Безусловно, практика социального управления в Китае уходят корнями, как и все в этой стране, далеко в историю. Одним из первых, кто развивал мысль о социальном управлении в Древнем Китае, был Конфуций, создавший фундаментальное учение об управлении. Предметом конфуцианского учения является искусство управления государством, которое Конфуций отождествлял с искусством справедливости, нравственности. Главным вопросом изучения власти для древнего китайского историкаСыма Цяня был следующий: на чем была построена власть в сменявших друг друга царствах, почему власть в данном государстве установилась именно на таком, а не на ином принципе и что в нем привело эту власть к гибели. Власть в представлении Сыма Цяня - это управление людьми, поэтому правитель прежде всего должен знать природу человека со всеми его свойствами. Зная это, можно выбрать ту сторону этой природы, опираясь на которую или призвав к действию которую, можно эффективно управлять людьми. Безусловно, эти мысли двух великих философов не остались незамеченными китайским руководством.
Реализация новой модели социального управления в Китае берет начало с 2012 года. Выступая с докладом на 18-м Всекитайском съезде КПК, Ху Цзиньтао указал, что усиление социального строительства - важная гарантия гармонии и стабильности общества, в связи с этим необходимо поставить в центр внимания обеспечение и улучшение народной жизни и ускорять продвижение реформы социальной системы. Более того, сегодня инновационная модель теории социального управления КНР в полной мере соответствует целям и задачам концепции построения «гармоничного общества» [1].
Во главу угла будущего развития Китая ставится вопрос о социальной реформе. Как отмечает Чжэн Юннянь, «социальные реформы должны заложить основу для будущего экономического роста. Предыдущие 30 лет экономического роста в основном происходили в результате экономических реформ и инноваций... Но сила существующей модели истощается. Запуск социальной реформы и создание социальных институтов станет инструментом для преобразования Китая в общество потребления, которое станет новым источником долгосрочного роста» [2].
Не надо забывать и о роли культуры, котрая на протяжении всей истории существования китайской цивилизации играла цементирующую роль. В XXI веке роль культуры и ее статус в международных отношениях все более возрастают [3] и поэтому нельзя сбрасывать ее со счетов. Следует всегда иметь в виду связь закона и культуры.
С момента начала реформ Китай перенимает международный опыт и внедряет его в свою практику. 2010 год показал, что, продолжая традиции «поступательных реформ», китайское руководство настроено адаптировать к новым условиям то, что на Западе принято называть «китайской моделью». Логично отметить, что тем самым китайское руководсто предполагает прежде всего решить задачи обеспечения стабильного и быстрого роста, а также социального развития.
Литература
Колпакова Т.В. Инновационный компонент теории социального управления в КНР // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. № 12. 2012. С. 27.
Что такое «китайская модель развития» и существует ли она вообще? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rodon.org/polit-100312094446
Морозова В.С. Феномен региональной культуры в социокультурном пространстве приграничного взаимодействия РФ-КНР. М.: ИД «Форум», 2011. С. 181.