ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ)

Тарасова С.М. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Укрепление психического здоровья, обеспечение полноценного развития личности является важнейшей социальной задачей любого цивилизованного общества. Поэтому психолого-педагогические тренинги все чаще становятся неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания детей.

Ни для кого не секрет, что физическое и психическое благополучие ребенка тесно взаимосвязаны. Но сейчас родители большее внимание уделяют физиологическому аспекту развития их детей, забывая об эмоциональной и психологической стороне личности ребенка.

Программа «Психологического развития ребенка» направлена на гармонизацию психологического, физического и эмоционального развития детей.

На ряду с основной целью есть и ряд сопутствующих:

  • формирование у детей системы внутренних отношений, ценностей, установок;

  • повышение социально-психологической компетентности ребят и развитие у них способности активно и эффективно взаимодействовать с окружающими;

  • совершенствование способности осуществлять контроль над собой и окружающей действительностью;

  • улучшение коммуникативных возможностей детей;

Основными задачами занятий можно считать:

  • диагностику и коррекцию личностных качеств и умений детей;

  • снятие барьеров, мешающих полноценному взаимодействию с социумом;

  • формирование сильной, уверенной в себе личности;

Занятия планируются проводиться в режиме тренинговой группы. В такой группе ребенок чувствует себя принятым, в ней активно действует обратная связь, развиваются коммуникативные умения и навыки. Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими людьми, и подготовиться к активной и полноценной жизни в обществе. Продолжительность занятия – 1 час.

Групповые занятия позволяют ребенку быть самим собой, находить свои индивидуальные способы взаимодействия.

Кроме того, тренинговые занятия позволяют психологу (ведущему группу) значительно глубже изучить личность каждого участника и в случае необходимости оказать психологическую помощь.

На занятиях можно не только развиваться, но и решать тревожащие участников проблемы, создавать оптимальную лечебную перспективу, помочь разобраться в переживаемых чувствах, понять и изменить свое состояние.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Тренинговый комплекс состоит из пяти блоков:

  1. Тренинг личностного роста (10 часов).

Цель: развивать умение раскрываться, самовыражаться, анализировать себя, открывать в себе сильные стороны, т.е. такие качества и умения, которые ценятся обществом, и которые дают чувство уверенности в себе.

  1. Тренинг искусства общения и межличностных отношений (10 часов)

Цель: научить детей быть коммуникабельными, открытыми, уметь избегать конфликтов и взаимодействовать с окружающими.

  1. Тренинг эмоциональной стабильности (10 часов)

Цель: учить правильно выражать свои чувства, не бояться их показывать; учить разбираться в переживаемых эмоциях, на их основе строить процесс общения и взаимодействия с окружающими.

  1. Тренинг снижения агрессивности (9 часов)

Цель: Формировать умение контролировать свою агрессию, давать ей более позитивный и созидательный выход.

  1. Тренинг снижения страха и тревожности (6 часов)

Цель: вселить в ребенка уверенность в себе и самостоятельность, учить основным навыкам саморегуляции.

Данная программа в будущем позволит детям расширить свои представления о взаимоотношениях с другими людьми, стать более самостоятельными, открыться новому опыту, быть уверенными в себе и своих решениях.

Тренинг личностного роста

Занятие 1

  1. Знакомство.

Детям предлагается оформить карточки-визитки. Предоставляется полная свобода выбора имени (мультипликационные герои, друзья, герои сказок, книг, реальные и нереальные персонажи, животные и др.). Участникам необходимо представить себя и подчеркнуть свои особенности.

  1. Правила группы.

Детей в игровой форме знакомят с основными правилами группы (10 плакатов). Проигрываются их нарушения.

  1. Мои добрые дела.

Участникам необходимо вспомнить: какие конкретные дела они сделали за прошлый день. Кому помогли? Чем? Что это был за человек? Что вы при этом чувствовали? Как этот человек вас отблагодарил? Какой должна быть благодарность?

  1. Рисунок музыки.

Детям включается музыкальный фрагмент из знакомого мультфильма или сказки (3-5 минут). В течение этого времени они рисуют все, что им захочется. Затем устраивается импровизированная выставка и обсуждение работ: Что помогло узнать в рисунке автора? Кого из героев совсем не узнали? Почему? Насколько необычен рисунок? Смог ли автор выразить свои чувства? И др.

  1. Почему я такой.

Каждому участнику необходимо рассказать другим, почему он хороший и почему он плохой. Обсуждение.

  1. Пантомима «Живое зеркало» (работа в парах)

Участники по очереди повторяют движения своего партнера.

  1. Ласковое имя. (домашнее задание)

Детям необходимо будет вспомнить какими ласковыми именами их называют родные и близкие люди.

  1.  
    • В каких случаях это делается чаще?

    • Какие чувства вы испытываете, когда к вам обращаются именно так?

    • Как вам нравится, чтобы вас называли?

  2. Обратная связь.

Обсуждение (Понравилась ли вам работа в группе? Поставьте оценку работе группы (1-5) Поставьте оценку своей работе. Что понравилось? Что нет? О чем бы хотели поговорить в следующий раз? Во что бы хотели поиграть?)

Занятие 2

  1. Приветствие.

Каждому ребенку необходимо поприветствовать кого-либо из группы, обязательно подчеркнув его особенности или индивидуальные качества.

  1. «Поговорим о дне вчерашнем…»

Вспоминаем прошлое занятие. Делимся впечатлениями. Вспоминаем правила работы.

  1. Превратимся в друга.

В течение 2-3 минут каждый участник превращается в своего друга и рассказывает о себе от его имени.

4. Ласковое имя.

Обсуждение домашнего задания.

5. Этюды с воображаемыми предметами.

( работа в парах)

Изобразить (Пронести вдвоем корзину; Свернуть ковер; Перетягивание каната; Поиграть с мячом).

  1. Проективная методика: рисунок несуществующего животного.

Задание: подумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Выставка и обсуждение работ.

Индивидуально анализируется каждый детский рисунок, и результаты оформляются в папки.

  1. Почему со мной можно дружить.

Рассказать остальным о своих сильных сторонах, о том, что любишь, что ценишь.

  1. Обратная связь.

Занятие 3.

  1. Приветствие.

Поприветствовать друг друга невербальным способом (Танцем, пожатием руки, хлопком и др.)

  1. «Вы меня узнаете?»

Каждый участник, договорившись о встрече по телефону, должен описать себя так, чтобы остальные его узнали.

  1. Пантомима «Скульптор».

(работа в подгруппах)

Каждый участник придает любому из членов подгруппы, какую угодно позу, т.е. как бы лепит из него скульптуру и рассказывает, что она означает. Затем можно перейти к групповым композициям.

  1. Эмиграция.

Детям предлагается представить, что им приходится переехать в другой район, город, пойти в другую школу, детский сад; подумать: Сколько (конкретно) пожалеет об этом? Почему? Кто не пожалеет? В чем причина такого к вам отношения? Что вас связывает с этими людьми?

  1. Рисунок.

Тема: «Каким меня видят окружающие».

(рисование ватными палочками, техника тычка)

Затем участникам предлагается определить автора каждого рисунка.

  1. Карусель.

Дети встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга. Внутренний - неподвижный. Дети общаются на свободные темы (2-3 минуты). Затем внешний круг двигается вправо, и участники вступают в контакт с новыми партнерами.

  1. Хочу найти друга (домашнее задание)

Детям предлагается написать объявление в газету, для того чтобы найти друзей (можно с помощью родителей). Необходимо составить текст, в котором указать свои достоинства и недостатки, не уделять слишком много внимания физическим данным, рассказать об увлечениях и т.д.

  1. Обратная связь.

Занятие 4.

  1. Приветствие.

Детям нужно поприветствовать друг друга, как животные.

  1. Моя любимая игрушка.

Вспомнить о своей любимой игрушке, рассказать нравилось ли с ней играть.

  1. Игрушка – это я!

Рассказать о себе от имени игрушки: Как игрушка относится к своему хозяину? Хорошо ли он с ней обращается? Где она живет? В какие игры с ней играют? Бросали ли когда-нибудь без присмотра? Давали ли поиграть своим друзьям? Кому? и т.д.

  1. Послушный ученик.

(работа в парах)

Дети выполняют поручения, которые им дает их партнер.

  1. Хочу найти друга.

Обсуждение домашнего задания. Каждый читает свой вариант объявления. Остальные выступают в роли экспертов, могут внести коррективы. Затем отвечают, откликнулись ли бы они на такое объявление и почему.

  1. Воробьиная дискотека.

Участники выполняют произвольные танцевальные движения под веселую музыку.

  1. Мои слабые стороны.

Рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах, о том, что они не принимают в себе. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах характера, вредных привычках; важно отметить, что может послужить причиной конфликта в той или иной ситуации.

  1. Обратная связь.

Занятие 5.

  1. Приветствие «Танцкласс».

Поприветствовать друг друга различными элементами танца.

  1. Я тебя понимаю.

Каждый член группы выбирает себе партнера, а затем пытается угадать, о чем он думает, что переживает, что хочет сейчас сделать. Партнер, соответственно, должен согласиться или опровергнуть выдвинутую точку зрения.

  1. Кто-то из членов группы.

Детям предлагается нарисовать кого-либо из участников тренинга, затем, после окончания работы, остальным предоставляется возможность угадать, кто нарисован.

Это задание позволит частично определить симпатии в группе (социометрия).

  1. Последняя встреча.

(самостоятельное времяпрепровождение)

Предлагается представить, что сегодня последняя встреча. И если участники не успели что-то сделать или что-то сказать друг другу, то у них есть возможность это сделать сейчас.

  1. Психогимнастика «Постарели».

Участники изображают 80-летних стариков и старушек. Они ходят с палочками, спотыкаются, здороваются друг с другом. Хлопок – и они становятся на 20 лет моложе и т.д.

  1. Отверженный.

Один из участников выходит на время из комнаты. Остальные должны сформулировать несколько причин, по которым данного человека можно «отвергнуть». Вернувшись, он должен угадать хотя бы 3 из них.

  1. Щит и меч.

(Работа в парах)

Детям рассказывается, что в древности воин имел щит (для защиты) и меч (для нападения). Предлагаем побыть воинами. Один ребенок бросает мяч – нападение, другой – уворачивается – защита.

  1. Обратная связь.

Занятие 6.

  1. Приветствие.

Приветствуем, друг друга и желаем ему исполнения трех желаний.

2. Горячий стул

Каждый из членов группы садится на стул в середине круга и в течение 2-3 минут каждый из членов группы может задавать сидящему любые вопросы. Затем, по истечении времени, садится другой.

3.Доверяй другим.

Расслабленного участника перемещают по кругу другие участники группы.

  1. Парный рисунок.

Ребятам предлагается разбиться по парам и договорится о теме общего рисунка. Затем необходимо вдвоем организовать презентацию работы.

  1. Прокуроры и адвокаты.

Обвинение и оправдание участников, за какой-либо совершаемый поступок

  1. Игра «незаконченные дела».

  2. Слушание музыки и свободное движение под нее.

  3. Обратная связь.

Занятие 7.

  1. Приветствие.

Все члены группы передвигаются по комнате, изображая «светское общество» (господа и дамы) и подходят друг к другу обмениваясь комплиментами, т.е. подчеркивая лучшее качество партнера.

  1. Психогимнастика.

Перед зеркалом по просьбе ведущего дети изображают различные эмоциональные переживания (страх, гнев, радость и другие)

  1. Три желания

Каждый придумывает 3 желания, которые мог бы исполнить прямо сейчас в группе. Затем он высказывает их вслух и по возможности осуществляет.

4. Проективная методика «квадраты»

Дети заканчивают изображения в 12 квадратах. Результаты фиксируются в папке у каждого.

5.Привлеки внимание

Каждому члену группы нужно придумать какой-либо необычный способ поведения, чтобы привлечь внимание группы, затем участники должны рассказать, чем их внимание было привлечено.

6. Сочиняем сказку.

Один из участников начинает придумывать какую-либо сказку, другой продолжает, затем третий и так все участники группы.

7. Что было бы если…

Детям предоставляется возможность подумать над тем, что было бы если…

  • У человека не было ушей;

  • Человек мог летать;

  • Солнце перестало светить; и т.д.

  1. Обратная связь

Занятие 8.

  1. Приветствие.

  2. Веер.

Каждому участнику дается лист бумаги, из которого он складывает веер. А затем на каждый сгиб веера ребенок должен сказать какую-либо свою отличительную особенность.

  1. Походка.

Каждый из участников тренинга должен представить себя на подиуме и пройти как-нибудь оригинально, отлично от других.

  1. Шаг в будущее.

Всем участникам предоставляется возможность порассуждать на тему, какими они станут в будущем, какими вещами будут обладать, с кем будут дружить и т.д.

  1. Фотомодель.

(работа в парах)

Один из партнеров – фотограф, другой – фотомодель. Модель пытается придумать и воплотить различные позы, фотограф может их корректировать. Затем партнеры меняются местами (дети могут использовать любые атрибуты).

  1. Рисование на теле.

Детям на спины расклеиваются листы бумаги, и любой желающий может подойти к кому угодно и написать или нарисовать на память что захочет.

  1. Обратная связь.

Занятие 9.

  1. Приветствие.

Дети приветствуют друг друга тактильным способом, с закрытыми глазами.

  1. Поменяйтесь местами те, кто…

Стулья расставляются по кругу. Один – ведущий. Ведущий предлагает поменяться местами тем, например, у кого на ботинках есть шнурки. Играющие меняются, а ведущий должен успеть занять чье-то место. Неуспевший сесть становится ведущим.

  1. Мудрец.

Детям предлагается расслабиться, сесть на пол как им удобно и закрыть глаза. Представить большую зеленую поляну, а в самом ее центре – огромный дуб. Под этим дубом сидит мудрец, он знает ответы на все вопросы на свете. Подойдите к нему и спросите все, что захотите. Внимательно послушайте его ответ. Затем обойдите дерево кругом, на его коре вырезана цифра. Что это за цифра?

Обсуждение, дети делятся увиденным и услышанным друг с другом.

  1. Повторюшка.

Дети делятся на две группы. Одной группе дается задание: повторять все то, что будут делать их партнеры. Затем участники делятся впечатлениям: просто ли было повторять; понравилось ли ребятам из другой группы, что за ними повторяют и т.д.

  1. Обожание.

Детям предлагается составить небольшой монолог, который начинался бы словами: «Все меня обожают потому, что…»

  1. Турпоход.

Дети совместно обсуждают, что будут брать в турпоход. Они могут воспользоваться предложенным списком (25-30 предметов), но взять с собой могут только 15.

  1. Обратная связь.

Занятие 10.

  1. Приветствие.

Детям предлагается поприветствовать друг друга различными придуманными словечками.

  1. Визитки.

Переоформление карточек – визиток. Участникам опять предоставляется возможность взять себе имя какого-либо героя или оставить свое.

  1. Снова актеры.

Детям предлагается сыграть роль командира, стюардессы, учителя, милиционера и пр. (т.е. людей имеющих власть над другими).

Обсуждение: Понравилось ли, когда вас слушаются? Тяжело ли подчиняться? Нужно ли это? и т.д.

  1. Рисование

Участникам предлагается разделить лист бумаги на две части. В одной части нарисовать «Я – реальное», т.е. того себя, кем ребенок является на самом деле, а на другой – «Я – идеальное», т.е. каким он хотел бы себя видеть в идеале.

Обсуждение. В конце упражнения – тренинг: «Я нарисовал себя таким, какой я есть, и таким, каким хочу себя видеть. Я не буду мечтать, я буду действовать, чтобы мечта осуществилась!»

  1. Рекламный ролик.

Детям самостоятельно или в паре необходимо придумать рекламу какого-либо товара (рекламу можно снять на камеру). Затем участники определяют победителей (1, 2, 3 места)

  1. Клятва.

Для мальчиков: «Я хочу быть сильным, умным, ловким, смелым, правдивым, справедливым и добрым! Я не хочу быть глупым, слабым, неловким, трусливым, злым, ленивым. И будет так, как я хочу!»

Для девочек: «Я хочу быть умной, ловкой, правдивой, справедливой, доброй и умелой! Я не хочу быть глупой, неловкой, лживой, несправедливой, злой, ленивой, неумной и болтуньей! И будет так, как я хочу!»

  1. Обратная связь.

Подведение итогов работы в группе.

Тренинг искусства общения и межличностных отношений.

Занятие 1.

  1. Приветствие.

Поздороваться с одним из членов группы и подарить ему воображаемый подарок, (постараться объяснить, почему выбрали именно этот подарок)

  1. Научись правильно общаться. (рассказ)

Обыгрывание правил коммуникации.

3. Опасное путешествие (работа в парах).

Один из пары рисует опасный путь, с препятствиями, который должны преодолеть какой-либо герой, а другой – способы преодоления этих препятствий.

4. Концертный номер

Самостоятельно дети должны разделиться на подгруппы и в течение 5-10 минут выступить с номером перед публикой.

5. Обратная связь.

Занятие 2.

  1. Приветствие.

Поздороваться со своим партнером без использования речи.

  1. Телефонный разговор.

Каждый из участников звонит кому-нибудь из членов группы и разговаривает в течение 1 минуты на любую тему.

  1. Троллейбус. (работа в парах)

Участники встречаются как бы через стекло троллейбуса и при помощи пантомимики и мимики, пытается сообщить своему партнеру какую-нибудь новость.

  1. Технология ТРИЗ. (ассоциации)

Находить предметы по заданному очертанию.

  1. Игра « у меня есть тайна» ( или рисование (совместное)

  2. Обратная связь.

Занятие 3.

  1. Приветствие «подари мне цвет»

  2. Барьеры

Беседа и рассказ о «барьерах» (сложностях) в процессе общения. Почему с некоторыми людьми сложно разговаривать? С кем вам нравится говорить? Почему? С кем не нравится? Почему? Что тогда делаете? Нравится, когда вас перебивают? Нравится, когда вас не слушают?

  1. Пребивалки и огрызалки.

Дети пытаются рассказывать о разных вещах одновременно. А затем просят помочь (одного из своих партнеров, а тот заранее предупрежден, что должен отказать в помощи).

  • Как им удастся уговорить его?

  • Кому было легко, кому просто?

  1. Обратная связь и подведение итогов.

Занятие 4.

  1. Приветствие «по цепочке».

  2. Сказка

Дети становятся актерами и сразу вступают в роль без предварительной подготовки. Ведущий читает сказку, дети выполняют действия, обозначенные ролью.

  1. Земляне и инопланетяне.

Идет борьба за ресурсы найденные в космосе на одной из планет. И землянам и инопланетянам нужно договориться о выходе или об открытии огня по сопернику. За каждое действие участники получают определенное количество баллов.

  1. Изобразить, а не рассказать

Детям необходимо изобразить то, или иное чувство или состояние, показать каков я есть или каким бы хотел быть.

5. Обратная связь.

Занятие 5.

  1. Приветствие «звуки».

Поздороваться разными звуками.

2. Внутренние и внешние.

Участники встают в 2 круга, которые движутся в противоположные стороны. По команде все останавливаются, лицом друг к другу. «Внутренние» играют роль безбилетного пассажира, «внешние» - контролера. (1-2 минуты). Следующий шаг игры – «внутренние» становятся продавцами, «внешние» - покупателями (возможно, использовать и другие ситуации: инспектор пытается оштрафовать водителя; дети не могут поделить игрушку; человек извиняющийся за проступок и др.)

3.Катастрофа.

Дети летят на воздушном шаре и неожиданно теряют им управление. Участникам необходимо быстро принять решение о спасении всей группы.

  • Пожертвовать собой;

  • Пойти на риск и др.

4.Опиши.

(работа с карточками)

Детям необходимо выдвигать предположения о том, что изображено на карточках, а затем придумать приблизительный диалог между изображенными.

  1. Интервью.

(работа в группах)

Дети журналисты берут интервью у известных певцов, героев мультфильмов, кино, сказок.

  1. Обратная связь.

  2. Домашнее задание: познакомиться на улице со своим сверстником.

Занятие 6.

  1. Приветствие «Я скучаю».

Поздороваться с одним из членов группы и сказать, почему по нему скучали с их последней встречи.

  1. Кто я?

На спину каждого участника вешается изображение известного героя и, задавая односложные вопросы (на которые можно ответить только «да» или «нет») ребенок должен отгадать кто он.

  1. Пантомима «Моя семья».

По желанию нескольким участникам предлагается возложить на партнеров функции своих родственников и обыграть несколько бытовых сцен, характерных для их семьи. Если желающих окажется много, то задание можно будет продолжить на следующем занятии.

  1. Язык глухонемых.

(работа в парах)

Один из детей – ведущий новостей, он делает какое-либо сообщение, его партнер – переводчик, пытается сказать то же самое, только при помощи жестов. Затем анализируется работа каждой пары и выставляется оценка.

  1. Мечта.

(рисование по очереди)

Каждому участнику дается лист бумаги и фломастеры и предлагается нарисовать все, что ему хочется (картину), через 2 минуты работа прекращается, и рисунок передается по часовой стрелке и дети продолжают дорисовывать картину своего соседа и т.д. пока рисунок не вернется к своему хозяину.

Обсуждение: Удалось ли партнерам продолжить и закончить мысль автора? Что понравилось? Что не понравилось?

  1. Обсуждение домашнего задания.

  2. обратная связь.

Занятие 7.

  1. Приветствие.

  2. Проективная методика «Рисунок семьи»

Цель: объективная оценка ребенком своей семьи, определение отношений между ее членами, о месте ребенка в семье, о взаимоотношениях.

Каждому ребенку дается лист бумаги и 6 карандашей (черный, синий, красный, зеленый, желтый, коричневый) и дается задание: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

Результаты исследования сохраняются в папке ребенка.

  1. Исполнение роли.

Ребенок активно исполняет роль, возложенную на него группой.

  1. обратная связь.

Занятие 8.

  1. Приветствие.

  2. Волшебный карандаш.

(работа в парах)

Дети совместно пытаются нарисовать какую-нибудь картину. Один из пары рисует (водит карандашом), а второй – говорит, куда карандаш вести. Правило: карандаш может двигаться только вверх, вниз, влево и вправо. Затем участники угадывают получившиеся изображения.

  1. Подарки близких.

Цель: определить степень привязанности и любви к членам семьи.

Детям предлагается сказать, какие бы подарки им хотелось получить на следующий день рождения, затем какие бы не хотелось. Выбрать 3 подарка: самый дорогой, похуже и, наконец, самый плохой и подарить их кому-нибудь из родственников.

  1. Контакт без слов.

(работа в парах)

Участникам предлагается без слов вступить в контакт со своим партнером: погладить по голове, обнять и пр.

  1. Моя семья.

Детям предлагается закрыть глаза и представить, как они вбегают в дом с разбитой коленкой.

  1.  
    • Какие выражения лиц у членов семьи?

    • Кто встречает на пороге?

    • Что они испытывают?

    • Что говорят?

    • Что делают?

  2. Обратная связь.

Занятие 9.

  1. Приветствие «индейский танец»

  2. Засели домик.

Участникам предлагается заселить домик своими близкими людьми и родственниками. Сам ребенок живет на первом этаже, а родственников заселяет по мере значимости для себя: 2 этаж, 3 этаж и т.д.

  1. Спина к спине.

(работа в парах)

Детям предлагается сесть спина к спине и попробовать поговорить друг с другом. Затем участники делятся впечатлениями:

  • Легко ли им было говорить?

  • Что мешало?

  • Что помогало? И т.д.

  1. Моя семья.

Детям предлагается закрыть глаза, расслабиться и снова представить, что они вбегают в дом с громким плачем. Кто-то отобрал игрушку.

  1.  
    • Кто их встречает?

    • Что говорит?

    • Что советует? И т.д.

  2. Прогулка.

Участникам предлагается несколько минут походить по комнате, поиграть с другими детьми, а затем поделиться тем, что изменилось в членах группы с прошлого занятия.

  1. Пятка в пятку.

Детям предлагается выполнить несколько физических командных упражнений.

А) пройтись пятка в пятку;

Б) посидеть друг у друга на коленях;

В) ладони на коленях и пр.

7. Обратная связь.

Занятие 10.

  1. Приветствие.

  2. Нарисуй нашу группу.

Это задание необходимо для определения межличностных отношений в группе.

  1. Глаза в глаза.

(работа в парах)

Детям нужно пообщаться со своим партнером, но только глазами. Затем партнер делится с остальными членами группы, что он узнал из такого визуального послания.

  1. Экстрасенс.

Участники представляют, что они экстрасенсы и пытаются определить, о чем сейчас думает их сосед.

  1. Покажи фразу – угадай фразу.

Ребята пытаются показать какую-нибудь фразу или слово, а остальные должны угадать. Кто отгадывает, тот занимает место ведущего.

  1. Нежные слова.

Передавая яблоко по кругу, дети должны говорить приятные слова.

  1. Обратная связь.

Тренинг эмоциональной стабильности

Занятие 1.

  1. Приветствие.

  2. Беседа «Какие бывают эмоции?»

Детям предстоит ответить на вопрос, какие эмоции и чувства они знают.

  1. «Катя, иди ко мне!»

Предложить участникам сказать фразу «Катя, иди ко мне!» с использованием различных интонаций: Радостно; Зло; Лениво; Грубо; Нежно; и т.д.

  1. Пантомима «Йог».

Детям предлагается несколько поз для релаксации.

  1. Вырази свои чувства.

Участники должны будут попытаться сказать, какие чувства вызывают у них каждый из предложенных рисунков.

  1. Продолжение беседы «Зачем нужны эмоции?»

  2. Обратная связь.

Занятие 2.

  1. Приветствие.

  2. Это что за эмоция?

Детям предлагаются различные изображения лиц людей, по которым им предстоит определить изображенные на них эмоции.

  1. Разные звери.

Участникам предлагается показать: Грустную собаку; Злого крокодила; Веселую мартышку; Обиженную кошку; Удивленную рыбу; и т.д.

  1. Рисунок «Остров счастья»

  2. Пантомима «Улыбка»

(перед зеркалом)

Ребенку предлагается улыбнуться разными способами, а затем выбрать свою самую замечательную улыбку.

  1. Обратная связь.

Занятие 3.

  1. Приветствие.

  2. Добрый и злой.

Детям предлагается выбрать, кто из известных героев злой, а кто добрый и объяснить почему.

  1. «Изобрази…»

Участникам нужно нарисовать: восторг, обиду, гнев, ярость, восхищение, досаду, сомнение, разочарование, сожаление, презрение.

  1. Приятное воспоминание.

Детям предлагается припомнить какое-либо значимое, приятное событие из их жизни и рассказать какие эмоции и чувства они при этом испытывали.

  1. Давай поиграем.

Дети сами выбирают игру, в которую они бы хотели поиграть.

  1. Обратная связь.

Занятие 4.

  1. Приветствие.

  2. Покажи эмоцию.

Детям по очереди предлагается показать какую-либо эмоцию (гнев, радость, разочарование и т.д.), а остальным догадаться, что это за эмоция.

  1. Музыкотерапия.

Послушав легкую. Приятную музыку, например, «Вальс цветов», ребятам предлагается нарисовать те эмоции, которые она вызвала.

  1. «Бумагопад».

Дети разрывают на мелкие кусочки разноцветную бумагу и разбрасывают ее на полу. Затем участники должны наклеить эти бумажки, как угодно, на общем полотне (ватмане), пытаясь создать общую картину.

  1. Обратная связь.

Занятие 5.

  1. Приветствие.

  2. Скульптор.

Детям предлагается закрыть глаза и представить кого-нибудь (или что-нибудь), кто (или что) обидел их совсем недавно. Затем участники лепят своего обидчика из пластилина и если захотят, то могут сломать или изменить его внешность как им захочется.

  1. Совершение кругов.

Участники по кругу обращаются к каждому члену группы и пытаются сказать, какие чувства он у них вызывает.

  1. Добрый и злой мяч.

Детям объясняют, что мяч, который им придется бросать, может быть «добрым» и «злым». «Злой» мяч – это сильный и точный удар мячом, а «добрый» - мягкая подача, которую можно поймать. Каждому ребенку предстоит испытать на себе и «добрый» и «злой» мяч, а затем поделиться впечатлениями: какой мяч им понравился больше. Потом дети могут свободно поиграть с мячом.

  1. Обратная связь.

Занятие 6.

  1. Приветствие.

  2. Крикуны.

Участникам предлагается по очереди напугать друг друга резким, громким криком. Обсуждение и выдвижение номинации «Самый громкий крикун». Награждение победителей.

  1. Доверительная прогулка.

(работа в парах)

Участники делятся на пары. Один из пары будет ведомым, другой – ведущим. Ведомому завязывают глаза и ведущий в течение 3-4 минут знакомит ведомого с пространством (с любимыми местами в комнате, игрушками, людьми), затем партнеры меняются местами. Главное правило: во время путешествия партнерам не разрешается разговаривать. Позже дети делятся впечатлениями:

  • Где они были?

  • Какие предметы ощупывали?

  • Что нравится вашему партнеру? И пр.

  1. Танец – отображение

(работа в подгруппах)

Детям по очереди предстоит быть танцевальным инструктором, за которым все члены подгруппы будут повторять движения. Инструкторы в подгруппах меняются каждые 2 минуты.

  1. Обратная связь

  2. Домашнее задание: постараться обрадовать маму, как угодно и чем угодно.

Занятие 7.

  1. Приветствие с пожеланиями на день грядущий.

  2. Домашнее задание.

Обсуждение того, удалось ли ребятам порадовать своих мам: Как они это сделали? Какая мама, когда радуется? Нравится ли им, когда мама рада? и пр.

  1. Узелки.

У каждого ребенка на груди «бумбончик» из ниток определенного цвета. Дети свободно перемещаются по комнате. Подойдя к кому-нибудь из группы (по их желанию) они выдергивают нитку из своего «бумбончика», завязывают на веревочке у другого, при этом говоря ему приятные слова или пожелания. Обсуждение: сколько было собрано узелков, какие ощущения испытывали и пр.

4. Веселый и грустный.

Обсуждение с детьми какие герой сказок. Кино, мультфильмов, книг – грустные, а какие – веселые. Просмотр картинок. Обсуждение: Каким быть лучше? Почему? Какой ты? Почему ты так думаешь? и т.д.

5.Обратная связь.

Занятие 8.

  1. Приветствие.

  2. Картинки.

Вместе с детьми рассматриваем сюжетные картинки, и пытаемся определить, какие чувства и эмоции испытывают их герои и почему.

  1. Весна.

Под легкую музыку детям предлагается побегать, попрыгать. Поиграть, даря друг другу воздушные поцелуи.

  1. Сильная тревога.

Участникам по очереди предлагается сыграть сильную тревогу. Обсуждение: Что это за чувство? Кому его удалось лучше передать? Почему? Кто испытывал тревогу по настоящему? Почему люди испытывают тревогу?

  1. «Ха-ха»

Дети по очереди должны говорить слово «ха», прибавляя каждый раз по одному. Первый - «ха», второй – «ха-ха», третий – «ха-ха-ха» и т.д. Но нельзя смеяться, нужно быть очень серьезным иначе игра начинается сначала.

  1. Обратная связь.

Занятие 9.

  1. Приветствие.

  2. Смех.

Обсуждение того, нравится ли ребятам смеяться и смешить других. Детям предлагается рассказать какой-нибудь смешной случай из их жизни, анекдот, стишок или страшилку.

  1. Этюды с воображаемыми предметами.

    • Перевязать рану;

    • Померить соперников;

    • Вынести мусор; пришить пуговицу; спрятаться от дождя; и т.д.

  2. Смешная рожица.

Участники делятся на две группы, которые стоят друг напротив друга. По команде одна группа начинает смешить другую, корча различные гримасы и рожицы. Через несколько минут группы меняются местами. Обсуждение: Кому удалось не засмеяться? Это было легко или тяжело? Трудно ли сдержать свои эмоции? Нужно ли это делать?

  1. Обратная связь.

Занятие 10.

  1. Приветствие.

  2. «Какие нам нравятся…»

Девочкам группы предлагается ответить на вопрос, какие им нравятся мальчики и почему. Мальчики в это время не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают. Затем мальчики отвечают на вопрос, какие им нравятся девочки.

  1. У страха глаза велики.

(работа в парах)

Один из пары, только при помощи рук, пытается изобразить на лице своего партнера страх. Партнер себя не видит, но старается запомнить свое ощущение. Потом дети меняются местами.

  1. Нарисуй.

Детям предлагается нарисовать любую эмоцию, которую они захотят. На выставке работ ребята пытаются угадать, что нарисовали другие.

Внушение «Я буду…»

  1. Обратная связь.

Тренинг снижения агрессивности.

Занятие 1.

  1. Приветствие.

Поприветствовать друг друга различными интонациями.

  1. Этическая беседа.

Детям предлагается сценка, разыгранная при помощи кукол, об агрессивном поведении одного из братьев. Затем проводится беседа:

  1.  
    • Как проявлялась агрессивность?

    • Правильно ли поступил мальчик?

    • Почему он так сделал?

    • Как бы вы поступили? И т.д.

  2. Состязание в силе рук.

Участникам предлагается лечь на пол лицом друг к другу и сцепить правые руки. Левой – поддерживать локоть левой руки соперника.

  1. Диагностика агрессивности.

Детям предлагается набор иллюстраций с явным агрессивным поведением изображенных. Но диалоги между героями картинок не закончены. Участникам необходимо закончить диалоги. Результаты диагностики заносятся в личную папку детей.

  1. Пашка – драчун.

Дети знакомятся с новым героем Пашкой, отъявленным хулиганом и агрессором.

  1. Домашнее задание для родителей.

Дети должны будут передать своим родителям анкеты, которые им нужно заполнить дома.

  1. Обратная связь.

Занятие 2.

  1. Приветствие.

  2. Беседа «Накричу или ударю».

Беседа о проявлениях агрессивности с использованием различных иллюстраций.

  1. Бой подушками.

(или мягкими игрушками)

Дети знакомятся с очень простым способом снятия агрессивного настроя.

  1. Отбери игрушку.

(работа в парах)

Участникам предоставляется возможность на себе испытать давление своего партнера. Один из пары должен отобрать игрушку любыми способами, а другой не должен ее отдать. Обсуждение: Кому удалось заполучить игрушку? Как вы это сделали? Кто игрушку не получил? Почему? и т.д.

  1. Этюд «Попроси прощения».

Дети учатся извиняться за свое неадекватное поведение. Участники разыгрывают несколько сценок.

  1. Новая проделка Пашки.

Дети слушают еще одну историю из жизни Пашки – хулигана. Обсуждение:

  1.  
    • Что сделал Пашка?

    • Почему он так поступил?

    • Как бы вы поступили на его месте? И т.д.

  2. Рисование штрихами.

Ребятам необходимо рисовать свою картину мелкими штрихами. По окончании работы проводится выставка.

  1. Обратная связь.

Занятие 3.

  1. Приветствие.

  2. Как вести себя с агрессивными детьми?

Дети предлагают свои способы избежать конфликта с агрессивными людьми (реальные и фантастические).

  1. Растопи круг.

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Ведущий, стоящий в центре, должен хорошенько попросить, чтобы его выпустили, т.е. ребенок должен научиться уговаривать.

  1. Стоя и сидя.

Дети делятся на пары. Один из пары садится на корточки, другой – стоит. Таким образом, ребята пытаются поговорить на свободную тему несколько минут. Затем меняются местами. Обсуждение: Чувствовали ли дети давление? Когда? Как вы думаете почему? Как нужно разговаривать? Как вы думаете, так же чувствует себя человек, на которого кричат? и т.д.

  1. Новая Золушка.

(работа в подгруппах)

Дети придумывают и инсценируют сказку «Золушка», в которой нет места насилию и агрессии.

  1. Обратная связь.

Занятие 4.

  1. Приветствие.

  2. Исследование лица.

(работа в парах)

Детям завязывают глаза и в течение нескольких минут они исследуют руками лица друг друга.

  1. Разорви круг.

Аналогия игры «Растопи круг». Дети стоят в кругу, ведущий – в центре. Но на этот раз, ведущий должен силой вырваться из круга.

  1. Дуэль.

Два дуэлянта дерутся фонариками. Победит тот, кто первым попадет в лицо сопернику светом фонарика.

  1. Рисование.

Детям предлагается нарисовать драку.

  1. Обратная связь.

Занятие 5.

  1. Приветствие.

  2. Дразнилки.

Дети обсуждают хорошо это или плохо, когда тебя дразнят.

  1.  
    • Виноват ли тот, кого дразнят?

    • Как избавиться от дразнилки?

Дети придумывают дразнилки друг для друга. Тот, кого дразнят должен рассмеяться обидчику в лицо.

  1. Танец агрессии.

В танце дети должны показать свое недовольство, гнев, злость, а остальным нужно догадаться, что хочет сказать танцующий.

4. Жертва.

Ребята выслушивают историю Куклы Кати, ее обидели. Дети должны пожалеть Катю словами, а затем и без слов.

5. Пантомима «Покажи цвет»

Участники показывают различные цвета при помощи поз и жестов. Возможна работа в парах и подгруппах.

6.Обратная связь.

Занятие 6.

  1. Приветствие.

  2. Гнев.

(работа в парах, аутотренинг)

Один из пары играет разгневанного взрослого, другой – ребенка. На гнев и крики взрослого ребенку предлагается четко, спокойно и уверенно произнести фразу: «Мне страшно! Не надо так кричать! Что мне нужно сделать, чтобы ты успокоился и перестал ругаться?» Затем детям объясняют, что если должного результата эта фраза не произведет на обидчика, то во избежание конфликта нужно постараться уйти из поля его зрения. Потом участники разыгрывают несколько сценок.

  1. Монотипия.

Дети рисуют на части листа цветные пятна, затем лист складывается пополам и разглаживается, а получившиеся разводы дорисовываются до реального образа.

  1. Крепость.

Все дети делятся на две группы. Одна строит из стульев и подручных материалов крепость, другая готовит снаряды и оружие (мягкие игрушки). Затем одна группа пытается отвоевать крепость, а другая ее защищает.

  1. Подарок в карусели.

Дети рисуют подарок, самый желанный для них. Затем все рисунки помещаются в конверты и на вращающийся барабан. Каждый ребенок крутит барабан и получает какой-нибудь подарок. Обсуждение: Вы получили подарок, который хотели? Тебе нравится подарок, который ты получил? Что ты сейчас чувствуешь? Что чувствуешь, когда получаешь не то, что хочешь? и т.д.

  1. Обратная связь.

Занятие 7.

  1. Приветствие.

  2. Советы дядюшки Бы.

Дети рассуждают на тему агрессивного поведения:

  1.  
    • Что было, если бы на тебя напал хулиган?

    • Что было, если бы тебя стали дразнить?

    • Что было, если бы на тебя стали ругаться за разбитую чашку? И пр.

  2. Турнир.

Две команды выполняют несколько спортивных упражнений: Сбей кеглю; Попади в кольцо; Пролезь через руки; Бой петушков; и т.д.

  1. Хамелеон.

Детям нужно как можно быстрее отвечать на вопросы: каким станет хамелеон, если он сядет на траву, на камень, на красный цветок и т.д. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех ответит.

  1. Обратная связь.

Занятие 8.

  1. Приветствие.

  2. Самооборона.

Детям умеющим постоять за себя предоставляется возможность научить защищаться тех, кто не умеет. Обсуждение: Для чего нужно уметь защищаться? От кого? Вы когда-нибудь защищались? Защищали кого-нибудь? и т.д.

  1. Кляксография.

При помощи туши или жидкой краски дети капают на чистый лист капли и «разливают» их в разные стороны. Затем дорисовывают картину.

  1. Пашка меняется.

Дети слушают историю о том. Как Пашка помог соседскому мальчику. Обсуждение: Правильно ли поступил Пашка? Как еще можно было помочь соседскому мальчику? Почему Пашка это сделал? и т.д.

  1. Аутотренинг.

Дети знакомятся с тем, что агрессивное состояние можно победить при помощи расслабления. Выполняют несколько упражнений: На берегу моря; Самурай; Соня; и др.

  1. Обратная связь.

Занятие 9.

  1. Приветствие.

  2. Тычки.

Рисование руками на майках друг друга.

  1. Музыкотерапия.

Детям предлагается послушать приятную музыку и расслабиться.

  1. Посмотри на себя.

(работа с зеркалом)

Дети берут в руки зеркало и глядя на свое отражение начинают ругаться и браниться. Обсуждение:

  • Нравится ли вам, как вы выглядите, когда ругаетесь?

  • Какие у вас глаза?

  • Какой рот? И т.д.

  1. Как будет вести себя Пашка?

Дети предполагают, кому и как будет помогать Пашка.

  1. Самостоятельные игры.

  2. Обратная связь.

Тренинг снижения страха и тревожности.

Занятие 1.

  1. Приветствие.

После приветствия детям предоставляется возможность изменить свои визитные карточки.

  1. Диагностика страхов.

Дети ставят плюс или минус возле каждого вопроса. На основе диагностики подбираются индивидуальные способы коррекции.

  1. На берегу моря…

Дети выполняют действия под шум волн: подходят к берегу, берут камни, бросают их в воду, плещутся, брызгаются и т.д.

  1. Рисование.

Рисование на тему «Чего я боюсь днем». После работы организовывается выставка и обсуждение.

  1. Лабиринт.

Дети ищут спрятанную в комнате игрушку по специальному плану.

  1. Обратная связь.

Занятие 2.

  1. Приветствие.

  2. Рисование «Что мне снится!»

  3. Метод неоконченных предложений.

Детям предлагается закончить фразы:

  1.  
    • Когда я думаю о школе…

    • Когда я отвечаю у доски…

    • Когда мама гасит свет…

    • Когда я вижу собаку…и т.д.

  2. Факир.

Расслабление и монотонное покачивание, участники пытаются загипнотизировать воображаемую змею.

  1. Игра «Фанты».

  2. Обратная связь.

Занятие 3.

  1. Приветствие.

  2. Страшные сказки.

В комнате гасится свет, и дети по очереди рассказывают страшные истории или страшилки.

3. Путаница.

Дети хватаются за руки, как попало, а затем пытаются распутаться, не отпуская рук.

  1. Лесенка.

Детям дается лесенка из 7 ступеней и фигурка ребенка (мальчика или девочки). Им нужно будет поставить себя на одну из ступенек. Чем выше ступенька, тем лучше дети на ней стоят (на самой нижней – самые плохие, на самой верхней – самые хорошие). Обсуждение.

  1. Музыкотерапия.

Свободное перемещение под музыку. Обсуждение: что дети чувствовали, когда слушали музыку?

  1. Обратная связь.

Занятие 4.

  1. Приветствие.

  2. Страшный рассказ.

Детям предлагается закончить некоторые предложения страшного рассказа «Таня в лесу», тем самым, изменяя его ход.

  1. Рисование страха.

Дети должны нарисовать свой страх любым известным им способом, а затем порвать его и выбросить.

  1. Шаги!

Дети стоят выстроившись в шеренгу:

  1.  
    • Кто себя уважает – шаг вперед!

    • Кто в себе бывает неуверен – шаг назад!

    • Интересные люди – шаг вперед!

    • Лидеры – шаг вперед!

    • Кто чего-нибудь боялся – шаг назад! И т.д.

  2. Скульпторы.

Участникам предлагается слепить скульптуру «Испуганный человек» из своего партнера.

  1. Обратная связь.

Занятие 5.

  1. Приветствие.

  2. Спектакль.

Дети (без подготовки) получают роли и выполняют действия в соответствии со своей ролью.

  1. Музыкальная мозаика.

Под каждый фрагмент музыки дети подбирают соответствующую пиктограмму.

  1. Доведение до абсурда.

Участникам предлагается представить то, чего они боятся больше всего на свете, а затем изобразить неописуемый страх.

  1. Аутотренинг «Я все смогу, я все сумею!»

  2. Обратная связь.

Занятие 6.

  1. Приветствие.

  2. Пластилиновая живопись.

Дети выбирают любой из предложенных рисунков и при помощи цветного пластилина создают объемную, законченную картину.

  1. Баба-яга.

Дети разыгрывают сценки связанные с их страхом.

  1. Полоса препятствий.

Дети преодолевают полосу препятствий, чтобы получить звание самого смелого.

  1. Обратная связь. Обсуждение и подведение итогов работы.

Список литературы

  1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – Спб, 2006

  2. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2003.

  3. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПБ, 2005

  4. Карабанова О.И. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 2007.

  5. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.

  6. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.

  7. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей и детей. – Спб, 2005

  8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.

  9. Моралов В.Г. Фролов Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. – Череповец, 1995.

  10. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.

  11. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – Спб, 2005

  12. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. – М., 1993.

  13. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М., 2001.

  14. Рабочая книга школьного психолога. – М., 1995.

  15. Рамендик Д.М. Рамендик М.Г. Загляни внутрь себя. Психологическое тестирование. – М., 2001.

  16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

  17. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.,2003.

  18. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. – М.,2005.

Просмотров работы: 3056