СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ

Горбашова А.В. 1, Машевская С.М. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К серединеXX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Попутно отметим, что почти до 60-х гг. XX в., говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, довольно огрублено).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть названсубъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить каксубъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и ДжорджаГерберта Мида.

Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [2, c. 4]. Мы придерживаемся в своём исследовании субъект-субъектного подхода.

Процесс социализации очень важен в развитии человека, особенно в подростковом возрасте, ведь именно в это время ведущей деятельностью ребенка является общение. А процесс социализации непосредственно связан с общением и отношениями в социуме. Задача социального педагога помочь ребенку правильно и вовремя адаптироваться и социализироваться, дабы он не стал изгоем общества.

На наш взгляд, одним из условий успешной социализации подростка может быть вовлечение его в активное участие в жизни школы, причём связанное с творческой деятельностью, имеющей социальнозначимую направленность. Такой деятельность мы считаем участие подростков в работе школьной газеты.

В МСОШ №1 города Тейково Ивановской области. есть газета «Alma Mater» - школьное периодическое издание, основанное в 2008 году по решению Совета старшеклассников. В настоящее время газета выпускается ежемесячно, в редакции газеты трудится девять членов - ученики 10-11 классов. Редактор газеты – учитель русского языка и литературы О. В.Вайс. С целью повышения эффективности работы данного объединения школьников мы разработали проект «Клуб юных журналистов «Перемена».

На предпроектном этапе нами было проведено анкетирование учеников школы и членов редакции с целью выявить чего не хватает данному изданию, и что нового могут предложить ученики школы.

Были получены следующие результаты: По результатам исследования можно сказать, что наиболее читаемые рубрики: про учителей (19%), новости (12%) и «Наши достижения» (12%). Самыми неинтересными рубриками читатели считают: сочинения и опросы (3%), спортивные рубрики (4%), про жизнь школы и «Это интересно» (6%). Так же видно, что весьма велик процент учеников, не читающих газету (19%). Большинство читателей (32%) считает, что в газете всего хватает. Это свидетельствует либо о пассивной позиции, либо о полной удовлетворенности работой редакции. Так же 32% опрошенных не знают, чего не хватает газете. Мы можем предположить, что в эти 32% входят те 19%, которые не читают газету. Наша задача – привлечь не активных ребят к созданию газеты, и увеличить количество читающих ее. Процент ребят, желающих принимать участие в создании газеты высок (45%). Немного выше (на 6%) количество учеников, не желающих участвовать в создании газеты. На вопрос о необходимости создания социально-педагогических рубрик были получены такие результаты: 55% - предлагающих создать рубрику о детях с ограниченными возможностями здоровья. 22% затруднились с ответом на данный вопрос. Такое возможно из-за того, что ученики не имеют представления о том, что такое социально-педагогическая направленность, либо полностью довольны своей работой и не хотят что-то менять. Наша задача – заполнить эти пробелы в знаниях и изменить их неактивную жизненную позицию.

Предложение создать клуб юных журналистов было принято единогласно. На основе этих результатов, можно сказать, что редколлегия желает объединиться и расшириться. Весьма радует, что ни один ученик не остался равнодушным. После изучения результатов анкетирования учеников и членов редакции был сделан вывод, что потребность в данном проекте существует. Увеличив популярность газеты, и привлекая к ее созданию большее количество учеников, мы сможем помочь несоциализированным ребятам творчески проявить себя и тем самым социализироваться.

На решение данных проблем направлен проект создания Клуба юных журналистов «Перемена» на базе МСОШ №1 города Тейково». Проектирование мы проводим по методике социально-педагогического проектирования С.М.Машевской [1].

Первым шагом модернизация работы школьной газеты«Alma Mater» будет создание Клуба юных журналистов «Перемена». Координация работы клуба будет осуществляться Попечительским советом. Курировать работу клуба будут журналисты городской газеты «Наше время». Модернизация газеты будет проходить в 2 этапа: 1. Подготовительный этап (2 месяца); 2.Основной этап (6 месяцев).

На подготовительном этапе будет проходить реклама школьной газеты посредством:

- сети Интернет через создание собственного сайта, введение возможности любому желающему добавлять свой материал в раздел редакции, где администратор будет его просматривать и принимать решение о печатании его в газете, электронный вид газеты и обратная связь с редакцией;

- печать и бесплатное распространение демо-версий газеты по школе;

- объявления о создании клуба юных журналистов «Перемена» на сайте школы и на школьном стенде.

Основной этап проекта заключается в организации работы «Клуба юных журналистов «Перемена».

В состав клуба входят: главный редактор, корреспонденты, журналисты, дизайнер, фотограф.

Материальное обеспечение – Попечительский совет клуба, в который входят представители школьной редакции, спонсоров, родителей, администрацию школы, Тейковского радио и телевидения, городской библиотеки.

Работа данного клуба осуществляется по нескольким направлениям:

1. Работа сайта:

- постоянное обновление сайта;

- участие в интернет-форумах;

- организация интернет-конкурсов.

2. Новый формат газеты: предполагает создание новых рубрик:

  • «Чудо люди». Статьи о жизни детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • « Журналистское расследование» на актуальные и социально значимые темы;

  • «Полезные советы». Учителя советуют ученикам, как сдать ЕГЭ и ГИА;

  • Психологические тесты. «Тип темперамента», «Акцентуация характера», «Уровень тревожности» и т.п.;

  • «Правовое просвещение». Выписки из законов, права и обязанности учителей и учеников;

  • рубрика «Для родителей» («Новости школы», «Нововведения», «Информация об учителях», «Информация о ЕГЭ и ГИА);

  • - «Пишут родители»;

  • «На волне юмора». Анекдоты, смешные случаи из жизни школы, учеников и учителей;

  • Объявления. Пропажи, находки и предложения о помощи;

  • Кроссворды;

Кроме того запланирован выпуск тематических номеров (посвященных 23 февраля, Новому году, 8 Марта, 9 мая) и проведение конкурсов сочинений, рисунков, стихов с последующей печатью и награждением победителей.

3. Профессиональная подготовка юных журналистов:

- занятия «Школы юного журналиста»;

- мастер-классы профессиональных журналистов;

- обмен опытом с редакцией школьной газеты МСОШ №4 г.Тейково, с городской газетой «Местное время»;

- экскурсии в ВУЗы, имеющие факультет журналистики (журналистский факультет ИВГУ, историко-филологический факультет ШГПУ), завязывание контактов;

4. Культурно-массовые мероприятия Клуба:

- «Посвящение в журналисты». После написания и опубликования нескольких статей, юные журналисты проходят определенные испытания на глазах своих читателей (конкурсная программа). После удачного прохождения заданий, ученику вручается диплом, подтверждающий, что он является журналистом газеты «Alma Mater» и членом Клуба Юных журналистов «Перемена»;

- Награждение победителей конкурсов памятными призами;

- Участие во Всероссийских конкурсах (Всероссийский конкурс средств массовой информации «Единство»);

- Экскурсии в театры, музеи, по «Золотому кольцу России», поездки к памятникам культуры для получения новых впечатлений.

- Организация летнего оздоровительного отдыха.

Бизнес-план проекта

(расчёт на период в 1 год)

№ п/п

Статья расхода:

Сумма:

Источники финансирования:

1

Расходы на проведение рекламы

10 тыс.

Грант или Спонсоры, попечительский совет

2

Оборудование (принтер для типографской печати, 3 компьютера, краски и бумага для принтера)

300 тыс.

Попечительский совет, спонсоры, грант

3

Организация поездок на море и в лагерь «Строитель»

100 тыс.

Грант, спонсоры

4

Организация экскурсий

50 тыс.

Попечительский совет, грант

5

Организация поездок на международные и национальные конкурсы

50 тыс.

Спонсоры, грант, попечительский совет

Итого:

 

510 тыс.

 

Прогнозируемые результаты:

- увеличение количества читателей газеты;

- удовлетворенность содержанием издания;

- повышение интереса к социальным проблемам, и соответственно, повышение социальной активности подростков;

- удовлетворенность творческой деятельностью и повышение журналистского мастерства у членов клуба;

- удовлетворенность родителей деятельностью детей.

Литература

  1. Машевская С.М. Социально-педагогическое проектирование. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ». – 63 с

  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – Москва: издательский центр «Академия». – 200 с

Просмотров работы: 1988