ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.

Монахова В.Д. 1
1ТвГУ Тверь, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Старший дошкольный возраст - это момент формирования личности, поэтому важно не упустить проблемы возникающие в этот период- их необходимо решать и решать немедленно, а лучше всего стараться предупредить. И помочь может сказкотерапия.

Сказкотерапия - это не только древнейший метод в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются сказки. Это огромная мощь в руках психолога, способная излечить, пожалуй, любой недуг: начиная от простейших фобий и заканчивая серьезными психическими заболеваниями.

Возможности сказкотерапии практически безграничны. Во-первых, её можно использовать, помимо психотерапии, и в воспитании, и в развитии, и в образовании, и в тренинговом воздействии. Во-вторых, данную терапию можно применять как к детям, так и ко взрослым, хотя последние при первом знакомстве часто скептически относятся к данному методу, мол, это несерьезно и сказки для детей. Но нет. Познакомившись с процессом ближе, они понимают все благотворное влияние такого способа.

Что же касается детей старшего дошкольного возраста, то они с восторгом воспринимают предложение психолога послушать сказку, а затем обсудить.[1] В данной форме сказкотерапия носит поучительных характер: ребенку дается пример того или иного поведения в различных ситуациях, предлагается оценить его и предложить вариант своих действий. Это дает ребенку хороший социальный опыт, развивает вариативность действий, возможность мыслить не стандартно, учит самостоятельно решать ту или иную задачу.

Так же ребенок может сочинить сказку сам, что развивает его творческие способности, воображение и фантазию. Известно, что сказки, хотя бы как проекции фантазии, тесно связаны с подсознанием и происходящими в нем процессами. В своей типичной структуре сказки описывают формы функционирования душевных сил и их целей, а это значит, что ребенок скорее всего напишет сказку о себе и расскажет в ней о своих проблемах, хотя может их и не осознавать на сознательном уровне. Такой вариант сказкотерапии поможет психологу увидеть суть проблемы и предложить ребенку переделать сказку с учетом положительных изменений в поведении героя.

Детям очень близок этот метод. Сказки приходят в жизнь ребенка с самого раннего детства, а иногда и в перинатальный период, их не стоит недооценивать и воспринимать как развлечение, разнообразие досуга. Они несут в себе огромную смысловую нагрузку и народную мудрость, а так же воспитывают необходимые для социализации качества, обучают.

Возраст 5-6 лет является сензитивным периодом для формирования эмоциональной сферы ребенка, а это значит, что старший дошкольник начинает очень ярко реагировать на различные явления, он очень впечатлителен и отзывчив. [3]

Это опасный период, когда малейшее негативное явление со стороны взрослого (критика, наказание, равнодушие к ребенку, конфликты) может затормозить развитие эмоциональной сферы, познавательной мотивации, так как ребенку нужно выстроить доверительное общение со взрослым. А ведь детям так хочется чувствовать себя нужными и любимыми, заслужить похвалу, одобрение, поддержку взрослого!

В такой момент важно не оставить ребенка наедине со своими драмами и неразрешенными вопросами.

И тут свои двери открывает сказкотерапия. Она позволяет выбрать для каждого ребенка близкий именно ему прием:

1. Прорисовывание сказок. Если ребенку нравится рисовать, то можно предложить запечатлеть сюжет выбранной сказки. Здесь не обязательно рисовать сказку по определенному плану, сюжету: можно менять поведение персонажей, место действия, концовку... Помимо этого, ребенок сам выбирает цветовую гамму и элементы рисунка, даже инструменты (карандаши, краски, фломастеры…). Возможность вариантов помогает диагностике, а дети занимаются любимым делом - рисованием, что, опять же, вызовет положительные переживания, благоприятно воздействующие на формирующуюся эмоциональную сферу. [2]

2. Дописывание сказок. Если ребенок фантазер, то можно предложить переписать сказку в желаемом малышу ключе, либо дописать уже предложенную. Находясь в процессе написания, ребенок ставит себя на место героев, вместе с ними проживает те или иные ситуации, испытывает всю гамму чувств и вместе с этим развивает и обогащает свою эмоциональную сферу.

3. Сочинение сказок. Данный прием сложнее: нужно определиться с сюжетом, придумать героев (внешность, характер, описать их образ жизни), заложить связи между ними, придумать проблемную ситуацию. Зато ребенок во время этого процесса чувствует себя настоящим писателем, самооценка повышается, теперь он настоящий творец, в чьих руках сосредоточена жизнь всего сказочного мира! У малыша появляется уверенность в своих силах, он начинает видеть множество исходов той или иной ситуации, ярко выражает свои эмоции.

4. Постановка сказок. Прием интересен тем, что сходен с ведущей деятельностью дошкольника – игрой. Ребенок чувствует себя в своей среде, ему интересно и комфортно. Ведь что может быть лучше игры! И в этом случае он развивает в себе коммуникативные качества, воображение, вновь и вновь учится сопереживать героям, воспринимать их чувства, как свои.

Во время формирования эмоциональной сферы так важно дать ребенку испытать всю многогранность эмоций, предложить ребенку пережить те или иные моменты в жизни сказочного героя, решить поставленные задачи вместе с ним. При использовании любого из этих приемов специалист без труда сможет выявить проблемный момент, так как у каждого ребенка будет свое понимание сюжета, а это значит, что и акценты будут поставлены по-разному, а именно в моментах, схожих с болезненными ситуациями ребенка.

Сказка без труда способна затронуть каждое сердце: помочь открыться замкнутому ребенку, усмирить забияку, помирить врагов, уладить конфликты, повысить самооценку ребенка, наладить доверительное общение со взрослым, в тот момент, когда любой другой метод с трудом можно применить.

Список литературы:

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003. — 400с.

2.Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь,2003. — 146с.

3.Кулижникова М. А. Проблема развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством психологических игр. — 2012. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/problema-razvitiya-emotsionalnoi-sfery-detei-starshego-doshkolno

Просмотров работы: 2701