КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Закота А.А. 1, Замятина М.Р. 1
1ВУНЦ ВВС ВВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Иностранный язык на современном этапе развития нашей страны, для которого характерно расширение международных связей, является объективной потребностью общества, без которой оно не может полноценно функционировать и развиваться.

Во-первых, необходимо всесторонне изучить прогрессивные технологии зарубежных стран, познакомиться с лучшими зарубежными первоисточниками, для чего в стране должны быть высококвалифицированные специалисты, умеющие не только читать специальную литературу, но и общаться на иностранном зыке.

Во-вторых, высокий уровень российской авиационной науки и техники привлекает немало зарубежных партнеров к сотрудничеству с отечественными авиафирмами.

В авиации сегодня назрела необходимость в интенсивном обучении кадров иностранному языку, в первую очередь, английскому, так как в большинстве стран радиообмен в полете принято вести на английском языке.

В связи с этим, первостепенной задачей современной методики обучения иностранным языкам как в гражданском. является поиск эффективных методов формирования у обучающихся навыков иноязычной коммуникации.

Как известно, главной тенденцией процесса обучения иностранному языку в настоящее время является коммуникативность и большинство учебников и учебных пособий построено на коммуникативной основе.

Что же представляет собой коммуникативно-ориентированный подход при обучении иностранному языку? Это, во-первых, создание определенных психологически комфортных условий для обучающихся, во-вторых, использование определенных средств и методов для развития у обучающихся коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает владение лингвистической компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникаторами, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности.

Что, прежде всего, необходимо для формирования коммуникативной компетенции у обучающихся? Любая познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение).

Именно мотивационные компоненты определяют для учащегося значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности.

Именно мотивация – главный источник активности и источник направленности личности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели желания и влечения недостаточно, как отмечает психолог Л.И. Леонтьев, необходим еще и объект, который, отвечая потребности, явился бы побудителем деятельности, придал бы ей определенную направленность, т.е. необходим мотив.

В настоящее время формирование мотивации необходимо ещё и с точки зрения того факта, что подавляющее большинство обучающихся начинает изучение иностранного языка с интересом и желанием. Однако у многих из них это желание постепенно пропадает. В процессе обучения иностранному языку у них возникает ряд психологических барьеров в области мотивации: отсутствие веры в успех, наличие повышенной тревоги, напряжённости перед выполнением непосильных задач, низкая самооценка способностей, неясность целей использования иностранного языка в будущей профессиональной и личной жизни.

Итак, первоочередным условием формирования коммуникативной компетенции и повышения интереса к предмету «иностранный язык» является формирование мотивации – мотивации коммуникативной. Какими средствами этого можно достигнуть?

Как показала практика, наиболее действенным средством повышения мотивации стало включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, являющуюся ведущей на данном этапе, т.е. использование деловых, интеллектуальных игр, игр соревновательного характера, которые оказывают огромное влияние на психическое развитие обучающихся.

Деловая игра может представлять решающее значение в формировании коммуникативной компетенции, ведь в основе любого общения лежит решение той или иной проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации. Ситуация – основа общения, а весь процесс коммуникации – это фактически непрерывный, динамический ряд меняющих друг друга ситуаций. И для этого целесообразно создавать ситуации реального общения, использовать ситуативно-ролевые игры.

Во многом, благодаря своей кросскультурной направленности, занятия по иностранному языку способствуют модернизации военного образования и внедрению в образовательный процесс в военном вузе таких инновационных технологий, в которых преобладают имитационно-игровые, диалоговые модели обучения. Игровое моделирование на занятиях по иностранному языку способствует установлению психологического контакта, гармоничному развитию межличностных взаимоотношений, творческой инициативе, развивая при этом гибкость восприятия материала, позитивный настрой, воображение, умение слушать собеседника. Участие во всех видах инновационных игр развивает мотивацию к изменениям, создает зону психологического комфорта как способ раскрепощения курсанта.

В нашем вузе на кафедре иностранных языков на практике в процессе формирования коммуникативной компетенции активно применяются деловые игры или ролевые учебно-речевые ситуации.

Важное значение при использовании учебно-речевых ситуаций имеет тематика. В условиях военного вуза это в основном роли командиров и подчиненных, командиров орудий, рядовых, офицеров различных родов войск. Создаваемые на занятии ситуации позволяют проигрывать фрагменты их будущей профессиональной деятельности, тем самым, осуществляя профессиональную направленность обучения иностранному языку.

Практика коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку курсантов нашего университета показала, что курсанты охотно изучают материал, активно участвуют в воссоздании диалогов, выполнении творческих упражнений, с удовольствием работают в парах в лингафонном кабинете и на занятиях с использованием компьютера.

Таким образом можно заключить, что коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку в нашем вузе отвечает требованию мотивированности обучения, а также способствует оптимизации всего процесса обучения благодаря применению новых форм и методов работы, созданию ситуации реального общения. Все это способствует развитию творческой активности курсантов, расширению их кругозора, а также привитию любви к их будущей профессии.

Итак, рассмотрев методические приемы реализации коммуникативно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку, средства и условия его реализации, мы можем сделать вывод, что в распоряжении творчески работающего преподавателя имеются большие резервы для стимулирования интереса обучающихся к овладению иностранным языком и повышение качества обучения данному предмету, с учетом современных методических тенденций, эффективность которых подтверждена практикой.

Просмотров работы: 2640