В данном случае особый интерес представляет Швеция с её историей. Она находилась на периферии феодального европейского мира, но испытывала на себе влияние средиземного морских цивилизаций. В VIII-X века походы викингов значительно расширили связи шведов с другими народами, в частности с западноевропейскими, балтийскими и славянскими. А уже через них с Ближним Востоком. С конца XII века Швеция втягивается в орбиту немецкой колонизации и до начала XVI века ощущала на себе немецкое влияние. Всё это сказалось на торговых отношения самой Швеции, так и Балтийского Региона в целом.
Предметом данного исследования является торговля и торговые отношения на территории Швеции.
Целью работы является попытка проследить эволюцию торговых отношений на Территории Скандинавии, на примере Швеции, в период с VIII до XIII века, так как скандинавские народы имею между собой много общего. Прежде всего, это их принадлежность к одной, а именно скандинавской ветви германских языков. Шведы и норвежцы, норвежцы и датчане легко понимают друг друга. Тесно переплеталось и общественно-политическое развитие скандинавских народов. Исландия в IX-X вв. была заселена норвежцами. Южная оконечность нынешней Швеции до XVII в. Составляла неотъемлемую часть Дании, а некоторые из западношведских областей – часть средневековый Норвегии. Поэтому изучение проблемы на примере Швеции может выявить закономерности присущие всем Скандинавским странам.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть городские образования как центры торговли на территории Швеции. в эпоху викингов
– изучить городские образования на территории Скандинавии в XI – XIII веках
– проанализировать на основании источников формы городской торговли.
Степень изученности проблемы. Подробно разработана данная тема А. А. Сванидзе в работах «Ремесло и ремесленники средневековой Швеции»1и «средневековый город и рынок в Швеции»2
Экономическим отношениям посвящены отдельные главы обобщающих работ, так например, в «История Швеции»3 рассматривается вопросы о характере торговле, торговых связях Швеции с Восточной Европой, Ближнем востоком, а также на широком археологическом материале прослеживается дифференциация ремесленных изделий; с 1956 выпускается специальный «скандинавский сборник»4.В комплексном исследовании вышедшем в 2005 г. «Эпоха викингов в северной Европе и на Руси»5 приводится данные раскопок на месте Бирки и Хедебю, где были обнаружены изделий ремесленников и клады в иностранных (преимущественно византийских) монетах.6
Авторы считают это, серьёзным доказательством в пользу довода, что подобные городские образования играли важнейшую роль в формировании рынка на территории Швеции и вообще побережья Балтийского моря.
В. М. Потин в своих работах приводит данные о кладах на территории Швеции. Всего на территории Швеции найдено 492 клада восточных монет VIII – X вв. с общим количеством более 56 тыс. монет. Значительно и число западноевропейских монет (денариев) X – XI вв., главным образом немецких и английских. Только в кладах Готланда найдено около 40 тыс. немецких и 20 тыс. английских денариев7
Заметное место среди учёных, которые посвятили свою деятельность средневековый Швеции следует отметить Шаскольского8 который разрабатывал ряд проблем посвящённых периодизации шведской истории, «норманнский вопрос», русско-шведские отношения в раннем и позднем средневековье; Гуревича9 и его работы посвящённые генезису и первому этапу феодализма. Работы Ковалевского10 представляют собой исследование отдельных аспектов генезиса феодализма в Швеции; автор глубоко проанализировал шведские областные законы как важный источник по истории раннего средневековья.
Источниковую базу исследования составили как, письменные памятники юридического характера так и биографические описания священников, совершавших христианизацию Скандинавии.
Источниками, которые могут пролить свет на ранние этапы формирования торговли на территории Швеции и Скандинавии являются текстовые памятники «Житие Святого Ансгария» и «Деяния Архиепископов Гамбургской церкви»11 В них есть упоминания о городе-государстве Бирка (латинизированное название Бьёрке) и его богатых купцах которые по его словам « …каждый купец имел больше, чем они (даны) получили…»12
После исчезновения виков и приход на их место «классических» городов Средневековья меняется и характер источников. Если источниками в эпоху викингов служили Библиографические описания и записки путешественников, подкреплённые обширным археологическим материалом, то источники более позднего периода преимущественно своды областных законов (Landskapslagar), которые были преимущественно составлены в XIII веке. Они были опубликованы историком-архивистом К. Ю. Шлютером, а затем, в прекрасно комментированном переводе на шведский язык, О. Хольмбеком и Э. Вессеном. В своих статьях они несут исключительно важную информацию о торговых отношениях, пошлинах, мерах длины и особенностях торговых сделок.
Полностью сохранились лишь восемь областных законов13
Вестгёталаг («Старший» - 1220г; «Младший» - 1281-1300 гг.)
Гуталаг (20-е г. XIII)
Далалаг (между 1280 и 1347 гг.)
Эстйёталаг (70-80-е г. XIII в.)
Седерманналаг (редакции 1281-1285 и 1327 гг.)
Упландслаг (1296 г.)
Вестманналаг (между 1296 и 1347 гг.)
Гуталаг представляет собой свод законов, действовавших на острове Готланд в средние века. Сам источник дошёл до нас в четырёх рукописях: две из них написаны на древнегутском языке, одна на немецком и одна на датском. Гуталаг представляет собой сложный по составу правовой памятник, формировавшийся долгое время и представляющий в себе нормы разного времени.
Эстъёталаг, сборник обычного права Эстеръётланда, северо-восточного Смоланда и острова Эланд, дошёл до нас во второй редакции. Первая, ныне утерянная, была, как полагают составлена в 1220-х годах лангманом Эстеръётланда Магнусом Бенгтссоном. Сохранившаяся редакция Эстъёталага, являющаяся переработкой и расширением утерянной была составлена в 1270-1280 гг. Эстъёталаг сохранился в одной рукописи середины XIV в.
Седерманналаг, сборник обычного права области Седерманланд, дошёл до нас в двух редакциях. «Старшая» редакция была составлена в 1281-1285 гг. по инициативе короля Магнуса Ладулоса. «Младшая» редакция была составлена около 1325 г. В ней были значительно изменены раздел о короле и раздел о церкви.
Около 1296 года был составлен Уппландслаг, сборник обычного права области Уппланд, утвержденный грамотой от 1296 г. От имени малолетнего короля Биргера Магнуссона. Из этой грамоты явствует, что Уппландслаг был составлен специальной комиссией из 13 крупных землевладельцев и представителей высшего духовенства трех уппландских фолькландов – Тиундаланда, Аттундаланда и Фьедрундаланда – во главе с лагманом Тиундаланда членом королевского совета Биргером Перссоном. Основой ему послужила кодификация сборников обычного права трех фолькландов, которые были составлены, вероятно, в середине XIII в.
Вестманналаг, сборник обычного права области Вестманланд, был составлен при неизвестных обстоятельствах, как полагают, между 1296 и 1347 гг. Он сохранился в трех рукописях XIV в.
Далалаг, сборник обычного права области Далалаг, был составлен также при неизвестных обстоятельствах, вероятно, в тоже время. Далалаг сохранился в одной рукописи середины XIV в.
Старая редакция Вестгёталага является запись обычного права области Вестергётланд, одним из древнейших шведских областных законов. В XII веке началась кодификация обычного права и первым из шведских областных законов была записана именно Старшая редакция Вестгёталага. В связи с этим этот свод законов в наименьшей мере включил огромные нововведения в XII в. Благодаря этому можно проследить часть нововведений, которые постигли другие областные законы в XIII веке.
Старшая редакция Вестгёталага сохранилась в единственной средневековой рукописи и в настоящее время находится в Королевской Библиотеке в Стокгольме. Эта рукопись содержит не только сам закон, но и заметки, сделанные разными лицами в разное время. В этой рукописи, как и в младшей редакции Вестгёталага отсутствует деление на главы и пункты. Впервые оно было введено К. Ю. Шлютером в его издании шведских областных законов.
Следует отметить, что в перечне глав отсутствует отдельная глава о торговле. Вместо этого описание торговых сделок разбросано по всему тексту документа. Самым интересным является то, что параграф о законности покупки находится в главе под названием «Главы о воровстве».
Эти своды законов являются записями традиционного народного права. Они сохранили черты «ладслаги», устной народной традиции. Это в некоторой степени роднит их с «варварскими правдами». Правильно, т.к. некоторые законы восходят к древнему времени и являются так называемыми «действующими пережитками».
Таким же является и Биркрэтт – городской свод законов, записанный в середине XIII века. Он представляет собой редкий случай записи общегородского права в раннесредневековый период. Построенный по тому же принципу, что и областные законы, он является синтезом морского, торгово-купеческого, муниципального и общего прав.
Биркрэтт полностью смог сохраниться только в одной рукописи, которая, кроме того, включала и Младший Вестгёталаг. По всей видимости, рукопись относится ко времени ок. 1345 г. Какое-либо деление на главы отсутствовало, оно было осуществлено К. Ю. Шлютером при публикации им шведских законов.
Этот документ отличается от других областных законов, в частности Вестгёталага краткостью статей и отсутствием упорядоченности в законах. Подчас одной отрасли права соответствует несколько различных глав. Но в отличии от других областных законов, в этом документа присутствуют полностью сформировавшиеся юридические термины да и сам документ написан на официальном языке. Из этого следует сделать вывод, что Бьёркёарэттен является более сформированным сводом законов и поэтому был взят в основу для составления более позднего свода – Стадслага.
Его значение для изучения торговых отношений в Скандинавии велико. Сам факт его создания указывает о значимости городов в жизни и торговых отношениях в Швеции того периода. В его 41 главе трактуются вопросы городского управления, юрисдикции и правопорядка, собственности и торговли в городе.
Областные законы являются ценнейшими источниками по истории Швеции. Они содержат сведения о политической, социальной и экономической структуре общества.
В совокупности с областными законами Биркрэтт создаёт представление о порядке торговых связей и их места города в них в XII-XIV вв.
§1. Городские образования на территории Скандинавии в эпоху викингов
Следует обратить внимание на протогородские центры, как первые места консолидации торговцев и товаров. Адам Бременский описывал Швецию того периода – «везде вся страна полна чужеземными товарами».14 Благодаря археологическим изысканиям установлено, что истоки торговых местечек Швеции относится к III-IV вв., а к концу I - началу II тысячелетия сложилась стабильная группа торгово-ремесленных центров местного значения и одновременно известных центров балтийской торговли. Это Бирка (конец VIII-X), Сигтуна и Скара (X-XI), Вестергарн на Готланде (XI), возникшее одновременно с ним Эстра Арос (Упсала), Вестра Арос (Вестерос), Турсхелла и Стренгнес, Фолькландстингстад, Энчёпинг, Висбю и, возможно, Кальмар.
Так же здесь дополнительно следует отметить крупные торговые поселения находившиеся за пределами Швеции. В первую очередь это Хедебю (Дания) и Каупанг (Норвегия).
Сам по себе вик не являлся городом в прямом смысле этого слова. От «классического» города средневековья от отличался рядом особенностей15:
- в отличие от городов – столиц областных или племенных территорий, они нередко расположены на «ничейной земле», на пограничье племён и народов.
- находясь на важных торговых магистралях, они, как правило, удалены от морского побережья на сравнительно безопасные места.
- по крайней мере на раннем этапе вики не имели укреплений, оборонительные валы сооружались оп мере роста поселения.
- вики отличались огромной площадью, которая превосходила площадь других западноевропейских городов того периода.
- численность населения была непостоянной, пульсирующей в зависимости от торговых сезонов.
И ряд других отличий. Следует отдельно сказать, что период расцвета виков ограничен VIII – X вв., в XI они исчезают, уступая место другим типам городов.
Одним из первых виков стала Бирка которая является одним из самых известных и одновременно старых городов Швеции. Находился на северо-западе острова Бьёрке на озере Меларен, примерно в 30 км к западу от Стокгольма. Благодаря своему удачному географическому расположение, около проливов связывавших озеро Меларен с Балтикой, Бирка становится крупнейшим торговым центром Швеции, а затем и всех стран Балтийского моря. В «Житии св. Анскария» Бирка названа «портом королевства» свеонов16.
Точную дату возникновения города определить сложно. Считается, что Бирка появилась на свет в районе 780-830 гг. Существует два достаточно полных описания Бирки: «Житие Святого Ансгария» и «Деяния Архиепископов Гамбургской церкви»17
В них встречаются не единичные упоминания о богатствах города и его купцов. В подтверждение хочу привести отрывок из «Деяния Архиепископов Гамбургской церкви»:
«в нём (Бирке) много богатых купцов, изобилие всяческого добра и много всяческого имущества»18. Подобные строки дают повод полагать, что по сравнению с другими поселениями в ту эпоху Бирка была достаточно богатым городом. Подтверждение этому можно найти в археологическом материале. На месте города были найдены остатки шёлка с золотым узором, привезенного, скорее всего из Китая. Так же были найдены разнообразные украшения, стеклянные предметы и кольца, включая изделия украшенные аметистом с арабской вязью. Многие из этих вещей, скорее всего, были привезены из восточных частей Халифата и подтверждают гипотезу, что Бирка была связана торговыми путями скорее с Волгой, чем с Днепром.
Из западных связей большой значение имели Хедебю, Дорестад и другие североморские центры. Адам Бременский сообщает, что в Бирку «обычно ежегодно прибывают корабли данов или нортманнов, а так же славят и сембов и других народов Скифии по разным торговым надобностям»19.
Из ремесел в городе была развита металлообработка (подтверждается чеканкой собственный монеты), косторезное ремесло, обработка стекла, заготовка бус, обработка камня, ткачество, кожевенное дело.
Особое внимание следует уделить чеканки собственной монеты в Бирке. В период IX-X вв. она носила кратковременный и эпизодичный характер. Но при этом производство так называемых «биркских монет», позволяет выделить Бирку и Хедебю, не только как основные центры торговли в эпоху викингов, но и центры чеканки первых собственно скандинавских монет.
Город поддерживал отношения не только с Волгой, но и с ближайшей округой, так как в городе развивалась металлообработка, а металл, скорее всего, поставлялся из металлургических центров в горных округах на северо-западе Средней Швеции.
Роль Бирки как торгового цента была огромна: с ней связывают зарождение городского права, норм средневековой юрисдикции, известных позднее как «право Бирки».
Но как бы ни велика была роль города, как торгового центра, но к концу X века он пришёл в упадок, повторив историю других северных протогородов – виков.
Вместо него главным центром торговли на Балтики стал Готланд. «Хотя гуты были язычниками, однако они плавали с купеческими товарами во все страны, христианские и языческие».20 О размахе внешней торговли готланцев свидетельствует более 700 кладов эпохи викингов, найденных на Готланде.
О внутренней торговле Швеции в данный период имеется очень мало сведений. «В Свитьоде, пока там было язычество, существовал древний обычай, по которому главное жертвоприношение должно было происходить в Уппсале в месяц ---. Тогда свей должны были приносить жертвы во имя мира и за победы своего конуга, и туда должны были собираться люди со всей державы свеев; тогда же там должен был происходить тинг всех свеев. Там же в это время происходила ярмарка. Но после того как христианство распространилось в Свитьоде повсюду и конунги перестали жить в Уппсале, время ярмарки было перенесено и она происходила в мессу свечей. Потом она всегда происходила в это время, но теперь продолжается не больше трех дней. И там происходит тинг всех свеев, и они собираются туда со всей страны».21
Из данного отрывка видно, что устраивали ежегодные ярмарки в старой Уппсале. Можно предположить, что такие же ярмарки устраивались и в других местах, где собирались тинги, а так же в местах языческого культа.
Вне этих сезонных ярмарок внутренняя торговля Швеции в данный период была слабо развита.
§2. Городские образования на территории Скандинавии в XI – XIII векахСредневековые шведские города появлялись неравномерно. Они тяготели, во-первых, к наиболее сырьевым районам, во-вторых, к «большой воде». Чаще всего города возникали из торговых местечек, куда на ярмарки приезжали и иностранные купцы. Часто там же находили места религиозного культа, народного собрания – тинга, сбора ополчения – ледунга.
В XIII веке в этих центрах или поблизости от них начинали строится крепости. В ряде случаев постройка такой крепости стимулировала превращение торгового местечка в город (примером могут служить Стокгольм и Кальмар).
Специфика развития шведских городов во многом порождалась условиями деревенского хозяйства, обусловленного природно-экономической балтийской средой.
Так, ограниченные возможности землевладения при значительных ресурсах вод, недр и леса стали толчком к росту крестьянских промыслов. Традиции местной торговли, конкуренция на городском рынке более квалифицированных и бойких иноземцев удерживали в деревне ремесленников-профессионалов и мелких торговцев. Свобода же отправления ремесла в деревне надолго закрепила на стадии домашнего производства ряд важных отраслей промышленности – от прядения и ткачества, до мелкого судостроения.
Те же из жителей, которые жили в городе группировались вокруг рынка и их занятия (это около 100 профессий) чётко подходили под формулу «труд и обмен». Всё это подводит к тому, что в экономическом характере тогдашнего шведского города преобладала торговля – как собственно товарообмен, так и разные виды его обслуживания.
Уже в XIII, если судить по Биркереттену, шведские города обладали самоуправлением: выборными бургомистрами и советниками, которые имели законодательные, административно-исполнительные, отчасти фискальные и судебные функции. Но решающая роль отводилась королевскому фогду, который не только обладал главным голосом на заседаниях муниципалитета, но и утверждал его членов.
Одной из главных особенностей Шведских городов было преобладание в управлении и в деловой жизни немцев, преимущественно из городов Ганзы. Это было связано с развитием торговых отношений страны.
Швеция и Финляндия были одними из первых стран, оказавшихся в сфере немецких интересов. Начало «онемечиванию» положило немецкое бюргерство, которое действовало через города и рудники. Первым объектом его интереса стал Готланд. Из-за сопротивления местного купечества немецкая колония ограничилась Висбю, но зато этот город очень скоро стал членом Ганзейского союза. В течении XIII в., немецкие колонии были созданы в главных портах Швеции – Стокгольме, Кальмаре, Людосе и ряде других.
Экономически более сильные и консолидированные немецкие бюргеры быстро овладели ведущими позициями в колониальных городах. С их помощью было достигнуто их торгово-экономическое преобладание на Балтике, которое сохранилось до начала XVI в.
§3. Формы городской торговли на примере «Предписания о торговле» Бьёркёарэттене.Важнейшей составной частью городской и государственной политики было упорядочение времени, места, организации торговли, подчинение её административному и финансовому режиму и контролю.
Подтверждение такой политике можно найти в Бьёркёарэттене, в восьмой главе «Предписание о торговле»22. Для лучшего понимания темы, приведем документ подробно:
Тот, кто прибыл с кораблем в порт, прежде всего, перевозит свои товары, которые привез, на берег, в дом и в полной сохранности. Затем он должен поставить в известность фогда и предложить ему купить товар, который он привез, в течение трех дней. Фогд должен помочь ему и оказать содействие. До этого времени он ничего не продает.
§ I. Тот, кто купит что-либо на корабле, большое или малое, кроме зерна и тюленины, и будет в этом уличен, платит штраф в три марки или защищается с тремя мужчинами. Однако людям из Лёдёсе разрешено продавать сельдь и лен на своих кораблях, и все же на тех условиях, если они сначала перевозят все остальные свои товары на сушу.
§ 2. Тот, кто поднимется на какой-либо бот другого и там купит что-либо, и если будет уличен в этом, платит штраф в три эре. Если он не будет в этом уличен, тогда он защищается клятвой трех человек.
§ 3. Еще покупается все так долго, как действует ярмарка, [т. е.] это происходит от Пасхи до мессы Мортена, повсюду между самыми крайними местами, которые город построил с юга на север23.
Как видно из текста в этой главе представлены постулаты касающиеся торговли, как морским путём, так и торговым отношениям внутри города. Те товары, что ввозятся в город морским путём, на кораблях, должны быть выгружены на берег и предоставлены фогду, прежде чем их станут распродавать. Исключение составляется лишь для зерна и тюленьего сала, а для прибывающих из города Лёдёсе также для сельди и льна. Из этого следует сделать вывод, что купцы из Лёдёсе имели определённые привилегии по сравнению с другими купцами. Это было обусловлено тем, что Стокгольму было выгодно вести дела с купцами, происходившими из этой области, чтобы не иметь зависимости от Сконских рыбных ловель и получить доступ к лову рыбы в Балтийском море.
Также здесь говорится о сроках торговли, которые отмечены «от Пасхи до мессы Мортена». Это примерно соответствует периоду от начала сезона судоходства до его окончания. Из этого можно сделать вывод, что город являлся местом концентрации торговли, т.к. под словом ярмарка здесь имеется не только «ярмарка», но и «торговое сборище». Также имеется косвенное упоминание о месте, где могли располагаться торговые ряды – это сам город между южным и северным мостами, а в пригородах нельзя было вести торговлю.
Иноземные купцы (в особенности немецкие) являлись постоянными посетителями ярмарок. Они приезжали на разное время: от трёх дней и до полгода. Такое постоянное посещение иностранных купцов привело к созданию временного полноправия иноземцев: его получали купцы приезжавшие на отдельные ярмарки.
Помимо предписания о торговле в данном разделе следует рассмотреть раздел «Правила покупки движимого имущества». Это обусловлено тем, что в ней подробно представлен сам механизм купли-продажи, в отличие от предыдущего отрывка.
6. ПРАВИЛА ПОКУПКИ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА24
Если кто-либо продал что-либо и тот, кто купил, затем ставит свое клеймо на покупке, то тот, кто продал, остается в праве в течение этого дня и следующего, до тех пор пока не зайдет солнце; а если он продал товар до этого времени другому, он платит штраф в три марки. Если тот, кто купил, хочет отказаться от покупки, и не отказался на другой день до захода солнца, но не хочет оставлять товар за собой, он платит штраф в три марки. И затем тот, кто продал, может с разрешения фогда или по свидетельству родманов продать свой товар тому, кому сам пожелает.
§ 1. Если кто-либо купил что-либо, но не поставил затем своего клейма, и поспорили из-за покупки тот, кто продал, и тот, кто купил. Так вот, если кто-либо купил что-либо и при этом заплатил божьи деньги и тот из них, кто продал, или тот, кто купил, кто хочет отказаться от сделки, [может] вернуть приобретенное или требовать проданное обратно в тот же день или на следующий до захода солнца. Если они не делают этого до оговоренного времени, то тот из них, кто потом разрывает сделку и не хочет ее поддерживать, платит штраф в три марки.
Теперь кто-либо покупает что-либо и дает фестепенинг тому, кто продал. Теперь ни тот, ни другой не отказываются от сделки в этот день или на следующий до захода солнца, если затем продавец отказывается от сделки, то он возвращает в два раза больше, чем получил [задаток], и платит лидчёпет. Если от сделки отказывается тот, кто покупал, то он лишается столь многого, сколько передал в качестве задатка тому, кто продает, и устраивает при этом лидчёпет25.
В этой статье закона показана схема торговых операций по продаже движимого имущества. По тексу закона видно, что покупатель и продавец составляют «сделку» и остаются в праве проданного имущества в течении для продажи и всего следующего. В это время товар не может быть продан третьему лицу (за это выплачивается штраф в три макри). После двух дней нынешний владелец вступает в полные права владения имущество. Статья отдельно оговаривает, если новый владелец хочет отказаться от товара, после оговоренного законом срока. За это он должен будет вернуть товар прежнему владельцу и заплатить штраф в три марки. Но всё это действует если нынешний владелец поставил своё клеймо на имуществе. Этим от доказывал законность сделки.
Если же этого не произошло, то начинают действовать совершенно другие формулы. Продавец может потребовать возврата своего имущества в течении двух дней. И ему будут обязанные его отдать (то же самое если новый владелец захочет отказаться от имущества). Если же это происходит по истечению определённого срока, то разорвавший сделку будет привлечён к выплате штрафа.
Третья часть этой статьи оговаривает условия сделки если был выплачен фестепенинг (задаток). Это тоже являлось достаточным основанием для законности сделки.
Бьеркеарэттен отличается от Стадслага в этой области тем что, Стадслаг признаёт необратимость сделки, в отличии от Бьеркеарэттена. Шаг к признаванию необратимости сделки является важным этапом к упорядочиванию рынка, чего не наблюдается в Бьеркеарэттене.
Отдельная глава в Бьеркеарэттене уделяется регламентации торговли импортными товарами. В первую очередь к ним относят вино и пиво.
38. О ПРОДАЖЕ ВИНА И ПИВА. О ФАЛЬСИФИКАЦИИ
Тот, кто вскрывает винную бочку, разливает и продает без разрешения фогда и родманов, лишается бочки и трех марок при этом.
§ 1. Тот, кто разливает вино и продает дороже, чем это установлено, он лишается бочки, будь она большая или малая, и при этом трех марок.
§ 2. Тот, кто имеет кружку меньше, чем полагается, платит три марки. Тот, кто дает фальшивую меру вина и будет уличен при этом, платит одну марку, разделенную на три части. За фальшивую меру меда и любекского пива – шесть эре, за шведское пиво – три эре. Тот, кто продает иной мерой, чем постановил совет, платит штраф в три марки.
§ 3. Никакой чужестранец не разливает и не продает здесь любекский эль или какие-либо другие напитки, за исключением вина, иначе он обязан заплатить штраф в три марки.
§ 4. За неверные весы, неверное ведро и неверный безмен он платит штраф в три марки. Если кто-либо закупил большее ведро, а отмерил меньшее ведро и будет пойман на этом, он платит штраф в сорок марок или защищается с двенадцатью мужчинами.
§ 5. Тот, кто будет пойман на преднамеренном подлоге, какой бы то подлог не был, он спасает свою шею сорока марками, если имеются шесть свидетелей, или он защищает себя двенадцатью мужчинами.
Из данного отрывка можно увидеть достаточно строгий контроль за качеством продаваемых товаров на городском рынке. При этом данное положение относиться не только к качеству самого товара, но и к контролю за мерой весов. Из текста первоисточника видно, что при продаже товара по завышенной цене (спекуляция) или продажи меньших объемов налагался не только крупный денежный штраф, но и подвергался конфискации товар.
Данные нововведения оказали огромное влияние на дальнейшее формирование товаро-денежных отношений в средневековых шведских городах.
Вступать в торговые сделки имели право только совершеннолетние.
ЗаключениеТаким образом, развитие торговли в Швеции было важным фактором, способствовавшим процессу имущественной дифференциации, накоплению богатств (ценных вещей и денег) в руках представителей знати и верхушке бондов – свободных общинников. Развитие шведской торговли было тесно связано с другим явлением, также типичным для времени образования классового общества, - с отделением некоторых ремесел от сельского хозяйства. Частичное отделение ремесла от сельского хозяйства и в особенности развитие международной торговли имели для древней Швеции результатом еще одно явление, также типичное для перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу – возникновение поселений городского типа, где жители занимались уже не сельским хозяйством, а торговлей и ремеслом.
Список использованных источников и литературы
І. Источники
1. Из Жития Святого Агнасия // Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. – М. 1999. – С. 21-56.
2. Из «Деяний Архиепископов гамбургской церкви» Адама Бременского // Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. – М. 1999. – С. 57 – 110.
3. Гуталаг // Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. – М. 1999. – С. 113 – 172.
4. Вестгёталаг. Старшая Редакция // Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. – М. 1999. – С. 173 – 278.
5. Бьёркёарэттен // Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. – М. 1999. – С. 279 – 330.
6. Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. – М. 1999. – 334 с.
7. Шведские областные законы как исторический источник // «Средние века». Вып. 33. – М. 1970. – С. 287 – 301.
8. Сага о гутах. Перевод и примечания С. Д. Ковалевского // «Средние века». Вып. 38. – М. 1973. – С. 307-312
ІІ. Литература
1. Гуревич А. Я. . Походы викингов. – М. 2005. – 208 с.
2. Исторические связи Скандинавии и России XI – XX вв. – Л. 1970. – 404 с.
3. История Европы. Том 2. Средневековая Европа. – М.,1992. – 808 с.
4. История Швеции. – М. 1974. – 720 с.
5. Кан А. С. История скандинавских стран (Дания, Норвегия, Швеция). – М. 1971. – 328 с.
6. Сванидзе А. А. Ремесло и ремесленники средневековой Швеции (XIV – XV вв.). – М. 1967. – 381 с.
7. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV вв. – М. 1980. – 366 с.
8. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Том 2: Жизнь города и деятельность горожан. – М. 1999. – 344 с.
9. Цивилизация Северной Европы. Средневековый город и культурное взаимодействие. – М. 1992. – 134 с.
10. Шальский И. П. Проблемы периодизации истории скандинавских стран // «Скандинавский сборник», VIII. – Таллинн, 1964. – С.
11. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе: историко – археологические очерки. – Л., 1985. – 285 с.
12. Эпоха викингов в северной Европе и на Руси. - СПб. 2005. – 640 с.
13. Снорри Стурлусон. Круг Земной. – М.: «Научно-издательский центр «Ладомир», «Наука», 1980.
14. Ковалевский С Д. Образование классового общества и государства в Швеции. – М: Наука, 1977г. - 279с.
15. Сванидзе А. А. Возникновение монетной чеканки и некоторые проблемы догородского развития Швеции // «Средневековый город», 5 выпуск. – Издательство Саратовского Университета, 1978. – С.
16. Сванидзе А. А. Из истории городского строя Швеции XIII века // Средние века. Вып. 28. – М.: Наука, 1965
Примечание
1. А. А. Сванидзе. Ремесло и ремесленники средневековой Швеции (XIV – XV вв.). М. 1967.
2. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV вв. М. 1980
3. История Швеции. М. 1974.
4. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV вв. М. 1980
5. Эпоха викингов в северной Европе и на Руси. СПб. 2005.
6. Эпоха викингов в северной Европе и на Руси. СПб. 2005.
7. Исторические связи Скандинавии и России XI – XX вв. Л. 1970. С. 72
8. Шальский И. П. Проблемы периодизации истории скандинавских стран. – Скандинавский сборник, VIII. Таллин, 1964
9. А. Я. Гуревич. Походы викингов. М. 1966.
10. Шведские областные законы как исторический источник. – Сб. средние века, вып. 33. М. 1970.
11. Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М. 1999.
12. Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М. 1999.
13. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV вв. М. 1980.
14. Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М. 1999.
15. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб. 2005.
16. Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М. 1999.
17. Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М. 1999.
18. Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М. 1999. С. 40.
19. Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М. 1999.
20. Сага о гутах. Перевод и примечания С. Д. Ковалевского // Средние века. Вып. 38. – М. 1973.
21. Снорри Стурлусон. Круг Земной. – М.: Наука, 1980.
22. Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М. 1999. – С. 287-288.
23. Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М. 1999. – С. 287-288
24. Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М. 1999. С.286-287
25. Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М. 1999. – С. 286-287