышлению, он приучается бездумному выполнению функций, становится рабом. Явление политического конформизма является одним из факторов, который способствует распространению политического кризиса в стране.5

Но, как выясняется, в разных условиях Конформизм для власти может играть разные роли. В условиях преобладания позитивного отношения населения к властям такое отношение становилось элементом нормативного поведения. Оппонирование власти было уделом узкого нонконформистского меньшинства и было сопряжено с большими персональными и коллективными издержками. При молчаливом согласии большинства нонконформистское меньшинство становилось объектом давления со стороны властей и испытывало трудности с пополнением своих рядов за счет недовольной, но конформистски настроенной части общества. Конформизм на этом этапе работал в пользу властей, расширяя пассивную базу поддержки и обеспечивая политическое равновесие на базе статус-кво. 6В условиях же падающего доверия к властям конформизм обернется своей противоположностью и будет способствовать формированию нового политического равновесия, основанного на оппонировании властям со стороны большей части общества. Массовое неодобрение властей приведет к превращению критического отношения к властям в поведенческую норму. Выражение политической лояльности власти может превратиться в проявление «дурного тона», вызывающего неодобрение. Конформистское большинство начнет все активнее группироваться вокруг оппозиционных центров влияния. Такой переток будет наблюдаться не только в широких слоях общества, но и внутри партийно-государственного аппарата. К оппозиции будут присоединяться и многие члены главной политической силы страны, и чиновники, которые увидят в этом шанс для продолжения карьеры при новом режиме. Протестные настроения будут распространяться повсеместно и получат развитие и в силовых структурах, причем сдерживать их будет значительно труднее, чем прежде. Аналогичные процессы - причем раньше, чем где бы то ни было - получат развитие и в СМИ.7

Данный тип сознания, культуры и действия не исчез в политике. И в наше время многие политики с легкостью пылинки перемещаются из одной политической партии в другую, из одного государственного учреждения в другое с надеждой получить весомую должность. Такого рода приспособленчество губит нарождающуюся демократию, является показателем отсутствия политической культуры у граждан, политиков.

Литература

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. // Полис.1992. №4.

2. Шестопал Е. Политическая Психология. - Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/2621.html?current_book_page=5

3. Политическая культура и политическое сознание//Политическая культура. – Режим Доступа: http://www.inwiz.ru/politology_culture.html

4. Белановский С, Дмитриев М. - Политический кризис в России и возможные механизмы его развития//Возможные каналы распространения кризиса. – С.20-22

1 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. // Полис.1992. №4.

2 Шестопал Е. Политическая Психология. - Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/2621.html?current_book_page=5

3 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. // Полис.1992. №4.

4 Политическая культура и политическое сознание//Политическая культура. – Режим Доступа: http://www.inwiz.ru/politology_culture.html

5 Шестопал Е. Политическая Психология. - Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/2621.html?current_book_page=5

6 Белановский С, Дмитриев М. - Политический кризис в России и возможные механизмы его развития//Возможные каналы распространения кризиса. – С.20-22

7 Белановский С, Дмитриев М. - Политический кризис в России и возможные механизмы его развития//Возможные каналы распространения кризиса. – С.20-22

Просмотров работы: 4280