В результате исследования данной сферы было сформировано следующее определение неформальных отношений;
Неформальные отношения (связи) в экономике — взаимоотношения между людьми в сфере экономики, регулируемые неформальными нормами, сложившимися в обществе или социальной группе, и не имеющие законодательно закрепленного обоснования.
Экономисты склонны представлять неформальные отношения как систему обмена услугами. Преследуя свою личную выгоду, рациональные субъекты вступают в «рыночный торг». Здесь сохраняется главный принцип: ты оказал услугу сегодня, значит, вправе ожидать ответной услуги завтра.
Социологи, исследуя неформальные отношения, обращают внимание на то, что неформальный обмен не принимает денежного характера, или деньги в нем играют второстепенную роль, причем неэквивалентность является скорее нормой, чем исключением.
По мнению М. Грановеттера, в современном обществе все пронизано «сетями» неформальных социальных отношений — устойчивыми системами связей и контактов между индивидами. В современном обществе эти сети неформальных отношений позволяют находить работу, обмениваться информацией, разрешать большинство всех проблем и конфликтов, минуя судей и адвокатов. «Деловые отношения, — отмечает М. Грановеттер, — перемешиваются с социальными».
Как свидетельствует мировой опыт, в периоды социальных катаклизмов, в том числе экономических кризисов, неформальные институты (неписаные «правила игры» неформальные отношения) начинают доминировать над формальными, поскольку первые обладают большей гибкостью и обеспечивают адаптацию к нестабильной, изменчивой среде.
Неформальные отношения с другими экономическими агентами являются продуктом среды, в которой они прошли отбор и к которой приспособились.
Личные контакты сыграли решающую роль в развитии малого бизнеса. Поскольку организация собственных предприятий была непривычным для большинства делом, помощь, информация, совет, распространяемые по личным каналам, и наличие необходимых контактов стали непременным условием создания собственного бизнеса. По свидетельству первых бизнесменов, оформление и прохождение документов на регистрацию фирмы, как правило, осуществлялось с помощью друзей и знакомых. Даже когда появилась платная услуга по подготовке и оформлению регистрационных документов, неформальные контакты не потеряли своей значимости. Последние гарантировали надежность информации и проверенность рекомендаций. Таким образом, неформальные отношения и личное доверие в начальной стадии развития бизнеса становились гарантией.
В ходе изучения статистических данных проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) была поставлена следующая цель — выявить степень распространенности неформальных отношений в современном российском бизнесе.
Отечественные предприниматели считают приоритетом для предприятия является соблюдение принятых «правил игры в бизнес - сообществе» (69%), а не следование букве закона (20%)по данным 2010 года.
Для сравнения, в 2009 году мнения респондентов распределялись несколько иначе (45 и 41% соответственно).
В основе любой бизнес-процедуры и любого процесса коллективной деятельности лежит соглашение. Огромное количество соглашений пронизывают деловые отношения, как по вертикали, так и по горизонтали, распространены устные договоренности, т. е. сделки, не оформленные контрактами. Подобные сделки являются примером неформальных связей, причем часто приводящим к криминальным последствиям.
На вопрос «Приходилось ли Вашей фирме заключать сделки, не оформленные документами''». были получены следующие данные:
большинство сделок не оформлено - 12,12 % (36 чел );
было несколько неоформленных сделок - 57,91 % (172 чел.)
не приходилось - 29,97 % (89 чел.).
Большинство респондентов, а именно 70,03 %, не отрицают факта сделок, которые не были оформлены какими-либо документами.
Если эти сделки не оформлены, то они должны базироваться на каких-то принципах, которые позволили бы реализовать эти договоренности.
На вопрос: «Чем Вы руководствовались, заключая эти сделки?», мы получили следующие ответы:
личное знакомство с партнером — 43,18 %.
проще было заключить сделку без контракта, исключая расходы на юридические процедуры — 32,73 %;
уверенностью в порядочности партнера — 29.55 %;
соображения безопасности, так как сделка была не совсем легальной — 8,18%;
родственные связи с партнером — 4,55 %,
Наибольшее число подобных сделок совершаются в таких сферах, как посреднические, строительство и торговля. Меньше всего ответов по этому показателю мы получили от респондентов из финансовой сферы.
По нашим данным, сделки, не оформленные документами, чаще всего наблюдаются в малом бизнесе. Предприниматели таким способом избегают расходов по юридическому сопровождению своих контрактов. Отношения в этом случае строятся на доверии и регулируются неформальными нормами.
В целом неформальные отношения влияют на успех предпринимательской деятельности следующим образом:
Обеспечивают адаптацию хозяйствующих субъектов к меняющимся экономическим условиям.
Регулируют экономическую деятельность в условиях институциональных изменений, в условиях неэффективности правовых норм
Снижают издержки на проверку контрагентов.
Снижают трансакционные издержки
Обеспечивают более благоприятные условия хозяйствования.
Неформальные отношения формирует кодексы делового поведения. Принципы, на которых строятся неформальные отношения: доверие, честь, порядочность, обязательность, постоянство связей. Сами предприниматели склонны предъявлять к своим партнерам требования, связанные с их порядочностью и обязательностью. Они осознают, что нарушение деловых соглашений является серьезным фактором, усиливающим степень неопределенности в хозяйственной деятельности и влияющим на их репутацию в деловом мире.
Список литературы:
Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. Учебное пособие. — М : Аспект Пресс. 2000. — С. 219.
Заславская Т.И.,Шабанова М. А. — С. 17
Леденева А. Блат и рынок: трансформация блата в постсоветском обществе//Неформальная экономика .Под ред. Т. Шанина — М.. Логос, 1999. — С 117.
Радаев В. В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках(на примере розничных сетей): Препринт. - М: ГУ ВШЭ. 2003. — С. 34.
Бардлер Г.Л. Интолерантность и дивиантное поведение в бизнесе.: Предпринт.- СПБ.: Изд-во СПБГУЭФ,2001.-С.19
Взаимопонимание, формализация и доверие//Top-Manager,2004,№12 –С.20
Кидалы//Top-Manager,2004,№1-с.10.
Титов В. Н. — Неформальная экономика в России: исторические традиции // Общественные науки и современность. — 2008. — № 5. — С. 100—110.
Латов Ю. В. Экономика вне закона.
Дина Горшкова — Четверть экономики в тени // «Российская газета» — Федеральный выпуск № 3320 от 14 октября 2003 г.
Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. — Высшая школа экономики, 2004. — 448 с
Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. — 144 с