ЗАПРЕТ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАНЕЕ СУДИМЫХ ЛИЦ (КОЛЛИЗИИ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ). - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЗАПРЕТ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАНЕЕ СУДИМЫХ ЛИЦ (КОЛЛИЗИИ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ).

Вохменцева В.Б. 1
1ОЗО филиала ФГБОУ ВПО “ТюмГУ” в г. Шадринске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральным законом "О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации" от 23 декабря 2010 г. № 387 - ФЗ внесены важные изменения в Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), касающиеся вопросов регулирования особенностей труда педагогических работников в части установления запрета на занятие педагогической деятельностью, а также общих ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско - юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних [4].

Данный закон обязал руководителей образовательных учреждений представлять соответствующую информацию о работниках и  принимать меры по проверке состояния психического здоровья педагогических работников; возложил на работников образовательных учреждений обязанность предоставлять справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Согласно данной нормы права, "к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско - юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, которые имеют или имели судимость, подвергались или подвергаются уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности"[2, 4].

Таким образом, законодательно установлены ограничения на занятие любой трудовой деятельностью в определённых федеральным законом сферах деятельности, относящихся к несовершеннолетним, при наличии конкретных оснований, т.е., по сути, предусмотрен общий запрет на любую трудовую деятельность в этих сферах в особых случаях.

Следовательно, учитывая, что на работу в образовательные учреждения принимаются лица для занятия должностей и осуществления работы по профессиям рабочих, относящиеся к различным категориям персонала, необходимо исходить из того, что любое лицо, поступающее на работу в образовательное учреждение, начиная с 7 января 2011 года должно предъявлять работодателю, наряду с другими необходимыми документами, и справку уголовно - правового характера.

При этом, обратная сила закона в данной ситуации неприменима, поскольку прямо не предусмотрена федеральным законом. Поэтому неправомерными являются в настоящее время требования к работникам, состоящим в трудовых отношениях с образовательными учреждениями, о предъявлении справки уголовно - правового характера, за исключением необходимости подтверждения работником отсутствия у него оснований, запрещающих заниматься трудовой, в том числе педагогической, деятельностью в образовательном учреждении.

Однако следует учитывать, что практическая реализация данного положения в настоящее время невозможна, поскольку форма такой справки уголовного характера не утверждена МВД России (действует только документ, утвердивший формы справки о наличии (отсутствии) у граждан судимости, которые выдаются им по их заявлениям).

Такая ситуация зачастую возникает в правоприменительной практике, когда механизм реализации законодательных норм в форме подзаконных нормативных правовых актов появляется значительно позже. Вместе с тем, учитывая, что невыполнение требований федерального закона не связано с виновным поведением работодателя, работника и лица, поступающего на работу, негативные правовые последствия для них не должны возникать до того момента, пока нормативно и реально не появится такая возможность.[7]

В течение 2012 года на контроле прокуратуры Курганской области находился вопрос соблюдения на территории региона требований федерального законодательства о запрете на привлечение к трудовой деятельности в сфере образования и воспитания несовершеннолетних ранее судимых лиц. Всего по итогам проведённых надзорных мероприятий от работы в детских учреждениях освобождено 27 сотрудников [8].

Так, в ходе прокурорской проверки установлено, что в образовательном учреждении одного из районов в должности преподавателя на отделении начального профессионального образования работал ранее судимый местный житель. Несмотря на то, что суд признал его виновным в совершении изнасилования и причинения побоев, он был назначен педагогом  профессионально - педагогического колледжа. Кроме того, в данном учреждении на момент прокурорской проверки трудились ещё 4 сотрудника, имевших судимости за хулиганство, нанесение побоев и умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести.

С целью устранения выявленных нарушений, прокурор района обратился в суд с исковыми заявлениями о возложении обязанности на руководителя образовательного учреждения расторгнуть трудовые договоры с указанными сотрудниками. Суд удовлетворил требования прокурора в полном объёме, трудовые отношения с ранее судимыми гражданами прекращены. Кроме того, по результатам рассмотрения внесённого прокурором представления специалист по работе с кадрами привлечён к дисциплинарной ответственности. 

Прокурором ещё одного из районов области нарушения в данной сфере выявлены при проверке 4 детских садов и 3 школ. По итогам проведённых надзорных мероприятий расторгнуты трудовые отношения с работниками, осужденными за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, против жизни и здоровья, а также за жестокое обращение с детьми [8].

Учитывая, что педагогическая деятельность обладает особой спецификой, с точки зрения её содержания и особенностей выполнения, выражающихся в её социально - общественной важности, для которой характерна высокая доля личной и профессиональной составляющей и ответственности, и значительных психоэмоциональных нагрузках, всё это предопределяет наличие законодательно установленных дополнительных условий (требований), которым должны отвечать лица, допускаемые к педагогической деятельности, а также связанных с этим необходимых ограничений.

Эти условия и исчерпывающий перечень ограничений установлены в статье 331 ТК РФ. Несоответствие лица, ищущего работу, этим условиям является основанием для обоснованного отказа в приёме на работу в образовательное учреждение и, в силу части 3 статьи 3 ТК РФ, не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.

При этом следует исходить из того, что ограничения, связанные с педагогической деятельностью, обусловлены особенностями педагогической деятельности как профессиональной деятельности и означают, что гражданин не может быть принят на педагогическую работу, а работник не может заниматься педагогической деятельностью в определённых законодательно установленных случаях.

Согласно части 2 статьи 331 ТК РФ, к педагогической деятельности не допускаются лица:

- "лишённые права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности [2, 3];

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в области здравоохранения" [2, 4].

На основании комплексного толкования указанных норм, с учётом их расположения в структуре ТК РФ, необходимо сделать вывод о том, что положения ст. 351.1 ТК РФ подлежат применению также и ко всем сотрудникам образовательных учреждений, не осуществляющим преподавательскую деятельность.

В действующих на сегодняшний день нормах ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ, предусматривающих профессиональные запреты, уголовные деяния, судимость за совершение которых лишает права на педагогическую и иную трудовую деятельность, связанную с несовершеннолетними не перечисляются, а устанавливаются в виде соответствующих названию глав Особенной части УК РФ следующих категорий: "преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности"[2, 3].

Данный закон имеет ряд правовых коллизий таких как:

  • работодатель, внастоящее время, самостоятельно получить сведения о судимости того или иного работника законным способом не может; за получением таких сведений в органы МВД может обратиться либо сам работник, либо государственные или муниципальные органы, имеющие право на обработку персональных данных о судимости в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приказ МВД РФ от 07.11.2011 г. № 1121) [5];
  • если трудовой договор с работником был заключен до 07.11.2011 г., обязанность требовать справку о наличии судимости у работодателя отсутствует;
  • неопределённость понятия "педагогическая деятельность" (такого понятия не содержится ни в действующем законе "Об образовании" [1], ни в других действующих нормативно - правовых актах) нет ясности, что понимать под сферой образования, сферой воспитания, сферой развития несовершеннолетних.

Так, в одном из районов Курганской области были уволены водитель, сторож, дворник и механик профессионально - педагогического колледжа, которые никаким образом не были связаны с образованием и воспитанием несовершеннолетних. Кроме того, данные сотрудники были приняты на работу до 2011 года [9].

В 90 - х годах, теперь уже бывший водитель колледжа, был условно осужден за умышленное причинение вреда здоровью (защищал свою дочь от хулиганов) и, по заключению прокуратуры, на сегодняшний день является потенциально опасным для учащихся образовательного учреждения, хотя проработал там более 15 лет и награждён за свой труд грамотами и благодарственными письмами. По сути, человек лишился своего конституционного права заниматься трудовой деятельностью (той, которая ему нравилась).

Правда, уже принятый, но пока ещё не вступивший в законную силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ в п. 17 ст. 2 даётся определение образовательной деятельности, как "деятельности по реализации образовательных программ", однако, с учётом того, что в трудовом законодательстве применяются совершенно другие термины, то, по существу, поднятой в статье проблемы это, к сожалению, не решает...[6]

Но при всём при этом данная проблема имеет и "оборотную сторону медали". Единожды преступив закон, умышленно причинив вред жизни и здоровью другого лица, нельзя быть уверенным, что в будущем подобная ситуация не повторится и опасности уже подвергнутся несовершеннолетние в процессе обучения.

Для ликвидации противоречий в сфере действия данного Федерального закона, на мой взгляд, необходимо разработать и ввести в действие подзаконные нормативно - правовые акты, регламентирующие определённые категории работников, задействованных в образовательном процессе попадающих под действие данного закона; внести изменения в действующие Приказы Министерства внутренних дел в отношении предоставлении сведений о наличии (отсутствии) судимости; определить временные рамки сферы действия данного Федерального закона и применять к трудовым отношениям, возникшим только после введения в действие Федерального закона, поскольку общим принципом российского права является принцип невозможности обратного действия закона, ухудшающего положение гражданина, в отношении которого он может применяться.

Литература

1. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266 - 1 (ред. от 12.11.2012 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа:  consultant.ru/popular/edu/

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 - ФЗ (ред. от 29.12.2012 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

3. О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 1 апреля 2012 года N 27-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа:  www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127885/

4. О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации: от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа:  consultant.ru/document/cons_doc...

5. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимостей и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования: Приказ МВД РФ от 07.11.2011 г. № 1121 [Электронный ресурс] - Режим доступа: mvd.consultant.ru/doc.asp?ID=18390 

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ (вступает в силу с 1.09.2013 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа:  rg.ru/2013/01/10/zakon.html 

7. Комментарий по вопросам о допуске и законодательных ограничениях на занятие педагогической деятельностью и иной деятельностью в сфере образования [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://www.pandia.ru/text/77/167/13329.php

8. Прокуратура Курганской области. В Курганской области после прокурорских проверок прекращены трудовые отношения с 27 ранее судимыми сотрудниками детских учреждений   [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://www.kurganproc.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3930:----------27-----&catid=38:news-c&Itemid=166

9. Краснов, А. В Курганской области с детьми в школах и детских садах работали ранее судимые сотрудники [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://www.1tv.ru/news/social/222693

10. Семенов, Е. Образовательные учреждения: если работник имеет судимость [Электронный ресурс] - Режим доступа:  http://lawexpert.spb.ru/2012/09/04/crimimal-worker/

Просмотров работы: 10337