По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый год в нашей стране завершают жизнь самоубийством 200 детей и 1500 подростков [3]. В категории 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе по числу смертей в результате самоубийства. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.
Исследователи отмечают, что самоубийство (суицид) редко встречается у детей младше 13 лет. Это объясняется тем, что дети этого возраста еще очень зависимы от близких взрослых и у них только начинается процесс внутренней идентификации, поэтому мысль, что можно совершить враждебные действия по отношению к самому себе, не приходит им в голову. В науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это – подростковые самоубийства.
Ученые единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не столько общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а специфика подросткового возраста [1, 2]. В подростковой психике есть еще некоторые черты, предполагающие к самоубийству. С одной стороны, страсть к самоутверждению, с другой – еще не сформированное представление о ценности жизни. У них нет барьера между рискованным и нерискованным поведением. Подростки очень легко манипулируют как своим здоровьем, так и своей жизнью. Им кажется, что жизнь – недорогая цена за доказательство собственной правоты. Кроме того, подростковые самоубийства имеют резонансный характер, так, случившийся у ровесника или кумира суицид порождает волну новых самоубийств среди других подростков. Таким образом, данная проблема, по сути, затрагивает каждого молодого человека, ведь пока существует группа риска, попасть в неё может каждый.
С целью изучения представлений подростков о суициде и выработки рекомендаций по оказанию им превентивной помощи мы опросили 67 учащихся 10 и 11 классов школы №7 г.Новошахтинска.
Исследование показало, что все опрошенные подростки (100,0%) знают о таком явлении как суицид. В большинстве случаев они слышали о случаях суицидов из телепрограмм (79,3%), реже – узнали из Интернета (19,0%) и крайне редко – в связи с традициями субкультуры (11,4%) и от компании друзей (4,9%).
Ученые указывают на необходимость ответственного и осторожного сообщения в СМИ о суицидах [3]. Так, детальное описание места и способа ухода из жизни приводит к усилению резонанса и может создать культуру, в которой суицид рассматривается как нормальный и приемлемый способ покинуть этот мир. Согласно рекомендациям ВОЗ, СМИ не должны называть имен и фамилий жертв, предлагать версии причин самоубийств. Вместо этого им следует обязательно указывать телефоны доверия, а также упоминать о том, что существует психологическая помощь.
По мнению исследователей, в силу неконтролируемости наиболее опасна информация, получаемая подростками из Интернета. Несмотря на то, что от части негативной информации, способной спровоцировать суицид, подростков можно оградить, закрывая отдельные сайты, то за обменом информацией в социальных сетях уследить практически невозможно [1].
На вопрос о том, в каком возрасте, по мнению подростков, чаще совершаются самоубийства было получено 67 вариантов ответов, которые далее были классифицированы в соответствии с возрастной периодизацией А.А. Реана [4].
По мнению большинства респондентов, самоубийства чаще всего совершаются в среднем (13-15лет) (69,5%) и старшем (16-17 лет) (61,1%) подростковом возрасте. Треть учащихся полагают, что риск суицида есть в юношеском возрасте (29,3%). Далее ответы распределились следующим образом (по убывающей): ранняя взрослость (19,8%), младший подростковый возраст (15,4%), средняя взрослость (1,1%) и поздняя взрослость (0%).
Школьников просили дать свое определение суицида (самоубийства). Было получено 67 вариантов ответов. Методом контент-анализа удалось свести эти варианты к 5 категориям: 1. Определения, которых выражается отрицательное отношение к суициду, например: «Суицид – это плохо», «…ужас», «… большой грех» (40,2%). 2. Шаблонные определения, в которых респонденты давали ответы, дублирующие сам вопрос, например: «Суицид – это лишение себя жизни», «…самоубийство» (39,1%). 3. Определения, в которых подростки характеризовали суицид, как расстройство психики, нервный срыв, демонстративное поведение и т.п., например: «Суицид – это следствие неустойчивой психики» (8,5%). 4. Определения, в которых суицид рассматривается как бегство от проблем, например: «Суицид – это бегство от проблем, обстоятельств» (3,2%). 5. Определения, в которых суицид рассматривается как способ решения проблем, например: «Суицид – это очередной способ решения проблемы» (2,1%).
По мнению двух третей респондентов, спровоцировать самоубийство может ссора с любимым человеком (60,7%); треть учащихся в качестве причины суицида назвали ссору с родителями (31,3%) или же нормы и традиции субкультуры (29,0%); пятая часть школьников полагают, что причиной суицида может стать провал на ЕГЭ (18,6%) или развод родителей (17,8%); крайне редко самоубийство совершается по причине конфликта с учителем (3,1%) или одноклассниками (5,3%).
84,7% опрошенных подростков не считают суицид способом решения проблемы, 7,2% - полагают, что самоубийство может быть выходом из проблемной ситуации и 8,1% - затруднились ответить.
Далее у подростков спрашивали, по каким признакам можно догадаться, что человек решил покончить жизнь самоубийством. Было получено 67 вариантов ответов, которые при помощи метода контент-анализа удалось свести к 4 группам признаков: «эмоциональные» признаки, например: «очень нервный, истеричный» (38,9%); «поведенческие признаки», например: «по признакам поведения, поступкам» (27,0%); «речевые, или словесные» признаки, например: «по словам, фразам, высказываниям» (21,6%); «принадлежность к субкультурам», например: «принадлежность к ЭМО, готам» (1,9%). Пятая часть подростков затруднились ответить на вопрос (20,9%).
Большинство подростков указали, что если они заподозрят, что их друг/подруга решили совершить самоубийство, то «попытаются отговорить» их от подобного шага (39,1%). На втором месте стоит категория «попытаюсь предотвратить суицид» (35,6%), в которой опрашиваемые указывали различные методы, например: «…вплоть до применения физической силы, лишь бы только не дать возможности другу/подруге совершить суицид». При этом подростки крайне редко указывали, что обратятся за помощью к взрослым (к родителям – 8,9%; психологам, медикам и полицейским по 1,5% опрошенных). Наименьшее число ответов набрали категории «это выбор человека, не стану мешать» и «не знаю».
Таким образом, респонденты знакомы с таким явлением как суицид, основным источником информации о суициде для подростков г.Новошахтинска является телевидение. По мнению опрошенных, в группе риска по суициду находятся молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет; наиболее частой причиной самоубийства у подростков является ссора с любимым человеком. Подавляющее количество школьников негативно относятся к суициду и не считают его способом решения проблем. Учащиеся полагают, что суицидальное намерение можно определить по эмоциональным и поведенческим признакам. В большинстве своём подростки постараются самостоятельно отговорить друга или подругу, намеревающихся убить себя, от этой затеи и редко кто из них обратится за помощью к родителям или квалифицированным специалистам.
Изучение литературы по данной проблематике и результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие рекомендации. На федеральном уровне: ввести уголовную статью за попытку самоубийства; обязать СМИ при освещении случаев суицида учитывать рекомендации ВОЗ; отслеживать и закрывать сайты и страницы в социальных сетях с постами суицидального характера. На региональном уровне: попытаться улучшить обмен данными между медицинскими, педагогическими учреждениями и отделениями полиции; всех специалистов в учреждениях, которые работают с группами риска, нужно обучать, как выявлять людей с риском суицидального поведения и направлять их на лечение; ограничить доступ к средствам и способам самоубийства. На муниципальном уровне: создавать проекты, которые будут направлены непосредственно на помощь детям и подросткам, находящимся в острой кризисной ситуации. Это создание «горячих линий», кризисных центров, лекции и работа психологов и священников и т.д.
Литература
1. Клевцов Д.А. Суициды детей и новая, такая смешная комедия... [Электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru/article/5133/
2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд-во: Речь, 2010. – 256с.
3. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. Всемирная организация здравоохранения, 2002. – 346с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/publications/list/9241545615/ru/index.html
4. Психология подростка. Учебник / Под ред. А.А.Реана. СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 480с.