"ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ГЕРМАНИИ В РОССИЙСКИХ СМИ НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 2000 – 2012ГГ" - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

"ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ГЕРМАНИИ В РОССИЙСКИХ СМИ НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 2000 – 2012ГГ"

Каляшина В.А. 1
1Пензенский государственный университет, Педагогический институт имени В. Г. Белинского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В России 2012/2013 год объявлен Годом Германии. Это обуславливает актуальность изучения русско – немецких отношений. Исторические этапы их развития оказали существенное влияние на восприятие рассматриваемого государства. Именно поэтому немаловажно проанализировать медиа - образ Германии.

Средства массовой информации обладают способностью воздействовать на массовую аудиторию в аспекте формирования «портрета» конкретной страны. Информация занимает огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Её основными источниками являются телевидение, радио, печать, интернет, реклама, оказывающие влияние на внутренний мир человека. В настоящей работе мы обращаемся к проблеме отражения «портрета» Германии, который в силу известных исторических причин и обстоятельств, имеет неоднозначную интерпретацию. «Германия и Россия: вместе строим будущее» - так сформулирован девиз заявленного года. История российско – германских отношений насчитывает уже более десяти веков. Судьбы двух стран, двух народов оказались тесно переплетены друг с другом. Это касалось и политических отношений, и экономики, и духовной сферы. Журналистика, как социальный институт, своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на чётко разработанной системе правил, не может и не имеет права прибегать к приёмам дискредитирующим образ того, или иного государства, не придерживаясь профессиональной этики и нравственности поведения.

В ряде статей современной периодической печати акцентируется объективный образ Германии и немецкого народа, и в настоящей работе рассматриваются с разных ракурсов: (экономика, транспортная система, культура, государственное устройство страны, образование, наука, язык и др.). В качестве источников в исследовании используются типологически разные издания: «Российский Внешнеэкономический вестник», ежемесячный журнал «Крестьянка», «Вопросы истории», «МЭ и МО», «Вокруг света», «Эксперт», что даёт возможность показывать более целостный образ страны. Так, на страницах популярного журнала «Русский Репортёр» за 2011 год, главный редактор издания – Виталий Лейбин, в номере, посвящённом Германии замечает: «Для нас немцы – это «другое я», главный и самый близкий чужой, вечный враг и вечный друг, источник «наших любимых идей». Он указывает на такое немецкое качество, как сочетание идеализма и практицизма, извлекая из этого урок для русских: «не в абстракциях «стремления к демократии» или в заимствованной у немцев концепции «социально ориентированного государства», а в том, что идеи и концепции нужны для реального дела»; «Наше же правительство пока любит больше абстрактные схемы вопреки всему. Так что нам неплохо бы избавиться от двух вещей – от прагматизма без идей и ценностей (когда воруют) и от идеализма без практики (когда за большими идеями реальности не видно) [10: 14]. Репортаж о деятельности лейпцигского завода – Kirow : «Вторая промышленная революция» изначально задаёт основательный, позитивный тон, характеризующий Германию с положительной стороны: «Германия вошла в мировой экономический кризис на волне новой индустриализации и поэтому стала главной надеждой кризисной Европы». Работник, отвечающий в отделе развития концерна Daimler за безопасность и тестирование новых моделей – Ираче Гамен утверждает, что такая черта немецкого народа, как дотошность не стереотип, а правда: «Тут проверяется каждая деталь, и если что-то будет не так, они лучше забракуют всю машину полностью, чем отдадут её покупателю с малейшей неисправностью. «…..» Знаете, немцы не только отличные учителя, но и замечательные ученики…» Кроме того, внимание в материале уделяется трепетному и заботливому отношению немецкого народа к окружающей среде, доверию людей к друг другу, как ещё одной немаловажной характерной черте. «Людей в Германии принято ценить» [4: 26-36]. Что касается развития транспортной системы, читаем: «Железнодорожная система в Германии сильно отличается от нашей. И не только качеством самих поездов. В отличии от России здесь развита система пересадок» [18: 98-103]. Здесь же, автор не упускает возможности сообщить даже о высоком качестве велосипедной инфраструктуры, в чём «Германия уступает разве что соседней Голландии».

В первом номере «Российского внешнеэкономического вестника» за 2007 год подчёркивается мировое лидерство страны по густоте транспортных магистралей. Ведущую роль в грузообороте и пассажирообороте занимает автомобильный транспорт. Второе место занимает железнодорожный транспорт. «Растёт значение высокоскоростных пассажирских магистралей. Система связи также чрезвычайно развита. Инновационные продукты «madeinGermany» сделали Германию чемпионом мира по экспорту. Выгоду от высокой доли Германии в мировой торговле получают такие сферы, как перевозки, организация ярмарок, логистика и финансы» [6: 15-20].

Как сообщает нам ежемесячный научно - практический журнал «Экономист» (№ 9.2010. Сентябрь. Ст. «Инновационная деятельность ведущих германских компаний»), Германия входит в число самых инновационных стран мира. Традиционная технологическая эффективность Германии проявляется в широком распространении инноваций в производственных отраслях, корпоративном секторе, малом и среднем бизнесе. Подчёркивается конкурентноспособность экономики и благополучное развитие образования и науки в стране. «В области медицинской техники, полупроводниковой оптики и техники, а также нанотехнологий, машиностроении, энергоэффективности, использовании солнечной энергии Германия занимает ведущие позиции в мире по инновациям» [5: 37-42].

Впрочем, упоминание о том, что ФРГ относится к числу наиболее экономически развитых государств мира и роль её в мировой экономике велика, далеко не новость. В вышеупомянутой статье «внешнеэкономического вестника», Германская биржа называется крупнейшей биржевой площадкой континентальной Европы. «Германия – крупнейший рынок в центре Европы. В стране имеется отличная инфраструктура: автобаны, скоростные железные дороги, великолепная коммуникационная сеть. Плюс правовая защищённость. Германия расположена в центре Европы, её автоиндустрия – одна из самых развитых в мире. Большое преимущество – наличие высококвалифицированных и заинтересованных работников…»; «Германия подтверждает свою конкурентноспособность на мировом рынке, и этим ФРГ обязана, прежде всего, пионерскому духу и инновнационным возможностям германских фирм.» [7: 56-63]. Не единожды на страницах периодических изданий можно обнаружить отзывы журналистов о работоспособности жителей исследуемой страны, их исполнительности и надёжности. Например, чтобы выжить в жёсткой международной конкуренции среди производителей активно скупаемых товаров, надо быть активным в учёте потребностей потребителяи «германские компании стремятся быстрее обновлять ассортимент своей продукции, не забывая при этом, разумеется, о традиционно высоком немецком качестве» [5: 37-42].Среди высокоразвитых отраслей Германии, помимо машиностроения нередко упоминаются металлообработка, оптико – механическая промышленность, химическая промышленность, которая также производит обширную гамму высокотехнологической продукции, на неё приходится более 10 % валовой продукции промышленности и экспорта. «По производству медикаментов ФРГ занимает второе место в мире. Лёгкая промышленность знаменита кожевенно-обувным и текстильным производством (второе место в Западной Европе). Пищевая промышленность высокоразвита, в ней выделяются пивоваренная (107 479 тыс. гекалитров пива в год) и табачная (первое место в Европе, 204 млн штук табачных изделий). Высоко развито производство полиграфической (тираж периодических изданий, выходящих минимум 4 раза в неделю, составляет 7 374 247 тыс. экземпляров в год) и аудиовизуальной продукции» [6: 15-20].

Что касается государственного устройства страны, принято исходить из того, что Федеративная Республика Германия – демократическая страна и «Спорить с этим утверждением вряд ли имеет смысл» [17: 34].Забота о человеке в стране, его интересах – ещё одна из наиболее затрагиваемых тем на страницах российских изданий современной периодической печати. Неоднократно подчёркивается активная социальная позиция немцев. Ещё в 2006 году, четвёртый номер журнала «Человек и труд» в материале, подготовленном Виталием Мальцевым, сообщается о том, что за последние годы в стране возросла оплата труда квалифицированных кадров в социальной сфере, в частности, осуществляющих уход за пожилыми и больными людьми. А также сообщается о наиболее высоких заработках в сфере мобилестроения, металлургии, нефтегазового комплекса, производстве промышленного оборудования и химической промышленности. Обратимся к четвёртому номеру ежемесячного журнала «Вопросы истории» за 2007 год. В статье М.Р.Морозовой: «Этапы формирования социального государства ФРГ» говорится: «Социальное государство ФРГ представляет собой феномен развития демократического общества: оно ставит целью благосостояние общества, что в свою очередь должно быть конкретизировано и реализовано законодателем в процессе демократического принятия решений» [12: 110]. Отличительной особенностью социального немецкого государства является то, что «развитая социальная система стала вполне самостоятельной реальностью, значительным социальным, экономическим и нормативным явлением. С ней были связаны идеи и интересы различных групп общества» [14: 114].Из этого же материала мы узнаём о том, что постановка цели социальной защищённости, нежели стремление к равенству населения более характерна для немецкого социального государства. В немецком социальном государстве соблюдается принцип равенства также в областях здравоохранения (уравнивающие услуги) и государственного образования (общедоступность образования). «Социальное правовое государство - краеугольный камень, на котором зиждется стабильность Германии» [16: 20-29]. Забота о человеке в стране начинается с самого его рождения. В Германии обязательное школьное обучение начинается намного раньше, чем в России – с пяти лет. Для этого с 1970-х годов (особенно бурно в 1990-е) разрабатываются программы раннего развития детей. «Раннее начало обучения – абсолютно прагматично: все инвестиции окупаются в большой степени, потому что в дальнейшем дети способны лучше усваивать знания, а проявление социальной неадекватности становится значительно меньше. Кроме того, это раннее обучение - часть политики преодоления социального неравенства (этнического, культурного). Её цель состоит в том, чтобы дети из семей мигрантов или из бедных слоёв населения могли учиться в школе наравне с остальными» [1: 222-223]: так изъясняется выбор государства в пользу преждевременного обучения в статье Ирины Абанкиной: «Образование: и целой жизни мало» юбилейного номера популярного журнала: «Вокруг света» за 2011 год. К примеру, автор статьи: «Как трудятся несовершеннолетние в ФРГ», кандидат политических наук М.Калинкина, подчёркивает значимость и обязательное исполнение свода законов на территории страны. «В ФРГ труд подростков охраняется целым сводом законов и положений, которые строго выполняются. Охране труда детей и молодёжи уделяется ещё больше внимания, чем охране труда – взрослых [8: 52-54].Нередко, на страницах печатных СМИ в одном ряду с остальными государствами журналистами особо выделяется Германия, как наиболее успешная и внеконкурентная страна: «Германия на рубеже столетий была одной из сильнейших европейских держав, опережавшей по темпам промышленно-экономического развития Италию, Францию, Австрию и Россию» [11: 130-144]. В статье М.Грачёвой издания « МЭ и МО» (Ноябрь 2010, №11) говорится о том, что в 2006г. был опубликован доклад американской исследовательской компании Rand Corporation «Глобальная технологическая революция 2010»., где были проанализированы тенденции развития био-, нано-, информтехнологий и технологий на базе новых материалов, а также существующие в различных странах стимулы к внедрению новых технологий и барьеры на этом пути. По результатам анализа 29 стран были разделены на 4 группы. Германия вместе с США, Канадой, Японией, Южной Кореей, Австралией и Израилем попала в первую группу, объединяющую государства с высокоразвитой сферой новых технологий» [3: 21-26]. В одном из номеров «Литературной газеты» за 2009 год продолжает рассматриваться тема процесса противостояния кризису разных стран мира. Причина психологической стойкости населения изучаемой нами страны объясняется её подготовленностью в виду исторических факторов к проблеме кризиса: «все прошедшие годы Германия экономически «переваривала» последствия поспешного объединения двух немецких государств в 1990 г. Политики этот процесс оформляли, а СМИ озвучивали. Любимой темой предвыборной борьбы политических партий был «кризис» немецкой экономики, а любимым взаимным упрёком – неспособность этот «кризис» преодолеть. Под эти разговоры велись реформы социальной сферы, причём всё более жёсткие. Некоторые темы в других странах, ставшие актуальными лишь в связи с нынешним кризисом, в Германии обсуждались все прошедшие годы» [15: 4]. Автор данной статьи, Светлана Погорельская, утверждает тот факт, что ментальное противостояние кризису Германии сильнее, чем в других странах, хотя экономика её страдает от него не меньше других. «Немецкая экономика остаётся одной из самых стабильных в Европе, даже несмотря на мировой финансовый кризис. Ей это удаётся благодаря своевременным действиям правительства Германии»,-сообщает «Эксперт» (2008г. № 45) [19: 112-118].

Журнал «Социально – гуманитарные знания» указывает на то, что в ФРГ в отличие от многих других стран мира существует свобода выбора врача и пациент имеет право в любое время обратиться к любому терапевту общего профиля или узкоспециализирующемуся врачу. Пациенту предоставляется право посещать любое количество врачей, он может искать специалиста, способного понять его проблемы, так долго, сколь долго он сам считает это необходимым. Пациент из своего кармана должен заплатить «только 10 евро в квартал». Но и даже в подобных случаях есть исключения: «не говоря о детях и социально неимущих, отметили, что часто организуются диагностические мероприятия, расходы на которые берёт на себя общество, а не пациент или его страховая компания. Терапия, меры по предупреждению или своевременному диагностированию заболевания оплачиваются страховой компанией, но есть случаи, при которых эти расходы берёт на себя государство» [13: 127-139].

Кроме всего вышеперечисленного нельзя не сказать о том, что журналисты в своих печатных материалах не обходят стороной факт успешного развития научно-исследовательской деятельности в Германии, которой придаётся особое значение её жителями, подчёркивается богатый опыт страны в деле продвижения немецкого языка, культуры, науки, образования. «Средств наши немецкие коллеги на это не жалеют».«Примечательно высказывание самобытнейшего германского политика, премьер-министра Баварии и председателя ХСС Ф.-Й. Штрауф, для которого этот вопрос был проще простого. «Гл. задача внешней культурной политики, - заявил он в 1986 году в Мюнхене, - заключается в рекламировании Германии» [14: 114-126].

Одни только заголовки материалов, речь в которых пойдёт о Германии, порою говорят сами за себя. В популярном журнале: «Вокруг света» (2005 № 7) статья Григория Козлова гласит крупным шрифтом: «Германский стиль жизни: учиться, чтобы побеждать». Журналист репортёр рассказывает о своей туристической поездке в Берлин. Особое внимание он уделяет отличительным чертам характеров немцев. Например, оказавшись в пробке, Козлов ловит себя на мысли о том, что никто не кипит от ярости. «Видимо с точки зрения берлинцев, это невыгодно и немодно. Лучше заняться чем-нибудь полезным или посмеяться, поразглядывать то, что происходит снаружи». Он удивляется сочетанию одновременно мечтательности и воинственности жителей: «Так вот каким образом мирные мечтатели, которыми долго считались немцы, превратились в вояк, угрожавших всей Европе…» К «фирменным» берлинским чертам журналист относит также юмор, рассудительность, расчётливость и небрежную элегантность. Оказавшись неподалёку от строительных работ, репортёр сообщает нам: «Человек по 5-10, оснащённых большим количеством «малой техники». Главный в такой группе, как водится, прораб, причём его основная задача не подгонять подчиненных, а контролировать качество сделанного. Всё должно быть строго по технологии». Самым страшным грехом здесь объявляется опережение, хотя не поощряется, конечно, и отставание. «То, за что в СССР давали премии и знамена, карается в ФРГ увольнением с работы. В общем, расслабляться не приходиться». Здесь же описывается бережное отношение немцев к природе, её сохранение берлинцы считают делом первостепенной важности. Гибель даже одного дерева рассматривается как ЧП – в этом случае тут же привозится саженец, который на первое время окружают специальной решёткой. Конечно, в этих трогательных заботах видна и обычная немецкая любовь к порядку, - но также и внутреннее сопротивление немцев немецкому же духу жёсткой регулярности. «Я думаю, главная достопримечательность Унтер – ден- Линден (зд.- улица),–это всё же атмосфера равенства людей среднего класса всех национальностей, которой так гордится сегодняшняя Германия и вообще Европа. Атмосфера, создававшаяся в течение столетий» [9: 50-72].

Было бы немаловажным упомянуть «О поистине раблезианском гастрономическом изобилии германских кулинаров». Об этом нам сообщает ежемесячный журнал «Крестьянка» (2007 № 2). «Для многих туристов, особенно из стран Азии, один вид огромной, с доброе колесо, тарелки, гружённой увесистым шницелем, разнообразным гарниром и соусами, и вместительной миски с салатом в придачу – уже сам по себе аттракцион. Поэтому можно только посоветовать: не заказывайте целую порцию! Даже половины с успехом хватит на двоих голодных путешественников», - советует журналист Алла Виноградова в статье: «Петербург по-германски», - «Вернувшись домой, вы даже не зададитесь вопросом, почему вам тесновато в вашей одежде и отчего зашкаливают весы. И так ясно: кормят в Бонне очень вкусно. И очень обильно» [2: 104-109].

Таким образом, СМИ могут сыграть значительную роль в формировании «портрета» той или иной страны, оказать существенное влияние на восприятие российской аудиторией того или иного события или проблемы. Поставленная в статье актуальная проблема и выдвигаемые положения являются перспективными для дальнейшего научного изучения.

Библиография:

1. Абанкина И. (Журнал: «Вокруг света» №12, 2011) ст.: «Образование: и целой жизни мало».

2. Виноградова А. (Журнал: «Крестьянка» №2,2007) ст.: «Петербург по-германски».

3. Грачёва М. («МЭ и МО» №11,Ноябрь 2010) ст.: «Торговля Германии с Россией и другими странами группы БРИК: сравнительный анализ».

4. Григорьев И., Карцев Д., Сумленный С. (Журнал «Русский репортёр» № 42 (220) 27 октября – 3 ноября,2011) ст.: «Вторая промышленная революция».

5. Деревенченко А., д-р соц. наук, Зверев А., д-р экон. наук. (Ежемесячный научно-практический журнал «Экономист» №9,2010. М.) ст.: «Инновационная деятельность ведущих германских компаний».

6. Захаров А.Н., д-р экон. наук. («Российский внешнеэкономический вестник» №1,2007)

7. Захаров А.Н., д-р экон. наук. («Российский внешнеэкономический вестник» №2,2007)

8. Калинкина М., канд. Полит. наук. (Журнал: «Охрана труда и социальное страхование» №10,2007. М.) ст.: «Как трудятся несовершеннолетние в ФРГ».

9. Козлов Г. (Журнал: «Вокруг света» №7,2005) ст.: «Прусский дух Унтер-ден-Линден».

10. Лейбин В. (Журнал «Русский Репортёр» № 42 (220) 27 октября – 3 ноября,2011) От редактора. «Нерусский идеализм».

11.Маркин Ю. (Журнал общественно-политических исследований «Современная Европа» №4, 2006) ст.: «Архитектурные метаморфозы Берлина».

12. Морозова М.Р. (Журнал: «Вопросы истории» №4,2007) ст.: «Этапы формирования социального государства ФРГ».

13. Норекян М.С. (Научно-образовательное издание: «Социально-гуманитарные знания» № 2,2007) ст.: «Принцип солидарности и здравоохранения».

14. Павлов Н. (Журнал: «Международная жизнь» №8-9,2008) ст.: «Культура – третье измерение внешней политики».

15. Погорельская С. («Литературная газета» №22,2009) ст.: «Национализация ущерба».

16. Погорельска С. (Научное издание: «МЭ и МО» №7,2007) ст.: «Немецкое общество в процессе реформ».

17. Синдеев А. (Научное издание: «МЭ и МО» №7,2011) ст.: «На пути развития демократии: ФРГ и «Европа граждан».

18. Соколов – Митрич (Журнал «Русский Репортёр» № 42 (220) 27 октября – 3 ноября,2011) ст.: «Педаль в Европу. Чему учит путешествие на велосипеде по Германии».

19.Сумлённый С. («Эксперт» №45,2008) ст.: «Стабилизационный локомотив».

Просмотров работы: 2454