МЕСТО И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕСТО И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

Ананьева Ж.В. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г.Новошахтинске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
содержание

введение

3

1. теоретико-методологический анализ семейного неблагополучия

6

1.1 Факторы семейного неблагополучия

6

1.2 Классификация неблагополучных семей

11

1.3 Неблагополучная семья: понятие, характеристики

14

2. Особенности организации социальной работы с неблагополучной семьей

23

2.1 Правовые основы социальной работы с неблагополучной семьей

23

2.2 Основные субъекты профилактики и преодоления семейного неблагополучия

28

2.3 Анализ социальной работы с неблагополучной семьей в территориальных отделах г. Новошахтинска

32

Заключение

37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

39

введение

В современных условиях развития общества проблемы социальной защищенности человека, семьи становятся наиболее актуальными первоочередными. Население многих стран мира оказалось в крайне сложной ситуации ввиду кризисов в экономике, растущей инфляции, межнациональных конфликтов, локальных войн и т.д.

При этом резко сокращается рождаемость, возрастает смертность, что приводит к депопуляции населения. Ухудшаются все параметры качества населения – его здоровье, образовательный и профессиональный потенциал, происходит культурно–духовная деградация, особенно среди молодежи, растёт девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение – преступность, нарко – и токсикомания, алкоголизм, суицидальное поведение и самоубийства, увеличивается бродяжничество, воровство и т.д.

Решение серьёзных социальных проблем в области народонаселения может осуществляться лишь при наличии эффективно действующей системы оказания помощи и поддержки населения (детей, подростков, молодежи, семей с детьми, престарелых, инвалидов и т.д.) До настоящего времени такой системы не создано ни в одной стране мира, хотя во многих странах к её созданию приступили достаточно давно. Ранее действующие системы оказания помощи и поддержки нуждающегося население оказались несостоятельными в настоящее время.

Объект исследовательской работы – неблагополучная семья. Предмет – социальная работа в системе комплексной профилактики и преодоления семейного неблагополучия.

Цель исследовательской работы – определить место и роль социальной работы в системе комплексной профилактики и преодоления семейного неблагополучия на местном уровне.

Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить факторы семейного неблагополучия,

- выявить подходы к классификации семейного неблагополучия;

- определить категориально-понятийные основы семейного неблагополучия;

- проанализировать правовые основы социальной работы с неблагополучной семьей;

- выявить основные субъекты профилактики и преодоления семейного неблагополучия;

- проанализировать социальную работу с неблагополучной семьей в территориальных отделах г. Новошахтинска.

Теоретическую базу настоящего исследования составляют труды ученых в области социальной работы, социологии, теории и практики социальной работы с неблагополучными семьями: С.А. Беличева1, А.Н. Елизаров2, М.А.Галагузова3, Е.А.Черняк4 ,О.В. Морозова5 , М.И. Буянова6, И.В.Гребенникова7, А.И. Захарова8, Л.И. Маленковой9, В.Я. Титаренко10

Методологическую основу курсовой работы составили общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы. При соблюдении в целом системного подхода применялись формальный, системно-структурный, социологический методы, что позволило

наиболее полно, последовательно и объективно рассмотреть сущность социальной работы с неблагополучной семьей. Практическая значимость работы заключается в том, что описанный опыт работы учреждений социальной защиты может быть использован социальными работниками в своей практической деятельности.

Работа состоит из двух глав, параграфов, заключения и списка использованных источников.

 
  1. теоретико-методологический анализ семейного неблагополучия

1.1. Факторы семейного неблагополучия

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства.11

Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки: падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей; структурные изменения в семьях- увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей; отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.; падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.12

Особенности социализации детей в неблагополучных семьях состоят в том, что мировоззрение формируются в процессе социализации, которая и определяет отношение человека к нравственным ценностям. Процесс нравственной социализации, таким образом, следует рассматривать как часть общего процесса социализации, под которой принято понимать процесс взаимодействия индивида и социальной среды, основное содержание которого есть передача - освоение социального опыта, становление общественного человека, а, в конечном счете - воспроизводство самого общества. 13

В процессе социализации активно участвует и само общество, которое осуществляет непосредственную передачу социального опыта от поколения к поколению, обеспечивает социально адекватные условия для развития определенных групп людей.

Нравственная социализация - процесс правового становления личности посредством правового воспитания, изменения и развития её предметно-практической деятельности.

В рамках нравственной социализации субъект осваивает нормы и принципы ценностной ориентации таким образом, чтобы они имели смысл для него самого и вошли в его собственную систему представлений о мире.

Как известно, процесс социализации осуществляется на всем протяжении жизни человека. В то же время на разных возрастных этапах он приобретает свои характерные особенности и новые социальные роли. Это связано с тем, что социализация, как процесс освоения ценностей и норм, развивается в зависимости от возрастной психологии индивида и этапов его социально-трудовой деятельности.

Своеобразной отправной точкой нравственной социализации, в рамках которой формируются и ценностные ориентации по отношению к миру, является усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.14

Позже нравственная социализация принимает более отчетливые формы: это происходит тогда, когда человек став взрослым, становится полноценным участником отношений и сталкивается с необходимостью самостоятельно принимать решения, цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими людьми и выполнять свои обязанности перед обществом.

В процессе нравственной социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход её к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства.

Однако в ходе социализации могут возникать и искажения, деформации, которые приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, нравственного нигилизма, антисоциального и антигосударственного поведения. Данные искажения, как правило, возникаю в молодежный период, хронологически совпадающий с периодом обучения молодых людей в учебных заведениях среднего, среднего профессионального образования и высшего образования.

В целом процесс социализации призван обеспечить постоянный личностный рост. Принято признавать этот процесс успешным, если индивид осваивает необходимые социальные роли, усваивает одобряемые данным обществом, социальной общностью ценности, социальные нормы, стереотипы поведения. Но это не означает, что социализация всегда происходит как поступательное движение вверх. Это сложный, противоречивый, динамичный процесс, который особенно в молодые годы, сопровождается кризисами.

Указанное обстоятельство позволяет рассматривать процесс нравственной социализации как социальный феномен, связанный с формированием духовного мира индивида, затрагивающий его настоящее и будущее. Это специфическая социальная система, имеющая свою структуру.

Средствами формирования нравственной культуры выступают общественные отношения, деятельность индивида, его правовое воспитание, то есть все элементы реального бытия, виды и формы деятельности и общения, нравственного обучения и просвещение.

Как отмечается в специальных исследованиях, нравственная социализация подчинена правилу, согласно которому устойчивые индивидуальные системы представлений и установок по отношению к обществу формируются у человека в период его ранней молодости, в рамках дотрудового этапа социализации.

Они по мере взросления человека дополняются и претерпевают изменения, но никогда не исчезают полностью. Из вышесказанного следует, что именно молодежный период является важнейшим этапом социализации личности в целом, и формированием его правовой культуры в частности.

Успех социализации находится в прямой зависимости от того, насколько усилия общества учитывают этапы развития личности, насколько это развитие поставлено под контроль общества. В процессе социализации одни свойства, качества личности, приобретенные ранее, служа основой (базой), на которой формируются другие свойства. Так, процесс детской и юношеской социализации, закладывая некоторые основные характеристики личности, дает общую подготовку к жизни в обществе. Окончание первичной социализации принято связывать с завершением периода обучения, с переходом молодежи в сферу общественного воспроизводства.

Впоследствии ценности, нормы и идеалы, усвоенные в процессе первичной социализации, реализуются, объективируются в процессе чувственно-предметной деятельности, конкретизируются применительно к данной обретенной индивидом деятельности, в данном конкретном коллективе.

В процессе вторичной социализации к активности общества подключается и активность индивида, он выступает активной силой уже не только в отношении к самому себе, но и в отношении социализации других.

Итак, степень эффективности, как общей социализации, так и социализации в сфере нравственности, находится в прямой зависимости от характера целенаправленных взаимодействий на формирующуюся личность (объект социализации), которые производятся различными социальными институтами, организациями, коллективами и отдельными лицами, то есть агентами социализации.15

Формирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями, и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату.

При этом не все из перенятого и воспринятого может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые собственно от отца и матери, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку. Ребенок (подросток) впитывает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе.

Факторы влияния семьи на социализацию личности можно представить таким образом:

1. состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования его членов;

2. позиция ребенка в семье - включает его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно различны - например, ребенок является внуком двух бабушек, сыном своих родителей, состоящих в браке, но сам никому не является братом. Формирование в семье оказывается различным объективно, даже если мы не вдаемся в рассуждение о стилях воспитания. Опыт единственного ребенка в полной семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно старшим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре в материнской семье;

3. основные (реальные) воспитатели - социализаторы, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить;

4. стиль воспитания в семье - можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя - социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда и т.д.);

5. собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи - нравственных, волевых, эмоциональных, интеллектуальных, культурных, познавательных, творческих способностей.

Таким образом, характер социализации определяется, в первую очередь, социальными условиями существования личности - общесоциальные постоянные - те социально-экономические, идеологические, культурные, национальные условия жизни общества и отдельных общественных групп, которые как бы создают общий фон, на котором идет формирование личности, что, в конечном счете определяет условия жизнедеятельности ближайшего окружения индивида.

1.2. Неблагополучная семья: понятие, характеристики.

Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

В России в настоящее время происходят серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности. Сказывается действие двух глобальных тенденций. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам).

В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи. В научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. каждый автор, изучающий проблему вкладывает что то свое в это определение.

Принимая неблагополучную семью в качестве ОСР и видя ее сложной социальной системой, при контакте с ней необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование и историю развития. Генеративная функция неблагополучной семьи обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции.

Определим семью как основанную на браке или кровном родстве малую социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью. Здесь под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая порождает взаимные обязательства и ответственность по отношению к детям.

В данной работе под неблагополучной будем понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются "трудные дети".

Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

  1.  
    1. Классификация неблагополучных семей

Неблагополучная семья – это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными не неё функциями, при этом её адаптивные возможности значительно снижены.16

Семьи с алкогольной зависимостью, взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психически неблагополучными. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами термином - созависимость. Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Признаки семьи: размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка. Отрицание - ногое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг. Непостоянство - потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения. Низкая самооценка - ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых. Недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.

Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам что называется специалистами «созависимостью».Возможны следующие варианты созависимости: вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих; в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа; все поступки жены мотивированы страхом, тревожным предчувствием, ожиданием плохого.

Дети в алкогольной семье оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасный секрет семьи»); живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»); ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном); наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям; испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому;испытывают разочарования– родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им;слишком быстро взрослеют– старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей; испытывают оскорбления и унижения, насилие– пьющие родители теряют контроль над своим поведением; заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка; пониженная самооценка, недостаток самоуважения;

жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить(«Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей.

Конфликтные семьи: в таких семьях дети десоциализируются, влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения, как это бывает в "алкогольных" семьях, а косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладание конфликтного взаимодействия. Конфликтными союзами называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт - хроническое состояние такой семьи. Независимо от того, является ли такая семья шумной, скандальной или тихой, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения. В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является также нарушение между ее членами общения. Как правило, за затяжными ссорами и неразрешенными конфликтами скрывается неумение общаться. Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к "трудным детям" и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в "группу риска", позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семье зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеский, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит ласки, любви и внимания из-за служебной или личной занятости супругов. Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Признаки семьи: в конфликтной семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи; конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия; конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.

В конфликтной семье ребенок – свидетель семейных конфликтов. Возможны 3 модели: испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками; необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности; душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям; агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей; капризность, неадекватные эмоциональные реакциииз-за ломки детской психики

Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. Напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом. И наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя. Если конфликт в семье по вопросам воспитания – непоследовательность требований родителей к ребенку.

Ребенок – орудие разрешения семейных споров. Мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку: ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду; у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым; проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.

Характерная черта «недоверчивой» семьи - повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье - враждебными. Такая позиция родителей формирует и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. Дети их подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха. Признаки «недоверчивой» семьи: повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности; слабые контакты с окружающими; нередки длительные конфликты с родственниками; в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка.

У дети в недоверчивой семье формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям; подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками; конфликты с учителями и воспитателями; непризнание детьми ошибок и собственной вины; трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

В «хитрой» семье прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом, члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы членами таких семей нарушаются при каждом удобном случае. К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В результате такого "воспитания" формируется установка: главное - не попадаться. В «хитрой» семье ценится предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех; умение обходить обходить законы и нравственные нормы, склонность к авантюрам; стремление использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых;

к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение .

Дети в «хитрой» семье полностью перенимают взгляды взрослых,

у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!

Семьи, ориентированные на успех ребенка. Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи - кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожиданиями, которые, в конечном счете, формируют отношение ребенка к себе и окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии постоянного повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут "справедливые" упреки, назидания, а то и более того - серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов. Признаки семьи: ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо); упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов; у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи; срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома). Псевдовзаимные и псевдораждебные семьи, для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких взаимоотношений - псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях по отношению друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные - отвергать. Признаки семьи: псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют; псевдовраждебные семьи наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.

Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье учится не чувствовать, а играть в чувства, остаются эмоционально холодным, проявляют в дальнейшем невмешательство, дистанцирование.

Семьи с десоциализирующим влиянием, существует значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминогенными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жесткое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность. С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. В данной работе не будем подробно останавливаться на этом, охарактеризуем лишь семьи с прямым и косвенным десоциализирующим поведением. Семьи с прямым десоциализирующим поведением демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически-несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей. Можно также отметить криминально-аморальные, асоциально-аморальные и т.п. семьи, несущие обществу фактор неблагополучия.

2 Особенности организации социальной работы с неблагополучной семьей

2.1 Правовые основы социальной работы с неблагополучной семьей

Работа с неблагополучной семьей подкреплена правовой основой, различными указами и нормативными актами.

В Конституции Российской Федерации17 провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права (ст.17,ч.1). Материнство и детство, семья согласно Конституции находятся под защитой государства (ст.38), которое создаёт социально-экономические и правовые предпосылки для нормального воспитания, развития и образования детей. Государственная политика в данной области, закреплённая в Конституции Российской Федерации, соответствует положениям международно-правовых актов, в частности Конвенции о правах ребёнка18.

Конвенция о правах ребёнка нацелена на изменение, обновление, усовершенствование национального законодательства в соответствии с её принципами и нормами. О пристальном внимании законодательных и исполнительных органов власти России к реализации Конвенции свидетельствуют многочисленные нормативные акты последних лет, в которых находит конкретное воплощение идея защиты прав ребёнка.

В период с 1993 года принято более ста девяноста нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и интересов детей, включая законы, указы Президента Российской Федерации. Существенно расширилась деятельность структур, занимающихся проблемами семьи и детства в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Мощным импульсом для реализации новых подходов к решению различных проблем жизнедеятельности детей служат целевые программы федерального, регионального и местного значения.

Важное значение для обеспечения прав ребёнка с учётом положений Конвенции о правах ребёнка имело принятие в 1995г. Семейного кодекса Российской Федерации19.

Кодекс содержит специальную главу «Права несовершеннолетних детей», которая устанавливает право ребёнка жить и воспитываться в семье, право ребёнка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, защиту интересов ребёнка в случае ненадлежащего с ним обращения, а также на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает процедуры выявления и устройства таких детей, включая судебную, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей – приёмную семью.

Включению норм Конвенции о правах ребёнка в национальное законодательство России способствовало принятие Федеральных законов: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»20, «Об образовании»21, «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»22. Перечень мер по защите прав детей значительно расширился в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так же был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка»23. Законом устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, вводятся понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «социальная адаптация ребёнка», «социальные службы для детей», «социальная инфраструктура для детей» (ст.1). В Законе определены цели государственной политики в интересах детей, в частности формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества, а также принципы государственной политики в интересах детей (ст.4).

В целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения ежегодно разрабатывается и представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации Государственной доклад о положении детей в Российской Федерации (ст.22).

В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребёнку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

На современном этапе развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних ведущую роль играет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»24. Законом определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основные направления их деятельности в данной сфере, установлена ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в сфере организации профилактики детской безнадзорности и беспризорности.

Для создания эффективной централизованной системы учёта детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, желающих принять детей на воспитание в семьи, а также для оказания содействия в устройстве детей на воспитание в семье граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и в соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации принят Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»25. Согласно Закону, государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, является совокупностью информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных) и на федеральном уровне (федеральный банк данных), а также информационных технологий, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семье в соответствии с действующим законодательством.

Принятый в феврале 2008 года Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг»26 конкретизировал некоторые меры поддержки для детей и подростков, находящихся в социально опасном состоянии.

Важные положения, касающиеся защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей содержатся в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве»27.

Конкретные мероприятия в деле государственной защиты материнства, отцовства, детства, семьи содержатся в целевых, федеральных и региональных программах.

Система программных мероприятий предусматривает следующие приоритетные направления реализации задач по улучшению положения детей: организацию отдыха и оздоровления детей и подростков; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и т.п.

Наряду с федеральным законодательством достаточно интенсивно развивалась региональная нормативная правовая база. Во многих регионах были приняты законы, концепции и программы, предусматривающие меры, направленные на стабилизацию и социальную поддержку семьи, социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Характерен в этом отношении пример Ростовской области. Сформированное в последние годы законодательство конкретизирует и дополняет федеральные законы с учетом региональной специфики.

- Решение 28 «О реализации мер, направленных на профилактику социального сиротства среди несовершеннолетних, и об эффективности работы уполномоченных органов с семьями, находящимися в социально опасном положении, в Ростовской области» № 12 от 01.03.10

- Областной закон «О социальной поддержке детства в Ростовской области»29 от 10 мая 2011 г. № 600-ЗС

- Областной закон «О социальном обслуживании населения» от 12.08.2008 № 63-ЗС ( ред. 8 октября 2010 года ).30

В целом анализ федерального и регионального законодательства, направленного на защиту прав и интересов детей, свидетельствует о том, что основные усилия государства в настоящее время направлены на преодоление последствий серьёзного кризиса семейных отношений. Важное значение для реализации принятых нормативных правовых актов в данной сфере имеет создание эффективного организационного механизма, одним из элементов которого является система социальных служб для работы с несовершеннолетними.

2.2 Основные субъекты профилактики и преодоления семейного неблагополучия

Технологии социальной работы — важный инструмент предупреждения и решения проблем неблагополучной семьи. При их помощи можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать семейные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения.

Субъектами социальной работы с семьей на федеральном уровневыступают администрация Президента и Правительства РФ, комитеты по государственной семейной политике в обеих палатах Федерального собрания РФ, государственные комитеты по делам семьи, женщин; федеральные органы управления системами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта, статистики, СМИ; федеральные НКО, общественные движения и фонды; общероссийские религиозные организации и конфессии; центральные СМИ. 31

При их тесном взаимодействии осуществляются:

1) определение основных направлений государственной семейной политики и координация деятельности государственных и негосударственных субъектов социальной работы с семьей;

2) теоретическое обоснование общероссийской системы социальной работы с семьей;

3) проведение общероссийских комплексных научных исследований по проблемам семьи и социальной работы с ней;

4) совершенствование отечественного законодательства о браке и семье, социальной защите семьи;

5) формирование федеральных органов социальной защиты и обслуживания населения, в том числе семьи; осуществление общего руководства, ресурсное обеспечение социальной работы с семьей и др.

На региональном уровне субъектами социальной работы с семьейявляются краевые, областные, республиканские органы государственной власти, комитеты по делам семьи, женщин, молодежи субъектов РФ; краевые, областные, республиканские органы управления системами социальной защиты населения, здравоохранения, образования, ЗАГС, занятости, статистики, внутренних дел, культуры, спорта, СМИ; региональные учреждения социального обслуживания, здравоохранения, образования, статистики, культуры, спорта; региональные НКО, общественные движения и фонды; религиозные движения и конфессии; региональные СМИ.

Они отвечают за:

1) осуществление в регионе единой государственной семейной политики;

2) теоретическое обоснование системы помощи на уровне субъекта РФ;

3) формирование региональных органов — субъектов социальной работы с семьей;

4) приведение регионального законодательства о семье, социальной работе с ней в соответствие с федеральным;

5) планирование развития социальной помощи в зависимости от социального положения, от потребностей и возможностей субъекта РФ и др.

Субъекты социальной работы с семьей, использующие технологии данной деятельности, на местном уровне: органы местного самоуправления; территориальные органы управления системами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры, спорта, занятости, СМИ; территориальные социальные учреждения; местные некоммерческие и общественные организации, движения и фонды; волонтеры; религиозные организации; местные СМИ.

Из территориальных органов, учреждений, служб, обществ — субъектов социальной работы с семьей на местном уровне комплексную и специализированную помощь семье в России оказывают: центры (службы) социальной помощи семье и детям(оказание многопрофильной, комплексной помощи семье и детям поширокому кругу вопросов, предупреждениенегативных проявлений, касающихся выполнения семьей ее функций); центры психолого-педагогической помощи (оказание квалифицированной социально-психологической и психотерапевтической помощи родителям в вопросах воспитания и семейных отношений, консультирование в сложных и стрессовых ситуациях); социально-реабилитационные центры для детей и подростков, социальные приюты для детей, оставшихся без попечения родителей (осуществление многопрофильной реабилитационной и адаптационной работы с трудными детьми и детьми, оставшимися без попечения родителей); кризисные центры

для женщин (предоставление психологических, юридических, медицинских, педагогических, социально-бытовых услуг женщинам и девочкам, попавшим в трудную жизненную ситуацию или подвергшимся насилию) и мужчин(помощь неполным отцовским семьям, комплексная помощь мужчинам, находящимся в трудной жизненной ситуации) и др.32

Именно эти учреждения являются главными координаторами действий разных субъектов социальной работы с семьей на местном уровне.

В целом же субъекты социальной работы с семьей на местном уровне ответственны за:

1) реализацию федеральных и региональных целевых программ для семей разных типов по профилактике разводов, компенсации их негативных последствий; разработку, реализацию и оценку местных программ;

2) объем средств, выделяемых на решение семейных проблем из местного бюджета; распределение и перераспределение средств между ведомствами, государственными и общественными организациями; 3) контроль над распределением средств на уровне отдельной семьи;

4) повышение кадрового потенциала местных социальных служб;

5) организацию курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, касающихся социальной работы с семьями разных типов, для судей, психологов, педагогов, социальных работников, юристов, медиков и др.

На локальном уровне субъектами социальной работы с семьей являются сотрудники и руководящий состав конкретных социальных учреждений, служб, общественных организаций помощи семье, а также все те, кого они привлекают к своей работе с семьей.

На уровне отдельной семьи субъектами социальной работы являются профессионалы (участковые (семейные) социальные работники, врачи, сотрудники МВД и др.) и волонтеры, работающие с конкретной семьей, а также члены самой семьи и их ближайшее окружение (родственники, друзья, коллеги по работе (учебе).33

Практикой социальной работы с семьей уже неоднократно доказано, что добиться повышения адресности и дифференциации помощи можно при переносе основного объема мероприятий на местный и локальный уровни.

2.3 Анализ социальной работы с неблагополучной семьей в территориальных отделах г. Новошахтинска

В городе Новошахтинске сформирована система по выявлению и предупреждению неблагополучных семей. Одним из наиболее важных условий борьбы с неблагополучием и любыми отклонениями от норм нравственности является слаженная работа многих организаций. В этой главе рассмотрим работу отдела по работе с населением.

Услуги, предоставляемые отделом по работе с населением.

1. Отдел рассматривает обращения граждан, ведет прием граждан.

2. Организовывает и проводит сходы, собрания и конференции граждан.

3. Осуществляет контроль за соблюдением правил благоустройства города и правил содержания домашних животных и птицы.

4. Участвует при проведении культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий.

5. Выдает справки, заверяет подписи уличных и домовых комитетов.

6. Ведет профилактическую работу с асоциальными семьями, сотрудничает с отделом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и координирует работу Совета профилактики правонарушений по месту жительства граждан.

7. Проводит профработы по предотвращению терактов и распространения наркомании.

8. Участвует в обследовании жилищно-бытовых условий граждан.

9. Организует исполнение Постановлений и Распоряжений Мэра г. Новошахтинска, входящих в компетенцию Отдела.

10. Выступает в пределах своей компетенции в СМИ.

Работа с неблагополучными семьями в территориальных отделах города Новошахтинска основывается в первую очередь на взаимодействии с семьей, органами образования, культуры, здравоохранения, внутренних дел, общественными организациями, комитетам по физической культуре, спорту и туризму, православной церковью, ГБУ СОН РО «СРЦ», УСЗН, центр занятости населения.

Источниками информации о семейном неблагополучии являются: классные руководители, воспитатели д/с, педагоги школы, врачи, участковый инспектор, жители поселка, родственники, соседи.

Дополнительным источником являются: документы социально-медицинского патронажа, документы психолого-педагогического консилиума в школе, материалы психодиагностики, результаты рейдов, жалобы и заявления граждан, материалы о правонарушениях, преступления несовершеннолетних.

При территориальных отделах работают комиссии по содействию семье и школе и Советы профилактики. Специалисты отделов участвуют в заседании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, при Администрации города, в выездных комиссиях совместно с ГБУ СОН РО «СРЦ».

Особое внимание специалисты территориальных отделов уделяют профилактической работе. Проводят профилактические беседы с родителями, основной упор делается на неблагополучные семьи. На летний период дети привлекаются к общественным работам через центр занятости по благоустройству территории города. Это дает ребятам возможность дополнительного заработка и приучает их к труду и ответственности.

В отделах по работе с населением ведется статистика неблагополучных семей, на каждую семью составляется социальный паспорт в котором указывается категория семьи, сведения о членах семьи, сведения о физическом здоровье членов семьи, социальном положении, профессиональный статус старших членов семьи, характеристики от ближайшего окружения семьи, о посещениях, о проделанной работе. Составляются акты обследования жилищно-бытовых условий и морально-психологического климата в семьях. Нуждающимся в поддержке выдаются ходатайства на оказание материальной помощи через УСЗН. В акте обследования жилищно-бытовых условий специалистами отдела указываются документальные данные всех членов семьи, описание условий проживания, питания, гигиеническое состояние жилища и проживающей в нем семьи. Здесь же учитывается морально-психологический климат в семье на основании чего в дальнейшем делаются выводы о возможности проживания детей в данной семье.

В ситуации, когда семья нуждается в оказании материальной помощи, но при этом отношения остаются теплыми и дружелюбными, специалисты отдела выдают ходатайство для оказания гражданам материальной помощи через УСЗН. Если в семьях возникает затруднение с трудоустройством, специалисты отдела помогают встать на учет в центр занятости населения или же помогают с трудоустройством на сезонные работы по благоустройству города.

Если меры предпринимаемые специалистами отдела не приводят к исправлению ситуации в семье, а наоборот наблюдается ухудшение положения, направляется представление в комиссию по делам несовершеннолетних при Администрации города о привлечении к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. При возникновении угрозы жизни и здоровью детей, они изымаются из семьи и помещаются в ГБУ СОН РО «СРЦ».

Положительным результатом профилактической работы с неблагополучной семьей специалисты отдела по работе с населением считают, снятие семьи с учета как неблагополучной, трудоустройство родителей, регулярное посещение детьми учебных заведений, улучшение морально-психологического климата в семье.

Работа с неблагополучными семьями в территориальных отделах города Новошахтинска основывается в первую очередь на взаимодействии с семьей, органами образования, культуры, здравоохранения, внутренних дел, общественными организациями, комитетам по физической культуре, спорту и туризму, православной церковью, ГБУ СОН РО «СРЦ», УСЗН, центр занятости населения.

Источниками информации о семейном неблагополучии являются: классные руководители, воспитатели д/с, педагоги школы, врачи, участковый инспектор, жители поселка, родственники, соседи.

Дополнительным источником являются: документы социально-медицинского патронажа, документы психолого-педагогического консилиума в школе, материалы психодиагностики, результаты рейдов, жалобы и заявления граждан, материалы о правонарушениях, преступления несовершеннолетних.

При территориальных отделах работают комиссии по содействию семье и школе и советы профилактики. Специалисты отделов участвуют в заседании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, при администрации города, в выездных комиссиях совместно с ГБУ СОН РО «СРЦ».

Особое внимание специалисты территориальных отделов уделяют профилактической работе. Проводят профилактические беседы с родителями, основной упор делается на неблагополучные семьи. На летний период дети привлекаются к общественным работам через центр занятости по благоустройству территории города. Это дает ребятам возможность дополнительного заработка и приучает их к труду и ответственности.

В отделах по работе с населением ведется статистика неблагополучных семей, на каждую семью составляется социальный паспорт в котором указывается категория семьи, сведения о членах семьи, посещениях, о проделанной работе. Составляются акты обследования жилищно-бытовых условий и морально-психологического климата в семьях. Нуждающимся в поддержке выдаются ходатайства на оказание материальной помощи через УСЗН.

Если меры предпринимаемые специалистами отдела не приводят к исправлению ситуации в семье, а наоборот наблюдается ухудшение положения, направляется представление в комиссию по делам несовершеннолетних при администрации города о привлечении к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. При возникновении угрозы жизни и здоровью детей, они изымаются из семьи и помещаются в ГБУ СОН РО «СРЦ».

Заключение

В процессе исследования установлено:

1. Под неблагополучной семьей - понимается семья, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова благо), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи не имеет значения. Неблагополучной семьей может быть и семья, в которой – оба родителя, и один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная и т.д. Главными характеристика неблагополучной семьи являются: отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

2. Характеристики неблагополучной семьи показывают, что проблемы, в которые они погружены, условно можно классифицировать как социальные, правовые, медицинские, психологические, педагогические. В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, их называют мультисложные или мультипроблемные семьи.

3. Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.

Вывод: семья является сложным образованием. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью норм, санкций, образцов поведения, и в то же время является объектом семейной и демографической политики. В семье происходит регламентация отношений между супругами, родителями, детьми и родственниками. С точки зрения взаимодействия ее членов семья рассматривается как малая группа, связанная взаимной моральной ответственностью и психологической поддержкой. Все члены семью знают, что хорошо и что такое плохо, какие поступки не одобряются в семье, а какими гордятся. Человек, живущий в семье, часто не задумывается о своем личностном выборе, многих решений, так как они приняты на основе семейных правил. Работу по предупреждению и устранению семейного неблагополучия необходимо проводить комплексными усилиями общественных организаций, советов профилактики, отделами по работе с населением, комиссией по делам несовершеннолетних и т.п.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конвенция о правах ребёнка: (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР.- выпуск XLVI.- 1993.-с.17

  2. Российская Федерация. Конституция (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ [Текст] от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ.-2009.-№ 4.- ст. 445

  3. Российская Федерация, Кодексы, Семейный кодекс Российской Федерации [Текст] от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011)// Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 1.- ст. 16

  4. Российская Федерация, Законы, О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // Собрание законодательства РФ.-1995.- № 21.- ст. 1929

  5. Российская Федерация, Законы, Об образовании: (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)// Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.-№ 30.- ст. 1797

  6. Российская Федерация, Законы, О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011)// Собрание законодательства РФ.-1996.- № 52.-ст. 5880

  7. Российская Федерация, Законы, Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011)// Собрание законодательства РФ.-1998.-№ 31.-ст. 3802

  8. Российская Федерация, Законы, О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг: от 14.07.2008 № 110-ФЗ// Собрание законодательства РФ.-2008.-№ 29 (ч. 1).- ст. 3410

  9. Российская Федерация, Законы, Об опеке и попечительстве: от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011)// Собрание законодательства РФ.-2008.-№ 17.-ст. 1755

  10. Ростовская область, Законы, О реализации мер, направленных на профилактику социального сиротства среди несовершеннолетних, и об эффективности работы уполномоченных органов с семьями, находящимися в социально опасном положении, в Ростовской области [электронный ресурс] // www.donland.ru/Default.aspx?pageid=90420&mid

  11. Ростовская область, Законы, О социальной поддержке детства в Ростовской области: № 165-ЗС от 22.10.04 [электронный ресурс]// http://www.donland.ru

  12. Ростовская область, Законы, О социальном обслуживании населения: от 12.08.2008 № 63-ЗС ( ред. 8 октября 2010 года) // http://www.donland.ru

  13. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы Текст / В.С.Агеев.- М.: Дрофа, 2006. – с.14.

  14. Алексеева Л.С. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: Социально-психологический аспект Текст / Л.С.Алексеева. - Семья в России. - 2009. - с.11 - 24.

  15. Асмолов А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г.Асмолов.- Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – с.367

  16. Волчкова Л.Т. Стратегии социологического исследования бедности Текст / Л.Т. Волчкова, В.Н. Минина // Социологические исследования. – 2009. - № 1.

  17. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2002. -№ 1.-с.15

  18. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска [Текст] / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2008. - с.88.

  19. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации как основной интегрирующий фактор этой социальной группы [Текст] / Современная семья: проблемы и перспективы. Тез. докл. конф. Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т, 1994.-с.98

  20. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования[Текст]. - М., 2004.-с.33

  21. Конева О.Б. Неблагополучная семья на современном этапе[Текст] // Вестник Челябинского государственного университета.- 2009.- № 14 .-с.38

  22. Конева О.Б. Неблагополучная семья на современном этапе[Текст] // Вестник Челябинского государственного университета.- 2009.- № 14 .-с.66

  23. Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог Текст: теория и практика. - М.: ЮНИТИ, 2007. - с.19.

  24. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России Текст: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. – с. 47.

  25. Понятие и типы неблагополучных семей [Текст] / Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-с.112

  26. Теория социальной работы. Учебник [Текст] / Под ред. проф. Е.И.Холостовой. - М.: Юрист, 1999. – с.334

  27. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие [Текст] / Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2005.-с.156

1 Беличева С.А. Социально–педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2006.

2 Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подход // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2002. № 1.

3 Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / Под общей ред. М. А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

4 Черняк Е.М. Социология семьи: Учеб. пособ [Текст]. – М.: Дашков и К, 2008.

5 Морозова О.В. Педагогика семьи: Учеб. пособ [Текст]. – Омск, 2007.

6 Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи[Текст].- М.: Просвещение, 1988.

7 Гребенников И.В.Социально-педагогические особенности детей из неполных семей [Текст] // Педагогика. 2011. - № 1.

8 Захаров, А.И. Детские неврозы[Текст] -СПб., 2005.

9 Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / Л.И.Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – с.48.

10 Титаренко В.Я. Социально-психологические особенности детей из неполных семей[Текст] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика.- 2010.- Т. 10. -№ 2.

11 Елизаров А.Н. Ценностные ориентации как основной интегрирующий фактор этой социальной группы / Современная семья: проблемы и перспективы. Тез. докл. конф. Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т, 2004.-с.78

12 Черняк Е.М. Социология семьи: Учеб. пособ. – М.: Дашков и К, 2008.-с.114

13 Черняк Е.М. Социология семьи: Учеб. пособ. – М.: Дашков и К, 2008.-с.119

14 Адаптация и социализация детей, лишенных семейного окружения/ Материалы обл. научн.-практ. конф. (6-8 дек. 2004г.) - Кемерово, 2005.-с.41

15 Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – с.37

16 Понятие и типы неблагополучных семей / Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-с.73

17 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ.-2009.-№ 4.- ст. 445

18 Конвенция о правах ребёнка: (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР.-выпуск XLVI.- 1993.-с.17

19 Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011)// Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 1.- ст. 16

20 О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 07.03.2011)// Собрание законодательства РФ.-1995.- № 21.- ст. 1929

21 Об образовании: ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)// Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.-№ 30.- ст. 1797

22 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011)// Собрание законодательства РФ.-1996.- № 52.-ст. 5880

23 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 03.12.2011)// Собрание законодательства РФ.-1998.-№ 31.-ст. 3802

24 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011)// Собрание законодательства РФ.- 1999, N 26.-ст. 3177

25 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей :Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 03.12.2011)// Собрание законодательства РФ.-2001.-№ 17.-ст. 1643.

26 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг: Федеральный закон от 14.07.2008 N 110-ФЗ// Собрание законодательства РФ.-2008.-№ 29 (ч. 1).- ст. 3410

27 Об опеке и попечительстве Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011)// Собрание законодательства РФ.-2008.-№ 17.-ст. 1755

28 О реализации мер, направленных на профилактику социального сиротства среди несовершеннолетних, и об эффективности работы уполномоченных органов с семьями, находящимися в социально опасном положении, в Ростовской области [электронный ресурс] // www.donland.ru/Default.aspx?pageid=90420&mid

29 О социальной поддержке детства в Ростовской области: Областной закон № 165-ЗС от 22.10.04 [электронный ресурс]// http://www.donland.ru

30 О социальном обслуживании населения: областной закон от 12.08.2008 № 63-ЗС ( ред. 8 октября 2010 года) // http://www.donland.ru

31 Камышова Е.В. Современная организационно-техническая модель социальной работы с неблагополучной семьей в России//Вестник Мордовского университета. -2010.- № 2. -с. 110

32 Камышова Е.В. Современная организационно-техническая модель социальной работы с неблагополучной семьей в России//Вестник Мордовского университета. -2010.- № 2. -с. 113

33 Камышова Е.В. Современная организационно-техническая модель социальной работы с неблагополучной семьей в России//Вестник Мордовского университета. -2010.- № 2. -с. 117

41

Просмотров работы: 24474