Исследования проблемы политического конформизма показали, что конформизм расцветает при определенных объективных и субъективных условиях. Например, если выборы проходят под дулами автоматов, то трудно рассчитывать на то, что волеизъявление будет свободным. Хорошо известно, что выборы в нашей стране в последние годы перед «перестройкой» проходили не в условиях репрессий, тем не менее в силу политического конформизма свыше 90% избирателей отдали свои голоса за практически безальтернативного кандидата.2
Г. Алмонд и С. Верба одним из трех чистых типов политической культуры выделили "подданническую политическую культуру", которая характеризуется конформизмом. Ее отличает сильная ориентация на политическую систему и результаты ее деятельности, но со слабой направленностью на участие в ее функционировании. Личность с подданнической политической культурой признает авторитет правительства, но не стремится к участию в политической жизни.3 Как правило, подданническая политическая культура существует в странах с оформившейся социально-классовой структурой, то есть, где уже произошла социальная стратификация. Но общественные группы, за исключением, может быть, правящей, еще не осознали своих коренных интересов и не научились их отстаивать. Власть склонна воспринимать народ как простую общность, не разделенную какими-либо противоречащими интересами и монолитно сплоченную. К примеру, когда руководство КПСС использовало лозунг "Народ и партия едины!". Гражданин воспринимает власть как гаранта справедливой раздачи социальных благ. Он отстраненно относится к политическим делам. В обществе преобладает политический конформизм.4
Конформистское сознание становится типичным для авторитарных и тоталитарных режимов, в результате чего индивид теряет свою самобытность, неповторимость, индивидуальность. Из-за приспособленчества на работе, в деятельности партийной организации, на избирательном участке и т. д. У человека деформируется способность к самостоятельному, творческому мышлению, он приучается бездумному выполнению функций, становится рабом. Явление политического конформизма является одним из факторов, который способствует распространению политического кризиса в стране.5
Но, как выясняется, в разных условиях Конформизм для власти может играть разные роли. В условиях преобладания позитивного отношения населения к властям такое отношение становилось элементом нормативного поведения. Оппонирование власти было уделом узкого нонконформистского меньшинства и было сопряжено с большими персональными и коллективными издержками. При молчаливом согласии большинства нонконформистское меньшинство становилось объектом давления со стороны властей и испытывало трудности с пополнением своих рядов за счет недовольной, но конформистски настроенной части общества. Конформизм на этом этапе работал в пользу властей, расширяя пассивную базу поддержки и обеспечивая политическое равновесие на базе статус-кво. 6В условиях же падающего доверия к властям конформизм обернется своей противоположностью и будет способствовать формированию нового политического равновесия, основанного на оппонировании властям со стороны большей части общества. Массовое неодобрение властей приведет к превращению критического отношения к властям в поведенческую норму. Выражение политической лояльности власти может превратиться в проявление «дурного тона», вызывающего неодобрение. Конформистское большинство начнет все активнее группироваться вокруг оппозиционных центров влияния. Такой переток будет наблюдаться не только в широких слоях общества, но и внутри партийно-государственного аппарата. К оппозиции будут присоединяться и многие члены главной политической силы страны, и чиновники, которые увидят в этом шанс для продолжения карьеры при новом режиме. Протестные настроения будут распространяться повсеместно и получат развитие и в силовых структурах, причем сдерживать их будет значительно труднее, чем прежде. Аналогичные процессы - причем раньше, чем где бы то ни было - получат развитие и в СМИ.7
Данный тип сознания, культуры и действия не исчез в политике. И в наше время многие политики с легкостью пылинки перемещаются из одной политической партии в другую, из одного государственного учреждения в другое с надеждой получить весомую должность. Такого рода приспособленчество губит нарождающуюся демократию, является показателем отсутствия политической культуры у граждан, политиков.
Литература
1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. // Полис.1992. №4.
2. Шестопал Е. Политическая Психология. - Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/2621.html?current_book_page=5
3. Политическая культура и политическое сознание//Политическая культура. – Режим Доступа: http://www.inwiz.ru/politology_culture.html
4. Белановский С, Дмитриев М. - Политический кризис в России и возможные механизмы его развития//Возможные каналы распространения кризиса. – С.20-22
1 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. // Полис.1992. №4.
2 Шестопал Е. Политическая Психология. - Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/2621.html?current_book_page=5
3 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии. // Полис.1992. №4.
4 Политическая культура и политическое сознание//Политическая культура. – Режим Доступа: http://www.inwiz.ru/politology_culture.html
5 Шестопал Е. Политическая Психология. - Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/2621.html?current_book_page=5
6 Белановский С, Дмитриев М. - Политический кризис в России и возможные механизмы его развития//Возможные каналы распространения кризиса. – С.20-22
7 Белановский С, Дмитриев М. - Политический кризис в России и возможные механизмы его развития//Возможные каналы распространения кризиса. – С.20-22