ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лобань М.С. 1
1Мурманский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день существенно возрастает потребность в социально компетентной, социально активной, уверенной в себе личности, способной эффективно функционировать в современных условиях.

Чаще всего в педагогической и психологической литературе неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, конформность. Гиперактивность и гипоактивность - формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Поэтому одна из важнейших задач - формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру. [4]

По мнению Ю.В. Шильцовой, неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на дальнейшую жизнь.[3]

Так же дошкольный период происходит интенсивное развитие самооценки ребенка. Функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека.

Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка - отраженная оценка социума - таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптированных характеристик, и по сути, таково его психическое здоровье.

Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм уверенного поведения, следования положительным образцам.

Как отмечает Бычкова С.С., если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их переживаниям. [1]

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем.Ассертивность же представляет собой способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая права других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям.

На основе ассертивности ребенок осуществляет усвоенные знания о себе, о социальных нормах поведения через гибкий творческий подход в построении отношений, проявлении социальных способностей и умений, основываясь на позитивном эмоциональном отношении к себе и другим, к миру в целом. [2]

Нами было проведено психолого-педагогическое исследование среди старших дошкольников в возрасте 6-7 лет, основными задачами которого являлось выявление особенностей неуверенного поведения детей с высоким уровнем тревожности и низким уровнем самооценки, а так же разработка системы занятий направленных на формирование навыков ассертивного поведения.

Нами было проведено наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста, в процессе которого определялись неуверенные в себе дети, нуждающиеся в психологической помощи. Наблюдение осуществлялась по следующим основным признакам, характеризующим неуверенного в себе ребенка: во-первых, речь, причем как тихая, сбивчивая и невнятная, так и громкая, быстрая, экспрессивная, со множеством повторений, запинок; во-вторых, апатичная модель поведения, желание не привлекать к себе внимание, смущение, стремление принимать минимальное участие в коллективных видах деятельности; и в-третьих, очень осторожное высказывание своего мнения, либо вообще от него воздерживались, болезненное отношение к критике в свой адрес.

По результатам первичной диагностики были отобраны 10 детей старшего дошкольного возраста(6-7лет) с высокими и средними показателями индекса тревожности (Тест тревожности) и низкой, или тенденцией к низкой самооценке (Методика определения эмоциональной самооценки) для проведения психокоррекционной работы по формированию навыков ассертивного поведения.

Так у 4 детей по первому тесту наблюдался высокий уровень тревожности, у 5 средний и у 1 низкий (но при этом максимально заниженная самооценка). По второму тесту 5 детей имели тенденцию к заниженной самооценке (3 из них с высоким уровнем тревожности), у 2 адекватная самооценка (низкий и средний уровни тревожности), 1 с максимально завышенной самооценкой (при этом низкий уровень тревожности) и 2 ребенка с максимально заниженной самооценкой (средний и высокий уровень тревожности).

После проведения коррекционно-развивающей работы была осуществлена оценка ее эффективности. Для этого мы повторно провели диагностику по методикам, применявшимся на начальном этапе работы (Тест тревожности и Методика определения эмоциональной самооценки).

Вторичная диагностика тревожности, после коррекционно-развивающей работы, показала, что у всех большинства значительно улучшились показатели тревожности (2 из самых тревожных детей показали низкий уровень тревожности, 1 средний, 6 детей изначально со средним и низким уровнем также показали низкий уровень).

Показатели самооценки также улучшились, а именно к концу занятий 7 детей (изначально 5 с тенденцией к низкой, 1с максимально заниженной и 1с максимально завышенной) показали адекватную самооценку. Результаты 1 ребенка с максимально заниженной самооценкой, остались неизменны, но при этом уровень тревожности значительно снизился (требуется продолжение занятий и проведение индивидуальных занятий, а также работа с родителями).

Таким образом, данные контрольного замера свидетельствуют о значительном улучшении результатов, что позволяет говорить о положительной динамике в развитии навыков ассертивного поведения.

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы: на занятиях необходимо создавать такие условия, чтобы ребенок мог почувствовать себя сильными и смелыми, стремиться подвести его к осознанию собственной важности и индивидуальности; обязательно предоставлять возможность на некоторое время оказаться в центре внимания; помогать ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что его понимают другие; содействовать развитию у детей положительного образа Я; способствовать развитию самоуважения; стараться создать такую атмосферу тепла и уюта, в которой ребенок сможет прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. Очень важно научить ребенка правильно чувствовать состояние другого человека, преодолевать застенчивость; необходимо избегать прямых оценок личности и характера ребенка. Нельзя навешивать ярлыки и отдавать негативные приказы. Нельзя недооценивать значение похвалы, но при этом она должна быть не прямой, оценивающей, а описательной, касаться только деятельности ребенка. На занятиях важно эмоционально поддерживать детей, внимательно относиться к инициативным высказываниям, доброжелательно реагировать на действия ребенка.

Таким образом, воспитание в ребенке чувства уверенности в себе, в своей способности преодолевать препятствия и, несмотря на временные неудачи, добиваться успеха способствует поддержанию психологического здоровья и становлению социально активной личности, успешно адаптирующейся и функционирующей в трансформирующихся условиях окружающей среды.

Литература:

  1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2002. - 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

  2. Детский психолог Цейтлина Е.Г., Санкт-Петербург, 2012 г. / Консультация детского психолога, психологическая помощь.

  3. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру./Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./ Л.И. Катаева. - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000г. - 224с.

  4. Шильцова, Ю.В. К вопросу о формировании ассертивного поведения старшего дошкольника как средства его социальной адаптации : опыт зарубежных исследователей / Ю. Шильцова // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 12. - С. 74-78.

Просмотров работы: 5756