СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РЕГИОНЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РЕГИОНЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях трансформации экономических отношений и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) эффективное использования энергетических ресурсов приобрело решающее значение, поскольку снижение затрат на производство жилищно-коммунальных услуг ведет к повышению уровня рентабельности отрасли, уменьшению числа убыточных предприятий, что существенно отражается на улучшении жилищных условий и качестве жизни населения России. В связи с этим приобретают актуальность исследования теоретических, методических и практических аспектов внедрения энергосберегающих технологий в ЖКХ и совершенствование организационно-экономических форм управления энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве региона.

Внедрения энергосберегающих программ в ЖКХ оптимизирует экономические отношения между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг, способствует повышению эффективности использования энергетических ресурсов и деятельности предприятий в целом. Научно-практическое решение проблем внедрения энергосберегающих технологий в ЖКХ - первоочередная задача формирования рыночных отношений в жилищно-коммунального хозяйства регионов.

Цель работы состоит в обосновании направлений совершенствования организационно-экономического механизма реализации программ энергосбережения, что обеспечит рост экономических результатов деятельности региона и повышение качества жизни населения.

Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:

  1. систематизировать региональные аспекты энергосбережения и выявить недостатки механизма реализации энергосберегающих проектов;

  2. разработать направления совершенствования организационно-экономического механизма реализации программ энергосбережения в регионе.

Объектом исследования является процесс формирования и повышения эффективности организационно-экономического механизма внедрения энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальное хозяйство на региональном уровне.

Предмет исследования – теоретическое и методическое обеспечение процесса реализации программ энергосбережения в ЖКХ региона.

Научная новизна работы состоит в разработке и обосновании рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма реализации программ энергосбережения в регионе.

Основные положения работы, определяющие ее новизну заключаются в следующем:

  • выявлены проблемы энергосбережения в РФ;

  • проведена экономическая оценка эффективности проекта «Энергоэффективный квартал»;

  • установлена необходимость внесения изменений в организационно-экономический механизм реализации проекта «Энергоэффективный квартал»;

  • предложены пути совершенствования организационно-экономического механизма реализации программ энергосбережения в регионе.

Теоретической и методологической основой работы являются научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам внедрения энергосберегающих технологий в ЖКХ.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Характеристика организационно - экономического механизма реализации программы энергосбережения в Тюменской области

На федеральном уровне основным нормативным документом в области энергосбережения является ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», в рамках которого в субъектах РФ были разработаны комплексные программы энергосбережения.

Региональная программа энергосбережения формируется комплексом энергосберегающих мероприятий и механизмов и необходима, прежде всего, для получения реальной картины происходящего с потреблением энергоресурсов, без иллюзий и накопившихся в этой сфере мифов.

Сводка фактического состояния потребления топлива, тепла, электроэнергии, воды в разных секторах экономики дает четкое представление об общих направлениях действий и позволяет выявить необходимые приоритеты, а в дальнейшем она необходима для выработки стратегий энергоэффективного развития территории.

Как показывает опыт России и ряда стран, цели и задачи по энергосбережению для каждого региона должны быть свои и приоритеты должны определяться местной спецификой. Так, основной особенностью Тюменского региона следует считать высокую энергоемкость экономики.

В рамках энергосбережения в Тюменской области принята областная комплексная программа энергосбережения на 2010–2020 годы, и такие же программы были приняты во всех муниципальных образованиях. Общая задача, которая была поставлена, – это снижение энергоёмкости ВВП. На рисунке 1.1 представлены основные механизмы снижения энергоемкости ВВП.

Рисунок 1.1 Механизмы снижения энергоемкости ВВП

Из вышепредставленного рисунка можно сделать вывод, что снижение энергоемкости к 2020 году должно составить 40%, причем на счет мероприятий Программы приходится 11,7 % данного снижения. Кроме мероприятий Программы снижение энергоемкости ВРП планируется осуществлять за счет структурных и продуктивных сдвигов в экономике, а так же за счет ввода нового и замены существующего оборудования на энергоэффективное и за счет экономии, связанной с ростом тарифов.

Потенциал энергосбережения оценивается по основным отраслям экономики в регионе (рис.1.2).

Рисунок 1.2 Потенциал энергосбережения по отраслям

В Тюменской области это топливно-энергетический комплекс, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность и строительство. Общий потенциал энергосбережения в Тюменской области 3725 тыс. тут – 100%. На рис. 1.2 представлена доля отраслей в общем потенциале энергосбережения, из чего следует, что наибольший потенциал энергосбережения сосредоточен в ТЭК ( 41%), т. к. данная отрасль является ведущей в экономике региона, следовательно в ТЭК планируется получить наибольший эффект.

В первую очередь получение планируется за счёт утилизации попутного нефтяного газа, а так же за счёт реализации в Уватском районе проекта по добыче нефти компании «ТНК-BP». По данному проекту заключено соглашение. Согласно этому соглашению «ТНК-BP» ввели в эксплуатацию электростанцию мощностью 20 мегаватт в конце 2010 года и вторая очередь (25 мегаватт) планируется в 2012 году ( рис. 1.3)

Рисунок 1.3 Мероприятия по энергосбережению в ТЭК

Также планируется строительство электростанций на Кальчинском месторождении. Кроме того, компания «Фортум» реализует инвестиционную программу, в результате которой планируется получить не только модернизацию генерирующих мощностей, но и повышение их коэффициента полезного действия. Также реализуются инвестпрограммы по модернизации электроподстанций линии электропередачи компаниями «Тюменьэнерго» и «СУЭНКО», с которыми также существует соглашение. Одно из перспективных направлений (в дальнейшем в Программе предусмотрены мероприятия по развитию этого направления) – это строительство мини-теплоэлектростанций с использованием газа [8].

Правительством Тюменской области поставлены задача развития производственного кластера в сфере энергосбережения (рис. 1.4).

Рисунок 1.4 Мероприятия по энергосбережению в промышленности и строительстве

Основными характеристиками энергосберегающей стратегии региона являются базовые параметры региональных программ энергосбережения, к которым относятся: объемы и источники финансирования программы, наличие ТЭБ, наличие показателей в соответствии с постановлением № 1225 от 31.12.2009 (энергоемкость валового регионального продукта; доля энергетических ресурсов, расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории субъекта РФ).

На реализацию региональной энергосберегающей программы Тюменской области необходимо 105 684 млн. руб. в т.ч. средства областного бюджета – 11 084 млн. руб. средства бюджетов муниципальных образований –9092 млн. руб. внебюджетные источники: 86507 млн. руб.

Успешная реализация политики повышения энергоэффективности возможна только в случае закрепления ответственности за реализацию конкретных программ за уже существующими или вновь создающимися организационными структурами. На рис. 1.5 представлено управление деятельностью в сфере энергоэффективности.

Рисунок 1.5 Управление деятельностью в сфере энергоэффективности

В муниципальных образованиях и бюджетных учреждениях назначены ответственные за реализацию программ энергосбережения [2]. Возникающие недочеты регулируются в рабочем режиме.

Характеристика проекта по энергосбережению «Энергоэффективный квартал»

Тюмень — один из четырех городов России, где реализуется пилотный проект «Энергоэффективный город». Причиной этому стало высокое потребление энергетичеких ресурсов в городе Тюмени ( рис. 1.6).

Рис. 1.6 Анализ базового потребления энергетических ресурсов в г. Тюмени

Из данных рис. 1.6 следует, что потребление энергетических ресурсов в городе Тюмени превышает всероссийский уровень на 1,9 тут/ч в год.

В структуре конечного потребления энергетических ресурсов наибольший удельный вес занимает жилищный сектор – 30,8% ( рис. 1.7).

Рисунок 1.7 Структура конечного потребления энергетичеких ресурсов в городе Тюмени

Целевые показатели реализации программы «Энергоэффективный город» представлены на рис.

Рисунок 1.8 Планируемые целевые показатели реализации комплексной Программы «Энергоэффективный город»

Реализация проекта проходит по намеченному плану и, в настоящее время, видны первые результаты работы программы «Энергоэффективный город», а именно принят и реализуется проект Подпрограммы энергосбережения и повышения энергоэффективности жилищной застройки «Энергоэффективный квартал» города Тюмени на период 2010-2012 гг;

Выбор ЖКХ для внедрения энергосберегающего проекта обусловлен тем, что в данной сфере сложилась достаточно негативная ситуация. Основные проблемы ЖКХ можно обозначить как:

- значительный износ основных фондов;

- несоответствие финансового состояния предприятий и организаций ЖКХ требованиям рыночной экономики;

- кредиторская и дебиторская задолженность организаций ЖКХ;

- неэффективность организации и низкое качество жилищно-коммунальных услуг;

- низкая эффективность расходования ресурсов;

- недостаточное использование энергосберегающих технологий.

Целью данного проекта является повышение энергоэффективности путем стимулирования внедрения энергосберегающих технологий в городе Тюмени.

Основные задачи заключаются:

  • в создании механизма стимулирования внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий;

  • разработке системы привлечения частных инвестиций;

  • определении потенциала экономии энергоресурсов;

  • определении переченя работ по повышению энергоэффективности и их реализации;

  • оценке результатов внедрения энергосберегающих технологий;

  • разработке типовой методики внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий.

Выбор квартала был согласован с Правительством Тюменской области и с Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Исследование было проведено Московским центром по эффективному использованию энергии ООО «ЦЭНЭФ». Данный пилотный проект стал первой попыткой сформировать энергетический баланс квартала города, оценить эффективность использования энергии. Для реализации проекта «Энергоэффективный квартал» Администрация города выбрала дома г. Тюмени, расположенные в границах улиц Республики – Холодильная – Мориса Тореза – Малыгина [5].

С точки зрения представительности жилых зданий квартал выбран удачно, так как расположен в центральной части города и имеет различные сроки эксплуатации жилых домов.

Рисунок 1.9 Анализ жилищной застройки квартала

Это позволит эффективно тиражировать накопленный в ходе реализации пилотного проекта опыт не только на весь г. Тюмень, но и на многие другие города Российской Федерации.

Подготовительный этап создания энергоэффективного квартала администрация Тюмени провела в рекордные сроки, в частности была подготовлена организационная база ( рис. 1.10).

Рисунок 1.10 Организационная структура проекта

Были созданы городской штаб по энергосбережению и энергоэффективности (12 человек), комиссия по определению способов и механизмов реализации решений штаба (11 человек), рабочая группа по реализацию решений комиссии (28 человек), технический совет для разработки рекомендаций (18 человек), управление по энергосберегающей политике и мониторингу, а также НП «Центр энергоэффективных и инновационных технологий».

Также в организационной структуре поекта учавствуют супервайзеры (45 человек), основные функции которых заключаются в контроле со стороны Администрации города Тюмени за выполнением установленных мероприятий по повышению энергоэффективности объекта квартала и обеспечении совместной четкой, скоординированной работы, оперативного взаимодействия муниципалитета и участников энергосервиса для достижения целевых показателей повышения энергоэффективности по объекту [4].

Проектом предусмотрено энергетическое обследование квартала. Энергетическое обследование — это деятельность по определению класса энергетической эффективности здания, предприятия, продукции, технологического процесса или организации. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Его структура включает:

  •  
    1. краткую характеристику «энергоэффективного квартала» г. Тюмени;

    2. энергетический баланс квартала и суммарный потенциал повышения энергоэффективности;

    3. анализ потребления тепловой энергии;

    4. анализ потребления электроэнергии;

    5. анализ потребления природного газа;

    6. анализ потребления воды;

    7. программу повышения эффективности использования энергии

    8. механизмы и нормативно-правовое обеспечение программы.

По результатам энергетического обследования составляет энергетический паспорт.

Энергетический паспорт здания, должен содержать следующие данные энергетического обследования:

  • оснащенность средствами учета энергетических ресурсов;

  • объем расходуемых энергетических ресурсов и его динамика;

  • класс энергетической эффективности;

  • процент потери энергетических ресурсов;

  • потенциал энергосбережения, оценка возможной экономии;

  • типовой план энергосбережения и повышения энергоэффективности.

По данным энергетического обследования в жилом секторе тепловая энергия потребляется для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения и составляет 85% всего потребления энергии. Суммарная тепловая нагрузка по кварталу равна 37,7 Гкал/ч, в т.ч. по отоплению – 21,5 Гкал/ч (57%), по вентиляции – 1,0 Гкал/ч (2,7%), по горячей воде (максимальная) – 15,177 Гкал/ч (40,3%).

Удельный расход тепловой энергии в 2-3 раза выше в зданиях построенных в 60-е годы прошлого столетия, чем в зданиях современной постройки (соответственно 70-80 кгут/м2/год и 20-30 кгут/м2/год). Это объясняется двумя причинами: во-первых, составе «энергоэффективного квартала», расположенного в центральной части города, большинство зданий построены пол века назад, тогда при строительстве не было специальных требований к теплозащитным характеристикам жилых зданий и, во-вторых, в зданиях, построенных пол века назад уже давно не проводился капитальный ремонт и не менялось технологическое оборудование. Вследствие этих причин фактическая температура сетевой воды, поступающей на отопительные подогреватели, была на 10-35оС ниже значений, принятых по расчетному температурному графику. Другими словами, при среднесуточных температурах наружного воздуха ниже – 15ºС в жилых зданиях имеется заметный «недотоп» [3].

Потребление тепловой энергии связано теплозащитными характеристиками жилых помещений. Для всех жилых зданий была проведена приборная диагностика их теплозащитных характеристик тепловизионным бесконтактным методом и выявлены потери тепла.

Наиболее существенные утечки тепла наблюдаются через: неутепленные стены; устаревшие светопрозрачные конструкции окон, балконных дверей и лоджий; открытые форточки; участки стен за радиаторами отопления; места примыкания лоджий к фасадам; козырьки неутепленных лоджий; внешние выходы вентиляционного отверстия (верхние отводы вентиляционных шахт); нежилые помещения первых этажей; подвальные помещения; выходы чердачных помещений и пр.

В структуре потребления тепловой энергии после отопления идет горячее водоснабжение. Фактическая температура воды на выходе из подогревателей горячего водоснабжения составила от 50оС до 88оС при нормативном значении 50-55оС. На тепловых узлах только 9 из 44 зданий (или 20%) имеют приборы учета тепловой энергии, которые позволяют регулировать тепловой режим горячего водоснабжения. В связи с отсутствием регулирования температуры горячей воды в других зданиях происходит перерасход тепловой энергии. А оплата за потребление тепловой энергии ложится на жителей и бюджет города.

В структуре потребления, за потреблением тепловой энергии стоит потребление электроэнергии, на которую приходится 15%. Потребление электроэнергии идет по различным направлениям: на приготовление пищи 4,2%, на освещение жилой площади и мест общего пользования 0,5%, а остальное на работу электробытовых приборов домохозяйств. Учет электроэнергии, поступающей в электрические сети квартала, не производится, т.к. в трансформаторных подстанциях не установлены приборы технического учета электроэнергии. Оплата электроэнергии производится по тарифам, вследствие чего население платит за электроэнергию больше, чем потребляет на самом деле.

Выработали ресурс и не соответствуют современному техническому уровню 7 из 12 трансформаторных подстанций, которые служат более 30 лет и оснащены устаревшими моделями трансформаторов, которые характеризуются повышенными нагрузочными потерями электроэнергии, превышающими на 20-25% потери в современных трансформаторах с изоляцией. Вследствие чего основная часть электроэнергии теряется в трансформаторных подстанциях. Так суммарные потери электрической энергии в системе электроснабжения квартала в 2008 г. оценены ЦЭНЭФ в размере 1069 тыс. кВт-ч (5,4%).

Основа деятельности по реализации проекта «Энергоэффективный квартал» - деятельность энергосервисных компаний, планирование работ которых осуществляется после проведения энергоаудита. При проведении работ по повышению энергоэффективности жилых домов запланировано:

  • Составление дефектных ведомостей;

  • Разработка проектно-сметной документации;

  • Проведение экспертизы проектно-сметной документации;

  • Заключение энергосервисных контрактов.

В настоящее время разработана и успешно работает схема финансирования мероприятий энергосервисных работ ( рис. 1.11).

Рисунок 1.11 Схема финансирования мероприятий ЭС

Субсидии по привлекаемым кредитам предоставляются на следующих условиях:

  • Предельная процентная ставка – на уровне 11-14 % в год;

  • Предельный срок предоставления кредита – 10 лет;

  • Ежеквартальная оплата процентов по кредиту;

  • Возможность отсрочки оплаты основного долга по кредиту не менее 1 года;

  • Источник гашения кредита – экономия от внедрения энергосервисных мероприятий.

Проведение энергосервисных работ, как уже было сказано, предусматривает заключение энергосервисного контракта.

Энергетический контракт (энергосервисный договор/ контракт) – это наиболее эффективный в стоимостном выражении подход к энергохозяйствованию, который делает возможным для энерго-потребителя внедрение энергосберегающих технологий. В рамках данного вида отношений потребитель энергии предварительно не расходует свой капитал. Основную часть риска берет на себя энергосервисная компания, которая реализует данный проект. Все затраты на проект затем возмещаются платежами, которые производятся из полученной экономии энергоресурсов.

Согласно Федеральному закону №261-ФЗ, предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:

1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);

2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;

3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РЕГИОНЕ

Проект « Энергоэффективный квартал» предусматривает реализацию мероприятий, направленных на экономию следующих видов ресурсов: тепловая энергия, электроэнергия, природный газ, вода. Вследствие проведения энергетического обследования квартала был выявлен потенциал экономии (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Потенциал экономии

Группы потребителей энергии

Тепловая энергия

Электро­энергия

Природный газ

Всего энергия

Вода

Гкал

тыс.

кВт-ч

тыс. м3

тут

тыс. м3

Социальная сфера

1131,0

285,0

-

196,8

1723,5

Жилые дома

25144

2616

10

3914

234

На основе данных таблицы 2.1 можно сделать вывод, что потенциал экономии в социальной и жилищной сферах достаточно высок.

По нашим расчетам, проведенные мероприятия позволят сэкономить потребление энергетических ресурсов в жилищной сфере до 55077 тыс. руб. ежегодно (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Ожидаемый результат энергосервисных мероприятий (жилые дома)

Вид ресурса

Экономия

Абсолютная,тыс. руб

Относительная, %

Тепловая энергия

17042

30,9

Электро­энергия

3375

6,2

Природный газ

31200

56,6

Вода

3460

6,3

Всего

55077

100

Экономическая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности, и рассчитывается как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов.

Экономическая эффективность отражает результаты внедрения энергосберегающих мероприятий и определяется разностью между денежными доходами и расходами и доходами от реализации мероприятий.

Оценка эффективности использования средств, направляемых на реализацию энергосберегающих мероприятий, производится на основании следующих показателей:

- динамический срок окупаемости (PP), не более 8 лет;

- чистый дисконтированный доход (NPV), более 0;

- внутренняя норма доходности (IRR), более r – нормативной ставки

дисконтирования;

- индекс прибыльности (PI), более 1,0.

Такой метод расчета капитальных вложений и годовой экономии производится в соответствии с методическими рекомендациями по составлению технико-экономических обоснований для энергосберегающих мероприятий, разработанными Комитетом по энергоэффективности РФ. На рисунке 2.1 приведены методы оценки эффективности инновационного проекта.

Рисунок 2.1 Методы оценки эффективности инновационного проекта

Оценка и сравнение различных энергосберегающих мероприятий, и решение о финансировании энергосберегающего мероприятия принимается на основании расчета чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы доходности (IRR) и индекса прибыльности (PI).

Чистый дисконтированный доход, т.е. превышение дохода над затратами нарастающим итогом за расчетный период N (с учетом дисконтирования) рассчитывается по формуле:

NPV = , (2.1)

где Rn– результаты на n – ом шаге, руб.;

Sn– затраты на n – ом шаге, руб.;

n – горизонт расчета, годы;

r – дисконтный коэффициент (норма дисконта).

Ставка дисконтирования учитывает ставку рефинансирования Национального банка РФ или фактическую ставку процента по долгосрочным кредитам банка, индекс цен (в необходимых случаях может учитываться надбавка за риск, которая добавляется к ставке дисконтирования для безрисковых вложений) и принимается для расчета равной 10% или r = 0,1. N период в течение, которого осуществляются инвестиции и эксплуатация оборудования, а также извлекается доход от реализации мероприятий, лет. Положительное значение чистого дисконтированного дохода (NPV) свидетельствует об экономической целесообразности реализации энергосберегающего мероприятия. В год осуществления первоначальных капитальных вложений (n = 0) чистый дисконтированный доход NPV равен нулю.

Индекс прибыльности или доходности (PI) определяется как отношение разности дохода и затрат при реализации мероприятия к величине капитальных вложений (нарастающим итогом за расчетный период N):

, (2.2)

где Kn– капитальные вложения в n – ом году, руб.;

Rn– результаты (доход) вn – ом году, руб.;

Sn– затраты, осуществляемые в вn – ом году, руб.

Если индекс доходности больше единицы PI > 1, то проект рентабелен.

Внутренняя норма доходности (IRR) (значение ставки дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход равен нулю), выявляет ту норму дисконта r, при которой величина приведенных эффектов буде равна величине приведенных капитальных вложений ∑PV = I0. Проект эффективен, если внутренняя норма доходности IRR равна или больше нормы дохода на капитал.

На основе описанной методики, автором проведена оценка экономической эффективности проекта «Энергоэффективный квартал». Исходные данные для расчетов представлены в таблице 2.3

Таблица 2.3

Данные для расчета затрат на реализацию проекта «Энергоэффективный квартал»

Показатель

Кол-во

Многоквартирные жилые дома,шт

в том числе:

14 этажей

13 этажей

12 этажей

10 этажей

9 этажей

8 этажей

7 этажей

6 этажей

5 этажей

45

3

1

3

1

13

1

1

2

20

Общая жилая площадь, кв. м

356597,7

Квартиры

5178

Общая площадь фасадов, м2

578460

Расход энергосберегающей краски, л/ м2

0,125

Используя данные таблицы 2.3 можно рассчитать затраты на реализацию рассматриваемого проекта (табл.2.4).

Таблица 2.4

Затраты на реализацию проекта «Энергоэффективный город»

№ п/п

Статья затрат

Стоимость, тыс. руб

Общие затраты, тыс руб

Общие затраты, %

1

Проведение энергоаудита

в т. ч.

- составление дефектных ведомостей;

- разработка проектно-сметной документации;

-проведение экспертизы проектно-сметной документации;

65*45

15,5*45

6*45

3895

2925

700

270

1,9

-

-

-

2

Монтаж системы телеметрии

13*45

585

0,3

3.

Установка приборов учета тепла

7,3* 5178

37799,4

18,47

4.

Остекление мест общего пользования и балконов

84*18

1512

0,74

5.

Окраска фасадов энергосберегающей краской

7237,5*0,43

31092,22

15,19

6

Утепление зданий теплоизоляционными материалами

578460*0,21

121476,6

59,31

7

Установка приборов учета электричества

5178*0,876

5061,53

2,47

8

Замена приборов освещения мест общего пользования на светодиодные

84*1500

126

0,06

9

Установка датчиков движения в подъездах

84*0,5

42

0,02

10

Установка приборов учета воды

5178*0,6

3106,8

1,52

ИТОГО:

-

204696,55

100

По данным табл. 2.4, можно сказать, что основные затраты приходятся на утепление зданий теплоизоляционными материалами (59,31%).

Необходимо отметить, что срок эксплуатации оборудования и материалов составляет 10 лет, а коэффициент дисконтирования r составляет 10% в год.

На основании имеющихся данных произведен расчет основных показателей эффективности проекта.

1.Суммарная текущая эффективность проекта за десять лет эксплуатации (∑ PV) рассчитанная для r = 10%, составляет: ∑ PV = 338393тыс.р.

2. NPV (чистый приведенный доход) составит:

NPV = ∑ PV – I0, (2.3)

где I0 – затраты на инвестиции. I0 = тыс. р.,

тогда NPV = 338393 - 204696,55 = 133696,45тыс.р.

3. Индекс рентабельности проекта рассчитывается по формуле:

PI = ∑ PV/ I0 , (2.4)

PI = 338393 / 204696, 55 = 1, 65.

То есть проект достаточно рентабелен.

4. Срок окупаемости проекта рассчитывается по формуле:

РР = I0 / PVг, (2.5)

где PVг– сумма годовых текущих стоимостей проекта за n лет, при которой

PVг = I0, то есть, PVг = PV1 + PV2 + …+ PVп / n;

Для конкретного проекта: PVг = (50064 +45494)/2 = 47779 тыс.р.

РР =204696, 55 / 47779 = 4,28 или 4,5 года.

В таблице 2.5 представлен расчет текущей эффективности проета.

Таблица 2.5

Расчет текущей эффективности проекта

Год

Эконом.

средст

(тыс.р.)

Значения

Год

Эконом

средств

(тыс. р.)

Значения

при r = 10%

 

при r = 10%

Дисконт.

множит.

1/(1+r)n

Текущая

стоимость

(тыс.р.)

Дисконт.

множит.

1/(1+r)n

Текущая

стоимость

(тыс.р.)

1

55077

0,909

50064

6

55077

0,564

31063

2

55077

0,826

45494

7

55077

0,513

28255

3

55077

0,751

41363

8

55077

0,467

25721

4

55077

0,683

37618

9

55077

0,424

23353

5

55077

0,621

34203

10

55077

0,386

21259

 

Необходимо отметить, что проект по уровню рентабельности и сроку окупаемости , не только приемлим, но и весьма выгоден, однако,

по мнению автора, он требует значительных доработок.

Основные проблемы, выявленные автором в ходе детального изучения проекта «Энергоэффективный квартал» представлены на рис. 2.2

Рисунок 2.2 Выявленные автором проблемы реализации проекта «Энергоэффективный квартал»

Основной проблемой, выявленной автором в ходе изучения проета «Энергоэффективный квартал» является слабый мониторинг результатов проета. Подтверждением этого является «Информация о выполнении плана работы счетной палаты города Тюмени за 1 квартал 2012 года». В документе отмечено, что по результатам проверки значительный объем финансовых нарушений и недостатков, выявленных в отчетном периоде, классифицирован Счетной палатой как «неэффективное использование бюджетных средств», основная часть из которых (82% или 17,9 млн. рублей), выявлена при проверке использования средств бюджета города Тюмени, направленных в 2010 году на реализацию Подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности «Энергоэффективный квартал» города Тюмени на период 2010 - 2012 годы» в рамках долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании городской округ город Тюмень «Энергоэффективный город» на период 2010 - 2020 годы».

В ходе контрольного мероприятия установлены факты применения дорогостоящих импортных строительных материалов при наличии аналогов российского производства, не уступающих по своим характеристикам. Проведенной строительной экспертизой установлено некачественное выполнение работ по установке оконных блоков, ремонту системы отопления и вентиляции. Выявлены факты нарушения технических рекомендаций по проектированию, монтажу и эксплуатации навесных фасадных систем [1].

Данные нарушения возникли из-за фактически отсутствующего поэтапного контроля реализации проекта.

По мнению автора, решением данной проблемы может стать введение практики ежемесячного мониторинга результатов реализации проекта как инструмента контроля, диагностики и анализа эффективности энергопотребления и энергоиспользования. Для этой цели целесообразно выделить группу по контролю за энергосберегающими мероприятиями (рис.2.3).

Рисунок 2.3. Организационная структура проекта «Энергоэффективный квартал»

Введение ежемесячного мониторинга позволит количественно и качественно отслеживать эффективность реализации проекта и своевременно вносить необходимые коррективы в случае отклонения от намеченного плана работы.

Основные функции группы мониторинга энергосберегающих мероприятий состоят в:

  • техническом надзоре за сроками и качеством выполнения работ, за их соответствием утвержденной проектно-сметной документации, рабочим чертежам, строительным нормам, стандартам, нормам техники безопасности и т.д.;

  • экспертизе и согласовании актов сдачи-приемки выполненных работ, на предмет обоснованности применения утвержденных расценок и норм ценообразования;

  • подготовке, на основе анализа показателей системы телеметрии, ежемесячных, ежеквартальных и годовых отчетов о ходе выполнения проекта;

  • подготовке аналитических докладов о текущих показателях реализации проекта;

  • осуществлении контроля за реализацией системы организационных мер по энергосбережению в бюджетной сфере.

Проектом предусмотрена установка системы телеметрии, поэтому формы отчетных документов уже разработаны.

Проведенные автором исследования позволили установить, что в реализации проекта задействованы специалисты разного профиля, однако специалистов узкого профиля не хватает. Данный факт негативно отражается на эффективности реализации вышеуказанного проекта.

Обучение и подготовка специалистов в области энергосбережения, образовательные программы в сфере рационального использования топлива и энергии – важная часть любой программы энергосбережения. Необходимо предусмотреть проведение обучения руководящих и ответственных работников объектов энергообеспечения, жилищно-коммунальной сферы, строительного комплекса, персонала промышленных предприятий и т.д. Должна осуществляться подготовка и переподготовка специалистов для тиражирования полученных решений. Т.е. необходима общенациональная образовательная программа для представителей местных администраций и органов местного самоуправления по осуществлению национальной энергосберегающей политики. Это позволит достичь следующих целей:

  • научить руководителей учреждений бюджетной и жилищной сферы использовать различные финансовые механизмы для реализации мероприятий по энергосбережению;

  • научить специалистов самостоятельно внедрять и разрабатывать мероприятия по энергосбережению.

Имеющие государственную аккредитацию учреждения среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки, переподготовки кадров в программах обучения и подготовки должны предусматривать основы эффективного использования топливно-энергетических ресурсов. Должны быть разработаны и утверждены стандартные учебные планы и система проверки знаний (для госслужащих на соответствующих должностях, возможно, аттестация).

Для устранения проблемы автором предложено обучить по системе дистанционного образования 3 человека, 29 человек – на курсах повышения квалификации. Кроме того, практика показывает, что достаточно эффективным является такой метод обучения, как наставничество. Для этих целей целесообразно обучить 5 человек по системе второго высшего образования.

Таблица 2.7

Бюджет затрат на повышение квалификации специалистов

Предлагаемыемероприятия

Объем затрат, руб.

Ожидаемый результат

Дистанционное обучение

336000

Повышение квалификации персонала в области энергосбережения

Дополнительное профессиональное образование

437500

Курсы повышения квалификации

150000

Обучение на рабочих местах

-

Итого

923500

По данным таблицы 2.7 можно сделать вывод, что на повышение квалификации специалистов в бюджете проекта «Энергоэффективыный квартал» необходимо предусмотреть дополнительно 923,5 тыс. руб.

В ходе исследования выявлено, что проект «Энергоэфективный квартал» практически не затрагивает «поведенческое» энергосбережение. По оценкам может составить 2-10% от всего потенциала энергосбережения. Для решения данной проблемы необходима организация информационной поддержки, пропаганды и обучения для формирования у людей привычки к минимизации использования энергии.

Пропаганда энергосбережения подразумевает под собой решение целого ряда взаимоувязанных задач. Прежде всего, это информационное обеспечение энергопотребителей и руководителей, ответственных за принятие инвестиционных решений, о возможностях и выгодах экономии энергии, наличии и стоимости различных типов энергосберегающего оборудования, приборов и услуг по энергосбережению.

Успешное развитие программы энергосбережения возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в ее реализации максимального числа производителей и потребителей энергоресурсов, а также руководителей, ответственных за принятие стратегических решений в экономике.

Пропаганда должна:

  • быть направленной на конкретную целевую аудиторию;

  • привлекать внимание этой аудитории и соответствовать ее интересам;

  • соответствовать представлениям целевой аудитории и избегать конфликтной информации;

  • удовлетворять интересы и потребности данной целевой аудитории, поэтому жителей можно разделить на, как минимум, две категории: на тех, чьи интересы – снизить свои платежи, и на обеспеченных, чьи интересы – поддерживать атрибутику соответствия своему социальному статусу.

В таблице 2.8 представлен бюджет затран на мероприятия по формированию энергоэффективной культуры граждан.

Таблица 2.8

Бюджет затрат по формированию энергоэффективной культуры граждан

Предлагаемыемероприятия

Объем затрат, руб.

Срок (периодичность) реализации

Ожидаемый результат

Создание информационных стендов в подъездах с материалами по энергосбережению

45000

2012-2013 гг.

Повышение уровня информированности в области энергосбережения

Использование СМИ: проведение прямых эфиров кабельного телевидения с жителями города и информационных передач, публикация статей в печатных изданиях*

-

2012-2020 гг.

Проведение уроков, научных конференций и семинаров по энергосбережению в школах и университетах

-

1 раз в месяц выезд специалиста Управления по энергосберегающей политике в ОУ

Привлечение внимания педагогов, школьников и студентов к проблеме разумного и рационального использования энергии

Организация конкурсов детских творческих работ и педагогических разработок в сфере энергосбережения

180000

1 раз в год

*При поддержке Департамента по информационной политике Тюменской области

Предложенные мероприятия направлены на укоренения у людей привычки к мимизации использования энергии.

Автором предложено внести изменения в систему финансирования мероприятий по энергосбережению в бюджетных учреждениях. Предложенная система финансирования направлена непосредственно на эти объект. Она позволит получить эффект экономии сразу и будет стимулировать учреждение следовать режиму экономии.

Рисунок 2.4 Предлагаемые изменения в системе финансирования мероприятий по энергосбережению

В предложенной схеме после заключения договора и бюджетным учреждением, проведение работ оплачивается из возобновляемого фонда поддержки энергосервисных работ, который финансируется и администрируется властями региона и финансовыми организациями.

Исследование показало, что в проекте «Энергоэффективный квартал» отсутствует программа поддержки инновационной деятельности в области энергосбережения и, как следствие, инвестиционный интерес крупных компаний незначительный.

Разработка и реализация проекта «Энергоэффективный квартал» направлена на достижение конкретных целей и задач. Большинство целей невозможно достичь без серьезных инвестиционных затрат. Эффективность привлечения инвестиций во многом будет определяться усилиями власти по созданию благоприятных инвестиционных условий, стабильных и предсказуемых условий хозяйствования. В распоряжении у власти имеется целый набор методов поддержки инвестиционных процессов, которые направлены на повышение инвестиционной привлекательности проектов, предусмотренных Программой:

Рисунок 2.5 Инструменты стимулирования инноваций по энергосбережению в ЖКХ

Снижение местных налогов, налоговые кредиты, налоговые отсрочки – повышение экономической эффективности хозяйствования субъектов, реализующих инвестиционные проекты в энергосбережении.

Предоставление гарантий объема сбыта – обеспечение инвестору предсказуемости бизнеса.

Тарифная поддержка (установление тарифов на необходимом уровне) – при осуществлении проектов, подпадающих под регулируемые виды деятельности, в структуру тарифа включаются все необходимые затраты и необходимая норма возврата на вложенный капитал.

Заключение долгосрочных договоров аренды – у частных инвесторов появляются долгосрочные, предсказуемые правила и условия хозяйствования.

Организация инвестиционных конкурсов – качественная предпроектная проработка и организация инвестиционных конкурсов снижает риски инвестора.

Организация проектного финансирования, специальные лизинговые и кредитные программы (региональные, корпоративные и т.д.) – организация схем финансирования/софинансирования конкретных инвестиционных проектов также снижает риски частных инвесторов.

Организация НИОКР и натурных испытаний новой техники и технологий – содействие повышению технологической эффективности реализации инвестиционных проектов, устранение технологических рисков.

Вышеперечисленные методы поддержки инвестиционных процессов формируют инвестиционно-привлекательную среду.

Автором проведен расчет NPV по мероприятиям (Приложение 1). Это необходимо для того, чтобы проводить мониторинг результативности в разрезе каждого мероприятия. и повысить бюджетную эффективность проекта. Кроме того, необходимо учесть полученные оценки при разработке планов развития, направленных на энергосбережение в других регионах РФ.

Рисунок 2.6. Динамика NPV по мероприятиям проекта «Энергоэффективный квартал»,тыс. руб.

Расчеты показали, что наибольшей результативностью обладают такие мероприятия как остекление мест общего пользования и балконов и окраска фасадов энергосберегающей краской.

Данные рекомендации направлены на формирование оптимального механизма энергосбережения в жилищно-комунальной сфере, который позволит улучшить результаты энергосберегающих мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. http://www.energosovet.ru/stat507p1.html

  2. http://www.energotrade.ru/articles/5829/

  3. http://minenergo.gov.ru/activity/energoeffektivnost/problem/

  4. http://www.rf-energy.ru/energomap.php

  5. http://www.runga.ru/ecological/13-energokvartal.html

  6. http://www.tyumen-city.ru/social/energoeffect/kvartal/

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Энергосбережение

  8. Батищев В. Е., Мартыненко Б. Г., Сысков С.Л., Щелков Я. М.Энергосбережение. Справочное пособие.-Екатеринбург: Экс-пресс, 2008.-340с.;

  9. Данилов Н. И., Евпланов А. И., Михайлов В. Ю., Щелоков Я. М.Энергосбережение. Введение в проблему.-Екатеринбург: Изд-во «Сократ», 2007.- 208с.;

  10. Лисиенко В. Г., Щелоков Я. М., Ладыгичев М. Г. Хрестоматия энергосбережения: Справочное издание: В 2-х книгах. Книга 1/Под ред. В. Г. Лисиенко.- М.: Теплотехник, 2005. – 688с.;

  11. Лисиенко В. Г., Щелоков Я. М., Ладыгичев М. Г. Хрестоматия энергосбережения: Справочное издание: В 2-х книгах. Книга /Под ред. В. Г. Лисиенко.- М.: Теплотехник, 2005. – 673с.

  12. Симонян Л. И. Рациональное природопользование: Курс лекций. М.: МИСиС, 2009.-90с.;

  13. ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» N 261-ФЗ;

  14. Энергосбережение в жилищной и коммунальной сфере: Учебник / Под общ. ред. проф. Л.Н.Чернышова. Москва, Екатеринбург, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Расчет экономической эффективности мероприятия по окраске фасадов энергосберегающей краской

Показатель

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

1. Капитальные вложения на остекление

3109222

185000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

185000

2. Экономия теплоэнергии

0

6609240

6609240

6609240

6609240

6609240

6609240

6609240

6609240

6609240

6609240

66092400

3. Эффект от мероприятия

-3109222

6424240

6609240

6609240

6609240

6609240

6609240

6609240

6609240

6609240

6609240

62798178

4. По нарастающему итогу

-3109222

3315018

13033480

13218480

13218480

13218480

13218480

13218480

13218480

13218480

13218480

118987116

 

1,00

1,10

1,21

1,33

1,46

1,61

1,77

1,95

2,14

2,36

2,59

18,53

Чистый приведенный доход

-3109222

5840218

5462181

4965619

4514199

4103818

3730743

3391585

3083259

2802962

2548148

37333514

Расчет экономической эффективности мероприятия по утеплению зданий теплоизоляционными материалами

                         

Показатель

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

1. Капитальные вложения на остекление

72885960

48590640

0

0

0

0

0

0

0

0

0

48590640

2. Экономия теплоэнергии

0

20378490

20378490

20378490

20378490

20378490

20378490

20378490

20378490

20378490

20378490

203784900

3. Эффект от мероприятия

-72885960

-28212150

20378490

20378490

20378490

20378490

20378490

20378490

20378490

20378490

20378490

82308300

4. По нарастающему итогу

-72885960

-101098110

-7833660

40756980

40756980

40756980

40756980

40756980

40756980

40756980

40756980

144238110

 

1,00

1,10

1,21

1,33

1,46

1,61

1,77

1,95

2,14

2,36

2,59

18,53

Чистый приведенный доход

-72885960

-25647409

16841727

15310661

13918783

12653438

11503126

10457388

9506716

8642469

7856790

8157730

Расчет экономической эффективности мероприятия по установке приборов учета электричества

                         

Показатель

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

1. Капитальные вложения на остекление

3036918

2024612

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2024612

2. Экономия теплоэнергии

0

1652310

1652310

165231

1652310

1652310

1652310

1652310

1652310

1652310

1652310

16523100

3. Эффект от мероприятия

-3036918

-372302

1652310

1652310

1652310

1652310

1652310

1652310

1652310

1652310

1652310

11461570

4. По нарастающему итогу

-3036918

-3409220

1280008

3304620

3304620

3304620

3304620

3304620

3304620

3304620

3304620

21270830

 

1,00

1,10

1,21

1,33

1,46

1,61

1,77

1,95

2,14

2,36

2,59

18,53

Чистый приведенный доход

-3036918

-338456

1365546

1241405

1128549

1025955

932686

847896

770815

700741

637037

5275256

Расчет экономической эффективности мероприятия по замене приборов освещения мест общего пользования

                         

Показатель

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

1. Капитальные вложения на остекление

126000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2. Экономия электроэнергии

0,00

2753850

2753850

2753850

2753850

2753850

2753850

2753850

2753850

2753850

2753850

27538500

3. Эффект от мероприятия

-126000

2753850

2753850

2753850

2753850

2753850

2753850

2753850

2753850

2753850

2753850

27412500

4. По нарастающему итогу

-126000

2753850

5507700

5507700

5507700

5507700,

5507700

5507700

5507700

5507700

5507700

52197150

 

1,00

1,10

1,21

1,33

1,46

1,61

1,77

1,95

2,14

2,36

2,59

18,53

Чистый приведенный доход

-126000

2753850

2275909

2069008

1880917

1709924

1554477

1413160

1284691

1167901

1061728

17045566

Расчет экономической эффективности мероприятия по установке датчиков движения в подъездах

                         

Показатель

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

1. Капитальные вложения на остекление

42000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2. Экономия электроэнергии

0,00

550770

550770

550770

550770

550770

550770

550770

550770

550770

550770

5507700

3. Эффект от мероприятия

-42000,00

2753850

550770

550770

550770

550770

550770

550770

550770

550770

550770

7668780

4. По нарастающему итогу

-42000,00

2753850

3304620

1101540

1101540

1101540

1101540

1101540

1101540

1101540

1101540

14828790

 

1,00

1,10

1,21

1,33

1,46

1,61

1,77

1,95

2,14

2,36

2,59

18,53

Чистый приведенный доход

-42000

275385

455182

413802

376183

341985

310895

282632

256938

233580

212345

5595393

Расчет экономической эффективности мероприятия по установке приборов учета воды

                         

Показатель

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

1. Капитальные вложения на остекление

1864080

1242720

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1242720

2. Экономия воды

0

3855390

3855390

3855390

3855390

3855390

3855390

3855390

3855390

3855390

3855390

38553900

3. Эффект от мероприятия

-1864080

2753850

3855390

3855390

3855390

3855390

3855390

3855390

3855390

3855390

3855390

35588280

4. По нарастающему итогу

-1864080

2753850

6609240

7710780

7710780

7710780

7710780

7710780

7710780

7710780

7710780

69185250

 

1,00

1,10

1,21

1,33

1,46

1,61

1,77

1,95

2,14

2,36

2,59

18,53

Чистый приведенный доход

-1864080

2753850

3186273

2896612

2633283

2393893

2176267

1978425

1798567

1635062

1486419

21074573

36

Просмотров работы: 5371