ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ СУИЦИДЕНТАМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ СУИЦИДЕНТАМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Фрондзей С.Н. 1, Самарский Д.О. 1
1Южный Федеральный Университет, филиал в г.Новошахтинск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях становление социальной работы как особой профессии вызвано не только увеличением потребности населения в социальной поддержке, но и изменением содержания этих потребностей. Общество динамично развивается, а это означает, что и технологии, используемые в социальной работе, должны развиваться, причем, в некоторых направлениях, опережая время. Одним из таких направлений является работа с подростками, с девиациями, возникающими в этот возрастной период. И на данный момент, одним из наиболее острых проявлений девиантного поведения в подростковой среде, технологии работы с которым нужно активно развивать, является подростковый суицид.

На необходимость развития системы профилактики суицидального поведения указывает Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г., одобренная Правительством РФ 24 сентября 2001 г. В частности в ней отмечено: «В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников»1.

Актуальность исследования рассматриваемой темы, заключается в том, что проблема суицида среди подростков является одной из наиболее острых социальных проблем развитых государств мира, и России в частности.

Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый год в нашей стране завершают жизнь самоубийством 200 детей и 1500 подростков. В категории 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе по числу смертей в результате самоубийства.2 У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. Отмечается сдвиг суицидальной активности в сторону более молодого возраста – до 35% суицидальных попыток совершают дети и подростки.

Таким образом, острота проблемы суицидов в обществе и, особенно, среди подростков, обусловливает актуальность настоящего исследования.

Объектом исследования является феномен подросткового суицида.

Предметом исследования данной работы являются технологии социальной работы с подростками суицидентами, используемые в России и за рубежом.

Цель работы – изучить формы и методы социальной работы с подростками суицидентами в России и за рубежом.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Описать российский опыт применения технологий социальной работы с подростковым суицидом.

2. Охарактеризовать зарубежный опыт применения технологий социальной работы с подростковым суицидом.

Специфика организации социальной работы с лицами, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению социальной изоляции клиентов и уменьшению суицидальных тенденций. Основными формами социальной работы в борьбе с данным видом девиантного поведения является проведение профилактических и реабилитационных мероприятий.

Под профилактикой в социальной работе понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельных индивидуумов и групп риска; сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Так как психологические отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих суицидальным мыслям и намерениям; устраняющие эти обстоятельства; контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

В концептуальном плане в мероприятиях по профилактике суицидов выделяются следующие подходы: 1) информационный – основывается на том, что одним из главных направлений работы должно стать информирование людей о способах решения проблем, выхода из депрессий, затруднительных состояний; 2) социально-профилактический – в качестве основных целей рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих суицидальные мысли и намерения; 3) медико-биологический – его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психологическими отклонениями; 4) социально-педагогический – заключается в восстановлении или коррекции качеств личности, особенно нравственных и волевых3.

Реабилитация же – это система мер, имеющих своей целью возвращение человека к активной жизни в обществе, к общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен во времени. Следует различать такие виды реабилитации как 1) медицинская, направленная на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма или на возможное замедление прогрессирующего заболевания; 2) психологическая, направленная на психическую сферу суицидента и имеющая своей целью преодоление в его сознании представления о его ненужности и никчемности; 3) профессиональная, предусматривающая меры по обеспечению для реабилитируемых возможности участвовать в общественно-профессиональной деятельности; 4) бытовая, обеспечивающая нормальные условия для жизнедеятельности суицидента; 5) социально-педагогическая, включающая систему мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности суицидента, его активной жизненной позиции, способствующих его интеграции в общество; 6) социально-экономическая, представляющая собой комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение суицидента возможными денежными выплатами, защиту его законных прав и интересов; 7) социальная, содержащая процесс восстановления граждан, склонных к суициду, к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые и привели к психологическим затруднениям, суицидальным мыслям или намерениям. В зависимости от личных особенностей клиента, испытывающего психологические затруднения или склонного к суициду, при проведении реабилитационных мероприятий следует учитывать, в каком состоянии находится человек. Это может быть предкризисное или кризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье, с друзьями, в школе, на работе, и т. д.4

На практике приведенные выше виды, технологии профилактических и реабилитационных мероприятий могут реализовываться следующим образом. В рамках информационного подхода могут применяться такие технологические методы, как создание телефонов доверия, донесение до ключевой категории лиц, о существовании подобного вида помощи, и путях доступа к нему. Как правило, в нашей стране, работой в этой сфере и применением различных технологий занимается российская суицидологическая служба, начавшая сформирование еще 70-х годах прошлого столетия.

Большой вклад в развитие отечественной, и теперь уже федеральной суицидологической службы внесла профессор А.Г.Амбрумова, которая в 1970-х гг. создала сначала отдел суицидологии, а затем Всесоюзный, ныне федеральный суицидологический научно-методический центр при московском НИИ психиатрии5.

Федеральным научно-методическим центром суицидологии и ВНИИ МВД СССР была разработана организационная структура превенции и медико-социальной помощи. В основу этой организационной структуры заложены 2 основных принципа: 1) преемственность оказания медицинской, психотерапевтической, социальной помощи; 2) оказание социальнопсихологической помощи суицидентам вне структур психиатрической службы. Такая служба была организована в Тимирязевском районе г. Москвы, которая включала в себя Кабинеты социально-психологической помощи (КСПП) при учебных заведениях, производствах, больницах, поликлиниках, психодиспансерах. Ее уникальная структура состояла в том, что все звенья были взаимосвязаны, начиная от станций скорой медицинской помощи, скоропомощной больницы до районных отделов здравоохранения, собеса, образования и РУВД. Основная нагрузка по выявлению групп риска, оказанию социальной и юридической помощи лежала на КСПП. Он же осуществлял прием пациентов по направлениям телефона доверия, врачей поликлиник, диспансеров, скоропомощных больниц. В зависимости от психического состояния лечение осуществлялось в КСПП, либо пациент направлялся в психиатрический стационар, Кризисный стационар при 20 городской больнице. Долечивание и динамическое наблюдение за суицидентами также входило в обязанности КСПП. Это обеспечивало максимальный охват населения, раннее и эффективное выявление групп риска и суицидентов, обеспечивало оптимальный профилактический эффект. В Санкт-Петербурге суицидологическая служба, включающая «телефон доверия» и кризисный стационар, были организованы в 1989 г. на базе ГПБ № 7 им. И.П. Павлова. В 1980-х гг. суицидологические службы появились и в других городах страны (Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Уфа и др.).

Суицидологическая служба, сформированная в целом по стране, использует методики, которые могут оказать эффективную помощь тем, кто в ней нуждается, однако некоторые элементы этой помощи при необходимости могут быть оказаны и специалистами в области социальной работы, социальными работниками в школе, а так же педагогами занимающимися обучением детей и подростков.

Психологическая составляющая технологий превенции может реализовываться посредством работы классного руководителя с родителями и детьми. В данном случае, на специалиста ложатся следующие обязанности: ранее выявление нервно-психической неустойчивости, акцентуациями характера, проблемным поведением; индивидуальный подход и воспитательная работа с учетом психологических особенностей личности; планируемое распределение физических и психологических нагрузок; предупреждение чрезмерного эмоционального напряжения; организация досуга, создание ситуаций успеха, формирование позитивной самооценки.

При работе с родителем или ребенком необходимо проводить просветительскую работу, акцентируя внимание на приоритетности формирования внутренних ценностей над внешними, прививать правильное представление о смысле жизни: «Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать». «Если человек знает «зачем», он сможет вынести любое «как». Повышению значимости внутренних ценностей способствует вовлеченность родителей и учителей в дела детей. Необходимо обучать родителей умению направлять заинтересованность подростков в свободное от учебы время в конструктивную деятельность (занятия спортом, искусством, техникой), приобщать к культурным ценностям; ориентировать на совместное проведение досуга в семейном кругу - посещение музеев, выставок, туристические походы и др. Внутренние ценности развивают личность, формируют привязанность и любовь, заботу о сохранении здоровья, чувство долга и служение обществу. Внешние ценности только лишь отражают материальное благополучие, социальное признание, популярность, физическую привлекательность и формируют потребительскую позицию6.

Важную роль в системе профилактической и реабилитационной работы играет деятельность социального педагога в учреждениях, как правило, она должна быть направлена на составление сводки по всем случаям суицидов и покушений среди жителей закрепленного за ОУ района, запрашивая дежурную часть ГОВД (РОВД) и приемные отделения токсикологического отделения больницы; выявление учащихся, состоящих на учете ОПДН, ВШК, и поставленных на учет после покушения на самоубийство с датой суицидальной попытки и записью на прием к врачу-суицидологу, психологу; своевременно передавать сведения о суицидентах врачу-суицидологу, школьному психологу; обеспечивать в установленные врачом-суицидологом, психологом первичные и повторные явки; после посещения на дому следует заполнять патронажный лист; выполнять указания врача суицидолога, психолога по проведению социального обследования и реабилитационных мероприятий, осуществляя контакт с государственными и не государственными учреждениями, родственниками и близкими.

Основной задачей школьного психолога также является профилактика суицидального поведения, которая может осуществляться в следующих направлениях: выявление людей с повышенным риском суицидальности и проведение экспериментального-психологического обследования, результаты обследования оформлять в виде развернутого заключения; прогнозирование суицидальной активности учащихся и др.; проведение систематической работы среди участников образовательного процесса по пропаганде психогигиенических знаний и возрастно-психологических индивидуальных особенностей людей; своевременное оказание адекватной помощи человеку: снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации, уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности, формирование компенсаторных механизмов поведения, формирование адекватного отношения к жизни и смерти7.

В зависимости от этапов предсуицидального состояния, психотерапевтом или же детским психологом могут оказываться различные виды помощи.

1.Этап суицидальных тенденций. Суицидальные тенденции проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. На этом этапе осуществляется превенция суицида, то есть его предотвращение на основании распознания психологических или социальных предвестников.

2.Этап суицидальных действий. Он начинается, когда тенденции переходят в конкретные поступки. На этом этапе осуществляется процедура интервенции. Она представляет собой процесс вмешательства в текущий суицид для предотвращения акта саморазрушения и заключается в контакте с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в переживаемом кризисе. Главная задача интервенции состоит в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его нервно-психическое расстройства. Это самое важное условие, без которого остальные усилия психотерапии и методы оказания помощи оказываются недейственными.

3.Этап постсуицидального кризиса. Он продолжается от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризуется цикличностью проявления. Этот этап охватывает состояние психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические, психические или психопатологические) и их выраженность могут быть различными. На этом этапе осуществляются поственция и вторичная превенция суицидального поведения.8

Поственция – это усилия по предотвращению повторения акта аутоагрессии, а также предупреждение развития посттравматических стрессовых расстройств у уцелевших и их окружения. Задачи поственции состоят в облегчении процесса приспособления к реальности у переживающих трудности, уменьшении степени заразительности суицидального поведения, а также в оценке и идентификации факторов риска повторного суицида.9 Они решаются путем использования таких стратегии как психологическое консультирование; кризисная интервенция; поиск систем поддержки личности в обществе; образовательная стратегия для повышения осознания роли и значимости саморазрушительного поведения; поддержание контактов со СМИ для соблюдения этических принципов при информировании об актах аутоагрессии в обществе.

Вторичная превенция заключается в предупреждении повторных суицидальных попыток. Для осуществления превенции самоубийств предлагается использование трех концептуальных моделей: медицинской, социологический и экологической.

Медицинская модель превенции – рассматривает попытку суицида, прежде всего, как крик о помощи, к которому приводят эмоциональные расстройства и психологический кризис. Консультирование, медикаментозное и психотерапевтическое лечение, снижающее уровень аутоагрессии, являются основными задачами этой модели.

Социологическая модель – ориентирована на идентификацию факторов и групп риска с целью адекватного контроля за суицидальными тенденциями.

Экологическая модель – предусматривает исследование связи суицида с факторами внешнего окружения в конкретном социокультурном контексте. Реализация этой модели состоит, прежде всего, в контроле и ограничении доступа к различным средствам и инструментам аутоагрессии.

Российская суицидологическая служба сегодня – это служба профессиональная, привлекающая для работы клинических психологов и иных специалистов необходимых специальностей. Будучи замкнутой в рамках официальной психиатрии, российская суицидология разрабатывает новые для нашей страны, формы медико-социальной помощи кризисным пациентам. Зримыми результатами деятельности службы являются снижение количества повторных покушений, большой процент полностью реабилитированных пациентов с высоким уровнем реадаптации после суицидальной попытки. Можно отметить что основная работа в направлении работы с суицидентами ложится на медико-психологические службы и учреждения, место социальных работников же, в рамках функционирования деятельности по превенции суицидов отведено работе служб телефонов доверия, координационной работы социальных педагогов в школах, возможной первичной беседы.

Рассмотрев российский опыт применения технологий социальной работы с суицидентами, и увидев роль социального работника в данной деятельности в нашей стране, переходим к обзору опыта других стран.

Анализ литературы показал, что за рубежом, так же как и в России, можно выделить две основные формы работы с подростковым суицидом: профилактическое и реабилитационное. Технологии, используемые в рамках реабилитационного направления, аналогичны российским. Основным видом деятельности в данном направлении является превенция, она развита во многих странах, существуют различные программы и технологии работы, направленные на снижение суицидальной активности, постоянно разрабатываются и внедряются новые методы воздействия.

Мысль о создании общего центра по проблемам самоубийств была высказана ещё в 1906 году, когда были открыты два центра один в Нью-Йорке и другой в Англии. Учреждённые Армией Спасения, эти центры создавались прежде всего для помощи людям, совершившим попытку самоубийства, и не ставили своей целью превентивное вмешательство.

Первый центр предупреждения самоубийств был создан в Вене после Второй мировой войны (1948)10. Второй – в Лос-Анджелесе, он начал действовать в 1959 году. Следом за ним в 1970 году был открыт центр в Брюсселе.

В наше время развитые страны поддерживают тенденцию роста количества различных организаций по борьбе с самоубийствами. Международная ассоциация по предупреждению самоубийств и Международная федерация по предоставлению помощи по телефону также работают в этом направлении. В одних странах превентивные меры проводятся в основном для людей, страдающих депрессиями на социальном и моральном уровне (Англия), в других – для тесной координации всех имеющихся в распоряжении служб предупреждения (Австрия).

В соответствии с доктриной англиканской церкви Англия долгое время враждебно относилась к самоубийству (в 1823 году тело самоубийцы по имени Гриффитс протащили по улицам Лондона и похоронили на перекрёстке за городом). В нынешнее время самоубийство больше не считается преступлением. При сравнении международных данных по самоубийствам среди молодёжи бросается в глаза, что Англия – одна из тех стран, где цифры эти наиболее низкие, а их изменение (даже в случае увеличения) не принимает таких угрожающих размеров, как в других странах. Согласно доктору Баэрту и доктору Сенсбери, разница в данных между Англией и большинством других европейских стран может объясняться следующими причинами:относительно трудно достать яд, нелегко добиться предоставления медицинских услуг и социальных выплат, высокий уровень социально-экономического развития. Следует также отметить, что развитие телефонной службы доверия общества «самаритян» совпало с уменьшением числа самоубийств в этой стране, даже если эту зависимость нельзя подтвердить научно. Основанная преподобным Шад Вара в Лондоне в 1953 году служба доверия «самаритян» для установления дружеских отношений с людьми, которым грозит подобная опасность, является одной из главных по предупреждению самоубийств; будучи очень активной, она открыла свои центры во многих странах. Так, в Японии в 1978 году была создана ассоциация по предупреждению самоубийств (JASP).

В США работа по профилактике суицидов ведется по нескольким направлениям:

1. Создание центров превентивных мер. Было создано более 200 центров под разными названиями, например, «Национальное спасение - лига жизни», «Центр предупреждения суицида», «Суицид-Кризисцентр», «Хелилайн» и др. Цели у них одинаковые – предложить квалифицированную и немедленную помощь людям, которым грозит такая опасность, звонить можно круглосуточно.

2.Создание центров по изучению самоубийств. Центры контроля за здоровьем анализируют различные случаи и пытаются найти средства для предотвращения катастрофы.

3.Создание школьных превентивных программ. Они обращены одновременно к родителям учеников, учителям и учащимся, содержат советы и информацию о проблеме: как распознать человека, склонного к самоубийству, как помочь ему, в какие учреждения можно посоветовать ему обратиться.

Помимо этого за рубежом существуют и другие программы превенции суицидов и работы с суицидентами, одной из них является так называемая «зеленая карточка». Клиент получает карточку, предоставляющую ему прямой и немедленный доступ к ряду возможностей, таких как вызов психиатра или госпитализация. Хотя зеленая карточка не оказалась особенно эффективной, она приносит некоторую пользу тем, кто впервые сталкивается с суицидом11.

Известно, что вероятность суицидов, как правило, связана с социальным окружением человека: чем больше число социальных связей, тем обычно меньше вероятность суицида. Интересный подход к решению рассматриваемой проблемы представляют исследователи Литман и Уолд, который разработали особый метод, известный как «поддержание длительных взаимоотношений» («continuing relationship maintenance» — CRM). Согласно этому методу консультант вступает в контакт с человеком, совершившим попытку суицида, и пытается поддерживать с ним постоянную взаимосвязь. Всего 400 человек с высоким риском суицида прошли эту программу в течение примерно 18 месяцев. Они были разделены на две группы: экспериментальную (CRM) и контрольную, причем в контрольной группе субъекты также получали продолжительное консультирование, но они должны были самипроявлять инициативу, чтобы контактировать с консультантом. Этой программе не удалось снизить суицидальную тенденцию, число самоубийств или попыток самоубийств. Однако ряд промежуточных целей был достигнут, при этом группа CRM продемонстрировала значительное улучшение по сравнению с контрольной, а именно: уменьшение чувства одиночества, более удовлетворительные интимные взаимоотношения, меньше депрессии и больше доверия к помощи общины.

Гиббонс и др. внедрили метод работы «сконцентрированный на задаче», когда пациент и социальный работник сотрудничают по каждодневным житейским вопросам, и сравнили его со стандартным лечением пациентов, которые совершили попытку самоубийства. Между двумя группами не наблюдалось никакого различия в числе повторных попыток самоубийств, но группа, которая получала работу, «сконцентрированную на задаче», продемонстрировала лучшее решение социальных проблем, чем контрольная группа. Помимо описанных выше способов вмешательства в общинах существуют специальные центры психического здоровья для людей, склонных к суицидальному поведению.

Центры по предупреждению самоубийств обычно планируются в качестве кризисных центров, предлагающих немедленную помощь, обычно по телефону, но их сотрудники могут также консультировать клиентов лично и выезжать к ним на дом. Дью и др. произвели обзор литературы по эффективности таких центров и не обнаружили однозначно положительного либо отрицательного влияния их на уровень самоубийств. Получению определенного заключения препятствовали методологические ограничения. Авторы нашли, что число суицидов у клиентов, посещающих превентивные центры, больше, чем среди всего населения, и что лица, совершившие самоубийства, чаще были клиентами этих центров. Этот результат наводит на мысль, что центры по предупреждению суицидов по крайней мере привлекают к себе часть населения с высоким риском, которой они должны оказывать помощь. Лестер сделал обзор 14 исследований, проверявших эффективность работы центров по предупреждению суицидов. Семь из этих исследований предоставили некоторые свидетельства превентивного эффекта. А исследование центров по предупреждению суицидов в 25 городах Германии обнаружило, что уровень самоубийств в трех из этих городов на самом деле увеличился. В школах были созданы программы по обучению школьного персонала, членов общины и сотрудников медицинских учреждений, чтобы они могли определять школьников с риском суицида и направлять их в службы психического здоровья. Продолжительность обучения варьирует от программы к программе, но во всех случаях важна крепкая связь с местными службами психического здоровья. Лестер, однако, предположил с тревогой, что после того как сотрудники школ станут более информированными, они будут направлять учащихся к психиатрам реже, что само по себе может привести к увеличению числа суицидов. Хотя обучение школьного персонала, родителей и других лиц, участвующих в школьных программах, очень важно, эти люди не могут заменить специалистов — психологов и психиатров. Тем не менее, одни медицинские учреждения не могут справиться с нуждами молодых людей, и школы должны знать, как действовать, чтобы предупреждать суициды.

Еще одна превентивная мера – это ограничение доступа к средствам суицида. Это было впервые продемонстрировано в 1972 г. в Австралии Оливером и Гетцелем, которые обнаружили, что уровень самоубийств снизился, когда был уменьшен доступ к седативным веществам – главным образом к барбитуратам, которые смертельны в больших дозах. Имеются также доказательства снижения уровня самоубийств, когда под контроль берется продажа других токсических веществ, например пестицидов, которые широко распространены в сельских местностях во многих развивающихся странах. Газовая детоксикация – удаление окиси углерода из домашнего газа и выхлопных газов в автомобилях – оказалась эффективна в снижении уровня самоубийств. В Англии число самоубийств через отравление домашним газом стало снижаться вскоре после удаления из него окиси углерода. Сходные результаты были отмечены в Японии, Нидерландах, Шотландии, Швейцарии и США. Другие исследования также обнаружили снижение уровня суицидов после применения в автомобилях каталитических конверторов, которые среди прочего удаляют и окись углерода из выхлопных газов. Была отмечена связь между наличием огнестрельного оружия дома и уровнем самоубийств. В некоторых странах, включая Австралию, Канаду и США, ограничение владенияогнестрельным оружием привело к снижению его применения в актах самоубийства12.

Сегодня есть свидетельства, что эффект сообщений в СМИ, которые вызывают имитационные суициды, зависит главным образом от манеры сообщения – тона и языка, которым освещаются события, применения изображений или другого неподходящего материала. Тревожно то, что чрезмерно вульгарное сообщение о том, что кто-то совершил самоубийство, может создать культуру, в которой суицид рассматривается как нормальный и приемлемый способ покинуть этот мир. Крайне необходим ответственный подход СМИ к сообщениям о суицидах, и любой способ достижения этого нужно приветствовать. Инструкции о том, как надо сообщать о суицидальном поведении, разработали многие организации и правительства, включая «Befrienders International» в Великобритании, «Centers for Disease Control and Prevention» в США, Всемирную организацию здравоохранения и правительства Австралии и Новой Зеландии.

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.

1. Специфика организации социальной работы с лицами, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению социальной изоляции клиентов и уменьшению суицидальных тенденций. Основными формами социальной работы в борьбе с данным видом девиантного поведения являются проведение профилактических и реабилитационных мероприятий.

2. Под профилактикой в социальной работе понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельных индивидуумов и групп риска; сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. В концептуальном плане в мероприятиях по профилактике суицидов выделяются информационный, социально-профилактический, медико-биологический и социально-педагогический подходы.

3. Реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение человека к активной жизни в обществе, к общественно полезному труду. Различать такие виды реабилитации суицида как медицинская, психологическая, профессиональная, бытовая, социально-педагогическая, социально-экономическая и социальная.

4. В России профилактической и реабилитационной работой с суицидами занимаются суицидологические службы, созданные в различных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Уфа и др.). Российская суицидологическая служба сегодня – это служба профессиональная, привлекающая для работы клинических психологов и иных специалистов необходимых специальностей. Место социальных работников же, в рамках функционирования деятельности по превенции суицидов отведено работе служб телефонов доверия, координационной работы социальных педагогов в школах, возможной первичной беседы.

Однако в результате того, что российская суицидология является замкнутой в рамках официальной психиатрии, основная работа ложится на медико-психологические службы и учреждения.

5. За рубежом основной формой работы с суициидентами в целом, и подростками в частности, является превенция. Работа по профилактике суицидов ведется по нескольким направлениям: создание центров превентивных мер (расположенных не базе психиатрических учреждений), создание центров по изучению самоубийств и создание школьных превентивных программ.

6. Наиболее успешно зарекомендовали себя такие превентивные методы как, так называемая, «зеленая карточка», дающая прямой доступ к вызову психолога; метод «поддержания длительных взаимоотношений», когда консультант поддерживает постоянную взаимосвязь с суицидентом; метод работы «сконцентрированный на задаче», когда социальный работник сотрудничает с потенциальным суицидентом по каждодневным вопросам. Хорошо зарекомендовала себя ещё одна превентивная мера – ограничение доступа к средствам суицида.

Литература

  1. Гасымов С.Н. Особенности суицидального риска подростков-лидеров и подростков-отверженных [Текст]: / С.Н. Гасымов // Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент: материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры психологии (кафедры психологии). Саратов: ИЦ «Наука», 2012. С.78-81.

  2. Гонохов, И.О. Смертный грех [Текст]: / И.О. Гонохов // Русский дом. – 2009. – №9. – С. 44-45.

  3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд [Текст]: / Э.Дюркгейм // М.: Директ-Медиа, 2010. 744 с.

  4. Ефремов В.С. Основы суицидологи [Текст]: / В.С Ефремов // СПб.: «Издательство «Диалект», 2008. 480 с.

  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст]: / А.Е. Личко // Изд-во: Речь, 2007. 256с.

  6. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование [Текст]: / А.Н. Моховиков // М.: Смысл, 2009. 494с.

  7. Шамкова С.В. Социальные характеристики суицидов в молодежной среде Санкт-Петербурга: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04. [Текст]: / С.В. Шамкова // Санкт-Петербург, 2008. 174 с.

  8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи [Текст]: / Э.Г Эйдемиллер, В. Юстицкис // СПб.: Питер, 2010. 656с.

  9. Дольто Ф. Движение к зоне перемен [Электронный ресурс]. URL: http://www.syntone.ru/library/books/content/4701.html?current_book_page=all

  10. Концепция демографического развития российской федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-gosudarstvo/t3w.htm

  11. Медицинский центр Ваше здоровье. Пубертатный период [Электронный ресурс]. URL: http://www.medideal.ru/zlsexology/sexology-0921.shtml

  12. Методические рекомендации по совершенствованию работы социальных педагогов в учреждениях образования [Электронный ресурс]. URL: http://lib2.podelise.ru/docs/2/index-3286-1.html

  13. Мотивационные основы суицидального поведения подростка [Электронный ресурс]. URL: http://knowledge.allbest.ru/psychology/

  14. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. Всемирная организация здравоохранения, 2002. 346с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/publications/list/9241545615/ru/index.html

  15. Подростковые самоубийства. Профилактика в развитых странах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.teplak.ru/frm/viewtopic.php?t=35229

  16. Программа по профилактике суицидального поведения среди подростков [Электронный ресурс]. URL: http://cdik-ber.ucoz.ru/publ/specialistam/programma_po_profilaktike_suicidalnogo_povedenija_sredi_podrostkov/3-1-0-41

  17. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Изд-во: ВОЗ, 2001 [Электронный ресурс]. URL: http://eknigi.org/zdorovie/89437-psixicheskoe-zdorove-novoe-ponimanie-novaya.html

  18. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Электронный ресурс]. URL:http://www.syntone.ru/library/books/content/3330.html?current_book_page=46

  19. Психологические технологии работы с детьми суицидентами. [Электронный ресурс]. URL: http:// allbest.ru/psychology/00192159_0.html

  20. Психология суицида. Суицид теории [Электронный ресурс]. URL: http://vetall2000.mybb.ru/viewtopic.php?id=1213

  21. Реабилитация граждан, склонных к суициду [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-156730.html?page=3

  22. Современное состояние проблемы суицидального поведения [Электронный ресурс]. URL: http://www.psihiatr.med.cap.ru/Page.aspx?id=578208

  23. Суицид в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. URL: http://ua.coolreferat.com

  24. Суицидальное поведение и его профилактика [Электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru/article/suicidalnoe_povedenie_i_ego_profilaktika/

  25. Теория и практика психологической помощи [Электронный ресурс]. URL: http:// communikatione.narod.ru›lib/psy/psykon/mo01.doc

  26. Технологии социальной работы [Электронный ресурс]: URL: http://new.soc-work.ru/article/358

  27. Шнейдман Э. Душа самоубийцы [Электронный ресурс]. URL: http://bookap.info/psyanaliz/shneydman_dusha_samoubiytsy/gl16.shtm

1Концепция демографического развития российской федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-gosudarstvo/t3w.htm

2 Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. Всемирная организация здравоохранения, 2002. 346с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/publications/list/9241545615/ru/index.html

3 Программа по профилактике суицидального поведения среди подростков [Электронный ресурс]: URL: http://cdik ber.ucoz.ru/publ/specialistam/programma_po_profilaktike_suicidalnogo_povedenija_sredi_podrostkov/3-1-0-41

4 Реабилитация граждан, склонных к суициду [Электронный ресурс]: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-156730.html?page=3

5 Современное состояние проблемы суицидального поведения [Электронный ресурс]: URL: http://www.psihiatr.med.cap.ru/Page.aspx?id=578208

6 Психологические технологии работы с детьми суицидентами. [Электронный ресурс]. URL: http:// all-best.ru/psychology/00192159_0.html

7 Методические рекомендации по совершенствованию работы социальных педагогов в учреждениях образования [Электронный ресурс]. URL: http://lib2.podelise.ru/docs/2/index-3286-1.html

8 Суицидальное поведение и его профилактика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru/article/suicidalnoe_povedenie_i_ego_profilaktika/

9 Теория и практика психологической помощи [Электронный ресурс]. URL: communikatione.narod.ru›lib/psy/psykon/mo01.doc

10 Подростковые самоубийства. Профилактика в развитых странах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.teplak.ru/frm/viewtopic.php?t=35229

11Дольто Ф. Движение к зоне перемен [Электронный ресурс]. URL: http://www.syntone.ru/library/books/content/4701.html?current_book_page=all

12 Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. Всемирная организация здравоохранения, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/publications/list/9241545615/ru/index.html

Просмотров работы: 14105