РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ОЦЕНКЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ОЦЕНКЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Ишимцев Л.Ф. 1
1Тобольская социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Программное обеспечение за полвека своего существования претерпело огромные изменения, пройдя путь от программ, способных выполнять только простейшие логические и арифметические операции, до сложных систем управления. Первоначально компьютеры предназначались главным образом для выпол­нения сложных математических расчетов, но в настоящее время до­минирующим является накопление и обработка информации. Сегодня управление предприятием, организацией или учреждением, в том числе и образовательным без компьютера просто немыслимо. Информатизация сферы образования, одним из направлений предполагает активное внедрение IT-технологий, как непосредственно в образовательный процесс, так и в управление им.

В рамках научной деятельности ТГСПА им. Д.И.Менделеева от научного отдела была подана заявка на разработку комплексной информационной системы сбора и оценки научно-исследовательской деятельности (НИД) студентов, преподавателей и молодых ученых. Как показал анализ рынка программных продуктов, информационных систем, удовлетворяющих заявленным требованиям по оценке НИД, на рынке не представлено. Отсутствие подобного рода программного обеспечения объясняется большими трудностями разработки типового варианта, связанными с особенностями различных типов учреждений высшего профессионального образования и различием выделяемых критериев. Указанное выше, и определило актуальность данной разработки.

Объектом исследования является процесс проектирования и разработки информационных систем.

Предмет исследования  создание комплексной информационной системы предназначенной для регистрации участников конкурсов по научно-исследовательской деятельности студентов, преподавателей, молодых ученых и построения рейтинга по показателям их деятельности.

Цель исследования: разработать комплексную информационную систему оценки научно-исследовательской деятельности в вузе на основе использования Web-технологий.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную, специальную и техническую литературу по проблеме исследования;

  2. Изучить процесс проектирования и разработки информационных систем;

  3. Проанализировать специфику предметной области; построить логическую и физическую модели предметной области;

  4. Разработать необходимую документацию;

  5. Изучить возможности программных сред СУБД USB WebServer 7.0, MySQL, языков HTML и PHP для разработки информационной системы;

  6. Создать комплексную информационную систему, позволяющую пользователям осуществлять процедуру регистрации в качестве участника соответствующего конкурса по НИД, размещающую соответствующие данные по заявленным критериям и автоматизирующую процедуру подведения итогов конкурса;

  7. Протестировать систему на пробных данных.

Теоретической основой исследования выступают: каноническое и типовое проектирование информационных систем; международные и государственные стандарты в области проектирования и разработки программного обеспечения; теория проектирования и программирования баз данных и информационных систем в архитектуре клиент-сервер; положения о конкурсах по НИД Ученого совета ТГСПА.

Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация специальной литературы по проблеме исследования; анализ законодательных актов и нормативной документации; инфологическое моделирование. беседа, интервью с заказчиком; программирование информационной системы; апробация разработанной системы – тестирование и проверка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная информационная система может быть использована для подведения итогов конкурса по НИР в различных ВУЗах, имеющих сходные критерии оценивания научной деятельности участников.

Понятие и классификации информационных систем

Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности. Потребность в создании информационных систем может обусловливаться либо необходимостью автоматизации или модернизации существующих информационных процессов, либо необходимостью коренной реорганизации в деятельности предприятия (проведении бизнес-реинжиниринга).

Информационная система (ИС) – это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, и методов информационных технологий, а также используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели [11]. Такое понимание ИС предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации ЭВМ и средств связи, реализующих информационные процессы и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила их эффективность и расширила сферы применения.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационных систем. Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В зависимости от конкретной области применения информационные системы могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. ИС прошли ряд этапов в своем развитии, в результате чего сформировались современные подходы к классификации в зависимости от выделенного основания. Приведем некоторые из них [3.4]:

  • По помасштабу (территориальная): одиночные; групповые; корпоративные.

  • По сфере применения: системы обработки транзакций (оперативная и пакетная обработка транзакций; информационно справочные системы (системы электронных документов, географические информационные системы); офисные ИС (системы автоматизации делопроизводства, управление документооборотом)

  • По способу организации: на основе архитектуры «файл - сервер»; на основе архитектуры «клиент-сервер»; на основе многоуровневой архитектуры; на основе технологий Интернет – Интранет.

  • По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится [14].

  • В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие. Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Информационно-решающие - осуществляют, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие. Результирующая информация управляющих ИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных [14].

Можно выделить и другие классификации.

На основе изучения специальной литературы было выявлено, что практически все рассмотренные разновидности систем, независимо от сферы их применения, включают один и тот же набор компонентов представленных в Таблице 1:

Таблица 1

Компоненты информационных систем

Функциональные компоненты

Компоненты системы обработки данных

Организационные компоненты

Функциональные подсистемы

Информационное обеспечение

Новые организационные структуры формы

Функциональные задачи

Техническое обеспечение

Персонал

Модели и алгоритмы

Правовое обеспечение

 
 

Программное обеспечение

Лингвистическое обеспечение

Подфункциональным компонентом понимается – полный набор взаимосвязанных во времени и в пространстве работ по управлению необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей. Функциональный компонент определяет назначение системы, т.е. то, для какой области деятельности она предназначена, и какие основные цели, задачи и функции она выполняет [3.4].

Информационное обеспечение – это совокупность методов и средств по размещению, и организации информации, включающая в себя системы унифицированные системы документации, и формы документов, методов создания информационной базы ИС [7]. Программное обеспечение – совокупность программных средств, для создания ИС средствами вычислительной техники. Правовое обеспечение – представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование ИС. Техническое обеспечение – представляет собой комплекс технических средств, применяемых для функционирования системы обработки данных и включает в себя устройства, реализующие типовые операции обработки данных как вне ЭВМ, так и на ЭВМ различных классов. Лингвистическое обеспечение – представляет собой совокупность языковых средств, используемых на различных стадиях создания и эксплуатации ИС для повышения эффективности обеспечения общения человека и ЭВМ [3].

Подорганизационным компонентом ИС понимается – совокупность методов и средств, позволяющих усовершенствовать организационную структуру объектов и управленческих функций, выполняемые структурными подразделениями [6, 7, 11].

Основные требования, предъявляемые к информационным системам:

  • Гибкость - способность к адаптации и дальнейшему развитию подразумевают возможность приспособления информационной системы к новым условиям, новым потребностям предприятия. Выполнение этих условий возможно, если на этапе разработки информационной системы использовались общепринятые средства и методы документирования, так что по прошествии определенного времени сохраняются возможность разобраться в структуре системы и внести в нее соответствующие изменения, даже если все разработчики или их часть по каким-либо причинам не смогут продолжать работу.

  • Надёжность - обеспечивается созданием резервных копий хранимой информации, протоколированием, поддержанием качества каналов связи и физических носителей информации, использованием современных программных и аппаратных средств. Требование надежности обеспечивается созданием резервных копий хранимой информации, выполнения операций протоколирования, поддержанием качества каналов связи и физических носителей информации, использованием современных программных и аппаратных средств

  • Эффективность - обеспечивается оптимизацией данных и методов их обработки, применением оригинальных разработок, идей, методов проектирования. Эффективность обеспечивается оптимизацией данных и методов их обработки, применением оригинальных разработок, идей, методов проектирования

  • Безопасность - обеспечивается современными средствами разработки ИС, современной аппаратурой, методами защиты информации, применением паролей и протоколированием, постоянным мониторингом состояния безопасности операционных систем и средств их защиты. [7].

Теоретические основы проектирования информационных систем

Проектирование ИС - трудоемкий, длительный и динамический процесс, который непосредственно связан с понятием жизненного цикла [7].

Жизненный цикл информационной системы представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивающийся в момент полного изъятия ее из эксплуатации. Основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов жизненного цикла, является международный стандарт ISO/IEC 12207 (ISO - международная организация по стандартизации; IEC – международная комиссия по эксплуатации).

В жизненном цикле информационной системы выделяют следующие основные процессы: разработка; эксплуатация; сопровождение.

Разработка информационной системы включает в себя все работы по созданию информационного программного обеспечения и его компонентов в соответствии с заданными требованиями.

Эксплуатационные работы можно подразделить на подготовительные и основные. К подготовительным относятся: конфигурационные базы данных и рабочих мест пользователей; обеспечение пользователей эксплуатационной документацией; обучение персонала. Основные эксплуатационные работы включают: непосредственно эксплуатацию; локализацию проблем и устранение причин их возникновения; модификацию программного обеспечения; подготовку предложений по совершенствованию системы; развитие и модернизацию системы.

Сопровождение представляет собой техническую поддержку работы системы и играет весьма значительную роль в жизни информационной системы. Техническое обслуживание системы должны производить высококвалифицированные специалисты, которые в состоянии не только решать каждодневные задачи администрирования, но и быстро восстанавливать работоспособность системы при ее сбое.

Модель жизненного цикла ИС – это некоторая структура, определяющая последовательность существующих процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении ЖЦ ИС, а так же взаимосвязи между процессами, действиями и задачами. Выделяют две основные модели жизненного цикла информационных систем [1]:

  • Каскадная модель (водопад) предусматривает последовательную организацию работ, представлена на рис.1. При этом основной особенностью является разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как полностью завершены все работы на предыдущем этапе. Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков.

Рис.1. Каскадная модель жизненного цикла

На первом этапе проводится исследование проблемы, которая должна быть решена, четко формулируются все требования заказчика. Результатом, получаемым на данном этапе, является техническое задание (задание на разработку), согласованное со всеми заинтересованными сторонами.

На втором этапе разрабатываются проектные решения, удовлетворяющие всем требованиями, сформулированным в техническом задании. Результатом данного этапа является комплект проектной документации, содержащей все необходимые данные для реализации проекта.

Третий этап — реализация проекта. Здесь осуществляется разработка программного обеспечения (кодирование) в соответствии с проектными решениями, полученными на предыдущем этапе. Методы, используемые для реализации, не имеют принципиального значения. Результатом выполнения данного этапа является готовый программный продукт.

На четвертом этапе проводится проверка полученного программного обеспечения на предмет соответствия требованиям, заявленным в техническом задании. Опытная эксплуатация позволяет выявить различного рода скрытые недостатки, проявляющиеся в реальных условиях работы информационной системы.

Последний этап — сдача готового проекта. Главная задача этого этапа — убедить заказчика, что все его требования выполнены в полной мере [7].

Рис.2. Спиральная модель жизненного цикла

  • Спиральная модель жизненного цикла позволяет устранить недостатки предыдущей модели (рис.2). Основной упор делается на начальные этапы: анализ и проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Каждая итерация представляет собой законченный цикл разработки, приводящий к выпуску внутренней или внешней версии программы, которые совершенствуется, чтобы стать законченной системой. Таким образом, каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии программного изделия, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы на следующем витке спирали. На каждой итерации углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта, в результате чего выбирается обоснованный вариант, который доводится до окончательной реализации.

Использование спиральной модели позволяет осуществлять переход на следующий этап выполнения проекта, не дожидаясь полного завершения текущего — недоделанную работу можно будет выполнить на следующей итерации. Главная задача каждой итерации — как можно быстрее создать работоспособный продукт, который можно показать пользователям системы. Таким образом, существенно упрощается процесс внесения уточнений и дополнений в проект.

Выбор модели обычно проводится на основе личного опыта разработчиков и имеющихся данных.

Методология, технологии и инструментальные средства проектирования составляют основу проекта любой ИС. Методология реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты, методики и инструментальные средства, которые обеспечивают выполнение процессов жизненного цикла. В настоящее время для построения информационных систем можно выделить две методологии: структурная и объектно-ориентированная [9, 14].

В структурном анализе используются в основном две группы средств, иллюстрирующих функции, выполняемые системой и отношения между данными. Каждой группе средств соответствуют определенные виды моделей (диаграмм), наиболее распространенной является ERD (Entity-Relationship Diagrams) диаграммы "сущность-связь"[8].

Сущность объектно-ориентированного подхода к разработке ИС заключается в ее декомпозиции на взаимодействующие объекты некоторой системы, имитирующие процессы, происходящие в предметной области в рамках поставленной задачи. В такой системе каждый объект, получив в процессе решения задачи некоторое входное воздействие (сообщение) выполняет заранее определенные действия. Передавая сообщение от элемента к элементу, система выполняет необходимые действия. Объектно-ориентированный подход базируется на трех основных понятиях: объединение данных и методов в объекте; наследование; полиморфизм [14].

При объектно-ориентрованном проектировании ИС определяются абстракции и механизмы, обеспечивающие правильное поведение информационной модели. Объектная декомпозиция требует большой интеллектуальной работы и лучший способ ее ведения – последовательный интерактивный процесс [14].

Перечисленные модели в совокупности дают полное описание ИС независимо от того, является ли она существующей или вновь разрабатываемой. Состав диаграмм в каждом конкретном случае зависит от необходимой полноты описания системы.

Результаты анализа специальной литературы по теоретическим основам проектирования ИС, показали, что наиболее эффективной моделью жизненного цикла для создания проекта в рамках данного исследования следует считать каскадную модель, т.к. многие требования заказчика изначально известны. Это позволит снизить ошибки в процессах проектирования и разработки нашей системы, и придать гибкость в управлении процессами жизненного цикла.

Техническое задание на разработку информационной системы

Для разработки информационной системы подготовлено техническое задание. Представим наиболее существенные разделы.

1. Общие сведения.

  1.  
    1. Полное название информационной системы – "Оценка научно-исследовательской деятельности в ТГСПА им. Д.И.Менделеева".

    2. Условное обозначение системы – Конкурсы по НИР.

    3. Заказчик – научный отдел ТГСПА им. Д.И. Менделеева.

    4. Разработчик – кафедра информатики, ТиМОИ ТГСПА.

    5. Срок начала выполнения работ  октябрь 2010 г.

    6. Срок окончания выполнения работ – май 2011 г.

    7. Порядок предъявления заказчику результатов работ по созданию системы. Система состоит из модулей, оценивающих результаты конкурсов «Лучший студент по НИР», «Лучший преподаватель по НИР», «Лучший молодой ученый». Система сдается по модулям. По окончании работ заказчику представляется техническое задание, файлы информационной системы и руководства пользователей для каждого модуля.

2. Назначение и цели создания системы.

  1. Вид автоматизируемой деятельности – регистрация конкурсантов, сбор данных по НИР, подведение итогов конкурсов а «Лучший студент по НИР», «Лучший преподаватель по НИР», «Лучший молодой ученый» в соответствии с выделенными критериями.

  2. Перечень объектов, на которых предполагается использование системы. Создаваемая система пригодна для использования в деятельности научного отдела ВУЗа.

  3. Наименования и требуемые значения показателей объекта, которые должны быть достигнуты при внедрении ИС. Внедрение информационной системы позволит оптимизировать деятельность работников научного отдела, автоматизировать процесс регистрации участников и подведения итогов конкурсов.

3. Характеристика объекта автоматизации.

  1. Объектом автоматизации являются процедуры организации, проведения и подведение итогов конкурсов по научно-исследовательской деятельности.

  2. Описание объекта автоматизации. В конце каждого календарного года научным отделом ВУЗа проводятся конкурс на звание «Лучшего преподавателя по научной деятельности», «Лучшего студента по научной деятельности», «Лучшего молодого ученого». Конкурсанты предоставляют в научный отдел результаты своих трудов, которые оцениваются в баллах по специально разработанным для каждого конкурса критериям. В научном отделе эти результаты вносятся в электронную таблицу MS Excel, с помощью которой подводятся итоги по каждому критерию, каждому конкурсанту. На основании этих таблиц формируются рейтинги каждого конкурса для подведения итогов их научной деятельности за год, определения победителей и их поощрения.

  3. Требования о характеристиках окружающей среды. Так как информационная система используется в обычных офисных условиях, особых требований к окружающей среде не предъявляется.

  4. Требования к условиям эксплуатации. Система размещается на сервере ВУЗа и интегрируется с официальным сайтом (www.tgspa.ru). Для работы с ней требуется локальная сеть (в случае корпоративного доступа из аудиторий ВУЗа), глобальная сеть Internet (для удаленного доступа). Минимальные требования программы для пользователей: Pentium 4, 1500 МГц, RAM 256 Мб. Для размещения системы на сервере требуется 37,5 Мб дискового пространства (без учета объема базы данных) для размещения всех модулей (в среднем по 12,5 Мб на модуль).

4. Требования к системе:

4.1. К системе в целом.

  1. Требования к структуре и функционированию системы. Система состоит из трех модулей, обеспечивающих организацию и подведение итогов по трем конкурсам: «Лучший студент по НИР», «Лучший преподаватель по НИР», «Лучший молодой ученый». Система должна быть реализована в архитектуре клиент-сервер на основе Web-технологий. Клиентская часть предназначена для регистрации конкурсантов, внесения личной информации, данных о научной деятельности, при необходимости прикрепления соответствующих документов. Серверная часть доступна только сотрудникам научного отдела и позволяет просматривать внесенные данные по каждому конкурсанту, его баллы, подтверждающие документы, и в целом отчет в виде рейтинга.

  2. Требования к персоналу. Система является многопользовательской, с разделением доступа. Квалификация пользователей  уверенный пользователь ПК, владение общими принципами работы на ПК, работы в локальной и/или глобальной сети.

  3. Порядок подготовки персонала. Перед внедрением в эксплуатацию разработчик обязуется обучить сотрудников научного отдела путем индивидуального консультирования, для предполагаемых пользователей (студентов и преподавателей) - проведение обучающего семинара.

  4. Показатели назначения. Система должна разрабатываться с помощью стандартных средств, методов и технологий, что позволит при изменении условий конкурсов, требований к отчетной документации и др. внести необходимые изменения в систему.

  5. Требования к надежности, безопасности, эргономике, транспортабельности, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, защите и сохранности информации, защите от внешних воздействий, к патентной чистоте, по стандартизации и унификации: полнота представления данных; минимальный состав данных; минимизация времени обработки данных; динамичность структуры информационной базы; целостность – информация, на основе которой принимаются решения, должна быть достоверной и точной, защищенной от возможных непреднамеренных и злоумышленных искажений; конфиденциальность – доступ к приложениям системы будет разрешен только лицам, имеющим соответствующие права; система должна быть реализована в едином стиле, интерфейс должен быть стандартным и интуитивно-понятным для пользователей, содержать управляющие элементы (навигационные кнопки, кнопки управления записями и т.д.); безопасность – в момент прохождения конкурса для участников создается система пользователей и паролей.

4.2.К функциям.

  1. Доступ к клиентской частии ее функции: осуществляется путем выхода на сайт ВУЗа посредством локальной или глобальной сети. Функции клиентской части: регистрация участников конкурсов; ввод данных по научно-исследовательской деятельности.

  2. Доступ и функции серверной части: доступ к серверной части также осуществляется путем выхода на сайт ВУЗа посредством локальной или глобальной сети. Функции: сбор и просмотр данных по научно-исследовательской деятельности конкурсантов; формирование отчета по каждому конкурсанту, формирование общего рейтинга по полученным данным по каждому конкурсу.

  3. Требования к форме представления входной информации. Формирование входной информации производиться в соответствии с разработанными Ученым советом ВУЗа положениями о конкурсах. Подтверждающие документы должны быть представлены в формате .jpg, .gif или .pnd

  4. Перечень и критерии отказов (Таблица 2):

Таблица 2

Перечень и критерии отказов

Перечень отказов

Причина отказов

Устранение

Зависание программы.

Ошибка работы программы.

Снять задачу, перезапустить программу.

Сообщение ошибки при отправке данных

Отсутствие соединения с сетью

Подключиться к сети и повторить попытку

Не прикрепляется файл

Не соответствие формата файла требованиям

Представить прикрепляемый файл в требуемом формате

4.3. К видам обеспечения.

  1. Математическому. Для вывода результатов, согласно критериям оценки, используются арифметические операции (сложения, умножения и деления). Требование к точности вычислений - целочисленные значения.

  2. Лингвистическому. Язык взаимодействия пользователя с системой — русский.

  3. Программному. Для функционирования системы необходим на компьютере пользователя Интернет-браузер. На сервере - HTTP-сервер Aphach.

  4. Методическому. Для каждого модуля должно быть разработано Руководство пользователя.

Анализ предметной области Поскольку система состоит из трех модулей, реализующих процедуры организации, сбора данных и подведения итогов трех конкурсов, участниками которых могут быть (в зависимости от специфики) студенты, преподаватели, сотрудники аспиранты и соискатели, а так же имеющих различные критерии оценки результативности научно-исследовательской работы, то рассмотрим каждую область отдельно.

1. Конкурс «Лучший студент по научно-исследовательской работе»

На основе интервью с заказчиком было выяснено, что для оценки результатов научно-исследовательской деятельности студентов необходимы следующие данные:

  1. Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Номер сотового телефона, Номер зачетной книжки, Факультет, Форма обучения, Группа.

  2. Критерии, по которым выполняется оценка результатов научно-исследовательской деятельности студента, представлены в Приложении 1.

  3. Факультеты, студенты которых могут принимать участие в данном конкурсе следующие: физико-математический факультет, филологический факультет, биолого-химический факультет, социально-психологический факультет, исторический факультет, педагогический факультет, факультет среднего профессионального образования, факультет сервиса и туризма, факультет физической культуры, художественно-графический факультет.

При этом на всех факультетах, на каждом курсе может быть от 1-7 групп.

  1. В данном конкурсе могут принимать участие студенты как очной, так и заочной формы обучения.

На основе полученных сведений, в процессе нормализации данных нами получена следующая логическая модель данных (рис.3):

Рис.3. ER-диаграмма логической модели

На основе логической модели была выстроена физическая модель данных (рис.4)

Рис.4. Физическая модель

2. Конкурс «Лучший преподаватель по научно-исследовательской работе» и конкурс «Лучший молодой ученый»

Для оценки показателей деятельности преподавателей необходимы следующие данные: табельный номер; Фамилия; Имя; Отчество; Дата рождения; Кафедра; Объем выполненных хоздоговорных и иных финансируемых НИР (для руководителей тем и ответственных исполнителей); Подано заявок на конкурсы грантов/ выиграно конкурсов; Участие в научно-исследовательских проектах и программах; Участие в диссертационных советах УМС, УМЦ, УМК; Участие в выставках различного уровня / с медалями, дипломами, грамотами; Участие в конкурсах различного уровня/ с медалями, дипломами, грамотами; Выступления на конференциях; Оппонирование диссертаций на защитах (канд./докт.); Рецензирование диссертаций на предзащитах (канд./докт.); Подготовлено отзывов на диссертации (канд./докт.); Подготовлено отзывов на авторефераты диссертаций (канд./докт.); Научное редактирование/ рецензирование; Публикации; Научные статьи; Материалы научно-технических мероприятий; Тезисы научно-технических мероприятий; Авторские свидетельства и патенты; Защита диссертации (для защитившихся в текущем году; канд./докт.); Научное руководство; Защищено диссертаций под Вашим руководством (для научных руководителей и консультантов; канд./докт.); Подготовка студентов - победителей и призеров внешних олимпиад, конкурсов; Подготовка студенческих научных работ, поданных на конкурсы различного уровня /получивших медали, грамоты, дипломы; Подготовка студенческих научных докладов на конференциях различного уровня; Подготовка студенческих публикаций; Подготовка студенческих экспонатов на выставках различного уровня / из них с наградами; Количество студенческих проектов, подготовленных для участия в конкурсах / выиграно конкурсов; Опытно-экспериментальная деятельность в образовательных учреждениях; Прочие виды научной работы (все, что не отражено в таблице; укажите, какие именно НИР)

Детальный анализ предметной области позволил построить непротиворечивую и достаточно полную модель данных. Инструментальные средства разработки информационной системы на основе Web-технологий

Основы программирования для Web – язык разметка HTML. Позволяет создавать только статические страницы, обновляемые с сервера. В отличие от обычного HTML, динамический HTML (DHTML) обеспечивает взаимодействие Web-документов с пользователем и дает возможность изменять документ на компьютере клиента без обращения на сервер. Инструментом для манипулирования страницами на компьютере клиента служат языки сценариев JavaScript и VBScript, из которых в настоящее время популярен JavaScript. Однако для создания по-настоящему динамических Web-приложений необходимо взаимодействие страниц с сервером. Было создано несколько серверных языков для написания сценариев на стороне сервера и формирования динамических страниц. PHP – один из самых успешных таких языков. Он быстро нашел свое применение и приобрел большую популярность. При разработке Web-приложений нам понадобится сервер баз данных. И наиболее подходящим является – MySQL. И существенно облегчит работу отладочный пакет USB Web Server 7.0.

Таким образом, мы проследили последовательность всех основных инструментов, которые потребуются для создания информационной системы. Далее рассмотрим теоретические аспекты инструментов и технологий, которыми мы воспользовались при разработке информационной системы.

Apache

Сервер представляет собой компьютер, на котором установлено специальное программное обеспечение, которое тоже называют "веб-сервером". Существует огромное множество веб-серверов. Они отличаются друг от друга по функциональности и по предназначению. Сервер Apache удовлетворяет практически всем потребностям современных веб-разработок, и в то же время он достаточно прост.

Apache - это полнофункциональный, расширяемый веб-сервер, полностью поддерживающий протокол HTTP и распространяющийся с открытым исходным кодом. Сервер может работать практически на всех распространенных платформах, таких как: Unix, FreeBSD, Linux, Solaris, Novell NetWare, Mac OS X, Microsoft Windows и т.д.

Apache имеет модульную структуру ядра, что помогает разработчику, определившись с целями проекта, использовать именно те средства разработки, которые он планирует, отключив все остальные возможности. Данная архитектура ядра делает программный продукт более безопасным и быстрым. Веб-сервер поддерживает различные модули интерпретаторов, например: perl, python, php, tcl. В Apache встроена поддержка аутентификации, реализован протокол шифрования SSL, имеется прокси-модуль и модуль создающий отчеты.

HTML

Всемирная паутина соткана из Web-страниц, а эти страницы создаются при помощи языка разметки гипертекста (HyperТext Markup Language, HTML). Этот язык включает в себя: элементы разметки заголовков, абзацев, различные виды выделения символов, возможности включения графики, создания гиперссылок, списков, тексов заданного формата, а так же простые функции поиска; переход к другим Веб-страницам посредством щелчка кнопки мыши по гипертекстовой ссылке; создания и заполнения форм для транзакций с удаленными службами, непосредственного включения в Веб-документы видеоклипов, звука и других внешних объектов.

PHP – серверный язык программирования

PHP (Hypertext Preprocessor – препроцессор гипертекста) – это широко используемый язык сценариев общего назначения с открытым исходным кодом. PHP специально разработан для написания Web-приложений, исполняющихся на Web-сервере.

Огромным преимуществом PHP, в отличие от JavaScript, является то, что PHP-скрипты выполняется на стороне сервера. Именно это и требуется для реализации информационной системы. PHP не зависит от быстродействия компьютера пользователя или его браузера, он полностью работает на сервере. Пользователь даже может не знать, получает ли он обычный HTML-файл или результат выполнения скрипта.

Сценарий на языке PHP могут исполняться на сервере в виде отдельных файлов, а могут интегрироваться в HTML-код страницы. PHP способен генерировать и преобразовывать не только HTML-документы, но и изображения разных форматов (JPEG, GIF, PNG), файлы PDF и FLASH. PHP может формировать данные в любом текстовом формате, включая XHTML и XML.

PHP – кроссплатформенная технология. Дистрибутив PHP доступен для большинства операционных систем, включая Linux, многие модификации Unix, Microsoft Windows, Mac OS и другие. PHP поддерживается на большинстве Web-серверов, таких, как Apache, Microsoft Internet Information Server (IIS), Microsoft Personal Web Server и другие. PHP поддерживает работу со многими базами данных: MySQL, MSQL, Oracle, PostgreSQL, SQLite и другие [10]. Язык программирования PHP, особенно в связке с популярнейшей базой данных MySQL – оптимальный вариант для создания интернет-сайтов различной сложности.

СУБД MySQL

В настоящее время ни одно серьезное Web-приложение не может обойтись без взаимодействия с базой данных, обеспечивающей разнообразные возможности при работе с данными: сортировка, поиск, преобразование, редактирование и многое другое. При этом все низкоуровневые операции с файловой системой скрыты для программиста за несложными SQL-запросами. Есть множество различных видов баз данных, но мы будем рассматривать MySQL. Так как она является небольшим, очень быстрым, компактным и простым в использовании сервером баз данных, идеальным для приложений малого и среднего размера.

Язык структурированных запросов SQL

Стандартным языком для выполнения запросов к базам данных является SQL. Текущая специфика языка представлена в стандарте ANSI. В настоящее время язык SQL поддерживается многими десятками СУБД различных типов, разработанных для самых разнообразных вычислительных платформ, начиная от персональных компьютеров и заканчивая мейнфреймами.

Язык SQL ориентирован на операции с данными, представленными в виде логически взаимосвязанных совокупностей таблиц-отношений. Важнейшая особенность его структур – ориентация на конечный результат обработки данных, а не на процедуру этой обработки. Язык SQL сам определяет, где находятся данные, индексы и даже какие наиболее эффективные последовательности операций следует использовать для получения результата, а потому указывать эти детали в запросе к базе данных не требуется.

Рассмотрим основные категории команд языка SQL:

  • DDL (Data Definition Language) – язык определения данных позволяет создавать и изменять структуру объектов базы данных, например, создавать и удалять таблицы. Основные команды языка DDL представлены в таблице 4:

Таблица 4

Операторы SQL управления объектами БД

Оператор

Действие

CREAT TABLE

Создает новую таблицу БД

DROP TABLE

Удаляет таблицу из БД

ALTER TEBLE

Изменяет структуру существующей таблицы или ограничения целостности, задаваемые для данной таблицы

CREATE VIEW

Создает виртуальную таблицу, соответствующую некоторому SQL-запросу

ALTER VIEW

Изменяет ранее созданное представление

DROP VIEW

Удаляет ранее созданное представление

CREATE INDEX

Создает индекс для некоторой таблицы в целях обеспечения быстрого доступа по атрибутам, входящим в индекс

DROP INDEX

Удаляет ранее созданный индекс

  • DML (Data Manipulation Language) – язык манипулирования данными используется для манипулирования информацией внутри объектов реляционной базы данных. Основные команды языка DML представлены в таблице 5:

Таблица 5

Операторы SQL манипулирования данными

Оператор

Действие

DELETE

Удаляет одну из нескольких строк, соответствующих условиям фильтрации, из базовой таблицы. Его применение согласуется с принципами поддержки целостности данных, поэтому он не всегда может быть выполнен корректно, даже если синтаксически записан правильно.

INSERT

Вставляет одну строку в базовую таблицу. Допустимы его модификации, при которых сразу несколько строк можно перенести из одной таблицы или запроса в базовую таблицу.

UPDATE

Обновляет значение одного или нескольких столбцов в одной или нескольких строках, соответствующих условиям фильтрации.

  • DQL – язык запросов включает одну команду SELECT. Эта команда вместе со своими многочисленными опциями и предложениями используется для формирования запросов к реляционной базе данных. Заменяет все операторы реляционной алгебры и позволяет сформировать результирующее отношение, соответствующее запросу.

  • DCL (Data Control Language) – язык управления данными позволяют управлять доступом к информации, находящейся внутри базы данных. Как правило, они используются для создания объектов, связанных с доступом к данным, а также служат для контроля над распределением привилегий между пользователями. Команды управления данными следующие: GRANT, REVOKE);

  • команды администрирования данных - пользователь осуществляет контроль за выполняемыми действиями и анализирует операции базы данных; они также могут оказаться полезными при анализе производительности системы. Не следует путать администрирование данных с администрированием базы данных, которое представляет собой общее управление базой данных и подразумевает использование команд всех уровней;

  • команды управления транзакциями - команды, позволяющие управлять транзакциями базы данных, представлены в таблице 6:

Таблица 6

Операторы SQL управления транзакциями

Оператор

Действие

COMMIT

Завершает комплексную взаимосвязанную обработку информации, объединенную в транзакцию.

ROLLBACK

Отменяет изменения, проведенные в ходе выполнения транзакции.

SAVEPOINT

Сохраняет промежуточное состояние БД и помечает его, для того что бы в дальнейшем к нему можно было вернуться.

Программная оболочка USBWebServer 7.0

Вся работа с сайтом проводится на локальном сервере, который необходимо установить и сконфигурировать на компьютере разработчика. В данном случае не придется покупать хостинг и иметь доступ в Интернет. Возможности локального сервера и хостинга практически ничем не отличаются, и состоять сервер будет из тех же самых компонентов: сервер Apache, база данных MySQL, поддержка PHP и т.д.

USB Web Server 7.0 – это набор дистрибутивов и программная оболочка, используемая Web-программистами для разработки сайтов на «домашней» (локальной) Windows-машине без необходимости выхода в Интернет. Главная особенность USB Web Server 7.0 – удобство при удаленной работе сразу над несколькими независимыми проектами и возможность размещения на Flash-накопителе. Он имеет ядро - «базовый пакет», занимающий около 5,5 Мбайт. Базовый пакет содержит: инсталлятор (поддерживается так же инсталляция на Flash-накопитель); Apache, SSL, SSI, mod_rewrite, mod_php; PHP5 с поддержкой GD, MySQL, sqLite; MySQL5 с поддержкой транзакций; систему управления виртуальными хостами, основанную на шаблонах.

phpMyAdmin

Даже при виртуозном владении SQL и PHP работа по проектированию, построению и обновлению базы данных занимает много времени, если она выполняется при помощи штатных средств, входящих в дистрибутив MySQL. Значительно облегчит данный процесс, может Web-интерфейс для работы с MySQL – phpMyAdmin. Это приложение, написанное на PHP, может полностью управлять как целым сервером MySQL, так и отдельной базой данных или таблицей, быстро и легко осуществлять различные запросы. Для работы с MySQL не требуется знание SQL. Интерфейс приложения переведен на множество языков, в том числе русский. phpMyAdmin может решать самые разнообразные задачи: создание и удаление баз данных; создание, удаление, переименование, копирование таблиц; удаление, изменение, создание индексов; выполнение SQL-запросов; управление системными процессами сервера; управление учетными записями пользователя; экспорт/импорт данных; глобальный поиск на базе данных.

phpMyAdmin входит в состав программной оболочки USB WebServer 7.0. для запуска необходимо набрать в браузере http://localhost/php (при этом USB WebServer 7.0 должен быть включен), главная страница приложения представлена на рис.6.

Рис.6. Главная страница приложения phpMyAdmin

Таким образом, в рамках данного параграфа были рассмотрены основные средства создания информационных систем в архитектуре клиент-сервер на базе сервера Apache.

3.2. Технология программирования модулей системы

С точки зрения технологии программирования модули системы имеют схожие процедуры. Исходя из этого рассмотрим в рамках данного параграфа только технелогию создания серверной и клиентской частей на примере модуля для организации, проведения и подведения итогов конкурса «Лучший студент по НИР», как наиболее сложного.

Реализация физической модели с учетом особенностей СУБД USB WebServer 7.0 может быть представлена следующим образом: на основе модели предметной области были созданы база данных в MySQL и восемь страниц на языке PHP. База данных состоит из шести таблиц "bally", "bally1", "criterion", "criterion1", "prep", "Users" и "group", содержащих поля, соответствующие приведенной на рис.5 диаграмме.

Таблица «students» (Студент) представленная на рис.7.

Рис.7.Таблица «students»

Первому полю дадим имя id, как и принято, в таких случаях, то есть каждая запись в таблице должна быть снабжена уникальным идентификатором. Тип зададим как INT -целочисленный, в диапазоне от -2 147 483 648 до 2 147 483 647, количество знаков ограничим числом 11. В поле Дополнительно выберем пункт AUTO_ INCREMENT - поле счетчика. Так же тип данных – INT, задается и для полей facult, group, formob(факультет, группа, форма обучения). Для полей numbercredits, lastname, name, surname, phone, year , users (номер зачетной книжки, фамилия, имя, отчество, телефон, год, администратор) выберем тип VARCHAR (текстовый, не более 255 символов), и ограничим диапазон вывода в 20 символов. Для поля birthday(дата рождения), тип DATA. Кодировка (сравнение) данная настройка актуальна только для строковых типов. В нашем случае, мы будем использовать кодировку cp1251_general_ci, так как будем хранить в полях строки только русского и латинского алфавита.

Таблица «criterii» (Критерий оценки) представленная на рис.8.

Рис.8.Таблица «criterii»

Таблица «users» (Администратор) представлена на рис.9.

Рис.9.Таблица «users»

Таблица «bally» (Баллы) представленная на рис.10.

Рис.10.Таблица «bally»

Таблица-справочник «group» (Группа) представлена на рис.11.

Рис.11.Таблица-справочник «group»

Таблица-справочник «forma» (Форма обучения) представлена на рис.12.

Рис.12.Таблица-справочник «forma»

Таблица-справочник «faculty» (Факультет) представлена на рис.13.

Рис.13.Таблица-справочник «faculty»

Таблицы-справочники будут использоваться для заполнения основных таблиц, и отображаться в формах как выпадающие списки.

Рассмотрим создание клиентской части системы, и реализацию связей между серверной и клиентской частями. Разработка включает следующие этапы:

  1. Разработка web-страниц с HTML формами.

  2. Программирование логики взаимодействия web-страниц и MySQL.

  3. Разграничение доступа к web-приложению с помощью переменных SESSION.

Разработка web-страниц с HTML формами

Web-страницы создаются с использованием языка разметки гипертекстовых документов HTML (Hyper Text Markup Language). В обычный текстовый документ вставляются управляющие символы - HTML-тэги, которые определяют вид Web-страницы при ее просмотре в браузере.

Простейшая web-страница выглядит следующим образом:

DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01//EN"

"http://www.w3.org/TR/html4/strict.dtd">

Так выглядит простейшая web-страница.

HTML-код страницы помещается внутрь контейнера . Без этих тэгов браузер не в состоянии определить формат документа и правильно его интерпретировать. Web-страница разделяется на две логические части: заголовок и отображаемое в браузере содержание.

Заголовок Web-страницы заключается в контейнер и содержит название документа и справочную информацию о странице (например, тип кодировки), которая используется браузером для правильного отображения.

Тэги заключаются в угловые скобки и могут быть одиночными или парными. Парные тэги содержат открывающий и закрывающий тег (такая пара тэгов называется контейнером).

Закрывающий тэг содержит прямой слеш (/) перед обозначением. Тэги могут записываться как прописными, так и строчными буквами.

Название страницы помещается в контейнер и при просмотре отображается в верхней строке окна браузера.

Форма – это инструмент, с помощью которого html-документ может послать некоторую информацию. Пример формы авторизации администратора приведен ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логин

 

 


Пароль

 

 


 

Запустив этот HTML-код в браузере, появляется форма с двумя полями для ввода. Обработка, которой, начнется после нажатия кнопки «Авторизоваться». Форма реализована тегом-контейнером . Тег своими атрибутами указывает:

● адрес сценария, которому будет послана форма;

● способ пересылки и характеристику данных, содержащихся в форме.

Начальный и конечный теги задают границы формы. Их указание является обязательным.

Атрибуты тега-контейнера (все необязательные):

● action — задает имя программы, которая будет обрабатывать форму.

● method — определяет метод HTTP, используемый для пересылки данных формы от браузера к серверу. Атрибут method может принимать два значения: get или post. Get- отправка данных формы в адресной строке. Post - данные формы отправляются в теле запроса.

Если атрибутmethodне указан - подразумевается "get".

Программирование логики взаимодействия web-страниц и MySQL

Чтобы принимать данные пользователя и предоставлять их Web-приложение должно обеспечивать интерактивное взаимодействие с пользователем. Наиболее удобным средством для создания и обработки данных на стороне клиента является язык скриптов PHP.

PHP – язык написания скрипов, которые встраиваются непосредственно в гипертекстовые файлы и исполняются на Web-сервере. Программа на PHP заключается в теги:

а интерпретатор обрабатывает команды между этой парой тегов и формирует окончательный файл, передающийся на локальную машину.

Команды РНР обязательно разделяются символом точки с запятой ";", после последней в программе команды его можно не ставить. Также данный символ не ставится после условных операторов (if, switch) и операторов цикла (for, while и других).

Далее рассмотрим наиболее часто используемые функции, позволяющие работать с базой данных MySQL средствами РНР.

  • Подключение к базе данных

В листинге программы подключение осуществляется с помощью операции require_once(),которая включает специфицированный файл config.php, представлен на рис.14. Используется в тех случаях, когда один и тот же файл может быть подключён и вычислен более одного раза в процессе определённого выполнения скрипта.

require_once('config.php');

Рис.14. Файл config.php

В него входят три функции mysql_connect(), mysql_select_db(), mysql_query():

mysql_connect()

Функция mysql_connect() устанавливает связь с сервером MySQL. После успешного подключения к MySQL можно переходить к выбору баз данных, обслуживаемых этим сервером.

// Подключаемся к mysql серверу

$link=mysql_connect("localhost", "root", "usbw");

В данном примере localhost - имя компьютера, root - логин, а usbw - пароль. Идентификатор $link передаётся при последующих обращениях к базе данных с запросами.

mysql_select_db()

После успешного соединения с MySQL необходимо выбрать базу данных, находящуюся на сервере. Для этого используется функция mysql_select_db().

// Выбираем базу данных

$db=mysql_select_db("science");

В данном примере $db – идентификатор базы данных, science – имя базы данных.

mysql_query()

Функция mysql_query() обеспечивает интерфейс для обращения с запросами к базам данных.

// Для того чтобы текст отображался корректно, то есть русские буквы (кириллица), а не вопросики и другие знаки не имеющие отношения к тексту, необходимо выбрать кодировку

$r=mysql_query("set names cp1251;");

mysql_close()

После завершения работы с сервером MySQL соединение необходимо закрыть. Функция mysql_close() закрывает соединение, определяемое необязательным параметром. Если параметр не задан, функция mysql_close() закрывает последнее открытое соединение.

  • Выполнение запросов MySQL

Осуществляется с помощью выше упомянутой функции mysql_query(). Именно эта функция позволяет использовать основные операторы SQL, которые рассматривались в пункте 3. 1.

//отправляет запрос к таблице users на правильность введенного логина и пароля

$r=mysql_query("select * from `users` where `login`='".$login."' and `password`='".md5($password)."'");

//формируем запрос для вставки данных о пользователе в таблицу с помощью функции INSERT INTO

$r=mysql_query("INSERT INTO `students` (`id` , `numbercredits` , `lastname` , `name` , `surname` , `birthday` , `phone` , `facult` , `group` , `formob`, `year`) VALUES (NULL , '".$numbercredits."', '".$lastname."', '".$name."', '".$surname."', '".$birthday."', '".$phone."', '".$facult."', '".$group."', '".$formob."', '".$year."')");

//формируем запрос для обновления введенных данных в таблице с помощью функции UPDATE

$r=mysql_query("UPDATE `science`.`bally` SET `1-1` = '".($_POST['criter_1_1']*100)."',`1-2` = '".($_POST['criter_1_2']*50)."',`1-3` = '".($_POST['criter_1_3']*25).";");

mysql_num_rows()

Функция mysql_num_rows() определяет количество записей, возвращаемых командой SELECT. Пример представлен на рис.15.

mysql_result()

Функция mysql_result() используется в сочетании с mysql_query() (при выполнении запроса с командой SELECT) для получения набора данных.

int mysql_result (int идентификатор_результата, int запись [.mixed поле"]')

В параметре идентификатор_результата передается значение, возвращенное функцией mysql_query(). Параметр запись ссылается на определенную запись набора данных, определяемого параметром идентификатор_результата.

mysql_fetch_array()

Функция mysql_fetch_array() возвращает очередную строку результата в виде ассоциативного массива, где каждому полю сопоставлен элемент с ключом, совпадающим с именем поля. Дополнительно в массив записываются элементы с числовыми ключами и значениями, соответствующими величинам полей с этими индексами.

В параметре идентификатор_результата передается значение, возвращенное функцией mysql_query(). Пример функции mysql_fetch_array() представлен на рис.15.

Рис.15. Функции mysql_fetch_array()

Разграничение доступа к web-приложению с помощью переменных SESSION

HTTP – это протокол «без сохранения состояния», то есть он не имеет встроенного способа сохранения состояния между двумя транзакциями. Когда пользователь открывает сначала одну страницу сайта, а затем переходит на другую страницу того же сайта, то невозможно установить, что оба запроса относятся к одному пользователю. Следовательно, необходим метод, позволяющий отслеживать информацию о пользователе в течение одного сеанса связи с web-сайтом. Один из таких методов – управление сессиями. Этапы при работе с сессиями (рис.16): открытие сессии, регистрация переменных и их использование, закрытие сессии. Данная сессия предполагает два режима: режим администратора и режим пользователя.

Функция SESSION проверяет, существует ли идентификатор сессии, и, если нет, то создает его. Если идентификатор текущей сессии уже существует, то загружаются зарегистрированные переменные сессии.

При посещении пользователем, либо администратором первой страницы открывается сессия и регистрируется переменная $user. После чего проверяем, если это администратор, то автоматически перенаправляем на страницу администратора. Если просто пользователь, то перенаправляем на страницу с критериями. После выхода из системы сессия автоматически закрывается.

Рис.16. Этапы работы с сессиями

Серверные и клиентские части остальных модулей были созданы аналогичным образом.

Функциональные возможности модулей информационной системы оценки научно-исследовательской деятельности

Информационная система подведения итогов конкурсов по НИР — это программное средство, позволяющее удаленно передать информацию в научный отдел. К возможностям каждого модуля данной ИС относятся:

  1. Регистрация участников конкурсов.

  2. Ввод показателей НИР и прикрепление подтверждающих файлов.

  3. Автоматический подсчет результатов и выстраивание рейтинга

Перед началом работы с любым модулем системы необходимо подключится к локальной сети ВУЗа или к сети Интернет. Для запуска системы и работы в ней используется браузер: Internet Explorer, Opera, Netscape Navigator, Mozilla Firefox, Safari или другой аналогичный.

Рассмотрим функциональные возможности на примере модуля конкурса «Лучший студент по НИР». Программный продукт содержит ряд страниц, которые расположены на панели Навигация (рис.17):

Рис.17. Панель навигации

Алгоритм входа в систему:

  1. Запустить браузер;

  2. В строке «Адрес» указать адрес сайта вуза www.tgspa.ru ;

После удачного входа на экране появится титульная страница сайта

Рис.18. Титульная страница

Алгоритм регистрации:

  1. Перейти на страницу требуемого конкурса (Научная работа – Научный отдел).

  2. На странице выбранного конкурса (рис.18) на панели Навигация нажать на ссылку «Регистрация».

  3. На странице «Регистрация» ввести информацию во все поля.

  4. Нажать кнопку «Зарегистрироваться».

Если допущены ошибки при заполнении полей, на экране появляется следующее сообщение: «При регистрации произошли следующие ошибки: Вы не заполнили поле Номер зачетной книжки!; Вы не заполнили поле Фамилия!; Вы не заполнили поле Имя!; Вы не заполнили поле Отчество!; Вы не заполнили поле Дата рождения!; Вы не заполнили поле Сотовый телефон!».

В случае удачной регистрации система автоматически авторизует и перенаправляет на страницу «Критерии» (рис.19).

Рис.19. Страница критериев

Страница «Критерии» предназначена для ввода значений показателей научно-исследовательской деятельности конкретного участника. Она содержит панель «Навигация» (рис.17), поля для ввода данных и поле для выбора файла, подтверждающего правильность введенных данных.

Алгоритм добавления файлов:

  1. На странице «Критерии» (рис.19) нажать кнопку «Выбрать файл». После чего появляется диалоговое окно (рис.21).

  2. Выбрать файл в формате JPG, GIF или PND (загрузка файла производится автоматически). Прикрепленные файлы можно просматривать и удалять.

Рис.20. Страница критериев

Рис.21. Диалоговое окно

После заполнения страницы «Критерии» требуется сохранить введенные данные, для этого необходимо нажать кнопку «Сохранить», которая находится в конце страницы.

Если пользователь уверен в правильности введенных данных, то может выйти из системы, нажав на ссылку «Выход».

Административный уровень доступа

Администраторимеет полные права на доступ к любой страницелюбого модулясистемы. Функциональные возможности приложения:

  1. Сбор данных о научно-исследовательской деятельности конкурсантов.

  2. Подведение итогов конкурсов.

  3. Формирование отчётов по полученным данным с последующей печатью.

Приложение содержит ряд страниц, которые указаны на панели Навигация (рис.22):

Рис.22. Панель навигации администратора

Страница, с которой начинает работать администратор, представлена на рис.18. Алгоритм входа:

  1. На панели Навигация (рис.18), перейти по ссылке «Администратору».

  2. На странице авторизации администратора необходимо ввести логин и пароль, нажать кнопку «Авторизоваться».

После удачной авторизации, на экране появляется страница администратора (рис.23).

Рис.23. Страница администратора

На данной странице администратор может посмотреть положение о конкурсе, общий балл по студенту, рейтинг студентов и список студентов, перейдя по ссылкам соответственно, расположенных на панели Навигация.

Для того чтобы просмотреть общий балл по конкретному студенту, необходимо выбрать студента из списка (рис.24) и нажать на кнопку «Выбрать студента».

Рис.24. Страница администратора

После этого на экран выводится страница с критериями, заполненными студентом, результатом по каждому критерию и общий балл по всем критериям (рис.25). Так же имеется возможность просмотра файлов с прикрепленными документами. При необходимости, возможно, произвести экспорт документа в формат Word.

Перейдя по ссылке «Рейтинг студентов» расположенной на панели Навигация (рис.22) на экран выйдет страница с рейтингом студентов (рис.26). Рейтинг сформирован по убыванию баллов. При необходимости, возможно, произвести экспорт документа в формат Word.

Рис.25. Страница с результатом по студенту

Рис.26. Страница рейтинг студентов

Перейдя по ссылке «Список студентов» расположенной на панели Навигация (рис.22) на экран выйдет страница со всеми зарегистрированными студентами (рис.27). Список формируется в алфавитном порядке. При необходимости, возможно, произвести экспорт документа в формат Word.

Рис.27. Страница со списком зарегистрировавшихся студентов

Заключение

Подводя итог можно сказать, что ИС представляет собой совокупность технических и обеспечивающих средств, технологических процессов и кадров, реализующих функции сбора, обработки, хранения, поиска, выдачи и передачи информации. Анализ предметной области показал, что одним из показателей научно-исследовательской работы ВУЗа являются результаты ежегодных конкурсов по НИР среди студентов, преподавателей, молодых ученых. Исследование имеющихся программных продуктов обнаружило, что комплексного специализированного программного средства для выполнения данной функции, удовлетворяющего предъявляемым требованиям, на рынке программного обеспечения не представлено. На основе изученной специальной литературы и интервью с заказчиком были сформулированы основные требования и характеристики системы, разработано техническое задание. В качестве среды разработки выбран язык MySQL в связке с PHP.

Разработанная информационная система состоит из трех модулей, каждый из которых имеет клиентскую и серверную часть, доступ к которым производится посредством локальной или глобальной сети. Клиентская часть позволяет оформить заявку на участие в соответствующем конкурсе с указанием результатов научной деятельности, серверная часть организует сбор информации для построения рейтинга и итогового отчета по ВУЗу.

Использование разработанной системы позволяет оперативно подать заявку на участие вне зависимости от места нахождения потенциального участника; оптимизировать рабочее время сотрудников научного отдела на подведение итогов конкурсов, определение рейтинга.

Разработанная система обладает достаточной гибкостью и может развиваться в зависимости от потребностей пользователей. С целью исключения ряда возможных ошибок при использовании системы были разработаны руководства пользователей, включающие пошаговые алгоритмы работы.

Все модули системы прошли тестирование и апробацию, опубликованы на официальном сайте академии (подтверждено актами внедрения).

Список литературы
  1.  
    1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник [Текст] / А.М. Вендров.- М.: Финансы и статистика, 2003.-352 с.

    2. ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем // Стандарты по библиотечно-информационной деятельности. - СПб.: Профессия, 2005

    3. ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания // Стандарты по библиотечно-информационной деятельности. - СПб.: Профессия, 2005

    4. ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы // Стандарты по библиотечно-информационной деятельности. - СПб.: Профессия, 2005

    5. ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды испытаний автоматизированных систем // Стандарты по библиотечно-информационной деятельности. - СПб.: Профессия, 2005

    6. Грекул В.И. Проектирование информационных систем [Текст] / В.И. Грекул, Г.Н. Денищенко, Н.Л. Коровкина. – М.: ИНТУИТ.ру, Интернет-университет информационных технологий, 2008.-304 с.

    7. Избачков Ю.С. Информационные системы: Учебник для вузов 2-е изд. [Текст] / Ю.С. Избачков, В.Н. Петров. — СПб.: Питер, 2006.-656 с.

    8. Кузин А.В. Базы данных: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / А.В. Кузин, С.В. Левонисова.  М.: Академия, 2008

    9. Кузнецов С.Д. Основы баз данных [Текст] / С.Д. Кузнецов – М.: ИНТУИТ.ру, Интернет-университет информационных технологий -2005. - 488 с.

    10. Кухарчик А. PHP: обучение на примерах [Текст] / А.Кухарчик – Мн.: Новое знание, 2004. – 237 с.

    11. Маглинец Ю.А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам [Текст] / Ю.А. Маглинец. - М.: ИНТУИТ.ру, Интернет-университет информационных технологий, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 . - 200 с.

    12. Петин В.А. Сайт на AJAX под ключ. Готовое решение для интернет-магазинов [Текст] / В.А.Петин.-СПб.: БХВ-Петербург, 2011.-432 с.

    13. Положение о конкурсе ученого совета ГОУ ВПО "Тобольская социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева" на звание "Лучший студент ТГСПА им. Д.И. Менделеева по НИР".

    14. Федотова Д.Э. CASE-технологии: Практикум [Текст] / Д.Э. Федотова, Ю.Д. Семенов, К.Н. Чижик. - М.: Горячая Линия – Телеком, 2005.-165 с.

    15. Хомоненко А.Д. Базы данных: учебник для высших учебных заведений [Текст], А.Д. Хомоненко, В.М. Циганков, М.Г. Мальцев. – М.: Бином-Пресс, 2006. – 736 с.

    16. http://www.sql.ru/ [Электронный ресурс] - Все про SQL и клиент/серверные технологии.

Приложение 1 Критерии оценки результатов научно-исследовательской деятельности студента

Фамилия, имя, отчество студента____________________________________

Группа, факультет, форма обучения _________________________________

п/п

Критерий

Баллы

1.

Количество докладов на научных конференциях, семинарах и т.п. / из них  международные / всероссийские / региональные / вузовские

кол-во/кол-во / кол-во / кол-во/кол-во

международные

всероссийские

региональные

вузовские

100

50

25

10

2.

Количество экспонатов, представленных на выставках /из них  международные /всероссийские / региональные

/вузовские

кол-во/кол-во/кол-во/кол-во/ кол-во

международные

всероссийские

региональные

вузовские

100

50

25

10

3.

Количество научных публикаций / из них  изданные за рубежом / без соавторов-сотрудников вуза

кол-во / кол-во / кол-во

изданные за рубежом

без соавторов-сотрудников вуза

50

30

4.

Количество студенческих работ, поданных на конкурсы на лучшую НИР / из них  на международные / на всероссийские / на региональные / на вузовские

кол-во / кол-во / кол-во / кол-во / кол-во

международные

всероссийские

региональные

вузовские

100

50

25

10

5.

Количество участий в студенческих предметных олимпиадах / из них  международных / всероссийских / региональных / вузовских

кол-во / кол-во / кол-во / кол-во / кол-во

международные

всероссийские

региональные

вузовские

100

50

25

10

6.

Количество медалей, дипломов, грамот, премий и т.п., полученных на конференциях, конкурсах на лучшую НИР, выставках, студенческих предметных олимпиадах / из них  на международных / всероссийских / региональных / вузовских

кол-во / кол-во / кол-во / кол-во / кол-во

международные

всероссийские

региональные

вузовские

100

50

25

10

7.

Количество заявок, поданных на объекты интеллектуальной собственности

100

8.

Количество охранных документов, полученных на объекты интеллектуальной собственности

100

9.

Количество проданных лицензий на использование интеллектуальной собственности

100

10.

Количество научно-исследовательских проектов, поданных на конкурсы грантов / из них  международные / всероссийские / региональные / вузовские

кол-во / кол-во / кол-во / кол-во / кол-во

международные

всероссийские

региональные

вузовские

100

50

25

10

11.

Количество грантов, выигранных студентом / из них  международных / всероссийских / региональных / вузовских

кол-во / кол-во / кол-во / кол-во / кол-во

международных

всероссийских

региональных

вузовских

200

100

50

20

12.

Стипендиат Президента РФ

100

Приложение 2

Критерии оценки

научно-исследовательской деятельности преподавателя ТГСПА им. Д.И.Менделеева

Кафедра (наименование)

Фамилия, имя, отчество

Показатели за 20___ календарный год

Значение

1.

Объем выполненных хоздоговорных и иных финансируемых НИР (для руководителей тем и ответственных исполнителей)

50 на тыс. руб.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

Подано заявок на конкурсы грантов / выиграно конкурсов:

вузовские

региональные

всероссийские

международные

20/40

30/60

50/100

100/200

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Участие в научно-исследовательских проектах и программах:

вузовские

региональные

всероссийские

международные

20

30

50

100

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Участие в диссертационных советах УМС, УМЦ, УМК:

вузовские

региональные

всероссийские

международные

10

20

30

50

5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

Участие в выставках различного уровня / с медалями, дипломами, грамотами:

вузовские

региональные

областные и городские

всероссийские

международные

10/20

20/40

15/30

10/20

50/100

6.

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

Участие в конкурсах различного уровня / с медалями, дипломами, грамотами:

вузовские

областные и городские

региональные

всероссийские

международные

10/20

15/30

20/40

30/60

50/100

7.

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

Выступления на конференциях:

международных российских региональных областных и городских вузовских

50

30

20

15

10

8.

Оппонирование диссертаций на защитах (канд./докт.)

30/50

9.

Рецензирование диссертаций на предзащитах (канд./докт.)

20/30

10.

Подготовлено отзывов на диссертации (канд./докт.)

30

11.

Подготовлено отзывов на авторефераты диссертаций (канд./докт.)

20

12.

Научное редактирование / рецензирование:

монографий

учебных пособий

сборников статей и тезисов

100

50

50

13.

13.1.

13.2.

13.3.

13.4.

Публикации:

монографии (из них в центральных издательствах)

учебники (из них – в центральных издательствах)

учебные пособия (из них – с грифами, указать, какой гриф)

методические разработки в виде брошюр:

программы

рекомендации

методические указания

200/400

150/300

100/200

50

30

30

14.

14.1.

14.2.

14.3.

14.4.

14.5.

Научные статьи:

в вузовских изданиях

в региональных изданиях

в центральных изданиях

в журналах, рекомендуемых ВАК

за рубежом

30

40

50

75

100

15.

15.1.

15.2.

15.3.

15.4.

Материалы научно-технических мероприятий:

вузовские

региональные

российские

международные

20

30

50

100

16.

16.1.

16.2.

16.3.

16.4.

Тезисы научно-технических мероприятий:

вузовские

региональные

российские

международные

10

20

30

50

17.

Авторские свидетельства и патенты

100

18.

Защита диссертации (для защитившихся в текущем году; канд./докт.)

200/500

19.

19.1.

19.2.

19.3.

Научное руководство: докторантами аспирантами всех форм обучения соискателями

50

30

20

20.

Защищено диссертаций под Вашим руководством

(для научных руководителей и консультантов; канд./докт.)

50/100

21.

21.1.

21.2.

21.3.

Подготовка студентов - победителей и призеров внешних олимпиад, конкурсов:

региональных

всероссийских

международных

50

100

200

22.

22.1.

22.2.

22.3.

22.4.

Подготовка студенческих научных работ, поданных на конкурсы различного уровня /получивших медали, грамоты, дипломы:

областных

региональных

всероссийских

международных

50/100

100/200

150/300

200/400

23.

23.1.

23.2.

23.3.

23.4.

Подготовка студенческих научных докладов на конференциях различного уровня:

вузовские

региональные

всероссийские

международные

15

20

30

50

24.

24.1.

24.2.

24.3.

24.4.

24.5.

Подготовка студенческих публикаций:

в вузовских изданиях

в региональных изданиях

в центральных изданиях

в журналах, рекомендуемых ВАК

за рубежом

20

40

50

75

100

25.

25.1.

25.2.

25.3.

25.4.

Подготовка студенческих экспонатов на выставках различного уровня / из них с наградами:

вузовские

региональные

всероссийские

международные

20/40

30/60

50/100

100/200

26.

26.1.

26.2.

26.3.

26.4.

Количество студенческих проектов, подготовленных для участия в конкурсах / выиграно конкурсов:

вузовские

региональные

всероссийские

международные

20/40

30/60

50/100

100/200

27.

27.1.

27.2.

27.3.

27.4.

Опытно-экспериментальная деятельность в образовательных учреждениях: преподавание руководство опытно-экспериментальной работой (при наличии договора о сотрудничестве) организация и проведение конференций учителей (уровень) организация и проведение олимпиад учащихся (уровень)

20

100

50

50

28.

Прочие виды научной работы

(все, что не отражено в таблице; укажите, какие именно НИР)

 

 

Просмотров работы: 6175