ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Грязева О.Н. 1, Шилова Т.Н. 1
1РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю возникла еще до окончания второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании. В 1944 году на Конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, а также предложить заинтересованным странам Устав этой организации. Организация должна была взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ).

СССР не был приглашен к участию в Гаванской Конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволит в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступило к работе.

Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Развитие системы международных экономических отношений сегодня происходит под воздействием ускоряющейся глобализации мирового хозяйства. Движущей силой этого процесса выступают наиболее мощные государства, а также транснациональные корпорации (ТНК). Государства, о которых идет речь, и ТНК в значительной мере определяют и политику, проводимую руководящими органами Всемирной торговой организации (ВТО).

Фактически сегодня на первый план выходят вопросы конкурентоспособности национальных экономик и роли национальных правительств в глобализационном процессе. Эти вопросы стоят и перед Россией, причем, учитывая структуру нашей промышленности и ее общее состояние, могут принять особо острый, драматический, характер.

Следует заметить, что если Россия не включится в то глобальное конкурентное пространство, которое уже охвачено в настоящее время ВТО, то реальной для нашей страны окажется перспектива превратиться в изолированную экономическую систему, обменивающую главным образом топливно-сырьевые товары по все ухудшающимся условиям на наукоемкие товары и интеллектуальные услуги, создаваемые в странах, где активно развивается современная «новая экономика».

Основные цели и задачи вступления России в ВТО:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки;

  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

  • Создание более благоприятного климата для инвестиций в результате приведения законодательства в соответствие с нормами международного права;

  • Расширение возможностей для российских инвестиций в странах-участницах ВТО, в частности, за счет улучшения положения в банковской сфере;

  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок;

  • Участие в разработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

  • Улучшение имиджа России в мире как надежного и полноправного участника международной торговли.

Однако, ход переговоров по присоединению России наглядно свидетельствовал о том, что участники Рабочей группы предъявляют нам весьма жесткие требования.

Присоединение к ВТО станет мощным фактором стабилизации российского внешнеторгового и общеэкономического законодательства, превращения «правил игры» в постоянные и предсказуемые, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды. Кроме того, будет радикально решена задача приведения законодательств субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством.

Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет самостоятельно или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае (учитывая, что обсуждение и принятие новых соглашений в ВТО происходит постоянно) мы буем вынуждены непрерывно вести переговоры относительно приведения своего законодательства в соответствие с нормами перманентно обновляющейся организации, причем, не имея возможности влиять на принимаемые решения.

Жесткое временное ограничение переходного периода заставит отрасли промышленности и отдельные предприятия активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности.

Перечень же вероятных негативных последствий присоединения России к ВТО на предлагаемых условиях с учетом вышеизложенного представляется таким.

Удовлетворение Россией требования отменить с момента присоединения и не применять впредь все федеральные и региональные субсидии, подпадающие под действие ССКМ, повлечет за собой полный пересмотр нынешних правил и порядка господдержки отечественных товаропроизводителей путем прямого и косвенного субсидирования из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации.

Принятие Россией обязательства, позволяющего подходить к ней как к стране с нерыночной экономикой (а оно навязывается нам ради прессингования в течение длительного переходного периода антидемпинговыми и компенсационными расследованиями), означает наше согласие на продолжение задействования против РФ односторонних санкций при невозможности использования для защиты российских интересов существующего в ВТО механизма разрешения торговых споров. Присоединение к ВТО не приведет к автоматической отмене уже действующих в отношении нашей страны торговых санкций, в том числе введенных с нарушением норм этой организации, что ставит под вопрос значительные выгоды, которые рассчитывают получить от членства в ней России производители ряда отраслей промышленности, в том числе черной металлургии, химической (в части производства минеральных удобрений) и текстильной индустрии.

Согласие РФ не применять меры в области защиты своего рынка до приведения соответствующих механизмов в полное соответствие с Антидемпинговым кодексом, ССКМ и с Соглашением по защитным мерам означает отказ от использования важных инструментов государственной поддержки промышленности.

Принятие российской стороной обязательства с момента присоединения к ВТО выполнять без изъятий и переходного периода все требования таких многосторонних соглашений, как Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам, и др., тождественно отказу от применения существующих в настоящее время в России механизмов господдержки промышленности в виде процедур лицензирования и сертификации, стандартов, ограничений на иностранные инвестиции в отдельные отрасли, и т.п. Присоединение к СПЗ на практике будет означать ликвидацию еще одного механизма косвенной господдержки отечественной промышленности.

Присоединение к СТГА блокирует перспективу сохранения за Россией роли одной из ведущих авиационных держав.

Ослабление прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и на транспортные услуги, сближение их с уровнем мировых цен вызовет неизбежный рост затрат в материальном производстве, особенно в базовых отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности.

Серьезными угрозами чреваты отказ от взимания экспортных пошлин и пересмотр существующих соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, в том числе в рамках СНГ.

Круглый стол на тему: "Россия в ВТО: итоги 2012 г. и прогноз на 2013 г.". Президент России Владимир Путин полагает, что вступление нашей страны в ВТО требует нового качества экономической дипломатии. Глава государства выступает против списания долгов по кредитам сельхозпроизводителей и предлагает найти дополнительные меры для их поддержки. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании Правительства рассмотрел программу поддержки отраслей народного хозяйства до 2020 г.

Самая очевидная выгода от присоединения к ВТО касается потребителей - это возможное снижение стоимости жизни за счет уменьшения торговых барьеров. В результате могут подешеветь не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты. Российская газета попыталась смоделировать ситуацию, основываясь на документе об обязательствах России по вступлению в ВТО и комментариях экспертов отраслевых союзов.

Интеграция России в международное торговое пространство предполагает значительное снижение розничных цен на товары сельского хозяйства. Ожидается, что уже в этом году должны постепенно начать дешеветь импортная молочная и мясная продукция.

Однако руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин считает, что цены на мясо птицы будут довольно стабильны ближайшие несколько лет, так как доля импорта птицы падет ниже 10%. И никакие ценовые колебания на внешнем рынке не будут оказывать заметного влияния на цены российских производителей. В 2011 году они увеличили производство своей продукции на 11% и рассчитывают, что в ближайшие годы эта динамика сохранится, несмотря на ВТО.

А из-за рубежа приходит в основном замороженное мясо, которое проигрывает нашему охлажденному по всем статьям. И птицеводы рассчитывают на то, что отечественная продукция удержит спрос. Более того, возможно расширение рынков сбыта за счет экспорта.

Что касается цен на говядину в российской рознице, прогнозирует Юшин, то они продолжат плавный рост. Инвестиции в это направление сегодня недостаточны из-за длительных сроков окупаемости (11-12 лет). Стоит отметить, что за последние два с небольшим года мировые цены на говядину выросли на 30-40%.

По свинине ситуацию спрогнозировать наиболее трудно, признает Юшин. С одной стороны, есть предпосылки для дальнейшего наращивания собственного производства, с другой - происходит резкое сокращение в личных подсобных хозяйствах, на которые приходится около 40% производства, из-за ухудшения ситуации с африканской чумой свиней. Серьезные риски, говорит эксперт, для будущих инвестиций в свиноводство представляет снижение пошлин на импорт свиней на убой с 40 до 5%, а также на ввоз свинины в рамках тарифных квот с 15 до 0%. Однако такое резкое сокращение пошлин совсем необязательно приведет к снижению цен на полке. Так как при недостаточном предложении (если новые мощности не будут покрывать выпадающие объемы производства) розница будет иметь возможность держать высокие цены.

Просмотров работы: 3923