АМАЗОНКИ. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АМАЗОНКИ. ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

Понаморев В.И. 1
1ПГУ, педагогический институт, историко-филологический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение................................................................................................... 3

Глава 2. Амазонки и их место в античной историографии ……………. 6

§ 1.Амазонки: корни мифа, обычаи и образ жизни………………….... 6

§ 2. Упоминания об амазонках………………………………………….. 10

Глава 2. Историческая география мифических амазонок…………….. 17

§ 1. Малая Азия…………………………………………………………... 17

§ 2. Северное Причерноморье…………………………………………... 20

§ 3. Северный Кавказ…………………………………………………….. 24

Заключение………………………………………………………………... 26

Список использованных источников и литературы. ………………….. 28

Введение

Актуальность темы. Феномену амазонок посвящен широкий круг литературы. Начиная с античных времен, пытливые умы бились над вопросами образа жизни и быта амазонок, их названия, реальности. Однако дискуссионным считается вопрос о месторасположении легендарных воительниц. Более того в античной литературе наблюдается контаминация сведений об амазонках, поэтому, когда их локализуют в согласии с традицией, то получается достаточно нелепый результат: амазонки обитали по обоим берегам Понта Эксквинского. Неудивительно, что амазонок зачастую воспринимали как существ мифических. Впрочем, теперь благодаря археологии взгляды ученых изменились.

Упор в данной работе сделан как раз на разделения данного противоречия, точную локализацию и сопоставление сведений об амазонках с историческими реалиями тех областей, куда их помещали античные авторы.

Объектом исследования выступает история амазонок с точки зрения историко – географической перспективы.

Предметом данного исследования являются анализ сообщений авторов Древней Греции и Рима о племенах амазонок в контексте историко – географической локализации.

Целью данной работы является исследование конкретно пространственной локализации мест постоянного пребывания эпических амазонок на основе анализа данных античных авторов. Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

– изучить античные письменные свидетельства об амазонках;

– выявить события, в связи с которыми они упоминались, и определить хронологические рамки существования данной общности.

– локализовать амазонок на карте древнего мира и соотнести с достоверно известными фактами о населении той местности в рассматриваемый период.

Источниковую базу исследования составили, труды древнегреческих и римских авторов1, греческие мифы2, так и исследования посвященные истории амазонок3. Об амазонках упоминается в «Илиаде» Гомера, а поэт Павсаний (II век) даже утверждал, что женщины-воительницы приходил на помощь троянцам, но были разбиты греками. Источники дают нам много различной информации по амазонкам и их местонахождению. Т.к. амазонки – элемент мифический, то по их поводу нет определенного мнения у античных авторов. Диодор Сицилийский помещал амазонок в Малую Азию на берега реки Термодонт, Геродот и Псевдо-Гиппократ – в регион Северного Причерноморья, к савроматам, а Страбон вообще локализует их на Кавказе. Вместе с тем и Диодор, и Геродот пытаются связать «своих» амазонок с «чужими», чье месторасположение иное, чем у них. А Плутарх в «Жизнеописаниях» попросту указывает несколько вариантов местообитания женщин-воинов, не задаваясь целью выяснить истину. Современные исследователи ищут амазонок в реалиях той эпохи. Наибольшее внимание уделяется северочерноморским «амазонкам», т.к. сведения по ним наиболее подробны и содержат меньше всего мифических домыслов. В совокупности данные источники дали необходимый материал для написания работы.

Научная новизна исследования состоит в том, впервые предпринята попытка комплексного историко - географического анализа по истории амазонок.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что материалы данного исследования могут использоваться для рассмотрения вопросов о Троянской войне, нашествии персов под командованием Ксеркса, населении Северного Причерноморья, мифологии древних греков в курсе истории Древней Греции. Также данное исследованию будет полезно исследователям, работающим по теме амазонок.

Глава 1. Амазонки и их место в античной историографии

§1 Амазонки: определение и характеристика

Миф о женщинах-воинах очень древний, но не забытый под спудом веков. Амазонками интересовались не только в античности, но и в Средневековье и в Новое время их образ притягивал к себе умы людей. Поэтому поиск этого народа продолжался очень долго. В результате возник широкий круг литературы по данному вопросу.

Однако нас интересуют самые ранние упоминания об амазонках. Поэтому мы обращаемся к античным авторам, от которых и пошла известность этого мифа. Амазонки в античной традиции – племя женщин-воительниц, дочерей Ареса и наяды Гармонии, которая родила их в долине фригийской Акмонии1. Другими божественными матерями этой общности являлись Афродита или Отрета.2

Амазонки появились в результате слияния мифических образов с воспоминаниями греков о конкретных исторических общностях. Мифологическая основа, возможно, восходит к общеиндоевропейской мифологеме о «женском царстве».

Кроме этой подоплеки сыграл свою роль в формировании образа амазонок культ Диониса. В работах В.Иванова прослеживается его зарождение в Минойской цивилизации, распространение его на материковую Грецию и оттуда вместе с фрако-фригийскими племенами в Малую Азию. Данные особенности мировоззрения греков удачно нашли отражение в исторических реалиях, которые их окружали.3

Внимание к амазонкам обусловлено также патриархальностью строя самих греков. Преобладание положения женщины или хотя бы её равноправие было необычным и противопоставлялось привычному миру эллинов.

В греческой традиции существует условно две общности амазонок. Первые располагались в бассейне реки Галиса (ныне Кызыл-Ирмак) в Малой Азии. Они систематически воевали с ахейскими представителями «героического века» за власть на западе Малой Азии. Вторая размещается в степях Северного Причерноморья и связана с образованием в I тыс. до н.э. скифо-сибирского мира. Из-за отсутствия достоверных фактов греческие авторы смешивали понятия и представления об обеих группах амазонок. Сложившаяся путаница в итоге склонила многих авторов к убеждению, что речь идёт об одной и той же группе, разное географическое положение которой объясняется переселением на другой берег Понта. В данном случае появились расхождения в том, с какого и на какой берег Черного моря переместились амазонки. Так Страбон сообщает, что амазонки появились в долине реки Амазон, названой позднее Танаисом. Оттуда они переселились в Амазонские горы и долину Термодонта в Малой Азии, где разделились на три племени.1 Вторая версия наоборот говорила, что амазонки бежали в Северное Причерноморье после поражения, нанесенного им Тесеем. Существует еще одна версия: амазонки к позднеантичному времени уже не существовали, уничтоженные частично Гераклом, частично Ахиллом.2

Кроме того у греков существовала версия о пребывании амазонок и в Северной Африке. «Эти амазонки самые древние, однако, исчезнувшие за много лет до Троянской войны, причём совершенно исчезла и память о них», - так сообщает Дионисий Скитобрахион, чьи слова дошли до нас в пересказе Диодора Сицилийского.3

М.О. Косвен проследил литературную традицию о женщинах-воительницах в своей статье «Амазонки. История легенды». Во всех античных версиях об амазонках он выделил три их разновидности: народ, состоящий исключительно из женщин; народ, в котором женщинам принадлежит государство и военное дело, а мужчины находятся в подчинённом положении; и народ, в котором женщины участвуют в военных действиях наравне с мужчинами (последний вариант связан с этнографическими сведениями о таких обществах).1

Все античные авторы отмечают главнейшей чертой в образе жизни амазонок участие в военных действиях2. Они были вооружены луком, топором и копьём3, имели щиты и котурны4. Из шкур диких зверей изготавливали себе шлемы, плащи, пояса5.

Очень интересны и весьма своеобразны отношения античных амазонок с мужчинами. Все авторы, писавшие об амазонках, подчёркивают их свободное, независимое поведение, высокомерное отношение к мужчине.

По одним сведениям, амазонки жили отдельно от мужчин, общаясь с ними раз в год с целью продолжения рода6. По сообщениям Диодора Сицилийского, они жили вместе. Но в то время как женщины совершали ратные подвиги, мужчины находились в подчинённом положении, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей7. Если амазонки жили отдельно от мужчин и имели только общих детей, то, как правило, девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам1. Если же они жили вместе, то обычно матери-амазонки калечили своих детей мужского пола2 или убивали их тотчас по рождении3, чтобы не допустить посягательств на свою власть в будущем.

Родившимся девочкам выжигали правую грудь, чтобы она не мешала при стрельбе из лука. При этом вся сила и живительные соки переходили в правое плечо, делая руку амазонки сильной, способной наносить сокрушающие удары по противникам4.

Амазонки "ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях" (Нр., 24). Девочек с рождения "...приучали не к безделью или обработке шерсти, а к оружию, лошадям и охоте..." (Трог, I, 4, 10 - 11). Не обученные женским работам (Геродот. IV, 114), они "...занимаются теми же делами, что и мужчины, не освобождаются от военной службы. Мужчины служат в пехоте и в сражении мечут стрелы, а женщины вступают в конные стычки и сражаются не железным оружием, а накидывают на врагов арканы и умерщвляют их затягиванием" (Помпоний Мела, I, 19, 114). Большую часть года девушки исполняют все работы сами - пашут, сеют, занимаются садоводством, ухаживают за своими стадами, в особенности, за лошадьми. Самые сильные из них, по утверждению Страбона, "занимаются главным образом охотой на лошадях и военными упражнениями".

Все черты быта и образа жизни амазонок, лишь за исключением участия женщин в военных походах, выглядит скорее легендарными и маловероятными. Но всё же эти полулегендарные рассказы носят под собой реальную историко-этнографическую или культовую основу. Так, свобода амазонок в выборе отца для своего будущего ребёнка – это не что иное, как отражение свободных половых отношений на одной из стадий группового брака, когда все женщины одного рода имели право на всех мужчин другого рода и наоборот.

Обычай калечить родившихся мальчиков может быть отражением реально существовавших в рабовладельческом обществе фактов нанесения увечья домашним рабам.

Что касается подчёркиваемого Псевдо-Гиппократом, Страбоном и Диодором Сицилийским обычая лишать девочек-амазонок правой груди и трактовки термина «амазонка» в значении «безгрудая», то, вероятно, это отражение популярного у греков культа одной из древнейших богинь, охотницы Артемиды, которой, по преданию, женщины приносили в дар, как символ плодородия, свои отрезанные груди. Поэтому сама Артемида изображалась как многогрудая богиня, которая вскармливает своим молоком всё живое, охраняя мать во время рождения ребенка, делала роды благополучными.

§2. Упоминания об амазонках

События, в связи с которыми амазонки упоминаются в источниках, можно разделить на 2 группы: имеющие определённую историческую аналогию и не имеющие оной.

К первой группе относятся помощь амазонок Илиону во время Троянской войны, поход мести на Афины, встреча Александра Великого с амазонской царицей.

Ко второй группе можно отнести подвиг Геракла, женитьба Тесея на Ипполите (или Антиопе), поход ливийских амазонок.

Начнём рассматривать эти события по порядку. Итак, первым в списках стоит у нас участие амазонок в Троянской войне на стороне осаждённых. Это упоминается в «Дневнике Троянской войны» Диктиса Критского:

III, 15. Эта амазонская царица (имеется ввиду Пентесилея) явилась на помощь Приаму, неизвестно, за деньги или по страсти к войне… IV, 2. Между тем в те же дни Пентесилея, о которой мы упомянули выше, пришла с большим отрядом амазонок и остальными соседними народами. Когда она узнала о гибели Гектора, то, поражённая его смертью хотела вернуться домой, но в конце концов подкупленная Александром…, решила ждать на месте. Потом, по прошествии нескольких дней, она построила своё войско для битвы (но вступив в неё, была убита Ахиллом).

В «Филлипиках» Помпея Трога такое упоминание об участии амазонок в Троянской войне: «После Оритии овладела царством Пентесилея, о доблести которой во время Троянской войны среди храбрейших мужей, когда она пришла на помощь против греков, имеются веские свидетельства. После убиения Пентесилеи и истребления её войска немногие оставшиеся на родине, с трудом отбивая нападения соседей, влачили существование…»1

Следущее событие, которое может найти свою прямую аналогию – поход амазонок на Афины. В мифологической традиции оно неразрывно связано с походом Геракла и Тесея за поясом Ипполиты. Поэтому следует рассмотреть их вместе. Итак, в источниках упоминания об этом подвиге Геракла есть у Апполодора Афинского2, в “Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского3, у Павла Оросия4, небольшое упоминание в «Схолиях к Эврипиду»5.

Апполодор сообщает, что Геракл был послан за поясом Ипполиты. Он прибыл в Мисию к Лику, сыну Даскила, и помог ему в войне с бебриками, убив их царя Мигдона. После этого он приплыл в гавань города амазонок Темискиры. Он убил Ипполиту, сразился с остальными амазонками, забрал пояс и отправился в Трою.

Диодор Сицилийский уже более подробно останавливается на схватке Геракла. По его словам, герой сначала просил отдать пояс миром. Но получив отказ, он вступил в схватку со знатнейшими амазонками. Диодор перечисляет противниц Геракла по порядку схватки с ними: Аэлла-Вихрь, быстрая как ветер, Филлипа, Протоя, Эрибея, Келайно, Евритея, Фойбе (последнии три обычно сопровождали Артемиду во время охоты), Деянира, Астерия, Марна, Текмесса и Алкиппа (две последних были захвачены в плен). Остальные амазонки бежали, и Геракл преследовал их, жестоко истребляя. Его свирепость была настолько большой, что его считают одним из виновников полной гибели амазонок. Тот же Диодор сообщает, что Геракл подарил Тесею Антиопу, а предводительницу амазонок Меланнипу (расхождения об имени царицы воительниц весьма обычное явление у разных авторов) отпустил на свободу в обмен на пояс Ареса.

Павел Оросий передаёт такую версию похода сына Алкмены: «Молва о ней (имеется в виду царица Синопа, ближайшая предшественница Ипполиты) взволновала все народы, внушила такое удивление и вселила страх, что даже Геркулес, получив от своего владыки приказ отнять оружие у царицы, как бы обреченный на неминуемую гибель, собрал со всей Греции отборных и знаменитых юношей и заготовил 9 военных кораблей, но тем не менее, не довольствуясь своими силами, предпочёл неожиданно на них напасть и обойти ничего не ожидавших. Во главе царства тогда стояли сёстры, Антиопа и Оритийя. Геркулес приплыл к ним по морю и застал их врасплох безоружными и неподготовленными вследствие царившей в мирное время беззаботности. Среди многих убитых и плененных две сестры Антиопы были удержаны – Меланиппа Геркулесом, Гипполита Тесеем. Тесей вступил в брак с Гипполитой, а Геркулес возвратил Миланнипу сестре и получил оружие царицы в виде выкупа. После Оритийи царством завладела Пентесилея…»

У Плутарха эта история освещена иными деталями. В жизнеописании Тесея он указывает, что «основатель Афин» «отправился в Понт Эвксинский – в поход на амазонок, вместе с Гераклом, и получил в награду за храбрость Антиопу.»1 Плутарх ссылается на разногласия в источниках и сообщает, что есть сведения о более позднем отправлении Тесея в поход на собственном корабле и взял в плен амазонку: «Бион рассказывает, что он взял её обманом и увёз. Дело в том, что амазонки в действительности любят мужчин и не думали бежать, когда Тесей кинул якорь в виду берега, напротив, прислали ему подарки. Он пригласил принесшую их взойти на корабль и, когда она взошла, снялся с якоря.»1 Далее Плутарх переходит к тому самому событию, которое могло иметь вполне конкретную историческую аналогию: поход амазонок на Афины. «Похищение амазонок привело к войне с амазонками, войне опасной, хотя и с женщинами: если бы они не завладели страной и не дошли, не встречая нигде сопротивления, до города, они не расположились бы лагерем в самой столице и не дали бы сражения в виду Пникса и холма Мусея. Словам историка Гелланика, что они перешли Босфор Киммерийский по льду, трудно верить; но что они стояли лагерем в самом городе, можно судить по названиям мест и могилам убитых. Обе стороны долго медлили, не решались начинать сражения. Наконец, Тесей, принесши, следуя оракулу, жертву Страху, напал на неприятелей…»2 Далее Плутарх ссылается на историка Клидема и сообщает, что по другой версии жена Тесея Ипполита помогла заключить мир, но, по словам некоторых, погибла от своих сородичей.

Походу на Афины уделяется значительное место в произведениях античных авторов: Апполодор Афинский3, Диодор Сицилийский4, Николай Дамасский5, Юний Юстин6, в речах Демосфена7.

Диодор Сицилийский сообщает, что амазонки, воспользовавшись тем, что Геракл был занят на западе (видимо, спасал дочь царя Лаомедонта)1, решились отомстить грекам за их дела. Они собрались и отправились в поход. Переправились через Боспор Киммерийский, далее прошли Фракию и «большую часть Европы», прибыли в Аттику.

Демосфен указывает, что амазонки после сражения под Афинами бежали так далеко, что остановились лишь за рекой Фасис (современная Риони в Грузии).

У Юстина есть указание на то, что амазонки не одни явились к стенам Афин. Перед самой битвой из-за какой-то ссоры их покинули вспомогательные войска – скифы. И это отчасти послужило причиной поражения амазонок. Далее они укрылись в лагере своих союзников, откуда смогли вернуться обратно домой.

Ещё одно событие, связанное с амазонками, и которое могло иметь место – это встреча Александра Македонского с амазонской царицей во время похода в Парфию и Бактрию. В «Филлипиках» Помпея Трога указывается, что ослабленные поражением под Троей амазонки просуществовали до походов Александра Македонского. «Царица их Минития или Талестрия, добившись тринадцатидневной связи с Александром для произведения от него потомства и затем возвратившись в своё царство, вскоре после того погибла со всеми амазонками, и самое имя их исчезло.»2

Плутарх сообщает, что факт встречи Александра с амазонкой достаточно спорен. Возможно, это была дочь царя скифов, которую отец отдал в жены Александру.3

Из всего списка событий осталось упомянуть о походе ливийских амазонок. Информацию об этом даёт нам Диодор Сицилийский. Ливийские амазонки под предводительством Мирины прошли Египет и Аравию, покорили Сирию, прошли Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ, назвав их именами: Мирина, Смирна, Мартезия, Отрера и пр. Мирина погибла с большей частью войска во Фракии. Оставшиеся амазонки вернулись в Ливию.1

Теперь давайте проведем параллель между этими полулегендарными и известными историческими событиями.

Оставим участие амазонок в Троянской войне. Само название события говорит за себя.

А вот поход амазонок на Афины можно интерпретировать по-разному. Т.А. Скрипник считает, что их неудачная кампания – мифологическое отображение похода Ксеркса 480 г. до н. э. Война с персами была в сознании эллинов войной со всем азиатским миром, который и олицетворяли легендарные воительницы.2

В комментариях Т.Б. Гвоздёвой и А.А. Немировского в «Антологии источников» дается иное предположение: обращается внимание на то, что поход в Аттику твердо рисуется традицией как нашествие с севера. Это позволяет считать, что корни похода искать надо не в Малой Азии, а в Северном Причерноморье. То, что авторы упорно связывают его с местью обитательниц долины Термодонта, лишь указывают на контаминацию – смешение понятий в античной традиции. Вряд ли заморский поход в Грецию был осуществим в то время. Комментаторы указывают, что существует предположение Сафронова А. В. о том, что вторжение северных амазонок в Аттику не что иное, как участие ираноязычных племен в нашествии на Элладу в XIII-XII вв. до н. э., которое смело крито-микенскую цивилизацию.3

На этом конкретика по событиям, в которых участвовали амазонки, заканчивается. Начинается область предположений и догадок.

Вернемся к ливийским амазонкам Диодора. Есть предположение, что военный марш через большую часть Ближнего Востока, имеет под собой реальную историческую основу. Материалом для рассказа Диодора послужили реальные набеги киммерийцев и скифов на эгейские берега Малой Азии и Сирии в VII в. до н. э. Эти походы засвидетельствованы археологически, более того - о них упоминается в ассирийских источниках.1

А вот поход Геракла и Тесея, а также упоминание о войне фригийцев с амазонками2 есть свидетельство о противоборстве различных политических сил в регионе в период XIII-XII вв. до н. э. Суть этого противоборства будет раскрыта ниже.

Итак, как мы убедились, источники дают нам достаточно разноречивый материал по амазонкам. Это проявляется в именах участвующих лиц и локализации племени амазонок. Причиной этому служит большая древность описываемых античными историками событий. Кроме того существовало очень много материала по данному вопросу, но отсутствовало какое-то определенное авторитетное мнение, на которое опиралось бы большинство авторов. Плутарх указывает большое количество имен и не менее двух точек зрения в местах, где речь идёт об амазонках. Такая наглядная иллюстрация отсутствия единого мнения есть прямое свидетельство о том, что авторы не могли получить каких-либо достоверных сведений по данному вопросу. Отсюда попытка связать ираноязычные племена севера с жителями Малой Азии. Оба компонента такой контаминации несомненно послужили созданию мифа об амазонках. Но их разделяют не только географические, но и хронологические рамки.

Глава 2. Историческая география античных амазонок

При знакомстве с источниками начинает вырисовываться три основных района, куда помещали легендарных воительниц:

– центральная Турция;

– северное Причерноморье, Придонье, Кубань;

– северный Кавказ, современная Абхазия.

§ 1. Малая Азия

Первая локализация, вероятно, самая древняя. Это упоминание о реке Термодонт, вдоль которой располагалось царство женщин. Термодонт – это река на северо-востоке Малой Азии, которая впадает в Черное море. Её современное название – Терме-Чай. Эта река так прочно засела в традиции, что, когда требовалось переместить амазонок согласно повествуемым событиям на другой берег Понта, то реку тоже переносили туда. Чаще всего её название давали Кубани.

Вообще в Малой Азии два определенных района, с которыми связано присутствие амазонок. Если первый это долина Термодонта, то второй – западные границы полуострова, где находились Фригия, Лидия, Ликия. В первом случаем указывается место обитание, во втором – арены борьбы амазонок.1

Диодор Сицилийский так описывает общность амазонок в данном регионе: «Жил у реки Термодонта народ под управлением женщин, которые наравне с мужчинами занимались военными делами. Говорят, что одна из них, имевшая царскую власть, отличалась мужеством и силой. (При ней мужчины были отстранены от всех важных дел, одни соседи покорились, на прочих производились успешные набеги, а народ получил название амазонок.)… царица построила большой город близ устья реки Термодонта, по имени Фемискиру… Дочь её отправилась войной в другую страну, приобрела большую часть Азии и распространило своё владычество вплоть до Сирии.»1

Данный отрывок очень важен для понимания того, кого же видели в амазонках греки. Границы державы амазонок совпадают с границами Новохеттской державы. Центр царства амазонок находился в северо-восточной Малой Азии, в не столь уж великом отдалении от самого сердца государства хеттов. Вполне вероятно, что хетты и есть в глазах греков амазонки. Хронологические рамки событий, связанных с помощью амазонок Трое (а вероятно, и походы «Геракла и Тесея», и ответная компания амазонок), и падение Новохеттской державы совпадают.

Что именно послужило причиной опознать в Хатти сказочное женское царство трудно сказать. Скорее всего, это не было следствием какого-то одного факта или явления. А вот их совокупность вполне могла создать впечатление могущества женщин. Во-первых, главное военное божество и божество, играющее роль величайшей хранительницы государства, были богинями: Шавушка-Иштар и Солнечная Богиня Города Аринна. Во-вторых, во главе государства не стоял единоличный правитель мужчина. С точки зрения хеттов, их государственность была представлена парой Великого Царя, Табараны, и Великой Царицы, Таваннанны. Они были мужским и женским воплощением власти. Мужчина и женщина не противопоставлялись друг другу. Их владычество мыслилось как соправление параллельных последовательностей Табарн и Таваннанн.2

Образ царицы, которая взяла власть в свои руки, находит свой прототип в хеттской истории. Царица Пудухепа, жена Хаттусили III, была «одной из самых влиятельных женщин древнего Востока»3. После победы под Кадешем, она вышла замуж за будущего царя. А после удачного свержения Мурсили III, она стала Таваннанной. Она играла важную роль при дворе и в дипломатической переписке. Пудухепа была советницей своего мужа. Её положение было равным положению Хаттусили. Она известна благодаря своей переписке с Египтом по поводу дипломатического брака между двумя державами. Пудухепа весьма резко отзывается о Рамсесе II, говоря, что стыдно ему требовать приданое, т.к. это указывает на его несостоятельность. Царица имела собственную печать, на которой она изображена в объятиях Иштар. После смерти Хаттусили царица получила ещё больше власти: она была объявлена царицей-богиней при своем сыне Тадхулии IV. Кроме дипломатии и жречества она занималась судебными делами.1

Предания о конфликтах деятелей «героического века» с амазонками вполне может быть отражением борьбы ахейцев и хеттов. Так, Тудхалию IV приходилось вести войны в северо-западе Малой Азии. В этот регион, подвластный хеттам, проникали ахейцы и фракийцы с Балкан. Тудхалия IV смог в конце концов отбросить ахейцев и разгромить Илион. Об этом упоминается и в «Илиаде» Гомера:

Некогда, быв во фригийской земле, виноградом обильной

Зрел я великую рать фригян, колесничих быстрых

Зрел я Отрея полки и Мигдона, подобного богу

Станом стояло их воинство вдоль берегов Сангария

Там находился и я, и союзником оных считался

В день как мужам подобные рати нашли амазонки2

Гомер заменил хеттов амазонками. Это вполне обычное явление для греческой традиции, которая знает лишь единичное упоминание о хеттах – у того же Гомера в «Одиссее» есть такие строки:

Так Еврипила, Телефова сына, губительной медью

Он (Неоптолем) нисповёрг, и кругом молодого вождя все кетейцы

Пали его жертвою женских даров3

Вряд ли это было осознанное упоминание народа, обитавшего в «героическом веке» на территории Малой Азии. В дальнейшем античные историки не понимали, кто такие кетейцы, и полемизировали по этому поводу. Страбон указывает, что эти строки задают загадку, т.к. непонятно, кого следует считать «кетейцами»: «Гомер, однако, помнит эту историю до известной степени». Царство Еврипила он помещает в окрестности Каика, т.к. у него есть приток Кетей.2

Кроме того этот отрывок указывает, что хетты прислали на помощь Илиону свои войска. Следует вспомнить и помощь амазонок под командованием Пентеселеи. Вполне вероятно эти отряды тоже были присланы из Хаттусы. Примерно тогда же (по преданию, на исходе Троянской войны) племена пеластов (пеласгов), родственных грекам, и фригийских мюсов, иначе — мушков, устремились в северо-западную Малую Азию и оказались недалеко от Илиона. В результате неясных нам точно столкновений всех этих сил на северо-западе полуострова произошло следующее: ахейцы разгромили Илион. После чего вся эта рать, в том числе и мушки пошла в глубь Хеттского царства, которое не пережило этого удара. Как и где погибли последние силы хеттского двора, неизвестно. Мушки разгромили Хаттусу, другие земли хеттов и заняли их, истребив значительную часть населения.

Это не что иное как «нашествие народов моря». Страбон указывает, что победители в Троянской войне двинулись на юго-запад и дошли до южных пределов Финикии.3 После этих событий амазонки больше не упоминаются в Малой Азии. Повествую далее, античная традиция переносит их через Черное море на север.

§ 2. Северное Причерноморье

Древнейший рассказ в греческой литературе про амазонок из Северного Причерноморья принадлежит Геродоту. Этот рассказ – полулегендарное отражение истории происхождения савроматов. Это ещё один пример контаминации представлений о народах, в обычаях которых пытаются увидеть амазонок.

Эллины победили амазонок в сражении на реке Термодонт и отплыли обратно на трех судах, захватив с собой пленниц. В открытом море пленные амазонки перебили мужчин, а затем остановились на землях свободных скифов у г. Кремны на Меотийском озере. Сойдя с кораблей, воинственные женщины начали грабить земли скифов. Те, приняв амазонок за мужчин, вступили с ними в битву. Только овладев трупами амазонок, они узнали, что это женщины.

Тогда скифы на совете решили больше не убивать амазонок, а послать к ним своих юношей с целью иметь детей от этих славных женщин. Скифские юноши стали лагерем по соседству. Вскоре они стали жить вместе с амазонками. Несколько времени спустя скифские юноши предложили амазонках переселиться к ним. Но те отказались, заявив, что не уживутся со скифскими женщинами: «У нас с ними, - говорили амазонки, - не одинаковые обычаи: мы стреляем из луков, мечем дротики, ездим верхом, а женским работам не обучены, между тем ваши женщины не делают того, что делаем мы, а занимаются женскими работами. Если вы хотите иметь нас вашими женами, то ступайте к вашим родителям, возьмите свою долю имущества, вернитесь к нам, и мы будем жить отдельно.» Скифские юноши так и поступили.

Геродот подчёркивает далее, что от браков скифов с амазонками пошел народ савроматов. Т.е. он генетически связывает савроматов не только со скифами, но и с амазонками. Отсюда савроматские женщины ведут их нынешний образ жизни: вместе с мужчинами и без них ездят верхом на охоту и на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду. Относительно браков у них соблюдается следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, прежде чем не убьет врага.1

Смешения понятий о савроматах и малоазийских амазонках прослеживается не только у Геродота. Так, у Эфора во фрагменте, сохраненном Стефаном Византийским (6 в. н. э.) в его словаре «Этникон», под словом «амазонки» говорится следующее: «Амазонки – женское племя у Термодонта, которые поныне называются савроматидами. О них рассказывается, что физической силой они превосходят мужчин, и объясняется это климатическими условиями местности, которая будто бы производит женщин более сильных и рослых, чем мужчин.»2

Сообщение Геродота о савроматских женщинах следует считать реальным, поскольку об этом свидетельствуют античные авторы в описании обычаев кочевых народов.3 Лишь уточняются некоторые детали, но общая картина остаётся прежней: незамужняя савроматка должна убить трех врагов, а не одного; замужняя переставала заниматься военным делом, пока не появлялась в этом необходимость. Ещё одно интересное и, на наш взгляд, важное дополнение: савроматская женщина выступала в роли жрицы и отправляла «обычные жертвоприношения».

Савроматы Геродота живут за Доном: три дня пути на север от Меотиды, три дня пути на восток от Дона – начало их земель. Они ближайшие соседи меотов, через земли которых течет Дон. От своего начала земля савроматов простирается на 15 дней пути, следовательно на 3000 стадиев, то есть около 540 км. Сообразно этому савроматов принято локализовать между Доном и Волгой. С конца V в. начался процесс перехода савроматов на левый берег Дона; об этом говорят Псевдо-Гиппократ, Псевдо-Скилак и географ III в. Евдокс. Последние два называются перешедших Дон савроматов сирматами. Стефан Византийский поясняет, что Евдокс называет так савроматов; может быть, это лишь название одного из многочисленных племен савроматов-сарматов.1

Археологические культуры савромато-сарматов распространяется на все нижневолжские и приуральские степи. От Аткарска до г Степного и Яшкуля между Волгой и Доном, до Эмбы на восток и отсюда на север до Бузудука и до Магнитогорска простиралась область савроматов. Ранний этап существования савроматов зафиксирован в памятниках блюмендфельдской культуры (савроматская культура). Среди женских погребений этой культуры в Поуралье были обнаружены погребения женщин, стрелков из лука, иногда конных. В погребальном инвентаре находят каменные блюда. Сначала предполагалось, что они служили туалетной дамской принадлежностью: в них растирали белила и румяна. Однако они были слишком громоздки для такого использования. В одном кургане блюдо находилось на своеобразном столбе, сбитом из глины и извести. Белая глина, мел и известь на всех ступенях савроматской культуры Прикаспия хорошо представлены в погребальном ритуале. Скорее всего, они играли очистительную роль. Блюдо, найденное около места Горбатый мост, содержало на поверхности две раковины, которые по консистенции были почти мел, и кусочек реальгара. Этот минерал по своей режущей структуре никак не мог служить румянами. Вероятнее всего реальгар знаменовал оживляющую кровь. Он часто встречается в могилах блюмендфельдской культуры. Кроме реальгата и раковин на блюде находилась небольшая галька со слабо стертой нижней стороной. Вся поверхность блюда была густо натерта минералом, но не была отшлифована. Галька, вероятнее всего, служила для натирания краски. В этих блюдах археологи признали переносные алтари, которые использовались в быту.2

В полном соответствии с повествованием Псевдо-Гиппократа женщины савроматов не только воевали, но и были жрицами. Поэтому понятно нахождение таких алтарей именно в женских погребениях, а не в мужских. Воинственные жрицы были не только жрицами. Раскопки сплошных курганников Сусловского, Покровского-на-Волге, группы А под Блюмендфельдом, Елга под Бузулуком, Горбатого моста показали, что курганы насыпались в одиночку и лишь потом к ним прирастали более позднии сплошные группы. Курганник Горбатого моста показывает, что уже в следующую археологическую эпоху савроматов (прохоровская культура), савроматы-сарматы усвоили манеру сосредотачивать свои погребения вокруг женской своей прародительницы. Таким образом женщина в савроматском обществе играла ещё и роль матери-предка.1

Несомненно, такие обычаи заставили греков перенести мифических амазонок из Малой Азии на север.

§ 3. Северный Кавказ

Наконец третий район, куда древние греки помещали амазонок, находится на Кавказе. Если вспомнить речь Демосфена LX, то можно найти там слова, что после поражения под Афинами амазонки бежали за Фасис. Это современная река Риони, что несет свои воды по землям Грузии.

Плутарх, рассказывая про войну Помпея с Митридатом, указал на столкновение с альбантами, поднявшими очередной бунт. В сражении при реке Абанта Помпей разбил варваров. Среди тел убитых после битвы находили амазонские щиты и котурны. «Амазонки живут в той части Кавказа, что простирается до Гирканского моря, однако они не граничат с альбанами непосредственно, а между ними обитают гелы и леги. С этими племенами они ежегодно встречаются на реке Термодонт и проводят с ними два месяца, а затем удаляются в свою страну и живут там сами по себе, без мужчин»2

Страбон тоже пишет про кавказских амазонок: «Говорят, что амазонки живут в горах (Кавказских), возвышающихся над Албанией… Они жили смежно с гаргареями по северному скату той части Кавказа, которая известна под названием Громовых гор. Тут в течение не менее месяца в году амазонки занимались садоводством, посевами, скотоводством, но преимущественно разведением лошадей. Самые отважные из них промышляли охотою и занимались военными упражнениями. Все они с малолетства выжигали себе правую грудь, чтобы свободней действовать рукою при разных эволюциях, а в особенности при метании копья. Кроме этого оружия они употребляли также лук, сагарис – двойную боевую секиру и щит и делали себе шлемы, панцири и пояса из шкур диких зверей. При наступлении весны они отправлялись на ближайшую гору, отделявшую их от гаргареев, и оставались там два месяца. Со своей стороны и эти последние, следуя древнему обычаю, поднимались туда же. Соединившись с амазонками, они вместе приносили богам жертвы, после чего в тайне ночи соединялись без разбора… Происшедшие таким образом дети делились по их полу: девочки оставались при матерях, а мальчики возвращались отцам…»1

В книге Фл. Вописка «Жизнь божественного Аврелиана» читаем: «В триумфальном шествии Аврелиана шли со связанными руками взятые в плен иберы (грузины), персы, геты, аланы и сарматы. Вели также 10 женщин-гетеянок, которые сражались вместе с мужчинами; многие другие были убиты. Надпись на триумфальной арке гласила, что женщины эти из племени амазонок»2

Чтобы определить ареал обитания кавказских амазонок, нужно определить границы расселения их соседей: гелов и легов. К.Тревер считает, что гелы жили не только севернее албанов, но и у юго-западного угла Каспия (область Гилян). По мнению К.Алиева, леги обитали на территории Южного Дагестана, а гелы занимали Южный Дагестан и район реки Кудиал-чай. "Во всех случаях, — пишет Дж. Халилов, — гелы и леги в источниках упоминаются рядом и потому в вопросе о соседстве и родстве этих племен сомнения быть не может". "Леги обитали и в горных районах бассейна реки Самур, севернее удинов и албанов".3

Таким образом, вырисовывается регион Центрального и Северного Дагестана как области обитания амазонок.

Что касается их соответствия каким-либо реальным народам, то существует два предположения. Первое прописано в «Жизни божественного Аврелиана». Тогда амазонки превращаются просто в жен гетов. Относительно амазонок имеет место и другое предположение. Амазоны — это не что иное, как искаженный этнический термин «алазоны», обитатели местности по р. Алазани, у которых пережитки матриархата могли сохраняться несколько дольше, чем у других кавказских народов.1

Заключение

Таким образом, при знакомстве с источниками было выявлено три территориальные локализации амазонок по данным древнегреческой литературы. Сведения о каждой из них имеют разные хронологические рамки. Более того, описываются совершенно различные народы. Однако в античной традиции сложилась контаминация понятий об амазонках. Яркий образ амазонки преследовал воображение историков и географов. Поэтому при описании народов с остатками матриархата их невольно сводили к женщинам-воительницам.

В образе мифических амазонок «героического века» выступали так непохожие на греков хетты с их двойной властью и передачей трона по женской линии. Так как сведений о самих хеттах у греков не осталось, то их богатая фантазия родила амазонок. Когда же по колонизации Черного моря эллины столкнулись со скифо-сибирским миром, то они открыли для себя амазонок второй раз. Равноправие женщин и мужчин савроматов пытались объяснить переселением амазонок в эти края после неудачной судьбы в Малой Азии. Третий вариант амазонок античные авторы поместили на Кавказ. Достоверных сведений о них намного меньше, чем о савроматах. Тем не мене, как только было зафиксировано участие женщин в сражениях, то по инерции здесь появились амазонки.

Сложно сказать, что же действительно общего было у хеттов, савроматов и северокавказских амазонок. Описание амазонок часто приводится шаблонно: ненависть к мужчинам, изолированность, выжигание груди, отбор девочек и т.д. Данные детали просто прочно и традиционно ассоциировались с женщинами-воинами. Несомненно, одно, сюжет об амазонках был, весьма востребован и любим античными авторами.

На наш взгляд, амазонки – плод богатой фантазии греков, которая породила богатую мифологию, ставшую неотъемлемой частью мировой культуры. Маленькие крупицы противоречивой, странной и не вполне достоверной информации обрастали в античной традиции догадками повествователей. На исходе получился миф, живущий до нашего времени. Этот миф волновал сердца многих исследователей. Поэтому амазонками называли всех, кто хоть как-то подходил под это понятие. Из-за этого легенда ширилась и становилась всё более запутанной. Отсюда пошла контаминация малоазийских и северочерноморских амазонок. Отсюда и внезапное появление царицы амазонок в Средней Азии. Отсюда и появление амазонок на Кавказе. Тавтология-тавтология

Список использованных источников и литературы

І. Источники

Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции» / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – C. 88 – 95.

Апполодор Родосский // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – C. 88 Страбон География / под общ. С. Л. Утченко. – М., 1964. – http://naturalhistory1.narod.ru/Person/Lib/Strabon/Index.htm

Диодор Сицилийский Историческая библиотека // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – C. 89. 91-92. 94

Диодор Сицилийский Историческая библиотека // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С. 29-30

Геродот История / Перевод и примечания Г. А. Стратановского. – М., 1999. – 752 с.

Псевдо-Гиппократ О воздухе, водах и местности // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С. 30

Эфор. Схолии к Апполонию Родосскому // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С. 32

Палефат. О невероятных рассказах // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С. 30

Плутарх Сравнительные жизнеописания. М.: Эксмо-пресс, 1999. – 1166 с.

Флавий Арриан. Анабазис // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С. 30

Юний Юстин. Филлипики Помпея Трога // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – C. 94

Юний Юстин. Филлипики Помпея Трога // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С. 31

Апполодор Афинский Мифологическая библиотека // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – C. 90. 95

Павел Оросий. История // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – C. 92

Схолии к Эврипиду // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – C. 92

Николай Дамасский. Свод странных обычаев // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – C.94

Речи Демосфена // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – C. 94

Гомер Илиада. – М., 1987. – 456 с.

Гомер Одиссея. – М., 1987. – 345.с.

Стефан Византийский. Этникон. Описание племен. Амазонки // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С. 32

Флавий Вописка. Жизнь божественного Августина // Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трех частях. Часть І. Предки казачества. Из Главы VII. - http://history.donrise.ru/Home/amazonki/tabid/456/Default.aspx

ІІ. Литература

Иванов В. Культ Диониса. Его происхождение и влияние // Русская виртуальная библиотека: Вяч. Иванов. Прижизненные издания. – http://www.rvb.ru/ivanov/2_lifetime/rel_dionisa/vopr_zhizni_1905_6.htm

Косвен М.С. Амазонки. История легенды //СЭ. 1947. № 2-3 – С. 48 – 56.

Скрипник Т.А. Амазонки в античной истории // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. – Ростов-на-Дону, 1988. – C. 29 – 32.

Граков Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов // ВДИ. – 1947. - №3.

Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания – Лезгистан. – http://www.lekia.ru/str0.html

Journal of the American Oriental Society, 1979 – http://www.jstor.org/pss/602709

«The Kindom of the Hittites» by Trevor Bryce. Oxford, 2005 – http://books.google.com/books?id=O2VnjMAwNqUC&pg=PA286&lpg=PA286&dq=puduhepa&source=web&ots=QrHHqiKaK2&sig=Z7MW3yMvCZy9wrk-_dkgeDH8eb0#PPA286,M1

1 Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000.

2 Кун Н. А. Легенды и мифы Древней греции. М., 1975.

3 Косвен М.С. «Амазонки. История легенды»//СЭ. 1947. № 2-3

Скрипник Т.А. Амазонки в античной истории // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988.

Граков Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов //ВДИ. – 1947. – №3.

1 Апполодор Родосский. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. .: Алатейя, 2000. – II, 990-993

2 Hyg. Fab. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. .: Алатейя, 2000. – 30

3Иванов В. Культ Диониса. Его происхождение и влияние. // Русская виртуальная библиотека: Вяч. Иванов. Прижизненные издания. – С. 191 - 193

1 Страбон. География / под общ. ред. Утченко. М ,1964 . XII.3.15 .

2 Serv. Verg. Aen. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – 1,490

3 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека..//Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – 3. 52-55

1 Косвен М.О. Амазонки. История легенды.// СЭ.1947.№2,3. – С. 48

2 Геродот. История. 4. 110-116. Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местности,24. Эфор. Схолии к Апполонию Родосскому. фр.103. Палефат О невероятных рассказах. XXXIII. Страбон. География. XI. 5. 1-4. XII. 3. 21-24. XII. 6-8. Диодор Сицилийский. Библиотека. II. 44-46. III. 52-55. XVII. 77. Плутарх. Жизнь Помпея. XXXV. Флавий Арриан. Анабазис. VII. 4. Псевдо-Калликрат. III.25-28 // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30

3 Страбон. География. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5.. Ростов-на-Дону, 1988 – XI. 5. 1-4. XII. 3. 21-24

4 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Помпея, XXXV. М. :ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. – С. 835

5 Страбон. География. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону. 1988 – XI.5.1-4.3. 21-24

6 Страбон. География. IV. 4. 6. 3. 21-24. Юний Юстин. II. 1. Плутарх. Жизнь Помпея. XXXV // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5,. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30

7 Диодор Сицилийский. Библиотека. // Известия Ростовского областного музея краеведения Вып. 5. Ростов-на-Дону. 1988 – II. 44-46. III. 52-55

1 Страбон. География. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – XII. 3. 21-24. XII. 6. 8

2 Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях. 24. Стефан Византийский. Описание племён. Амазонки. Диодор Сицилийский. Библиотека. II. 44-46// Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.31

3 Юний Юстин. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5,. Ростов-на-Дону, 1988 – II. 1

4 Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях. 24. Диодор Сицилийский. Библиотека. II. 44-46. III. 52-55. Страбон. География. XI. 5. 1-4. Юний Юстин. II. 1 // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30

1 Филлипики Помпея Трога в сокращении Юстина // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – II. 4

2 Мифологическая библиотека // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – II. V. 9

3 Диодор Сицилийский. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – IV. 16. 1-4

4 История. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – I. 15. 7-9

5 Схолии к Эврипиду // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – 796

1 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Тесея. XXVI. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 – С. 23-24

1 Там же.

2 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Тесея. XXVII. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 - С.24-25

3 Апполодор Афинский. Мифологическая библиотека. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – Эпит. 1.16

4 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – IV. 28

5 Николай Дамасский. Свод странных обычаев. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – 3

6 Филлипики Помпея Трога в сокращении Юстина. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – II. 4

7 Демосфен // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – LX

1 Апполодор Афинский. Мифологическая библиотека. //Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – II. V. 9

2 Филлипики Помпея Трога в сокращении Юстина. //Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – II. 4

3 Плутарх Сравнительные жизнеописания. Жизнь Александра. XLVI. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 – С.930

1 Диодор Сицилийский Историческая Библиотека. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – 52-55

2 Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30

3 Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. –С. 94

1Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30

2Гомер. Илиада. М.: Правда, 1985 – III, 184-189

1 Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. Указ. соч. - С. 89

1 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – II. 45-46

2 Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – С.89

3 Journal of the American Oriental Society, 1979. № 2 – С. 386

1 The Kingdom of the Hittites By Trevor Bryce. Oxford, 2005 – С. 286-289

2 Гомер. Илиада. М.: Правда, 1985 - С. 56

3Гомер Одиссея. М.: Художественная литература, 1987 – XI. 519-521

2 Страбон. География. М. 1964 / под общ. ред. Утченко – XIII. I. 69-70.

3 Страбон. География. М. 1964 / под общ. ред. Утченко – XIV. IV. 3

1 Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // «Известия Ростовского областного музея краеведения». Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.31-32

2 Стефан Византийский. Этникон. Описание племен. Амазонки // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988

3 «Следует учитывать, что данный автор (Псевдо-Гиппократ) не пользовался Геродотом или его источниками. Исследование Псевдо-Гиппократа самостоятельно. Оно – результат общения со скифами, колхами, савроматами.» // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С..32:

1 Гракова Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов //ВДИ. 1947. №3 – С.102

2 Гракова Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов //ВДИ. 1947. №3 – С.110

1 Там же

2 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Помпея. XXXV. М.: Эксмо-пресс,1999 – С.835

1 Страбон. География. М. 1964 / под общ. ред. Утченко – VI. 5

2 Фл. Вописк. Жизнь божественного Аврелиана. // Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трех частях. Часть І. Предки казачества. Из Главы VII. – 158. 1.

3 Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания – Лезгистан. 2.2. Племена Кавказской Албании

1 Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания – Лезгистан. 2.2. Племена Кавказской Албании

29

Просмотров работы: 4960