РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Костякова А.И. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Большую разработанность проблема эмоционального интеллекта получила в рамках зарубежной психологии. Теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена представляют интересные решения многих теоретических м практических проблем эмоционального интеллекта. Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская, А.П.Лобанов, А.С. Петровская и другие ученые работают над проблемой в рамках отечественной психологии.

Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Д. Векслер и др. Так, например, Э. Трондайк рассматривал социальный интеллект как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других»[1]. В дальнейшем эти представления были уточнены и развиты многими исследователями. Американский психолог Д. Векслер предложил определять социальный интеллект как «приспособленность индивида к человеческому бытию» [1]. «Социальный интеллект, если мы понимаем его как интеллект, — отмечает Д.В. Ушаков, — это способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их» [5] .

Таким образом, под социальным интеллектом, мы понимаем способность понимать других людей, которая позволяет человеку приспосабливаться в социуме.

Проблема эмоционального интеллекта укоренилась в науке в 1990 году с появление термина «эмоциональный интеллект», который был предложен П.Саловеем и Дж. Майером. Однако существует мнение, что впервые этот термин был предложен еще в 1966 году Б. Лейнером в публикации «Эмоциональный интеллект и эмансипация». Популярностью концепция обязана работам Д.Гоулмена. В 1995 году вышла его монография «Эмоциональный интеллект», задача которой – популяризация понятия, а также общий обзор проведенных к тому времени исследований в этой области.

И так, как же трактуют понятие «эмоциональный интеллект» зарубежные и отечественные ученые.

«Эмоциональный интеллект- это способность точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции, способность получать доступ и/или генерировать чувства, когда они помогают мышлению, способность к пониманию эмоций и эмоциональному знанию и способность генерировать эмоции ради эмоционального и интеллектуального роста» [4]- такое определение дают П. Саловей и Дж.Майер.

Д. Гоулмен под эмоциональным интеллектом понимал «такие способности, как самомотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциоанальными вспышками и умение отказаться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться» [4].

Г.Г. Горскова пишет, что это «способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза». «Эмоциональный интеллект- это совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой» [1] - пишет в своих работах И.Н. Андреева. По мнению М.А. Манойловой, эмоциональный интеллект- это «способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого» [3].

Исходя из изложенных выше определений, можно отметить общее в трактовке данного понятия. И так, под эмоциональным интеллектом мы понимаем способность осознавать чувства и эмоциональные состояния людей и себя самого, а так же умение ими управлять.

По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существуют две противоположные точки зрения:1) повысить уровень эмоционального интеллекта практически невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. В то же время эмоциональные знания — вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует, - относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения.

2) эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций.

Мы, придерживаясь второй точки зрения, считаем необходимым развивать эмоциональный интеллект, и начинать это делать еще с дошкольного возраста, так как основы будущей личности закладываются уже в дошкольном детстве, который, по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального, фактического склада личности. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Окружающая действительность в какой-то мере либо тормозит эмоциональный мир ребёнка, либо искажает процесс его развития. Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам.

В качестве диагностического инструментария при изучении эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста, наиболее часто используют методику «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, М.М. Семаго, направленную на оценку возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания, возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. В нашей дипломной работе мы тоже использовали эту методику. Так же нами была проведена методика «Линеограммы» (Х.Лунхольм), которая направлена на выявление эмоциональных нарушений через анализ графических изображений.

Своевременное выявление каких-либо затруднений в сфере эмоционального интеллекта и их коррекция, поможет успешному развитию самосознанию детей, рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства), а это очень важно, потому что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей.

Список литературы:

  1. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект»// Вопросы психологии.-2008.-№5.-С.83

  2. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.,2004. С. 29—39.

  3. Манойлова М.А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта-МЭИ,2004

  4. Практический интеллект./Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др.- СПб.2002.,С.88

  5. Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы// Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.,2004. С. 28

Просмотров работы: 7616