«ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА КОЛОНКИ РЕДАКТОРА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕРЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ» (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЕР») - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

«ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА КОЛОНКИ РЕДАКТОРА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕРЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ» (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЕР»)

Линяева А.А. 1
1Пензенский государственный университет Педагогический институт им. В.Г. Белинского, Историко-филологический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Журналистика ставит перед собой несколько задач, основными являются сообщение информации о чем-либо и воздействие на аудиторию. Любой журналистский материал, так или иначе, влияет на своего читателя. В каждом материале присутствует авторская позиция, мнение журналиста по определенной теме или проблеме. Существуют разные приемы, которые помогают журналистам выражать свое мнение, отношение к теме, проблеме, поставленной в материале.

Колонка редактора – средство, с помощью которого издание демонстрирует свою позицию по актуальным проблемам современности. Авторитетных исследований в отношении изучения этого жанра на данный момент в науке не существует, что обуславливает актуальность настоящей работы.

«Колонка редактора связана с жанром передовой статьи. «Передовую статью и «колонку редактора» объединяет, прежде всего, то, что они обращают внимание аудитории на самые важные (с точки зрения того или иного СМИ) актуальные явления современной жизни и выражают отношение, позицию изданий к этим явлениям» (Журнал «Журналист», №4, 2003, с. 78).

Жанр колонки редактора синкретичен, в нем сочетаются эссе, рецензии, комментарии, есть даже доля сатиры от фельетона и памфлета. В колонке отчетливо проявляется авторское начало. Роль автора редакторской колонки отличается от роли журналиста, как правило, придерживающегося принципа беспристрастности: работающий в жанре колонки редактора может четко дать понять читателю свою позицию, высказать свое мнение, создать больший эффект вовлеченности в событие. Чаще всего колонки редактора отличаются особой доверительностью тона, создается атмосфера близкого общения с читателем. Колонка может открыто призывать читателей к определенным действиям.

«Выступление редактора обладает особой значимостью для аудитории, поскольку он как бы олицетворяет собой то издание, которым руководит. Его выступление воспринимается аудиторией не только как личное мнение, но и как позиция всей редакции, ее отношение к тем ли иным явлениям. При этом предметом выступления, как правило, становятся наиболее важные события, свершающиеся в той сфере общественной жизни, которую освещает данное издание» (Журнал «Журналист», №4, 2003, с. 78). В современной журнальной периодике колонки редактора посвящаются не только важным общественным событиям или явлениям, но и подводят читателя к самому изданию, в колонке даются ссылки на журналистские материалы, помещенные в конкретный номер.

В журнале «Русский репортер», по нашему мнению, одна из самых интересных колонок редактора.

««Русский репортёр» - общенациональный иллюстрированный еженедельный журнал Медиахолдинга «Эксперт», издается с 2007 года. Независимое издание для людей, которые не боятся перемен и предпочитают сами определять стиль своей жизни. В журнале освещаются общественно значимые темы, политические события и новости. Насыщен высококачественными фоторепортажами и иллюстрациями известных мировых авторов» (http://www.delpress.ru/журнал/Русский_репортер).

Главный редактор журнала – Виталий Лейбин.

Особенность колонки редактора в журнале «Русский репортер» состоит в том, что главный редактор не является постоянным автором колонки, нередко «голосом издания» становятся и другие журналисты. Такой подход создает эффект «многоголосия» в журнале. У каждого автора своя манера письма, что тоже помогает делать колонку разнообразной. В материалах встречается ирония риторические, призванные обратить внимание читателей, задуматься еще раз над проблемой. Все приемы, которые используют журналисты, направлены на установление диалога с читателем, создание определенного мнения по конкретной проблеме.

В настоящей работе анализируется несколько журналистских материалов из еженедельного журнала «Русский репортер», цель данной статьи – определить признаки многоголосия в колонке редактора в еженедельнике, выявить особенности «голоса» конкретного автора. На примере конкретных материалов сделаем выводы о творческом стиле нескольких авторов.

В материале Виталия Лейбина «Психология мегаполиса», помещенном №46, 2012, основной темой является «душа мегаполиса», отношения между людьми. В колонке главный редактор предстает пред читателями оратором, который предлагает свою точку зрения на проблему, ориентирует читателя в потоке актуальных проблем. Основными средствами выразительности в статье становятся инверсия (В этой теме отлично разыгрываются все утопии и антиутопии…;Именно в мегаполисе формируется новый сорт человека«Психология мегаполиса», №46, 2012.) ­ и сложное строение предложений (От современности, связанной с большим городом, абстрагироваться нельзя, даже если вы живете в деревне, а дауншифтинг и уход в как бы традиционные религиозные секты – это не бегство от современности, а, скорее, один из симптомов времени. «Психология мегаполиса», №46, 2012), «настраивающее» на дополнительные смыслы во фразе. Материалы Виталия Лейбина рассчитаны на читателя, желающего не просто прочитать текст, но и поразмыслить над ним.

Еще одним постоянным автором колонки редактора выступает редактор отдела науки Григорий Тарасевич. Его материал «Люди, нуждающиеся в оптимизации» помещен №48, 2012.

Колонка Григория Тарасевича, как и многие другие его материалы, пронизана иронией (От всей души хочу выразить благодарность Министерству науки и образования РФ за неоценимый вклад в развитие русского языка.; Заседание было мощным. Из ученых, например, не пригласили никого.; Кажется, чиновники хотели чего-то разумного. «Люди, нуждающиеся в оптимизации», №48, 2012.). Все изобразительно-выразительные средства (ирония, метафора, скрытое сравнение, инверсия и др.), употребляемые автором, призваны обратить внимание читателей на обсуждаемую проблему. Автор в колонке предстает остроумным собеседником, способным высмеять горькую действительность.

Для стиля Дмитрия Соколова-Митрича, заместителя главного редактора, характерно использование разговорных элементов ( … у него европейские всесезонные кеды без шнурков, в которых летом жарко, а зимой ПЦ.; …многие из которых еще не совсем забыли, что означает слово «дубак».; Блин, а чего это мне так плохо-то, а?. «Хомячкам холодно», №6, 2012) в тексте, это позволяет почувствовать журналиста человеком из своей среды, другом. Так же нередко в своих материалах Дмитрий Соколов-Митрич использует риторические вопросы (Что такое Химкинский лес? Где он находится? Большой он или маленький? Его вообще уже рубят или еще нет?; Что такое Ирак? Кто в нем живет? Где он находится?. «Химкинский Ирак», №33, 2010.), призванные заострить внимание читателей на проблеме, вернуться к ней и подумать. Автор предстает в образе собеседника – друга, который делится наболевшим.

Синкретичность жанра колонки редактора открывает перед журналистами широкие возможности, позволяет им использовать разнообразные средства выразительности, помогает четко выразить свою точку зрения на ту или иную проблему.

Список литературы:

1. Журнал «Журналист», №4, 2003.

2. Журнал «Русский репортер», №33, 2010.

3. Журнал «Русский репортер», №6, 2012

4. Журнал «Русский репортер», №46, 2012

5. Журнал «Русский репортер», № 48, 2012.

6. Сайт агентства подписки Деловая пресса

(http://www.delpress.ru/журнал/Русский_репортер)

Просмотров работы: 7026