СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСТВА: ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСТВА: ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Антипова Н.А. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО "Южный федеральный университет" в г.Новошахтинске Ростовской области
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Волонтерство как социальный феномен имеет очень долгую, тысячелетнюю историю: первые волонтеры появились одновременно с возникновением организованной социальной структуры общества. Первоначально добровольный труд был неразрывно связан с религией, а позже с институтом церкви. В основе идеи добровольной помощи лежало, прежде всего, стремление соответствовать нормам нравственности, которые были определены в различных религиозных учениях.

С развитием общества идеи волонтерства, в том числе, мотивы, принципы, правила, эволюционировали. При этом неизменными для каждого волонтера оставались желания быть активным, заметным, полезным, обогащать собственный внутренний мир и получать новый жизненный опыт. Оказание помощи социальным категориям, которые не в состоянии сами себя защищать, представлять свои интересы, а, порой и обслуживать себя, благотворно влияет на формирование личности волонтера: способствует развитию мотивационных, волевых, когнитивных и поведенческих компонентов.

Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России начинает возрождаться одновременно с зарождением «третьего сектора» экономики (1990-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации. Все больше людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому свое время, использовать свой опыт и знания. Но, для эффективного развития и распространения волонтерства в современной России, необходимо развивать систему комплексной подготовки и обучения волонтеров. Именно этот тезис, авторы готовы доказать на примере анализа развития волонтерского пространства г.Новошахтинска как типичного малого города России.

Одним из значимых событий в истории зарождения и развития волонтерства в г.Новошахтинске явилось начало профессиональной подготовки социальных работников в филиале Южного федерального университета (до декабря 2006 г. – филиал Ростовского государственного университета). Студенты неоднократно доказывали актуальность создания системы поддержки и стимулирования волонтерских инициатив путем внедрения в городское пространство социальных проектов, позитивно сказывающихся на преодолении социальных проблем местного уровня, в том числе проекты «Детская площадка», «Мир сказочного детства», «Социальная анимация» и др.

Активно включаясь в деятельность молодежных общественных организаций («Молодая Гвардия» и «Новошахтинск молодой») и городских органов молодежного самоуправления («Молодежный Парламент» и «Молодежное Правительство») студенты филиала Южного федерального университета в г.Новошахтинске получили возможность транслировать эти идеи в городской социум, доказывая, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только позволяет решить многие социальные проблемы общества, но и способствует развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции.

В этой связи особую актуальность приобретает поиск механизмов и методов развития волонтерской активности в городском социуме. 2011 год явил новый этап в совершенствовании процесса управления волонтерской активностью, который определил место и роль социального образования. Так, идея преобразовалась в социально-образовательную программу «Школа волонтеров», а потом трансформировалась в проект «Центр поддержки волонтерских инициатив «Добродея», который получил грантовую поддержку Фонда целевого капитала Южного федерального университета (декабрь 2011 г.).

Образовательная программа «Школа волонтеров» включает обучающие лекции, тренинговые занятия, мастер-классы, деловые игры.

Курс практической подготовки добровольцев экспериментально был апробирован на студентах специальности «социальная работа» 1, 2, 5 курса дневной формы обучения и 6 курса заочной формы обучения. В настоящее время участниками «Школы волонтеров» стали учащиеся старших классов общеобразовательных школ города, члены Молодежного Парламента и Молодежного Правительства – более 200 человек.

«Школа волонтеров» – это уникальная образовательная программа интенсивного обучения навыкам подготовки и реализации проектов в области добровольчества, направленная на создание условий для системного вовлечения горожан в многообразную добровольческую деятельность и развития института добровольчества для решения общественно-значимых социальных проблем, а также на формирование позитивного отношение к добровольчеству.

В этой связи приобретает особый интерес исследование влияния социально-образовательной программы на распространение волонтерства в городской среде. Так, среди жителей города Новошахтинска в марте 2012 г. было проведено социологическое исследование. Было опрошено 100 горожан в возрасте от 16 до 75 лет, из которых женщины составили 70%, а мужчины - 30%. Погрешность составляет 3-4%. Выборка являлась квотной – в исследовании участвовало две группы:

- респонденты, которые освоили образовательную программу «Школа волонтеров» (50%);

- респонденты, которые не являлись участниками обозначенной выше образовательной программы (50%).

Опрос состоял из двух блоков вопросов. Первый блок включал вопросы, которые позволяли дать оценку волонтерству как определенной социальной деятельности; второй – позволил оценить место и роль социально-образовательной программы «Школа волонтеров» в распространении волонтерства на уровне городского социума.

Далее дан сравнительный анализ ответов групп респондентов.

Так, ответы респондентов, которые освоили образовательную программу подготовки волонтеров, позволили установить, что 95% из них уже имеют опыт волонтерской деятельности. А вот среди респондентов, которые не являлись участниками обозначенной выше образовательной программы, считают себя волонтерами только 20%, примечательно, что 43% желают ими стать.

На вопрос «Хотели бы Вы заниматься волонтерством и благотворительностью, если бы не были вынуждены заботиться о средствах к существованию?» 95% слушателей «Школы волонтеров» ответили утвердительно, а из числа респондентов второй группы утвердительно ответили 74%.

Далее респондентам предлагалось из перечня выбрать известные формы и направления волонтерства. К наиболее популярным формам и направлениям волонтерства респондентами отнесены:

- «Добровольчество, совершаемое образовательными и молодежными организациями»: первая группа - 92%, вторая группа - 70%;

- «Спортивные мероприятия, концерты, ярмарки и фестивали, акции»: первая группа - 84%, вторая группа - 61%;

- «Добровольчество в сфере образования»: первая группа - 82%, вторая группа - 56%;

- «Сбор средств и пожертвований»: первая группа - 82%, вторая группа - 68,5%.

Интересным оказалось и ранжирование личной активности респондентов по формам и направлениям волонтерской деятельности. Самыми популярными вариантами ответов явились следующие:

- «Спортивные мероприятия, концерты, ярмарки и фестивали, акции»: первая группа - 74%, вторая группа - 28%;

- «Добровольчество, совершаемое образовательными и молодежными организациями»: первая группа - 71%, вторая группа - 21%;

- «Сбор средств и пожертвований»: первая группа - 52%, вторая группа - 38%.

А к наименее распространенной среди респондентов деятельности отнесены:

- «Добровольчество в пользу социально ориентированных и оказывающих содействие местным сообществам НКО»: первая группа - 9%, вторая группа – 2%;

- «Фандрайзинг»1: первая группа - 9%, вторая группа – 5%;

- «Приготовление и раздача пищи»: первая группа - 9%, вторая группа – 2%.

Интересно, что среди знакомых респондентов активных волонтеров, осуществляющих свою деятельность в разных направлениях, оказалось больше. Ниже размещенная таблица позволяет это проследить.

Таблица 1. Распределение ответов респондентов по группам участия в социально-образовательной программе «Школа волонтеров»

Формы и направления

волонтерства

Я принимал (а) участие в данной форме волон-терства (%)

Принимали участие мои знакомые (%)

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

Добровольчество, совершаемое образовательными и молодежными организациями

71

21

67

31

Добровольчество в пользу религиозных организаций (в том числе, Русская православная церковь)

18

6

34

19

Добровольчество в пользу социально ориентированных и оказывающих содействие местным сообществам НКО

9

2

22

11

Фандрайзинг

9

5

27

25

Добровольчество в сфере образования

41

11

49

19

Приготовление и раздача пищи

9

2

27

17

Спортивные мероприятия, концерты, ярмарки и фестивали, акции

74

28

71

40

Сбор средств и пожертвований

52

38

61

44

Особый интерес представляли ответы респондентов относительно своего видения направлений волонтерства, которые должны получить широкое распространения в современной России. Наиболее популярными вариантами ответов среди респондентов явились следующие:

- «Добровольчество, совершаемое образовательными и молодежными организациями»: первая группа - 75%, вторая группа - 65%;

- «Спортивные мероприятия, концерты, ярмарки и фестивали, акции»: первая группа - 65%, вторая группа - 47%;

- «Фандрайзинг»: первая группа - 64%, вторая группа - 55 %;

- «Сбор средств и пожертвований»: первая группа - 64%, вторая группа - 62%;

- «Добровольчество в сфере образования»: первая группа - 52%, вторая группа - 47%.

Учитывая, что среди респондентов были молодые горожане, имеющие волонтерский опыт, интерес представляет определение мотивов личного участия в волонтерской деятельности:

- «Мне приятно дарить людям радость»: первая группа - 71%, вторая группа - 35%;

- «Хочу помогать нуждающимся людям»: первая группа - 63%, вторая группа - 47%;

- «Для собственного удовольствия»: первая группа – 54%, вторая группа - 20%;

- «Хочу познакомиться с новыми людьми»: первая группа - 39%, вторая группа - 12%;

- «Хочу бороться с определенной проблемой»: первая группа - 37%, вторая группа – 6%.

Как известно, в России волонтерство находится на первичном этапе распространения. Поэтому актуальным явился вопрос о субъектах организации волонтерской деятельности. В число наиболее популярных ответов респонденты отнесли:

- «Молодежные организации»: первая группа - 72%, вторая группа - 63%;

- «Координаторов по волонтерской деятельности»: первая группа - 68%, вторая группа - 35%;

- «Людей с активной жизненной позицией»: первая группа - 67%, вторая группа - 43%.

К числу наиболее популярных методов стимулирования волонтерской деятельности респонденты отнесли следующие варианты ответов:

- «Пропагандировать волонтерство через социальную рекламу»: первая группа - 67%, вторая группа - 64%;

- «Реализовывать образовательную программу по подготовке волонтеров»: первая группа - 67%, вторая группа - 22%;

- «Улучшить организацию»: первая группа - 51%, вторая группа - 52%;

- «Подключать СМИ»: первая группа - 50%, вторая группа - 44%;

- «Публично выражать благодарность и награждать за лучшую деятельность»: первая группа - 45%, вторая группа - 35%.

Важным в проведенном исследовании был вопрос относительно места образовательной программы для волонтеров. Так, 94% респондентов, которые освоили образовательную программу «Школа волонтеров», и 79% респондентов, которые не являлись участниками обозначенной выше образовательной программы, считают, что необходимо организованно проводить подготовку волонтеров.

Респондентам из числа слушателей «Школы волонтеров» был задан открытый вопрос о наиболее интересных занятиях и полезных навыках, приобретенных в процессе обучения. Были получены следующие ответы:

- «Получена исчерпывающая информация о волонтерстве: понятие, виды, формы, права и обязанности волонтеров» - 32%;

- «Сформированы основы коммуникативных навыков: знакомство, общение» - 20%;

- «Приобретены навыки социального проектирования, которые преобразовались в авторские социальные проекты» - 18%;

- «Получены позитивные эмоции» - 10%;

- «Проведены полезные и интересные тренинги» - 6%.

Итак, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Волонтерство представляет социальный институт формирования и развития социальной активности, повышения уровня осознанности жизни и личной ответственности, воспитания честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, умеренности и добра. Однако, волонтёрское движение в малых городах, в частности, и в современной России, в целом, не представляет собой консолидированную социально-полезную деятельность. В качестве преодоления этой проблемы, в перспективе видится развитие системы организованного добровольчества как хорошо спланированного и управляемого процесса, направленного на привлечение граждан и общественных объединений для участия в формировании и реализации государственной социальной политики, развитие гражданских инициатив и, как следствие, развития гражданского общества.

2. Для реализации организованного волонтерства на городском уровне в социально-образовательное пространство должно быть внедрено теоретическое и технологическое обучение и психологическая подготовка волонтеров из числа всех социально-демографических групп горожан.

3. Уровень и качество развития волонтерства в современном мире зависит от качества подготовки и обучения волонтеров. Анализ исследования показал эффективность реализации образовательной программы «Школа волонтеров», которая проявилась в активности добровольцев, качестве знаний и степени информированности о добровольчестве.

1 Фандрайзинг - это организация некоммерческим фондом или инициативной группой сбора средств на лечение конкретного больного, обычно - ребенка, или для помощи пациентам, страдающим конкретным заболеванием.

Просмотров работы: 1941