РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Софронова Е.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наиболее перспективным для развития творческого воображения является школьный возраст. В этот период более активно развиваются все психические процессы, связанные с деятельностью воображения: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности – игры, труда, учения и общения. Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности, какой и является изобразительная деятельность.Творчество учащихся понимается как самостоятельное решение новых поставленных перед ними задач. В занятиях по изобразительному искусству заложены все предпосылки для развития творчества. Проявление его может быть связано не только с решением сложной задачи изображения, как в тематической композиции, но и с простейшей односложной задачей, решаемой в работе с натуры, по памяти и представлению.

Выявлена ведущая роль творческой деятельности в формировании и развитии творческого воображения. В простых случаях творческого воображения происходит комбинирование однородных элементов («агглютинация» - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого, в сложных случаях - широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (Л.С. Выготский).

Психологами предлагаются разнообразные способы развития воображения: олицетворение, фантастическое сложение, фантастический эффект, гиперболизация, типизация, рисование эмоций, акцентирование (усиление или ослабления какого-либо свойства или качества предмета, переноса этого свойства на другие объекты), основанные на преобразовании элементов действительности, частично применяемые в учебной деятельности.

Развивающего эффекта на уроках изобразительного искусства можно добиться путем оптимального сочетания разнообразных методов и приемов обучения.Педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя при этом, как привычные методы обучения , так и развивающие . Только при нетрадиционной организации процесса обучения достигается одна из важнейших целей уроков изобразительного искусства – развитие воображения, творческих способностей школьников, т.к. именно подобные формы работы стимулируют школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений.Большое внимание учитель должен уделять также жанру уроков изобразительного искусства. В отличие от большинства других, уроки ИЗО могут проводиться в разных жанрах: урок – викторина, урок – импровизация, урок –спектакль, урок – прогулка, урок – путешествие, урок – репортаж с выставки и т.д. На уроках можно осуществлять взаимосвязь с музыкой, литературой, историей, т.е. проводить интегрированные уроки искусства.

Единство учебного и творческого стимулирования необходимо осуществлять путём заданий, знакомящих учащихся с элементарными понятиями и представлениями о действительности и особенностями изображения на плоскости. К таким заданиям относятся разнообразные упражнения. Они могут быть обусловлены разными учебными задачами в работе с натуры, по памяти и по представлению, в декоративной работе. Наряду с краткосрочными, простейшими упражнениями, включаются и более сложные комплексные задания, где одновременно решается несколько задач. Иногда необходимы сужение и конкретизация тематических заданий, то есть перед ребятами ставятся конкретные изобразительные задачи, которые они должны самостоятельно решить. В этих условиях обе линии (обучение грамотности и развитие творчества) успешно реализуются. Инициатива ученика, его творческий поиск должны иметь место во всех заданиях.

Важным условием развития творческого воображения школьников является применение ими разнообразных материалов и техник, а также смена видов изобразительной деятельности.Наиболее эффективное построение содержания обучения – вариативное, т.к. позволяет использовать дифференцированный подход к учащимся, дает возможность учащимся реализовывать свои умения в соответствии со своими индивидуальными способностями. Освоение как можно большего числа разнообразных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир школьника, проявлять творческое воображение – способность создать чувственный образ, раскрывающий внутреннее содержание.

Необходимо пробудить у учащегося личностную заинтересованность в искусстве. В этом ему помогают творческие задания, они носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и ребят. Использование компьютера на уроках изобразительного искусства позволяет активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика; создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Необходимо отметить - на уроках изобразительного искусства для развития творческого воображения школьников, их творческого мышления, творческих способностей, учитель должен отдавать преимущество методам и технологиям, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества.Именно школьный период характеризуется бурным развитием воображения, что обусловлено интенсивным процессом приобретения учеником разносторонних знаний и их использования на практике .

Список использованной литературы:

  1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., Союз, 1997.

  2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., ВЛАДОС, 2003.

  3. Обухова Л.Ф Возрастная психология. Учебное пособие. М., Педагогическое общество России, 2000.

Просмотров работы: 6036