ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СТИЛЯМИ ОБЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СТИЛЯМИ ОБЩЕНИЯ

Курицына А.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало учебной деятельности по-новому определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Система “ребенок - учитель” становится центром жизни младшего школьника, пронизывает всю его жизнь, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Все эти изменения требуют чуткого и внимательного отношения к школьнику со стороны взрослых [2]. Наш интерес к особенностям личности учителя начальной школы связан, прежде всего, с той огромной ролью, которую он играет в жизни младшего школьника. Ведь очень важно, что личность учителя, его состояние, включенность в обучение младшего школьника полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период обучения, но и в последующие годы.

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения и личности учителя является стиль. Стиль представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. В стиле общения учителя находит выражение его личность [3].

Для нашего исследования значимым представляется изучение особенностей личностной структуры учителя с разными педагогическими стилями общения. Зная свои сильные и слабые стороны, педагог может развивать свои достоинства, компенсируя недостатки. Тем самым учитель может сделать процесс общения с младшими школьниками более полезным и комфортным.

Основные методы сбора данных были выбраны в соответствии со спецификой исследования, его целями и задачами.

Исходя из этого, в нашем исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла 16PF

Применение в исследовании многофакторного опросника личности, опубликованного Р. Кэттеллом в 1949 г., предполагало диагностику черт личности, которые Кэттелл называет конституционными факторами. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека.

  1. Методика определения организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калинского

Некоторые организаторские и коммуникативные качества личности, такие, как деловитость, уверенность, требовательность, стремление к доминированию в группе и др., могут быть определены с помощью теста – опросника Л.П.Калинского. Несомненное достоинство этой методики состоит в том, что она позволяет определить уровни развития перечисленных выше качеств, сравнить их сильные и слабые стороны.

Еще одной причиной, по которой мы решили использовать методику Л.П. Калинского, является тот факт, что выявление качеств личности по данной методике дает возможность сравнивать их с другими чертами личности, определяемыми по тесту-опроснику Р.Кэттелла, вычислять корреляционные зависимости между ними, интерпретировать результаты комплексных психодиагностических исследований, делая соответствующие выводы и заключения о психологических свойствах и состояниях испытуемых.

  1. Методика диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильман

Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

  1. Самооценка стиля общения

Организаторские и коммуникативные качества личности существенно влияют на стиль общения руководителя (учителя). Нами была использована методика самооценки руководителем стиля общения.

Для всей выборки, в независимости от стиля педагогического общения, характерно такое качество, как доминирование. По нашему мнению, это может быть связано со спецификой деятельности педагога в начальной школе. Прейдя в школу, ребенок попадает в совершенно новую социальную ситуацию развития, которая требует от ребенка особой деятельности. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.

В данном случае учитель занимает место доминирующего лидера совершенно закономерно. Тем самым, педагог помогает ребенку освоиться в школе, понять те требования, которые ему предъявляют. Младший школьник пока не может общаться с учителем в позиции «на равных», он ждет от учителя инициативы, поддержки, помощи [5].

Для того чтобы разделить нашу выборку на группы учителей с разным педагогическим стилем общения, мы использовали методику самооценки стиля общения. В результате, исследуемый нами педагогический коллектив был разделен на две подгруппы с авторитарным и демократическим педагогическим стилем. Учителя с попустительским стилем общения были исключены из исследования, так как этот стиль редко встречается у педагогов начальной школы.

В результате нашего исследования, были выявлены и изучены психологические особенности личности учителей с разными стилями педагогического общения. Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Существуют различия между особенностями личности учителей с авторитарным и демократическим стилем общения, а именно:

а) Коммуникативная компетентность среди учителей с демократическим стилем находится на более высоком уровне. Им в большей мере присущи такие качества личности, как деловитость, уверенность в себе, требовательность, психологический такт.

Демократический стиль общения в структуре коммуникативной компетентности предполагает наличие «этнической грамотности учителя» [4], что обеспечивает успешность общения учителя в классах с гетерогенным составом учащихся, когда совместно учатся дети разной национальной или этнической, социальной и культурной принадлежности. В этом случае ученики различаются культурой поведения, в т.ч. речевого, восприятия, понимания, реагирования на речевые стимулы. Поэтому важным является умение учителя учитывать эти особенности и преодолевать этнические, культурные и социальные барьеры в общении и взаимодействие с гетерогенным коллективом учащихся. Это требует в свою очередь достаточного уровня толерантности и межкультурной компетенции учителя.

Отмеченные позитивные организаторские, коммуникативные и личностные качества занимают особое место в психологическом портрете учителя с демократическим стилем педагогического общения. Они характеризуют учителя как эффективного коммуникатора.

Авторитарный педагог занимает более отстраненную позицию в общении. Об этом свидетельствуют такие личностные особенности, как независимость, неотзывчивость, неуступчивость. Качества, свидетельствующие о коммуникативной компетентности, мало представлены в личности учителя с авторитарным стилем общения.

б) В мотивационной структуре учителей с авторитарным и демократическим стилем общения также были обнаружены некоторые отличия.

Следует заметить, что в мотивационной структуре личности педагога с демократическим стилем общения наиболее выраженными оказались мотивация «общая активность», «творческая активность» и «социальная полезность». Из этих компонентов мотивационной структуры и складывается рабочая направленность личности.

В мотивационной структуре личности учителя с авторитарным стилем общения в большей мере представлена мотивация «социальный статус» и «общая активность». Вероятно, это может быть связано с тем, что учитель стремится за счет достижений в профессиональной сфере занять определенный социальный статус.

в) Учителей с авторитарным и демократическим стилем общения можно охарактеризовать разным набором черт личности. Так педагоги с демократическим стилем общения обладают такими свойствами, как эмоциональная устойчивость, доверчивость, чувствительность, обязательность, высокий самоконтроль. Авторитарным педагогам свойственна реактивная уравновешенность, смелость, твердость характера, самоуверенность, подозрительность.

г) Различия между группами учителей с авторитарным и демократическим стилем были выявлены и в эмоционально – личностной сфере педагогов.

При всей видимой активности и деятельности педагогов с демократическим стилем общения можно наблюдать признаки неблагополучия в эмоциональной сфере. Эти учителя испытывают потребность в покое и самоутверждении. Профессиональная деятельность учителя требует большой самоотдачи и работоспособности. Для авторитарных педагогов характерна такая личностная особенность, как тревожность. Для того чтобы подавить тревогу педагог стремится подавить партнера в общении, проявляет жесткость, упрямство, подозрительность.

2. Существуют некоторые особенности личности, характерные для большинства представителей педагогического коллектива, в независимости от стиля его общения:

Работа учителя тесно связана с большим грузом ответственности за жизнь и здоровье учеников, особенно в начальной школе. На наш взгляд, эта проблема характерна для большинства учителей в наши дни. И данная группа учителей не является исключением. Для всех учителей из исследуемого педагогического коллектива характерно такое личностное качество, как чувство вины.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что у учителей одного педагогического коллектива могут быть некоторые личностные особенности, которые характерны для большинства представителей этой группы. Эти особенности могут быть не связаны со стилем педагогического общения. Но существуют и различия между особенностями личности характерные для учителей с авторитарным и демократическим педагогическим стилем общения. Эти различия могут наблюдаться в эмоционально – личностной и в потребностно – мотивационной сфере личности учителя. Так же отличия можно проследить в коммуникативных и организационных качествах педагога, и в наборе личностных черт.

Стиль представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Оптимальный стиль общения создает в классе атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Педагогическое общение осуществляется в рамках определенного стиля [1].

Наш интерес к личности учителя в коммуникативном аспекте связан, прежде всего, с той значимой ролью, которую он играет в жизни ребенка. Зная особенности личности характерные для каждого стиля педагогического общения, мы можем очертить тот круг проблем, над которым необходимо работать как самому учителю, так и школьному психологу.

Библиографический список:

1. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения / К. А. Абульханова-Славская - Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов - М.: Наука, 1981. - С. 218-241

2. Зимняя И. А., Малахова В. А., Путиловская Т. С., Хараева Л. А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач / И. А. Зимняя, В. А. Малахова и др. – Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. Сб. научн. трудов АПН СССР – М., 1980 – С. 53-65

3. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя: учебно-методическое пособие / Л.М. Митина. – Москва: Флинта: МПСИ, 1998. – С. 200

4. Песков, И. В. Коммуникативные компетенции учителя в поликультурном образовательном пространстве/И. В. Песков. - Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2008 - № 4 -С. 125-129

5. Сластенин В. А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Просмотров работы: 2223